Влияние Октябрьской революции на развитие художественной культуры
презентация к уроку по истории (9 класс) на тему

Евсеева Евгения Вячеславовна

Влияние Октябрьской революции на развитие художественной культуры

Цель:    Октябрьская революция оказала огромное воздействие на развитие искусства. Изменения духовной жизни охватили все отрасли культуры: Музыку, кино, архитектуру, литературу и изобразительное искусство. В 20-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное искусство, - на котором мы хотим остановиться подробнее, так как эта тема до сих пор остаётся мало изученной. Поэтому в дальнейшем мы планируем написать исследовательскую работу.

Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой, которые, казалось бы, должны были снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс.

Особое значение имело украшение агитпоездов и агитпароходов. Массовый отклик находило искусство плаката. В условия информационного голода наглядная агитация несла гражданам новости с фронтов. Плакаты знаменитых «окон РОСТа» и подписи к ним делали лучшие художники страны. Полем для наглядной агитации стали предметы быта. Некоторые художники расписывали ложки, чашки, блюдца, тарелки, пропагандистскими лозунгами и революционной символикой.

Развиваются и основные формы живописи. На пути станковой живописи в первые годы советской власти в силу многих причин встречались трудности. Прежде всего, потому, что футуристы, имевшие большой авторитет в искусстве этого периода, отвергали станковую картину как “продукт буржуазного строя”. “Беспредметники” естественно, вообще отрицали живопись, среди сторонников которой не было никакого единства, тогда как футуристы, кубисты, абстракционисты были инициативней и сплоченней, они держали в своих руках многие печатные органы и выставочные помещения. Со всеми этими трудностями и приходилось бороться тем художникам, которые создавали новую советскую живопись, продолжая реалистические традиции

 Искусство, подчиненное партийно-идеологическому контролю, обязано было следовать единственному художественному направлению- социалистическому реализму, т.е  жизнь следовало отображать не такой, какая она была в действительности, а какой она должна была быть при социализме. Произведения, которые  не несли ярко выраженной политической направленности, рассматривались как сомнительные. Многие талантливые произведения, созданные  в те годы, дошли до зрителя, читателя не сразу. Произведения Замятина, Пильняка, Бабеля, Мандельштама, работы Малевича и Корина не выставлялись в родной стране. К сожалению, подобного рода живопись, тяготеющая к натуралистической передаче достоверности, оказала пагубное влияние на развитие живописи в следующем десятилетии.

 

 

 

 

20-е годы - один из самых интересных периодов в истории советского изобразительного искусства, которое только начало поиски своих путей; время существования самых разных группировок со своими платформами, манифестами, системой выразительных средств.

Организация, стоящая на революционных позициях, АХРР (Ассоциация художников революционной России, с 1928 г. АХР - Ассоциация художников революции), возникла в 1922 г. на основе Товарищества передвижных художественных выставок и Ассоциации по изучению современного революционного быта. В декларации АХРР объявлялось гражданским долгом мастера “художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве”. И они действительно стремились художественно-документально запечатлеть жизнь и быт рабочих, крестьян, красноармейцев.

“Ахрровцы”, как правило, работали во всех основных жанрах советской живописи. тематика. Создателем живописной “Ленинианы” был И. И. Бродский. Вне зависимости от идеологических установок некоторые работы Бродского имеют несомненную художественную ценность (“В. И. Ленин в Смольном” 1930 г.). Основоположником советской батальной живописи стал М. Б. Греков “Тачанка” 1925 г ) (АХРР объединяла в основном художников передвижнического направления, старшего и среднего поколения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

20 - 30-е годы вошли в историю советского государства как период осуществления повышение, по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное торжество марксистско-ленинского учения. Государственная идеология выдвинула в качестве главного художественного метода так называемый социалистический реализм – очередной вариант академического искусства, призванный воспитывать людей в духе коммунистической морали. Наступила эпоха тоталитаризма, когда любые формы культуры, не укладывавшиеся в нормы соцреализма, могли существовать только в нелегальных условиях.

В заключение можно сделать следующие выводы:

Революция в октябре 1917 года, приведшая к власти коммунистов, изменила направление развития русской  живописи. В первой половине 20-х годов художники и еще продолжали эксперименты и поиски, создавали новые группы и объединения. Однако, во второй половине двадцатых годов, художественная жизнь начала испытывать все нарастающее идеологическое и административное давление государства. Многие деятели искусства были вынуждены уехать за границу, а оставшиеся подверглись травле в печати, некоторые были арестованы. Основной удар приняли на себя те, кто тяготел к абстрактным формам изобразительного искусства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что влияние революции 1917 года на культуру было огромным. Фактически, революция полностью изменила направления развития русской культуры, выдвинув на первый план проблему создания новых форм и выразительных средств, с целью пропаганды советской власти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

АХРР: сборник воспоминаний, статей и документов. - Москва : Наука, 1973. – 450с.

Бабурина, Н.М. Русский плакат. Вторая половина 19 - начало 20 века.- Ленинград : Прогресс, 1988.- 320с.

Бровкин, В.Н. Культура новой элиты, 1921-1925 гг. // Вопросы истории. – 2004. - № 8. – С. 83 - 99

Бутник-Сиверский, Б. С. Советский плакат эпохи Гражданской войны 1918 - 1921. – Москва : Искусство, 1960.- 320с.

История русской культуры. – Москва : Наука, 1990.-550с.

История русского искусства: в 2 т. – Т.2 / М.М.Ракова.- Москва : Знание, 1981.- 520с.

Качановский, В.В. История культуры России.- Минск : Новое знание, 1997.-430с.

Ким, М. П. Великий Октябрь и культурная революция в СССР. – Москва : Наука, 1967.-450с.

Назаров, А. И. Октябрь и книга. Создание советских издательств и формирование массового читателя (1917 - 1923). – Москва : Искусство, 1968.-

Пинегина, Л.А. Советский рабочий класс и художественная культура, 1917 - 1932. – Москва : Наука, 1984.- 238с.

Плаггенборг, Ш. Революция и Культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма: в 2 т., Т. 2, Санкт- Петербург : Издательский дом Бурминцева, 2000 - 416 с.

/ Музееведение. Из истории охраны и исследования культурного наследия РСФСР. Сборник научных трудов. – Москва : Наука, 1987.- 430с.

Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура – Москва : ВЛАДОС, 2002.-539с.

Ростовцева И. Участие художников в организации и проведении праздников 1 Мая и 7 Ноября в Петрограде в 1918 г.- Москва : Просвещение, 1984.- 328с.

Филимонова, С.В. История мировой культуры. – Мозырь : Белый ветер, 1998.- 438с.

Художественная культура XVIII – начала XX века.- Минск :Аверсэв, 2007.- 540с.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Октябрьская революция

Урок комбинированный, расчитан на активную работу учеников с историческими документами, статистикой....

тест по теме "Октябрьская революция"

Данный тест соответствует структуре ЕГЭ, может использоваться для контроля знаний по теме "Октябрьская революция"...

Октябрьская революция в России

Презентация к уроку истории России в 9 классе....

Октябрьская революция шаг вперёд или шаг назад .Урок-суд

Это урок суд .На котором детям предлагается самим решить .Октябрьский переворот благодля России или величайшая трагедия....

Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся"

Автор работы убеждена, что при создании необходимых условий для самореализации каждого ученика через использование   нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искус...

Влияние учебного натюрморта на развитие художественных умений средствами декоративного натюрморта в 6 классе

Одной из основных задач образования является обучение изобразительному искусству, развития художественных умений, эстетическое воспитание подрастающего поколения. Развитие художественных умений &ndash...