Урок ИЗО в 5 классе «Народный праздничный костюм»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Иванова Елена Васильевна

Представлена разработка урока ИЗО в 5 классе "Народный праздничный костюм", целью которого является познакомить обучающихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде; создание эскиза русского народного костюма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_v_5_kl._narodnyy_prazdnichnyy_kostyum.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: ИЗО

Класс 5

Тема: «Народный праздничный костюм»

Цель: Познакомить обучающихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение  символики и колорита в одежде. Создание эскиза русского народного костюма.

Планируемые  результаты:

В познавательной сфере:

- давать определение изученных понятий: костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, штаны-порты;

- описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма.

УУД:

Личностные: 

- Знание народных традиций;

- Чувство гордости за русскую культуру;

- Умение управлять своей познавательной деятельностью.

 Регулятивные: 

- Ставить цель и анализировать условия достижения цели;

- Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- Прогнозировать ситуацию будущих событий.

 Познавательные: 

- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

- Устанавливать причинно следственные связи;

- Давать определения понятиям.

 Коммуникативные: 

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Формы работы:

Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма (женский или мужской).

Основные понятия: Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, порты.

Ресурсы: Учебник, раздаточный материал, презентация, рисунки с изображением русских народных костюмов, кукла, детали для создания костюма.

Технологическая карта изучения темы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1 этап    Мотивация  к учебной деятельности

(самоопределение)

Создание атмосферы психологической комфортности.

Приветствует обучающихся.

- Что такое, здравствуй?

Лучшее из слов,

Потому что, здравствуй,

Значит, БУДЬ ЗДОРОВ!

- Издавна, на Руси было

принято входить в избу и желать здоровья хозяевам и гостям. Хочется пожелать здоровья всем присутствующим.

- Здравствуйте!

- Ребята, у меня в руках два смайлика, помашите мне рукой – у кого такое настроение (соответствует настроение этого смайлика).

А для тех, у кого плохое настроение, давайте произнесем заветные слова «Раз, два, три – улыбка от души!»

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- Желаю всем хорошего настроения и плодотворной работы сегодня на уроке.

Приветствуют учителя, гостей.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Произносят заветные слова.

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

- самоопределение.

2 этап

Актуализация

знаний.

Определение темы урока

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

- Чтобы плодотворно поработать на уроке, предлагаю вспомнить над какой темой работали мы с вами на прошлом уроке? (Русская народна вышивка)

- Я предлагаю вам решить кроссворд на тему народная вышивка и вспомнить о чем мы говорили на прошлом уроке.

(Решение кроссворда)

- Молодцы! Справились с заданием.

- Ребята, а где мы можем встретить с вами вышивку? (Полотенце, скатерть, костюм.)

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.

- Как вы думаете - Какова тема нашего урока? (народный костюм)

- Всегда ли крестьянки носили одну и ту же одежду?   На какие виды можно разделить одежду? (Повседневную и праздничную)                                                    

- Когда надевалась праздничная одежда? (По праздникам)

- Сегодня мы продолжим осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России и Тема нашего урока: «Народный праздничный костюм».

- Ребята, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков русский народный костюм?

- Сформулируем задачи нашего урока.      Задачи:

Продолжим… (осуществлять знакомство с традиционной культурой и

искусством России)

Узнаем…. (о русском национальном костюме)

Научимся… (создавать модель народного праздничного костюма)

- Что будет результатом нашей работы на уроке? (Эскизы костюмов.)

- Молодцы! Правильно!

Активизируют знания, полученные на прошлом уроке. Решают в группах кроссворд.

Дети отвечают на вопросы и с помощью учителя формулируют тему и цель урока.

Дети высказывают своё мнение в ответах на вопросы учителя, высказывают свои прогнозы о теме урока и результате работы.

- Сегодня мы рассмотрим русские народные костюмы.

Рассматривают изображения мужского и женского костюмов.

- Определим из каких элементов состоит женский и мужской костюм.

Рассматривают изображения  костюмов народов России.

  - Определим различие костюмов разных территорий России.

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

- умение работать в группе;

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- обобщения на тему урока;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные  УУД:

- действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирование изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

- самостоятельное выделение познавательной цели;

- постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно.      

3 этап  

 Изучение нового материала

 Знакомит с новым материалом.

- Русский национальный костюм используется с древних времён и до наших дней. Где мы можем увидеть русский народный костюм?

 - Всё в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах  земли  Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

 - Как вы думаете, из каких элементов состоит народный костюм и какую тайну хранит его нарядное узорочье?

Сейчас мы с вами подробнее познакомимся с русским народным костюмом.

Показ презентации и эскизов костюмов.

-  Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

- Рассмотрим мужской праздничный костюм.

Основой мужского костюма была рубаха, шили ее из домотканого холста (шилась из белого льняного или конопляного полотна). Она доходила до колен и подвязывалась поясом. Шили её из белой, синей, красной ткани.

Частью костюма были штаны (порты). Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами. Поверх носили верхние шелковые или суконные штаны. На ноги надевали лапти.

На голову надевали шапку из сукна или войлока.

- Женский костюм был намного сложнее и многослойнее.

- Основа женского костюма – рубаха. Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала женщину.

- В центральных и северных районах  России женщины на праздники одевали сарафан

Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали узорной полосой, тесьмой.

- В праздничный наряд входили и  так называемые душегрей – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики

- А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс. Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник. Передник щедро украшался вышивкой

- Большое внимание уделялось головным уборам. Для женщин разного возраста были разные уборы. Замужняя женщина должна была прятать волосы, а девушки могли оставлять их непокрытыми. Этим обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки и девичьего -  в виде обруча или повязки.

- Самым распространенным праздничным головным убором был кокошник – плотная твердая шапочка, украшенная жемчугом, золотыми и серебряными нитями.

Головной убор в южных районах – шапочки (сороки).

 Продолжают знакомиться с традиционной культурой и искусством России.

Изучают особенности русского народного костюма.

Предметные УУД

- устанавливать причинно следственные связи;

- давать определения понятиям;

- правильно владеть художественными терминами;

- сравнивать образцы;

-находить общее и разное;

- действия по отбору необходимой информации, моделированию изучаемого материала.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- отличать различные виды объектов выполняемого задания;

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно (точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли   с помощью разговорной речи, во время ответов.

Личностные УУД

- чувство гордости за русскую культуру;

- умение управлять своей познавательной деятельностью.

4 этап

Первичное закрепление

- Давайте вспомним из чего состоит русский народный костюм? (Какие существуют основные элементы  в русском народном костюме?)

 - Чем отличается «Северный» костюм от «Южного»?

Демонстрация куклы в русском костюме.

Предлагает игру  «Наряди куклу».

(Из предложенных элементов одежды необходимо составить ансамбль – костюм)

- Замечательно, вот какой костюм у нас получился.

 Называют элементы русского народного костюма.

Приглашаются обучающиеся, которые выбирают необходимые элементы костюма и составляют наряд для куклы, вывешивают на доску.

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

- коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального результата)

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение грамотно (точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли   с помощью разговорной речи, во время ответов.

- формулирование в коммуникативной форме  конкретной
цели
 своих будущих действий, устраняющих причину
возникшего затруднения;

- умение сотрудничать с собеседниками, использование речевых средств общения.

5 этап  Творческая практическая деятельность (Самостоятельная работа)

Учитель дает самостоятельную  творческую работу:

 

- А теперь на основе увиденного материала о костюме выполните эскиз русского народного праздничного костюма по выбору (мужской или женский). Украсьте свой костюм орнаментом.

- В своих работах постарайтесь отобразить своё эмоциональное состояние.

(При выполнении работы можно использовать шаблоны фигуры человека.)  

Показ выполнения работы  (учитель представляет поэтапное  выполнение эскиза костюма):

- Данные показы вам помогут в поэтапном выполнении эскиза костюма.

Индивидуальная работа обучающихся.

Демонстрируют умения работать над эскизом русского народного костюма,  соблюдая определённый план своих действий.  (Работа выполняется под русскую народную музыку.)

Предметные  УУД:

-владеют художественными материалами;

-соблюдают пропорции.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- анализируют правильность выполнения задания;

- управляют своим поведением и деятельностью;

-осуществляют самоконтроль;

познавательные:

- проводят анализ своей творческой деятельности;

-проводят сравнение, объясняя его критерии;     коммуникативные:

- слушают и понимают речь других;

- умеют развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.

6 этап  

Итог урока. Рефлексия

Предлагает презентовать творческую  работу. Организует обсуждение результатов работы, выполнения поставленной цели:

- Чему мы учились на уроке?

 - Что нового и интересного узнали?

 - Какие существуют основные элементы  в русском народном костюме?

 - Чем отличается «Северный» костюм от «Южного»?

Демонстрируют свою работу. Анализируют работы.

Осознанно строят выводы.

Выражают собственное мнение  о работе и  полученном результате

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их.

Осуществляют итоговый контроль

Метапредметные УУД

регулятивные:

оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение  высказывать и отстаивать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, оппонировать собеседнику.

Личностные УУД:

- нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

7 этап

Домашнее задание

Задаёт и комментирует  домашнее задание

Предлагает найти материал о русских народных праздниках и обрядах.

1 уровень – просто найти;

2 уровень – представить в письменной форме;

3 уровень – представить  в письменной форме с презентацией.

Выбирают уровень домашнего задания.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- воспринимают информацию;

- осознанно фиксируют информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ИЗО 5 класс "Народные праздничные гулянья"

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в праздничные дни.  Так в конце зимы , в период с конца февр...

5 класс "Народный праздничный костюм"

презентация основана на ранее полученных знаний.Для быстрого выполнения задания использую трафарет человека....

Конспект урока изо 5 класс "Народный праздничный костюм"

На уроке дети знакомятся с образным строем русского народного костюма, с символикой орнамента, цвета....

конспект урока в 5 классе "Русский праздничный костюм"

Цель: используя единый шаблон декорировать форму сарафана и кокошника.Задачи:Обучающие:Познакомить с элементами  народного женского костюма XIX  века.Научить пользоваться шаблонами.Рассказат...

Презентация к уроку в 5 классе "Народный праздничный костюм

В презентации содержится описание русского женского костюма северного и южного....

Методическая разработка урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"

Предлагаю вашему вниманию перезнтацию по заданной теме и технологическую карту урока , разработанные  в соответствии с нормативами ФГОС. УМК под редакцией БМ. Неменского. Должна отметить, что уро...

конспект урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"

У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и п...