технологическая карта урока Цвет – элемент композиционного творчества
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Цветоведение. Хроматические и ахроматические цвета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок: изобразительное искусство

Тема урока: Цвет – элемент композиционного творчества

Класс: 7

ГБОУ СОШ № 270

Учитель: Морозова Екатерина Николаевна

Цель урока: Формирование представления о функциональных задачах цвета в конструктивных искусствах.

Тип урока

Комбинированный.

Методы и формы обучения:

Методы: частично - поисковый, практический, игровой.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Основные понятия, термины

Цветоведение. Хроматические и ахроматические цвета.

Формы контроля: Фронтальный опрос Индивидуальная работа

Домашнее задание

рисунок: « Осенний пейзаж»

Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

  • в конструктивных искусствах; различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; применять локальный цвет, сближенность цветов и контраст в композиции, передавать многоплановость, исходя из образного замысла;
  • применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту;
  • развивать индивидуальные творческие способности учащихся;
  • формировать устойчивый интерес к творческой деятельности.

Познавательные: выдвигать версии образно- художественной осмысленности простейших плоскостных композиций.

Регулятивные:

- работать по плану, сверяясь с целью (соединять элементы, передавая ритм и движение, разреженность и сгущенность);

  • определять цель, проблему в учебной и практической деятельности.

Коммуникативные:

  • корректировать свое мнение, излагать свое мнение в диалоге, аргументировать его, оценивать свои достижения на уроке, излагать свое мнение в диалоге о достижении

эмоциональной образности, корректировать свое мнение ( в соответствии с мнением своих товарищей).

  • осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
  • понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
  • вырабатывать и осознавать свои мировоззренческие позиции;
  • формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Организацион- ный момент

3 минуты

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация рабочего места Подготовка к работе.

Словесная форма. Индивидуальная

Личностные: формируют ответственность к подготовке к уроку;

регулятивные: закрепляют полученные знания; коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения;

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Повторение пройденного материала.

4 минуты

Опрос учащихся по вопросам

(.Приложение 1)

Отвечают на вопросы.

Фронтальная.

Индивидуальная работа.

Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа.

Познавательные: анализ объектов с

целью выделения признаков.

Отработка умений четко выделять главное.

III. Изучение нового материала.

Мотивация учебной деятельности.

4 минуты.

Подготовка учащихся к изучению нового материала.

На доске расположен лист бумаги темного цвета.

(Приложение 2.)

Слушают учителя.

Фронтальная.

Иллюстративно- словесный метод.

Личностные:

формируют ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.,

регулятивные:

определяют цель, проблему в учебной деятельности. коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения;

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах.

1V. Изучение

Просмотр

Слушают учителя.

Фронтальная,

Познавательные: понимают

Вырабатывать

нового материала.

5 минут

Индивидуальная работа.

10 минут.

презентации.

Выполнить задание самостоятельно.

Нарисовать цветовой спектр.

Отвечают на вопросы. Запись темы в тетрадь.

(Приложение 3 )

Ребята выполняют задание.

индивидуальная. Частично- поисковая.

роль цвета в конструктивных искусствах, находят решение поставленных учебных задач; используют сближенность цветов и контраст пытаются передать многоплановость композиции. коммуникативные: Аргументированно характеризуют особенности цвета и его использование в композиции для передачи акценто; формируют, аргументируют и отстаивают свое мнение;

учатся осмысливать предложенную информацию.

уважительное отношение друг к другу при работе в группах.

V. Динамическая пауза

2 минуты.

Отдыхают

Индивидуальная

VI. Творческая практическая деятельность.

7 минут.

Беседа

(Приложение 4)

Выполняют творческое задание

Индивидуальная, практическая

Познавательные: Развивают индивидуальные творческие способности, формируют устойчивый интерес к творческой

деятельности; обретают навыки применения цвета в графических композициях;

Умение оценивать себя.

VII.

Итоги урока. 2 минуты.

Рефлексия. 2 минуты.

Выставка и обсуждение работ Организует рассматривание работ учащихся.

Расставляют свои композиции.

Рассматривают работы товарищей. Выражают свое

Индивидуальная, фронтальная

Личностные:

Выражают уважительное, доброжелательное отношение к своим товарищам; познавательные:

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах.

Домашнее задание.

1 минута.

Обсуждают, делятся друг с другом опытом работы по созданию композиции.

Объяснение домашнего задания.

мнение, делятся своими успехами.

Запись в дневник.

Сравнивают композиции по заданным критериям. Делают вывод.

коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге.

Приложение 1.

Вопросы.

* Какую тему мы рассматривали на предыдущем уроке? (Прямые линии в организации пространства).

* Как влияет прямая линия на организацию пространства? (Линия делит пространство, объединяет элементы. Влияет на гармонию и ритм в композиции и на то, как мы воспринимаем образ).

* Какие линии имеют более сложное воздействие на человека? (Линии пересекающие изображение по диагонали). Почему? (Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому сообщают изображению энергию и ощущение глубины).

  • Какие линии мы используем для привлечения взгляда зрителя? (Направляющие линии)
  • Для чего нам надо знать о линиях? (Для грамотного построения отношений между элементами и пространством и внешнего воздействия как единого целого).

Приложение 2.

Вопросы.

  • Ребята, посмотрите, что я сейчас сделала? (Кистью провожу на бумаге зигзагообразную линию, использую белый цвет). Опишите ее словами. Какие ассоциации у вас возникли? На что похоже? А теперь я добавлю к этой линии серые пятна. Что произошло с композицией? (По явилось ощущение тревоги и грозового неба). К этой композиции я добавлю красный цвет. Что изменилось? (Цвет привлек внимание, обострил восприятие, придал композиции образ).
  • Правильно, теперь композиции можно дать название! Придумайте, какое? (Гроза, молния, непогода). Т.е. цвет эмоционально – образно и чувственно стал воздействовать на вас!
  • Для того чтобы правильно пользоваться цветом надо знать законы цветовой композиции. Их мы называем цветоведением. Зная, законы цветоведения вы сможете применять эти знания в практической деятельности. Этому и будем с вами учиться!

Приложение 3.

Вопросы.

  • Начнем с того, что вспомним законы цветоведения (работа с презентацией). Почему предметы имеют цвет? (ответы) Благодаря солнцу! Его лучи озаряют все на своем пути. В темноте нет цветов, и только при свете возникает ощущение цвета.
  • Поговорим об хроматических цветах. Какие цвета называются хроматическими? (слово «хроматический» в переводе с греческого означает

«цветной»). Можно сделать вывод, что к хроматическим относятся цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и все их оттенки. Среди них есть теплые и холодные цвета.

  • Назовите теплые цвета. ( ребята называют). Назовите холодные цвета (ответ учащихся). Хроматические цвета и формируют цветовой спектр. Из трех красок (красного, желтого и синего) всегда получается множество других тонов и оттенков.
  • Поговорим теперь об ахроматических цветах. Слово «ахроматический» в переводе с греческого означает «бесцветный». Так какие ахроматические цвета существуют в природе? (Это белый и черный и все возможные оттенки серого). Они не имеют цветового тона и отличаются друг от друга только по светлоте.  Презентация «Природа цвета».
  • Эти прямоугольники одинаковые. Какие у вас возникают ощущения?  (разные прямоугольники). Как вы думаете, за счет чего это возникает? (Из-за различного цвета возникает ощущение, что одни фигуры расположены ближе, а другие дальше). Какой прямоугольник самый ближний? (Ответ – желтый).
  • Какой мы можем сделать вывод? ( К цветам, кажущимся ближе своего фактического расположения, относятся теплые тона, а отступающими кажутся холодные).

Приложение 4

  • Сегодня мы будем выполнять задания на акцентирующую роль цвета, ритмическую организацию пространства цветовыми элементами и создадим композицию цветового пространства. Рассмотрим примеры для практической работы. Цветовое пятно – главный элемент композиции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цвет - элемент композиционного творчества". Презентация к уроку ИЗО. 7 класс.

Презентация составлена по материалам учебника А.С. Питерских "Дизайн и архитектура в жизни человека". 7-8 классы и дополнительной литературы по цветоведению....

Технологическая карта "Изменение цвета отдельного элемента в фото"

Использование инструментов цвета при создания работы в фоторедакторе GIMP...

Технологическая карта урока. Литература 11 класс.ТВОРЧЕСТВО В. В. НАБОКОВА. «...Наравне с именами собратьев по правописанью...» Анализ рассказа «Благость»

Данный конспект урока в виде технологической карты поможет провести урок в 11 классе по творчеству В.Набокова в формате ФГОС....

Технологическая карта урока. Цветы – частица сада в доме. Создание композиции по типу икебаны.

Методическая разработа урока  содержит технологическую карту урока ИЗО  в 7 классе  на тему "Цветы – частица сада в доме. Создание композиции по типу икебаны". Также пре...

Технологическая карта урока по предмету "Математические представления" по теме: «Сравнение предметов по цвету. Уточнение понятия: одинаковые по цвету». Тип урока: урок-закрепления нового знания.

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Математические представления"  для обучающихся с выраженной умственной отстальстью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)...

7 класс. Цвет - элемент композиционного творчества

ЦВЕТ - является мощным художественно-выразительным средством!ЦВЕТ больше, чем любой другой элемент композиции, обращен к нашим чувствам.ЦВЕТ - элемент композиционного творчества.Воздействуя на чувства...

ИЗО 7 класс. Тема 4. Цвет -элемент композиционного творчества

ИЗО 7 класс. Тема 4. Цвет - элемент композиционного творчества...