Урок ИЗО в 5 классе «Народный праздничный костюм»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Представлена разработка урока ИЗО в 5 классе "Народный праздничный костюм", целью которого является познакомить обучающихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде; создание эскиза русского народного костюма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_v_5_kl._narodnyy_prazdnichnyy_kostyum.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: ИЗО
Класс 5
Тема: «Народный праздничный костюм»
Цель: Познакомить обучающихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде. Создание эскиза русского народного костюма.
Планируемые результаты:
В познавательной сфере:
- давать определение изученных понятий: костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, штаны-порты;
- описывать элементы народного костюма;
В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма.
УУД:
Личностные:
- Знание народных традиций;
- Чувство гордости за русскую культуру;
- Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Регулятивные:
- Ставить цель и анализировать условия достижения цели;
- Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- Прогнозировать ситуацию будущих событий.
Познавательные:
- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;
- Устанавливать причинно следственные связи;
- Давать определения понятиям.
Коммуникативные:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;
- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Формы работы:
Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма (женский или мужской).
Основные понятия: Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, порты.
Ресурсы: Учебник, раздаточный материал, презентация, рисунки с изображением русских народных костюмов, кукла, детали для создания костюма.
Технологическая карта изучения темы
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1 этап Мотивация к учебной деятельности (самоопределение) | Создание атмосферы психологической комфортности. Приветствует обучающихся. - Что такое, здравствуй? Лучшее из слов, Потому что, здравствуй, Значит, БУДЬ ЗДОРОВ! - Издавна, на Руси было принято входить в избу и желать здоровья хозяевам и гостям. Хочется пожелать здоровья всем присутствующим. - Здравствуйте! - Ребята, у меня в руках два смайлика, помашите мне рукой – у кого такое настроение (соответствует настроение этого смайлика). А для тех, у кого плохое настроение, давайте произнесем заветные слова «Раз, два, три – улыбка от души!» - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - Желаю всем хорошего настроения и плодотворной работы сегодня на уроке. | Приветствуют учителя, гостей. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Произносят заветные слова. | Метапредметные УУД: регулятивные: - самоопределение. |
2 этап Актуализация знаний. Определение темы урока | Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. - Чтобы плодотворно поработать на уроке, предлагаю вспомнить над какой темой работали мы с вами на прошлом уроке? (Русская народна вышивка) - Я предлагаю вам решить кроссворд на тему народная вышивка и вспомнить о чем мы говорили на прошлом уроке. (Решение кроссворда) - Молодцы! Справились с заданием. - Ребята, а где мы можем встретить с вами вышивку? (Полотенце, скатерть, костюм.) Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися. - Как вы думаете - Какова тема нашего урока? (народный костюм) - Всегда ли крестьянки носили одну и ту же одежду? На какие виды можно разделить одежду? (Повседневную и праздничную) - Когда надевалась праздничная одежда? (По праздникам) - Сегодня мы продолжим осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России и Тема нашего урока: «Народный праздничный костюм». - Ребята, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков русский народный костюм? - Сформулируем задачи нашего урока. Задачи: Продолжим… (осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России) Узнаем…. (о русском национальном костюме) Научимся… (создавать модель народного праздничного костюма) - Что будет результатом нашей работы на уроке? (Эскизы костюмов.) - Молодцы! Правильно! | Активизируют знания, полученные на прошлом уроке. Решают в группах кроссворд. Дети отвечают на вопросы и с помощью учителя формулируют тему и цель урока. Дети высказывают своё мнение в ответах на вопросы учителя, высказывают свои прогнозы о теме урока и результате работы. - Сегодня мы рассмотрим русские народные костюмы. Рассматривают изображения мужского и женского костюмов. - Определим из каких элементов состоит женский и мужской костюм. Рассматривают изображения костюмов народов России. - Определим различие костюмов разных территорий России. | Метапредметные УУД: регулятивные: - умение работать в группе; -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - обобщения на тему урока; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: - действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирование изучаемого материала; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; - самостоятельное выделение познавательной цели; - постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно. |
3 этап Изучение нового материала | Знакомит с новым материалом. - Русский национальный костюм используется с древних времён и до наших дней. Где мы можем увидеть русский народный костюм? - Всё в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. - Как вы думаете, из каких элементов состоит народный костюм и какую тайну хранит его нарядное узорочье? Сейчас мы с вами подробнее познакомимся с русским народным костюмом. Показ презентации и эскизов костюмов. - Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. - Рассмотрим мужской праздничный костюм. Основой мужского костюма была рубаха, шили ее из домотканого холста (шилась из белого льняного или конопляного полотна). Она доходила до колен и подвязывалась поясом. Шили её из белой, синей, красной ткани. Частью костюма были штаны (порты). Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами. Поверх носили верхние шелковые или суконные штаны. На ноги надевали лапти. На голову надевали шапку из сукна или войлока. - Женский костюм был намного сложнее и многослойнее. - Основа женского костюма – рубаха. Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала женщину. - В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали узорной полосой, тесьмой. - В праздничный наряд входили и так называемые душегрей – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики - А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс. Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник. Передник щедро украшался вышивкой - Большое внимание уделялось головным уборам. Для женщин разного возраста были разные уборы. Замужняя женщина должна была прятать волосы, а девушки могли оставлять их непокрытыми. Этим обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки и девичьего - в виде обруча или повязки. - Самым распространенным праздничным головным убором был кокошник – плотная твердая шапочка, украшенная жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Головной убор в южных районах – шапочки (сороки). | Продолжают знакомиться с традиционной культурой и искусством России. Изучают особенности русского народного костюма. | Предметные УУД - устанавливать причинно следственные связи; - давать определения понятиям; - правильно владеть художественными терминами; - сравнивать образцы; -находить общее и разное; - действия по отбору необходимой информации, моделированию изучаемого материала. Метапредметные УУД регулятивные: - отличать различные виды объектов выполняемого задания; -осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -умение грамотно (точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов. Личностные УУД - чувство гордости за русскую культуру; - умение управлять своей познавательной деятельностью. |
4 этап Первичное закрепление | - Давайте вспомним из чего состоит русский народный костюм? (Какие существуют основные элементы в русском народном костюме?) - Чем отличается «Северный» костюм от «Южного»? Демонстрация куклы в русском костюме. Предлагает игру «Наряди куклу». (Из предложенных элементов одежды необходимо составить ансамбль – костюм) - Замечательно, вот какой костюм у нас получился. | Называют элементы русского народного костюма. Приглашаются обучающиеся, которые выбирают необходимые элементы костюма и составляют наряд для куклы, вывешивают на доску. | Метапредметные УУД: регулятивные: - коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального результата) коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение грамотно (точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов. - формулирование в коммуникативной форме конкретной - умение сотрудничать с собеседниками, использование речевых средств общения. |
5 этап Творческая практическая деятельность (Самостоятельная работа) | Учитель дает самостоятельную творческую работу:
- А теперь на основе увиденного материала о костюме выполните эскиз русского народного праздничного костюма по выбору (мужской или женский). Украсьте свой костюм орнаментом. - В своих работах постарайтесь отобразить своё эмоциональное состояние. (При выполнении работы можно использовать шаблоны фигуры человека.) Показ выполнения работы (учитель представляет поэтапное выполнение эскиза костюма): - Данные показы вам помогут в поэтапном выполнении эскиза костюма. | Индивидуальная работа обучающихся. Демонстрируют умения работать над эскизом русского народного костюма, соблюдая определённый план своих действий. (Работа выполняется под русскую народную музыку.) | Предметные УУД: -владеют художественными материалами; -соблюдают пропорции. Метапредметные УУД регулятивные: - анализируют правильность выполнения задания; - управляют своим поведением и деятельностью; -осуществляют самоконтроль; познавательные: - проводят анализ своей творческой деятельности; -проводят сравнение, объясняя его критерии; коммуникативные: - слушают и понимают речь других; - умеют развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов. |
6 этап Итог урока. Рефлексия | Предлагает презентовать творческую работу. Организует обсуждение результатов работы, выполнения поставленной цели: - Чему мы учились на уроке? - Что нового и интересного узнали? - Какие существуют основные элементы в русском народном костюме? - Чем отличается «Северный» костюм от «Южного»? | Демонстрируют свою работу. Анализируют работы. Осознанно строят выводы. Выражают собственное мнение о работе и полученном результате Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их. Осуществляют итоговый контроль | Метапредметные УУД регулятивные: оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, оппонировать собеседнику. Личностные УУД: - нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. |
7 этап Домашнее задание | Задаёт и комментирует домашнее задание Предлагает найти материал о русских народных праздниках и обрядах. 1 уровень – просто найти; 2 уровень – представить в письменной форме; 3 уровень – представить в письменной форме с презентацией. | Выбирают уровень домашнего задания. | Метапредметные УУД регулятивные: - воспринимают информацию; - осознанно фиксируют информацию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ИЗО 5 класс "Народные праздничные гулянья"
Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в праздничные дни. Так в конце зимы , в период с конца февр...
5 класс "Народный праздничный костюм"
презентация основана на ранее полученных знаний.Для быстрого выполнения задания использую трафарет человека....
Конспект урока изо 5 класс "Народный праздничный костюм"
На уроке дети знакомятся с образным строем русского народного костюма, с символикой орнамента, цвета....
конспект урока в 5 классе "Русский праздничный костюм"
Цель: используя единый шаблон декорировать форму сарафана и кокошника.Задачи:Обучающие:Познакомить с элементами народного женского костюма XIX века.Научить пользоваться шаблонами.Рассказат...
Презентация к уроку в 5 классе "Народный праздничный костюм
В презентации содержится описание русского женского костюма северного и южного....
Методическая разработка урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"
Предлагаю вашему вниманию перезнтацию по заданной теме и технологическую карту урока , разработанные в соответствии с нормативами ФГОС. УМК под редакцией БМ. Неменского. Должна отметить, что уро...
конспект урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"
У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и п...