Возможности учебной платформы «Якласс» для преподавания предметов эстетического цикла в школе.
статья по изобразительному искусству (изо)
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального и основного общего образования давно закреплена необходимость развития и формирования у обучающихся ИКТ-компетенций, в том числе, на уроках эстетического цикла [3,4].
Однако, повышение актуальности данного предметного результата обусловила особая эпидемиологическая ситуация в стране и в мире. Теперь, как никогда раньше, эта актуальность высока и продолжает стремительно расти. Наступила эпоха дистанционного и смешанного обучения. Как и тенденция увеличения требований к ИКТ-компетенциям, которая наблюдается не только у обучающихся, но у педагогов.
В связи с этим, ставится проблема необходимости осваивать новые ресурсы, которые будут соответствовать требованиям времени, потенциальным возможностям обучающихся и педагогов, учитывать специфику предмета, особенно если речь идет о музыке и изобразительном искусстве. Одним из таких доступных ресурсов является «Якласс» [7].
На сегодняшний день отсутствуют платформы, которые могли бы одновременно охватывать широкий спектр организации дистанционного обучения с готовыми теоретическими, практическими заданиями по изобразительному искусству, музыке и при этом, обеспечивать контроль знаний. Но именно на учебной платформе «Якласс» такие возможности предоставляются, что делает её особенно актуальной.
Целью данной статьи является изучение возможностей применения учебной платформы «Якласс» в практике учителя музыки и изобразительного искусства.
Практическая значимость заключается в дальнейшей возможности применения созданных курсов по музыке и изобразительному искусству для организации дистанционного, смешанного обучения в учебно-воспитательном процессе. Рекомендации теоретического и методического блока работы позволят учителям самостоятельно освоить возможности платформы, создать свой курс, корректировать его при необходимости и использовать в собственной педагогической деятельности.
Новизна темы заключается в том, что на данный момент не существует методических разработок, связанных с использованием возможностей учебной платформы «Якласс» по организации дистанционного, смешанного обучения предметов эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство) в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konakova_statya_1.docx | 823.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования г. Пенза
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 59 г. Пензы
Конакова Марина Юрьевна
Возможности учебной платформы «Якласс» для преподавания предметов эстетического цикла в школе. |
Пенза 2022
Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального и основного общего образования давно закреплена необходимость развития и формирования у обучающихся ИКТ-компетенций, в том числе, на уроках эстетического цикла [3,4].
Однако, повышение актуальности данного предметного результата обусловила особая эпидемиологическая ситуация в стране и в мире. Теперь, как никогда раньше, эта актуальность высока и продолжает стремительно расти. Наступила эпоха дистанционного и смешанного обучения. Как и тенденция увеличения требований к ИКТ-компетенциям, которая наблюдается не только у обучающихся, но у педагогов.
В связи с этим, ставится проблема необходимости осваивать новые ресурсы, которые будут соответствовать требованиям времени, потенциальным возможностям обучающихся и педагогов, учитывать специфику предмета, особенно если речь идет о музыке и изобразительном искусстве. Одним из таких доступных ресурсов является «Якласс» [7].
На сегодняшний день отсутствуют платформы, которые могли бы одновременно охватывать широкий спектр организации дистанционного обучения с готовыми теоретическими, практическими заданиями по изобразительному искусству, музыке и при этом, обеспечивать контроль знаний. Но именно на учебной платформе «Якласс» такие возможности предоставляются, что делает её особенно актуальной.
Целью данной статьи является изучение возможностей применения учебной платформы
«Якласс» в практике учителя музыки и изобразительного искусства.
Практическая значимость заключается в дальнейшей возможности применения созданных курсов по музыке и изобразительному искусству для организации дистанционного, смешанного обучения в учебно-воспитательном процессе. Рекомендации теоретического и методического блока работы позволят учителям самостоятельно освоить возможности платформы, создать свой курс, корректировать его при необходимости и использовать в собственной педагогической деятельности.
Новизна темы заключается в том, что на данный момент не существует методических разработок, связанных с использованием возможностей учебной платформы «Якласс» по организации дистанционного, смешанного обучения предметов эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство) в учебно-воспитательном процессе.
Теоретические аспекты использования учебной платформы «Якласс» в практике учителя изобразительного искусства и музыки.
ЯКласс (yaklass.ru) — это платформа электронного образования для школ, а также обучающая онлайн-площадка для школьников и их родителей [7].
Доступность этого ресурса заключается в его универсальности: в профиле учителя можно создать любой курс и открыть доступ к нему для других педагогов школы.
Внутри каждого предмета учитель создает необходимое количество тем, в каждой из которых имеется теоретический блок и практический.
Теоретический складывается из материалов, которые можно взять с самой платформы или, как в случае с изобразительным искусством и музыкой, с других ресурсов и прикрепить их
ссылки к нему (Приложение 2). И именно этот аспект дает возможность заметно разнообразить теоретический блок, создать свою богатую методическую копилку, которой можно пользоваться ещё очень долго, постепенно совершенствуя её.
В собственной методической копилке имеют место быть видео-уроки, презентации, конспекты уроков с яркими картинками.
Блок с практическими заданиями может быть максимально разнообразен даже в рамках одной темы (Приложение 2). Задания могут быть с автоматической и ручной проверкой. Специфика уроков эстетического цикла подразумевает преобладание заданий с ручной проверкой, то есть каждое выполненное задание учитель просматривает и самостоятельно ставит оценку. Практических заданий, при необходимости, можно сделать несколько. Для уроков изобразительного искусства могут быть следующие задания: нарисовать рисунок, выполнить тест с предоставлением результата в виде скриншота. Для уроков музыки подойдут такие же тестовые задания с автоматической проверкой или ручной; задания, связанные с ответами на вопросы о конкретном произведении искусства (картине, музыкальном произведении), нарисовать рисунок-впечатление, произвести письменно анализ произведения, музыкального образа по плану, создать кроссворд по теме.
Так, формируется каждая тема в обучающем курсе (Приложение 1). В течение учебного года учитель имеет возможность создать собственный курс и не один. А затем, его можно активно эксплуатировать в формате дистанционного и смешанного обучения. Причем, учитель имеет возможность дополнять новым актуальным материалом теоретический и практический блок задания. При желании что-то можно изменить или вовсе удалить.
Таким образом, создание собственного курса, тем уроков и их теоретического, практического наполнения является вполне доступным для учителя музыки и изобразительного искусства. В теоретический блок могу вноситься собственные презентации, иллюстрированные конспекты, а также материалы из верифицированных интернет-источников (видео, аудиозаписи и т. д.). Практический блок может включать задания с автоматической проверкой, которые были самостоятельно созданы на платформе (тесты) и множество с ручной проверкой («ответь на вопросы», «заполни или составь кроссворд» и т. д.).
Методические аспекты в использования учебной платформы «Якласс» в практике учителя изобразительного искусства и музыки.
Особенная актуальность ресурса состоит в организации учебно-воспитательного процесса. На «Яклассе» связь с учениками и их родителями осуществляется через проверочную работу по конкретной теме учебного курса. Создавая каждую такую проверочную работу, учитель может определять дату и время доступа учеников к проверочной работе, срок выполнения работы, ограничения по времени выполнения, количество попыток, добавить инструкцию к работе. Задать работу можно как одному ученику, так и всему классу.
Контроль знаний производится в списке проверочных работ, расположенных в хронологическом порядке. Открывая проверочную работу, учитель видит всю информацию, которая касается выполнения заданий конкретного класса в соответствующей электронной ведомости. Статус выполнения работы может сразу дать общую картину того, как дети справляются с заданием (не начато и т. д.). Имеется информация о количестве времени, которое было затрачено на выполнение работы у каждого конкретного ученика. Кто познакомился с
теоретическим блоком, а кто нет. Результат практического задания (просто просмотрено или сделано) (Приложение 3).
Кроме оценки, учитель может оставить свой комментарий к ней, что вносит ясность в систему оценивания каждого творческого задания. Ведомость с результатами выполнения задания можно скачать и распечатать, что очень удобно (Приложение 3). Все проверочные работы сохраняются в профиле учителя, при желании их можно удалить.
Из этого следует, что пользоваться платформой в формате дистанционного обучения ученикам, осуществлять взаимодействие учителя и ученика очень просто, о чем свидетельствует следующая ведомость (Приложение 3).
Платформой можно пользоваться не только на компьютере, но и на телефоне, как в браузере, так и с помощью специального приложения.
Специфика предмета изобразительного искусства и музыки предполагает, что чаще всего практические задания - творческие (анализ произведения; ответы на вопросы о прослушанном произведении; найти инструментальную или вокальную версию музыкального произведения; написать сочинение или отзыв по картине) и необходимо прикрепить фотографию или скан рисунка, кроссворда и мн. др. Поэтому учителю приходится каждое задание открывать и оценивать вручную. Хотя, если захотеть, то можно создать тестовое задание с автоматической проверкой, перемешивать задания и использовать неоднократно.
Верифицированными и особенно полезными ресурсами для создания собственного теоретического блока по музыке и изобразительному искусству являются платформа
«Российская электронная школа» (РЭШ) (resh.edu.ru) [5] и сайт «Видеоуроки» (videouroki.net) [1].
Российская электронная школа (РЭШ) – это полный школьный курс уроков; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя [5].
Преимуществами РЭШ как ресурса для уроков изобразительного искусства и музыки являются: видео-теории, соответствующие большинству рабочих программ, как минимум по содержанию [2,6]; наличие конспектов, дополнительных материалов к некоторым урокам; наличие тренировочных заданий к каждому конкретному уроку (детей можно попросить прислать скриншот результата); регистрация не обязательна.
Однако, некоторые темы уроков РЭШ объединяются (3-4 часа), соответственно не все темы остаются в должной степени раскрытыми. Но в этом случае в теоретический блок задания на «Яклассе» можно включить дополнительную презентацию, конспект.
Ресурс «Видеоуроки» [1] является одним из наиболее подходящих для преподавания уроков изобразительного искусства и музыки. Несмотря на то, что часть ресурсов на нем платная, в строке поиска можно найти много готовых и бесплатных материалов с презентациями, яркими конспектами, заданиями.
Таким образом, преимуществами учебной платформы «Якласс» для преподавания изобразительного искусства и музыки являются: возможность создавать свой курс и его редактировать, дополнять (своё тематическое планирование, своё содержание); возможность прикреплять в качестве теории любые материалы (видео, презентации, конспекты); возможность
создавать разные по форме задания (тесты, творческие задания, с прикреплением текста и картинок); прозрачность работы ученика (выполнение/невыполнение, затраченное время, все результаты сохраняются); оценки, полученные на «Яклассе» приходят с уведомлением на почту родителям, обучающимся; с телефона или компьютера можно создавать уроки и проверочные работы; обучающиеся приобретают элементарные навыки ИКТ-компетенций, учатся самостоятельно работать с информацией, анализировать, сравнивать.
Однако, нужно помнить, что публикация уроков и проверочных работ происходит не мгновенно, а через 15-20 минут; для полноценной эксплуатации ресурса необходима подписка
«Я+». Есть опасность, связанная с традиционным форматом обучения, где учитель в готовом виде передает информацию детям, а те её дублируют. Но и здесь всё зависит от профессионализма учителя, который найдет способы создавать условия для преобладающей активности обучающегося, его активной и творческой деятельности.
Кроме того, учебная платформа «Якласс» располагает ещё некоторыми полезными возможностями. Учитель может использовать платформу для дополнительных заданий. Посмотреть дома научно-популярный, документальный, библиографический, художественный фильм по теме урока, изученной в классе. Предложить интересный мастер-класс, на который не хватает времени в учебном плане. Посмотреть, наконец, полностью оперу, о которой так много говорилось на уроке, но так мало виделось и слышалось.
Можно создавать не только курс по учебным предметам, но и по внеурочной деятельности.
Для учителей, которые только начали освоение этого ресурса будет полезен справочный раздел в левой части профиля, где находятся ответы на часто задаваемые вопросы. Ниже располагаются «мои классы», т. е. прикрепленные к вашему предмету для удобства. Продвинуть в методической деятельности помогут многочисленные вебинары, записаться на которые можно в один клик, с дальнейшим получением соответствующего сертификата. В рубрике «новости» находится информация о конкурсах, тестах, которые приурочены к юбилейным и праздничным датам, что будет полезно как для предметников, так и для классных руководителей. Разнообразить классный час, во внеурочную деятельность поможет и раздел «переменка».
Так, «Якласс» открывает большие возможности для обычного очного, дистанционного и смешанного формата обучения музыке и изобразительному искусству. В первом случае он несёт дополняющую, во втором – основную, а в третьем – компенсирующую роль.
Заключение
Итак, проблемы, связанные с методикой дистанционного обучения ещё долго будут давать знать о себе, и не только в области эстетического образования. Один ресурс будет сменять другой, будут повышаться требования к ИКТ-компетенциям обучающихся и педагогов. Но для современных учителей важно уметь ориентироваться в современных технологиях и адаптировать, использовать их в обучении. В свою очередь, и учебная платформа «Якласс» продолжает развиваться, совершенствоваться. Можно сделать вывод о том, что «Якласс» представляет много возможностей систематического и частного применения в практике учителя музыки и изобразительного искусства, особенно среди остальных учебных платформ страны. Алгоритм взаимодействия с данной платформой доступен и обучающимся, и учителям, и родителям. Однако, важно нам всем идти в ногу со временем и не останавливаться на достигнутом!
Список литературы
- Видеоуроки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://videouroki.net (дата обращения: 21.01.22)
- Неменский Б. М. Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1 – 8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 304 c.
- Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Министерство просвещения Российской Федерации. Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa (дата обращения: 5.11.21)
- Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b/ (дата обращения: 5.11.21)
- Российская электронная школа (РЭШ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://resh.edu.ru/ (дата обращения: 21.01.22)
- Сергеева Г. П. Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметные линии учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 6-е изд. — М. : Просвещение, 2019. — 127 с.
- Якласс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.yaklass.ru (дата обращения: 21.01.22)
Приложение 1
Создание учебного курса и уроков.
Приложение 2
Формат заданий теоретического и практического уровней.
Приложение 3
Ведомость выполнения заданий проверочных работ по изобразительному искусству и музыке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.
В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...
Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.
В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...
Статья "Технология деятельностного метода «Школа 2000…»: реализация в курсах естественно- математического и гуматирно-эстетического циклов основной школы"
Технология деятельностного метода «Школа 2000…»: реализация в курсах естественно- математического и гуматирно-эстетического циклов основной школы ...
ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА НА ЗАНЯТИЯХ В ДХШ И ДШИ
В методической работе рассматривается система нестандартных занятий по истории искусств через интеграцию предметов эстетического цикла. Разработанные интегрированные занятия способны пробудить и...
Значение мультимедийного сопровождения при изучении предметов эстетического цикла
Значение мультимедийного сопровождения при изучении предметов эстетического цикла....
Синтез искусств - основа преподавания предметов эстетического цикла
Синтез литературы, музыки и зобразительного искусства на уроках музыки...
Педагогический проект. «Интеграция предметов эстетического цикла как условие развития творческих способностей ребёнка»
Педагогический проект. «Интеграция предметов эстетического цикла как условие развития творческих способностей ребёнка»...