"Изобразительное искусство". Рабочая программа для 5-7 классов. ФГОС 3+»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)

Быкова Вера Владимировна

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе примерной рабочей программы основного общего образования «Изобразительное искусство для 5-7 классов образовательных организаций» (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.). Программа соответствует государственным требованиям и основывается на следующих нормативных документах и методических рекомендациях:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», обновленный от 16 апреля 2022 года, приказом министерства Просвещения от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрирован 20.04.2021 № 63180);

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;

Устав МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)»;

Учебный план МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)»;

Положение об образовательных программах основного общего образования МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)» от 25.05.2022 г.

Обучение по предмету «Изобразительное искусство» осуществляется по УМК: «Изобразительное искусство» под редакцией Неменского Б.М. для 5-8 классов:

Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [Б. М. Неменский и др.]. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2020.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rup_izo.docx77.02 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 12

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

(для обучающихся 5-7 классов)

Срок освоения 3 года


Содержание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»        2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»        2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»        3

5 класс        3

6 класс        5

7 класс        7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»        10

Личностные результаты        10

Метапредметные результаты        11

Предметные результаты        13

5 класс        13

6 класс        15

7 класс        18

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        21

5 класс (34 часа)        21

6 класс (34 часа)        22

7 класс (34 часа)        23


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Учебный предмет «Изобразительное искусство» развивает визуально-пространственное мышление учащихся как форму эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, форму самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными  художественными  материалами.

Программа по предмету «Изобразительное искусство» направлена на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Целью изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

освоение художественной  культуры  как  формы  выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества;

формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;

формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;

приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись,    графика,    скульптура),    декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);

формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;

овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;

развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;

воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

5 класс

«Декоративно-прикладное и народное искусство»

Декоративно-прикладное искусство и его виды. Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей.

  1. Древние корни народного искусства

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного  искусства. Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом. Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта, их значение в характере труда и жизненного уклада. Образно-символический язык народного прикладного искусства. Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства. Конструкция избы, единство красоты и пользы — функционального и символического — в её постройке и украшении. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Устройство   внутреннего   пространства   крестьянского   дома. Декоративные  элементы  жилой  среды. Определяющая роль природных материалов для конструкции и декора традиционной постройки жилого дома в любой при родной среде . Мудрость соотношения характера постройки, символики её декора и уклада жизни для каждого народа. Народный праздничный костюм. Образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского. Традиционная конструкция русского женского костюма — северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны. Искусство народной вышивки. Вышивка в народных  костюмах и обрядах. Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке. Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах  вышивки. Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны. Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества.

Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву, вышивки. Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Выполнение рисунков — эскизов орнаментального декора крестьянского дома.

Выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментально-символического оформления.

Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черт национального своеобразия.

Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного проекта на тему традиций народных праздников.

  1. Народные художественные промыслы

Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство и ремесло. Традиции культуры, особенные для каждого региона. Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов народов России. Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён и др.). Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов. Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки. Местные промыслы игрушек разных регионов страны. Роспись по дереву. Хохлома. Краткие сведения по истории хохломского промысла. Травный узор, «травка» — основной мотив хохломского орнамента . Связь с природой . Единство формы и декора в произведениях  промысла. Последовательность выполнения травного орнамента. Праздничность изделий «золотой  хохломы». Городецкая роспись по дереву. Краткие сведения по истории. Традиционные образы городецкой росписи предметов  быта. Птица и конь — традиционные мотивы орнаментальных композиций. Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи. Посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по истории промысла. Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора. Природные  мотивы росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии. Роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей. Приёмы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных букетов. Эффект освещённости и объёмности изображения. Древние традиции художественной обработки металла в  разных регионах страны. Разнообразие назначения предметов и художественно-технических приёмов работы с металлом. Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра — роспись шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше. Происхождение искусства лаковой миниатюры в России. Особенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры. Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных промыслов. Отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических, духовных и культурных традиций. Народные художественные ремёсла и промыслы — материальные и духовные ценности, неотъемлемая часть культурного наследия России.

Выполнение рисунков основных элементов традиционных народных художественных промыслов.

Создание  эскизов  изделий по  мотивам   избранного   промысла.

  1. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов

Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и ремесла, уклада жизни людей. Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и символика орнаментов в культуре разных эпох. Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обществе и характера деятельности в его костюме и его украшениях. Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта — в культуре разных эпох.

Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного проекта на тему культуры разных исторических эпох.

  1. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указующий или декоративный знак. Государственная символика и традиции геральдики. Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды. Значение украшений в проявлении образа человека, его характера, самопонимания, установок и намерений. Декор на улицах и декор помещений. Декор праздничный и повседневный. Праздничное оформление школы.

Создание  эскизов  авторских изделий для декора.

Выполнение индивидуального или коллективного проекта на тему праздничного и повседневного оформления.


6 класс

«Живопись, графика, скульптура»

Пространственные  и  временные  виды  искусства. Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств, их место и назначение в жизни людей. Основные виды живописи, графики  и  скульптуры  Художник и зритель: зрительские умения, знания и творчество зрителя.

  1. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства

Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства. Рисунок — основа изобразительного искусства и мастерства художника. Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок. Навыки размещения рисунка в листе, выбор формата. Тон и тональные отношения: тёмное — светлое. Ритм и ритмическая организация плоскости листа. Основы цветоведения: понятие цвета в художественной деятельности, физическая основа цвета, цветовой круг, основные и составные цвета, дополнительные цвета. Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве: холодный и тёплый цвет, понятие цветовых отношений; колорит в живописи. Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура. Статика и движение в скульптуре . Круглая скульптура . Произведения  мелкой  пластики. Виды  рельефа.

Выполнение набросков и рисунков с натуры. Зарисовки простых предметов.

Выполнение линейных  графических и живописных рисунков.

Создание  эскизов авторских скульптурных изделий.

  1. Жанры изобразительного искусства

Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для сравнения и анализа произведений изобразительного искусства. Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства. Натюрморт. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве. Основы графической грамоты: правила объёмного изображения предметов на плоскости. Линейное построение предмета в пространстве: линия горизонта, точка зрения и точка схода, правила перспективных сокращений. Изображение  окружности  в  перспективе. Сложная пространственная форма и выявление её  конструкции. Линейный рисунок конструкции из нескольких геометрических тел. Освещение как средство выявления объёма предмета. Понятия  «свет»,  «блик»,  «полутень»,  «собственная  тень»,  «рефлекс», «падающая тень». Особенности освещения «по свету» и «против  света». Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков. Особенности графических  техник. Печатная  графика. Живописное изображение натюрморта. Цвет в натюрмортах европейских и отечественных живописцев. Портрет. Портрет, как образ определённого реального человека. Изображение портрета человека в искусстве разных эпох. Выражение в портретном изображении характера человека и мировоззренческих идеалов эпохи. Великие  портретисты  в  европейском  искусстве. Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве. Великие портретисты в русской живописи. Парадный и камерный портрет в живописи. Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в. — отечественном и европейском. Построение головы человека, основные пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы. Построение частей тела человека. Пропорции фигуры взрослого человека и ребенка. Фигура в движении. Графический портрет в работах известных художников. Разнообразие графических средств в изображении образа человека. Роль  освещения  головы  при  создании  портретного  образа. Свет и тень в изображении головы человека. Портрет  в  скульптуре. Выражение характера человека, его социального положения и образа эпохи в скульптурном портрете. Значение свойств художественных материалов в создании скульптурного портрета. Живописное изображение портрета. Роль  цвета  в  живописном портретном образе в произведениях выдающихся живописцев. Пейзаж. Особенности изображения пространства в эпоху Древнего мира, в средневековом искусстве и в эпоху Возрождения. Правила построения линейной перспективы в изображении пространства. Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажа. Особенности изображения разных состояний природы и её освещения. Романтический пейзаж . Морские пейзажи И. Айвазовского. Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов. Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы. Живописное изображение различных состояний природы. Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. История становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в. Становление образа родной природы в произведениях А. Венецианова и его учеников: А. Саврасова, И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и её значение для русской культуры. Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины. Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров. Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие  графических  техник. Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в понимании образа города. Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия. Задачи охраны культурного наследия и исторического образа в жизни современного города. Наблюдательная перспектива и ритмическая организация плоскости изображения. Бытовой жанр в изобразительном искусстве. Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни. Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художник. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине. Образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине и роль картины в их утверждении. Композиция как целостность в организации художественных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения. Исторический жанр в изобразительном искусстве. Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества. Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др. Историческая картина в русском искусстве XIX в. и её особое место в развитии отечественной культуры. Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»,  исторические картины в творчестве В. Сурикова и др. Исторический об раз России в картинах ХХ в. Этапы длительного периода работы художника над исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом.

Рисование геометрических тел на основе правил линейной перспективы. Рисунок сложной формы предмета как соотношение простых геометрических фигур.

Рисунок  натюрморта  графическими  и живописными материалами  с  натуры или по представлению.

Графический и живописный портретный рисунок с натуры или по памяти.

Создание композиционного живописного пейзажа своей Родины.

Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы.

Рисование городского пейзажа.

Разработка эскизов композиции на историческую тему с опорой на собранный материал по задуманному сюжету.

  1. Библейские темы в изобразительном искусстве

Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной истории в европейской культуре. Вечные темы и их нравственное и духовно-ценностное выражение как «духовная ось», соединяющая жизненные позиции разных поколений. Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др. Библейские темы в  отечественных  картинах  XIX  в. (А. Иванов «Явление Христа народу», И. Крамской «Христос в пустыне», Н. Ге  «Тайная вечеря», В. Поленов «Христос и грешница»). Иконопись как великое проявление русской культуры. Язык изображения в иконе — его религиозный и символический смысл. Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия. Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира в изобразительном искусстве.

Выполнение проектной работы в формате доклада по творчеству выдающихся мастеров библейской темы в изобразительном искусстве.

7 класс

«Архитектура и дизайн»

Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки — конструктивные искусства.  Возникновение архитектуры  и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметно-пространственной среды жизни людей. Единство функционального и художественного в архитектуре и дизайне — целесообразности и красоты. Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества. Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные исторические эпохи.

  1. Графический дизайн

Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы формальной композиции в конструктивных искусствах. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических фигур, без предметного содержания. Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов. Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость композиции. Роль цвета в организации композиционного пространства. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы как изобразительно-смысловой символ. Шрифт  и  содержание  текста. Стилизация  шрифта. Типографика. Понимание  типографской  строки  как  элемента плоскостной композиции. Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный  язык  плаката. Композиционный  монтаж  изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной открытке. Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических  фигур на плоскости.

Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ.

Выполнение  аналитических  и  практических  работ  по  теме «Буква  —  изобразительный  элемент  композиции».

Рисунок социальных плакатов на выбранную тему.

  1. Макетирование объёмно-пространственных композиций

Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Макетирование. Введение в макет  понятия  рельефа  местности и способы его обозначения на макете. Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей. Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора — стоечно-балочная конструкция — архитектура сводов; каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и язык современной архитектуры). Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком. Дизайн предмета как  искусство  и  социальное  проектирование. Анализ формы через выявление сочетающихся объёмов. Красота — наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития технологий и материалов  на  изменение  формы предмета.  Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета.

Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций.

Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.

Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления.

  1. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры  разных народов и  эпох. Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметно-пространственной среде жизни разных народов. Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра. Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Роль цвета  в  формировании  пространства. Схема-планировка и реальность. Современные поиски новой эстетики в градостроительстве.  Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей .

Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города. Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.  Интерьер и предметный  мир  в  доме. Назначение  помещения и построение его интерьера. Дизайн  пространственно-предметной среды интерьера. Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение стиля жизни его хозяев. Зонирование интерьера — создание многофункционального пространства. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа). Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка ландшафтных проектов. Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды  жизнедеятельности людей.

Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения.

Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего. Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» в виде создания коллажно- графической композиции или дизайн-проекта оформления витрины магазина.

Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции.

Выполнение  творческого проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы-чертежа.

  1. Образ человека и индивидуальное проектирование

Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Дизайн и архитектура — средства организации среды жизни людей и строительства нового мира. Дизайн предметной среды в интерьере частного дома. Мода и культура как параметры создания собственного костюма  или  комплекта  одежды. Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования массовым сознанием. Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и подростковая мода.  Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль  фантазии  и вкуса в подборе одежды. Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью.

Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада.

Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды».

Выполнение практической творческой работы по созданию разного образа одного и того же лица средствами грима.

Создавать средствами грима образа сценического или карнавального персонажа.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Личностные результаты

  1. Патриотическое воспитание.

Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном  и  изобразительном  искусстве.   Воспитание  патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.

  1. Гражданское воспитание.

Программа по изобразительному искусству направлена на активное  приобщение  обучающихся  к  ценностям  мировой  и отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.

  1. Духовно-нравственное воспитание.

В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.

  1. Эстетическое воспитание.

Эстетическое — это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.

  1. Ценности познавательной деятельности.

В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т.е. в соответствии со специальными установками, видеть  окружающий  мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе  учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

  1. Экологическое воспитание.

Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.

  1. Трудовое воспитание.

Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы.

В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками.

Метапредметные результаты

  1. Овладение универсальными познавательными действиями.

Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:

сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;

характеризовать форму предмета, конструкции;

выявлять положение предметной формы в пространстве;

обобщать форму составной конструкции;

анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;

структурировать предметно-пространственные явления;

сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;

абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.

Базовые логические и исследовательские действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;

сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;

классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;

ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме;

самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.

Работа с информацией:

использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;

использовать электронные образовательные ресурсы;

уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;

самостоятельно готовить информацию на заданную или вы бранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях .

  1. Овладение универсальными коммуникативными действиями.

понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;

вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;

публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;

взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.

  1. Овладение универсальными регулятивными действиями.

Самоорганизация:

осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели, совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;

планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;

меть организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Самоконтроль:

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.

Эмоциональный интеллект:

развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;

уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;

развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;

признавать своё и чужое право на ошибку;

работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.

Предметные результаты

5 класс

знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства:   народного,   классического,   современного,   искусства промыслов; понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде;

иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира;

характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративно-прикладного искусства;

уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно-пространственной среды;

распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость); уметь характеризовать  неразрывную связь декора и материала;

распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.;

знать специфику  образного  языка  декоративного  искусства — его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения;

различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный;

владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;

знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;

овладеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного  обобщённого  изображения   представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;

знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом;

уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);

знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры;

иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта;

освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;

осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности;

знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов, например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение дета- лей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом;

иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности — быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративно-прикладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условиями и сложившийся историей;

объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни;

рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и искусства;

называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов;

характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов;

уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло;

различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;

объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов;

иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов;

уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;

 характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа;

понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики;

уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение;

ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; различать по  материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен;

овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников.


6 класс

характеризовать различия между пространственными и временными видами искусства и их значение в жизни людей;

объяснять причины деления пространственных искусств на виды;

знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в жизни людей;

различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры;

осознавать значение материала в создании художественного образа; уметь различать и объяснять роль художественного материала в произведениях искусства;

иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости, фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также использовать возможности применять другие доступные художественные материалы;

иметь представление о различных художественных техниках в использовании художественных материалов;

понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;

иметь опыт учебного рисунка — светотеневого изображения объёмных форм;

знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические тела на двухмерной плоскости;

знать понятия графической грамоты изображения предмета «освещённая часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в практике рисунка;

понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального анализа;

обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого;

иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии;

иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу или как самостоятельное творческое действие;

знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета, дополнительные цвета — и значение этих знаний для искусства живописи;

определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и акварелью;

иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных;

объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры;

объяснять  разницу  между  предметом  изображения,  сюжетом и содержанием произведения искусства;

характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории человечества и приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового времени;

рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли натюрморта в отечественном искусстве ХХ в., опираясь на конкретные произведения отечественных художников;

знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;

знать об освещении как средстве выявления объёма предмета; 6 иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств выразительности;

иметь опыт создания графического натюрморта;

иметь  опыт  создания  натюрморта  средствами  живописи;

иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи как последовательности изменений представления о человеке;

сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и Нового времени;

понимать, что в художественном портрете присутствует также выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника;

узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.);

уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном искусстве, называть имена великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский,  В. Тропинин,  К.   Брюллов,  И.   Крамской,  И.   Репин, В. Суриков, В. Серов и др.);

знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы, скелета человека;

иметь представление о способах объёмного изображения головы человека, фигуры человека в полный рост, создавать зарисовки объёмной конструкции головы и всего тела; понимать термин «ракурс» и определять его на практике;

иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении характера человека и образа эпохи в скульптурном портрете;

иметь начальный опыт лепки головы человека;

приобретать опыт графического портретного  изображения как нового для себя видения индивидуальности человека;

иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека;

меть характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании художественного образа;

иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета;

иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в. — западном и отечественном;

 иметь представление и уметь сравнивать изображение пространства в эпоху Древнего мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения;

знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке;

определять содержание понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и высокий горизонт, перспективные сокращения, центральная и угловая перспектива;

знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;

характеризовать особенности изображения разных  состояний природы в романтическом пейзаже и пейзаже творчества импрессионистов и постимпрессионистов;

иметь  представление  о  морских  пейзажах  И. Айвазовского;

иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы;

знать и уметь рассказывать историю пейзажа в русской живописи, характеризуя особенности понимания пейзажа в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и художников ХХ в. (по выбору);

уметь объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ отечественной природы и каково его значение в развитии чувства Родины;

иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний природы;

иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и представлению;

иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению;

иметь опыт изображения городского пейзажа — по памяти или представлению;

обрести навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа;

понимать и объяснять роль  культурного  наследия  в  городском пространстве, задачи его охраны и сохранения;

характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных эпох и народов;

уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись», «монументальная живопись»; перечислять основные жанры тематической картины;

различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;

иметь представление о композиции как целостности в организации художественных выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов художественного произведения;

объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни;

осознавать многообразие форм организации бытовой жизни и одновременно единство мира людей;

иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека в искусстве разных эпох и народов; различать произведения разных культур по их стилистическим признакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай, античный мир и др.);

иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их искусства;

характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько примеров произведений европейского и отечественного искусства;

обрести опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни, обучаясь художественной наблюдательности и образному видению окружающей действительности;

характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жизни общества; уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром произведений изобразительного искусства;

знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В. Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина;

иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных художников ХХ в.;

уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические темы, сюжеты об античных героях принято относить к историческому жанру;

узнавать  и  называть  авторов  таких  произведений,  как «Давид»  Микеланджело,  «Весна»  С. Боттичелли;

знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом;

иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией;

знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства;

объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений;

знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских художников на библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и др.; в скульптуре «Пьета» Микеланджело;

знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства;

уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на библейские темы, таких как «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н. Ге, «Христос и грешница» В . Поленова и др.;

иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на библейские темы;

иметь знания о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее Рублёве, Феофане Греке, Дионисии;

воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение отечественной культуры;

объяснять творческий и деятельный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя;

уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека.

7 класс

характеризовать архитектуру и дизайн  как  конструктивные виды искусства, т.е. искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей;

объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека;

рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека;

рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе;

объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох;

объяснять понятие формальной композиции и её значение, как основы языка конструктивных искусств;

объяснять основные средства — требования к композиции;

уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции;

составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач;

выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту;

составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;

осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;

объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;

различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах;

объяснять выражение «цветовой образ»;

применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединённые одним стилем;

определять шрифт как графический  рисунок  начертания букв, объединённых общим стилем, отвечающий законам художественной композиции;

соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы);

применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции;

объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки; различать шрифтовой и знаковый виды логотипа; иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;

приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения;

иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; иметь практический творческий опыт образного построения  книжного  и  журнального  разворотов в качестве графических композиций;

иметь  опыт  построения  объёмно-пространственной  композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни;

выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по его чертежу;

выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки и её влияние на организацию жизнедеятельности людей;

знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений;

иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей;

иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды;

характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодоления;

знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей идентичности;

определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей;

знать различные виды планировки города; иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или графической схемы;

характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна;

объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства;

иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта;

объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного мира; объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна;

иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности человека;

объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде;

иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; характеризовать понятие моды в одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности;

иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме;

уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох;

иметь опыт выполнения  практических  творческих  эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач  (спортивной, праздничной, повседневной и др.);

различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь представление об имидж-дизайне, его зада чах и социальном бытовании; иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа; определять эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс (34 часа)

Тема

Кол-во

часов

Электронный

ресурс

Связь с программой воспитания

Древние корни народного искусства

11 часов

РЭШ

Формирование ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья

к своему отечеству;

- своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человек;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

Развитие        у

обучающихся:

- познавательных

мотивов, направленных на получение нового знания в области отечественной и мировой истории и культуры;

- внимания к ценностному аспекту изучаемых на уроках вопросов;

- умений работать с получаемой на уроке социально - значимой информацией;

- навыков обсуждения полученной на уроке информации,  личного высказывания своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- сохранение и воспроизведение культурных ценностей своей малой и большой Родины.

Народные художественные промыслы

11 часов

РЭШ

Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов

6 часов

РЭШ

Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека

6 часов

РЭШ


6 класс (34 часа)

Тема

Кол-во

часов

Электронный

ресурс

Связь с программой воспитания

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства

8 часов

РЭШ

Формирование ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья

к своему отечеству;

- своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человек;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

Развитие        у

обучающихся:

- познавательных

мотивов, направленных на получение нового знания в области отечественной и мировой истории и культуры;

- внимания к ценностному аспекту изучаемых на уроках вопросов;

- умений работать с получаемой на уроке социально - значимой информацией;

- навыков обсуждения полученной на уроке информации,  личного высказывания своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- сохранение и воспроизведение культурных ценностей своей малой и большой Родины.

Жанры изобразительного искусства

23 часа

РЭШ

Библейские темы в изобразительном искусстве

3 часа

РЭШ


7 класс (34 часа)

Тема

Кол-во

часов

Электронный

ресурс

Связь с программой воспитания

Графический дизайн

10 часов

РЭШ

Формирование ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья

к своему отечеству;

- своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человек;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

Развитие        у

обучающихся:

- познавательных

мотивов, направленных на получение нового знания в области отечественной и мировой истории и культуры;

- внимания к ценностному аспекту изучаемых на уроках вопросов;

- умений работать с получаемой на уроке социально - значимой информацией;

- навыков обсуждения полученной на уроке информации,  личного высказывания своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- сохранение и воспроизведение культурных ценностей своей малой и большой Родины.

Макетирование объёмно-пространственных композиций

9 часов

РЭШ

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

9 часов

РЭШ

Образ человека и индивидуальное проектирование

6 часов

РЭШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...

Рабочая программа по алгебре 8 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 8 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Программа рассчитана на 1 учебный год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса....

Программа по изобразительному искусству Б.М. Неменский 5-7 классы ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству (базовый уровень) для 5-7 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:1.         Федер...

Рабочая программа "Русский язык.10 класс. ФГОС", уровень- углубленный, авторская программа под редакций С.И. Львовой

Рабочая программа  " Русский язык. 10 класс. ФГОС" , уровень - углубленный, авторская программа под редакцией С.И. Львовой, количество часов 102, в неделю -3 часа...