Влияние учебного натюрморта на развитие художественных умений средствами декоративного натюрморта в 6 классе
статья по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Одной из основных задач образования является обучение изобразительному искусству, развития художественных умений, эстетическое воспитание подрастающего поколения. Развитие художественных умений – это сложный и продолжительный процесс, школьники приобретают первые художественные впечатления, изучая различные виды художественной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние учебного натюрморта на развитие художественных умений средствами декоративного натюрморта в 6 классе

 

На уроках изобразительного искусства у обучающихся развиваются художественные умения, эстетический вкус, чувство цвета, и видение красоты, особенно это ярко проявляется при изображении натюрморта. Важная ценность натюрморта состоит в том, что он представляет предметный мир, через который школьники познают художественное восприятие мира. Это можно передать через образ натюрморта.  

Существует множество вариантов изображения «натюрморта». Натюрморт может быть декоративным, формальным, реалистичным, выполненный в стиле импрессионистов или кубизма.

Главная задача натюрморта – это привлечение внимания, воздействие на чувства, передача видения школьником окружающего мира. Для развития творческих способностей нужно применять как учебные, так и художественные задачи в создании натюрморта.

Декоративный натюрморт может помочь в развитии художественных умений у учащихся. Процесс развития художественных умений у учащихся протекает по-разному, в связи с чем, необходимо давать коллективные и индивидуальные задания, создавать неординарные мультимедийные презентации. Л.С. Выготский указывает, что в развитии детского творчества, нужно соблюдать принцип свободы. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов [2, с.74]. Умение организовать учебный процесс так, чтобы интерес учащихся не ослабевал, является педагогическим мастерством.

При изучении натюрморта, главное дать учащимся наиболее интересную информацию и наиболее необычный подход к теме, чтобы заинтересовать его. Потому что когда обучающиеся заинтересован в теме урока, он начинает творить и тогда его художественные умения начнут развивать не принудительно, а самостоятельно.

Главной задачей натюрморта является расширение знание о цветовой природе, декоративности и символичности, за счет этого будет развитие художественного умения, воображения и фантазии.

Методическими основами формирования художественных умений на уроках рисования являются: упражнения в искусстве, решение учебных и творческих задач, разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, собственное творчество преподавателя. Натюрморт может нам в этом помочь, можно давать задание на составление композиции натюрморта, что будет развивать аналитические способности, подбор цветовой гаммы, что помогает развивать колористические умение, что и составляет в совокупности художественные умения [3]. Все сказанное выше, подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного применения формирующих методов на уроках рисования, для обеспечения наибольшей эффективности учебного процесса, направленного на развитие творческого воображения средствами декоративного натюрморта, а вместе с ними и положительных личностных качеств учащихся.

Важно помнить, что создание образа – это сложный процесс отбора и осмысления того, как и каким путем, с помощью чего, каких средств создается выразительный образ, который должен быть не точной копией натурной постановки, а результатом творческого переосмысления натуры. Но также художественное образование и эстетическое воспитание, учащихся — это взаимосвязанный процесс обучения, развития и воспитания. Эти составляющие являются необходимой частью развития у ребенка логического, эмоционального, осознанного и чувственного понимания действительности.

В процессе изображения натюрморта ученики знакомятся с разнообразными выразительными средствами, получают знания в области построения цветовых гармоний, опираясь на цветовой круг с последующими вариантами решения колорита постановки, учатся определять цветовой ритм и контрастами выделять главное, уравновешивать цвета [4, с.227].  

Таким образом, благодаря изображению натюрморта, у учащихся развиваются художественно-творческие способности, художественно-образное восприятие цвета, что является необходимым условием дальнейшей изобразительной деятельности, способствующей логическому мышлению и чувственно-эмоциональному развитию личности.  

Б.Г. Ананьев считает, что творческий процесс – это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности [1]. На занятиях по изобразительному искусству важно проследить, как происходит придумывание, фантазирование на заданную тему, решение задачи, каким образом достигается результат.

Творческие работы учеников и наши наблюдения показали, что учащиеся не только овладевают различными техниками и композиционным решением, но они еще и приобретают уверенность в собственных возможностях и художественных умениях. Все эти особенности декоративного натюрморта развивают художественные умения у школьников, формируют эстетические качества.

Таким образом, декоративный натюрморт очень важен в развитии художественных умений у школьников в 6 классе и объясняется самой необычностью жанра. Во-первых, декоративный натюрморт помогает понять строение предметов и научится передавать объем предметов. Во-вторых, развитие художественных умений учащихся помогает привить любовь к изобразительной деятельности, а также развивать аналитические способности школьника. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что декоративный натюрморт помогает в развитии художественных умений и способствует познавательно-творческой активности у школьников.

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства //  Человек: образ и сущность. – М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН. 2001. – С.251-261.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  3. Ильина Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учеб. для бакалавров: для вузов. – М.: Юрайт, 2012. – 473 с.
  4. Казакова Т.Г. Развитие у детей творчества. – М.: Просвещение, 1987. – 227 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-эстетических умений на уроках декоративного рисования

На уроках декоративного рисования у учащихся развиваются умения воплощать в художественно-изобразительной форме свои творческие замыслы. Цель исследования: показать развитие художественно-эстетических...

УЧЕБНЫЕ ВЫСТАВКИ ПО ХИМИИ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ В НЕПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

Интерес к изучению химии у учащихся непрофильных 10-11 классов в последние годы существенно снизился, поэтому учителя активно ищут способы и средства решения этой проблемы. Опираясь на 20-летний опыт ...

Мастер-класс. Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся

.   Школа должна научить учится всю жизнь.Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать н...

Доклад на тему : Развитие творческих способностей средствами декоративно – прикладного творчества.

Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования « Дома детского творчества»....

Влияние Октябрьской революции на развитие художественной культуры

Влияние Октябрьской революции на развитие художественной культурыЦель:    Октябрьская революция оказала огромное воздействие на развитие искусства. Изменения духовной жизни охватили все...

Доклад на тему " Развитие творческих способностей средствами декоративно – прикладного творчества".

                               Доклад на тему       Развитие творческих способносте...

Методическая разработка по предмету «Рисунок» 3 год обучения «Ритм как средство художественной выразительности в создании графического произведения» (на примере создания декоративного натюрморта).

Методическая разработка по предмету «Рисунок» 3 год обучения «Ритм как средство художественной выразительности в создании графического произведения» (на примере создания декора...