Научно- исследовательская работа. Кистью о Байкале
материал по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Найданова Соелма Дондоковна

 Бурятия …древняя и удивительная земля у Байкала. Взгляните на карту, республика бережно обнимает и, словно на ладонях, держит чашу Байкала с чистой питьевой водой, одним из главных

сокровищ современного мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

МО «Кижингинский район»

Кижингинский районный отдел образования

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Кижингинская средняя общеобразовательная школа им.Х.

Намсараева»

Тема: «Кистью о Байкале»

Выполнил: Будаев Батор, ученик 6-го класса

МБОУ «Кижингинская СОШ им. Х.Намсараева»

                                                                             Руководитель:  Найданова С.Д.,

учитель изобразительного искусства

с. Кижинга

2021г.

Введение

 Бурятия …древняя и удивительная земля у Байкала. Взгляните на карту, республика бережно обнимает и, словно на ладонях, держит чашу Байкала с чистой питьевой водой, одним из главных

сокровищ современного мира.

            Байкал занимает особое место в нашей истории, культуре, легендах и преданиях.
Озеро Байкал, на протяжении ряда столетий привлекала внимание многих  художников. Казалось бы, написано столько стихов, песен о Байкале, создано столько произведений изобразительного искусства, что уже трудно сказать что-нибудь новое. Но нет, окружающая природа навевает новые мысли, чувства художественно одаренным людям, дарит им новые темы творчества. Побывав на Байкале можно на время забыть о существовании тонущих в серой мгле городов, о нескончаемых неотложных делах и вечной суете. Мы возвращаемся туда, откуда пришли, где и должны быть всегда – мы возвращаемся к Природе. Она  вокруг нас в виде прекрасных гор, лугов, тайги и воздуха, наполненного запахами моря, скал и цветов, под вами - в виде кристально прозрачной воды, над вами - в виде бездонного синего неба, ослепительно белых облаков и жаркого солнца, ночью уступающих место безумной россыпи звезд. Мы видим величественные утесы, в которых само Время создало удивительные гроты и пещеры, загадочные наскальные рисунки - творения далеких предков, уютные бухты и заливы.  Увидев Байкал, можно к нему прикоснуться и попытаться понять.

Неповторимая красота байкальской природы часто рождает у людей потребность в художественном творчестве. Каждая картина художника свидетельствует о великой любви и почтению Байкалу. От него идет вдохновение и радость творчества. Художник верен байкальской теме, как будто выполняет некую клятву: творить только о нем. Взамен Байкал дарует художнику свои картины и образы, расцвечивается волшебными красками и бушует штормами, волнует душу и даёт силы жить

Актуальность выбора нашей темы определяется актуальностью Байкальской темы в изобразительном исскустве.

Предмет исследования. Предметом нашего исследования являются произведения бурятских художников.  

          Цели и задачи исследования:

  • Ознакомление с биографией местных художников, в чьих работах изображена красота, богатство, особенности природы уникального источника;
  • изучение Байкальской темы в произведениях изобразительного  искусства бурятских художников;
  • выявление различий  в их произведениях, картинах;
  • привитие художественно- эстетического вкуса,  любви, бережливого отношения к природе.

Часть 1. Священное море

1.1 О Байкале

Байкал пользуется широкой известностью не только в нашей стране,  но и за рубежом. Особенно возросло внимание к этом удивительному озеру в последние  10-20 лет.  Стараниями многих ученых, специалистов, общественных движений и деятелей Байкал включен в Список мирового природного наследия "ЮНЕСКО"  в декабре 1996 г.  Можно считать, что с этого момента начинается новая страница в истории изучения и борьбы за сохранение озера.

О Байкале написано много. Его образ вошел в легенды, сказания, романы, балеты. Байкальскую природу восторженно воспевают поэты, художники воссоздают на своих картинах его неповторимые пейзажи, издаются красочные буклеты, увеличился поток туристов, желающих насладиться природой Байкала, подышать оздоровительным воздухом. Байкал дорог нам своей неповторимостью, самобытностью, уникальностью, своими богатствами.

Уникальность озера заключается в том, что оно является одним из древнейших на планете (возраст около 25 млн. лет, и нет никаких признаков того, что начинает стареть и когда-нибудь, в обозримом будущем, исчезнет с лица Земли, как исчезли и исчезают многие озера), самым глубоким (наибольшая глубина 1642 м) и одним из самых больших (в нем сосредоточено около 20% мировых запасов пресной воды). В Байкале обитает более 2630 видов и разновидностей животных и растений, почти 2/3 которых эндемичны, возникли в нем и нигде больше в мире не встречаются, т. е. он является гигантской естественной лабораторией и центром видообразования. Данные отложения этого древнего озера хранят в себе бесценную информацию об изменении палеоклимата Центральной Азии за многие миллионы лет.

В Байкал впадают 336 рек, постоянно несущих свои воды в озеро. С логами и распадками, являющимися руслами временных водотоков, формирующихся во время выпадения жидких осадков, их количество может увеличиться до  1123.  Но это не так строго гидрологически. Считается, что в связи с неумеренной рубкой лесов и макроизменегшями климата земного шара около  150 рек и ручьев  исчезло.   Поэтому   в   настоящее  время   в   Байкал   впадает меньшее количество рек, чем раньше. Пока это строго не доказано но предполагается уточнение с использованием современных географических карт, аэро - и космофотоснимков.

 Самым крупным притоком озера является р. Селенга, которая ежегодно приносит около 40% речной воды.

Большой интерес вызывает происхождение слова "Байкал". До сих пор нет однозначного ответа на этот вопрос. В настоящее время считается, что "Байкал" - тюркоязычное слово, происходящее от Бай-Куль, что значит "богатое озеро" (аналогично "Иссык-Куль" - "теплое озеро", "Кара-Куль" - "черное озеро"). Наряду с этим полагают, что это слово происходит от монгольского Байгал - "большой огонь" или Байгал-Далай "большое море-озеро". Прибайкалье является местом смешения множества народов, и каждый народ называл озеро по-своему. Например, эвенки называли его Ламу, т. е. "море", а буряты - Байгал-Нуур - "озеро Байкал". Существует версия и о китайском происхождении этого слова, т. е. Бэй-Хай (или Пе-Хай) - "северное море".                               

1.2 Великолепие картин и образов

            Многоликость священного моря, индивидуальное восприятие оригинальных и уникальных образов его мира хорошо представлены в разнообразных художественных творениях, которых за последние века в значительном количестве.

 Одним из первых известных художественных описаний Байкала принадлежат двум мастерам кисти — путешественникам, которые по стечению обстоятельств совершали одинаковые поездки по сопровождению посольств или экспедиций в Китай. Один из них А.Е.Мартынов — русский пейзажист, для которого любовь к природе была одним из главных стимулов творчества. В начале XIX века он создал великолепные полотна «Байкал» и «Сибирский вид на реке Селенге». В результате своей поездки в Китай издал альбом «Живописное путешествие от Москвы до китайской границы», где имеются изображения Байкала, виды и типы Иркутска. Другой художник Васильев Т.А., по пути в Китай написал ряд картин, среди которых «Вид на Байкальском озере», «Вид Никольской пристани у истока Ангары» и др.

Вообще XIX век добавил много картин в художественное описание Сибири и Байкала в связи с присутствием в этих местах декабристов   —   мастеров кисти.   Среди последних особым даром отличался Н.А.Бестужев, который хоть и не оставил после себя полотен о Байкале, все же написал много акварелей с зарисовками сибирских красот: «Чита. Сад. При комендантской квартире», «Река Чита — место купания декабристов», «Бурятские юрты по дороге из Читы в Петровский завод», «Общий вид Петровского завода» и др. Известно, что в период переезда из Петровского завода в Селенгинск , братья Бестужевы побывали на Байкале в его прибрежных селениях.

 Байкалом в 30-40-е годы XIX века восхищались такие живописцы, как англичанин Т.У.Аткинсон, ссыльный поляк Л.Немировский. Последний создал пейзаж, изображающий знаменитые Байкальские ворота. Вот что сказано о данной картине в книге А.Гиллера «Описание Забайкальского края и Сибири» (1867 г., на польском языке): «Красота его берегов привела на Байкал нескольких художников. Я видел пейзаж Леопольда Немировского, выполненный масляными красками и изображающий местность под названием Байкальские ворота. Скала торчит среди озера как колонна и соединяется с берегом естественным мостом. Эта скала действительно похожа на ворота, под которыми можно проплыть. Пейзаж Немировского изображает ночь, свет луны отражается в озере и тусклым мерцанием покрывает скалы, лодка с людьми подплывает к воротам» (Цит. по 126, с. 633).

В Иркутском областном художественном музее имеются полотна известных художников Д.П.Штеренберга «Берег. Поселок Хужир на Байкале» и К.И.Померанцева «Море». На последней картине (1911 г.) изображен Байкал с низким горизонтом и на его фоне представлена обнаженная женская фигура. По байкальской тематике написал ряд картин и рисунков: «Восход на Байкале», «Домик на Байкале», «Легенда о Байкале» и др. Померанцев мечтал написать серию картин на темы песни «Славное море, священный Байкал». Сохранились к этой теме несколько этюдов и эскизов: «Станционный домик на Байкале», «Малое море», «Байкальская песня» («Ожил я, волю почуя...»).

 В первой трети двадцатого века к пейзажной живописи Байкала добавилось немало работ Н.Ладейщикова. Выходец с Урала, он с самых молодых лет пожизненно влюбился в Байкал: «Еще в первое время пребывания в Иркутске у меня было сильное непреодолимое желание видеть Байкал, так как я много знал об этом загадочном озере. Наконец, мне посчастливилось видеть Байкал в первый раз. Впечатление огромное. Особенно поразила прозрачность байкальской воды, ее нежный красивый зеленовато-голубой тон...»

 Кисти Н.Ладейщикова принадлежат известные картины: «Ледокол Байкал» (1906), «Отмели Байкала» (1910), «Волны Байкала» (1910), «Прибой у села Листвиничное» и др. Байкал, тайга сибирская были излюбленными темами художника Б.И.Лебединского. Именно под такими названиями неоднократно, во всевозможных вариантах, форматах, различные по технике исполнения издавались в последние годы альбомы работ художника.

Трудно уловить и тем более передать всю богатейшую палитру байкальских красок. Н.Ладейщиков размышляет и о «местных» мастерах кисти, вопрошая, почему в их картинах Байкал редко предстает в наиболее присущем ему радостном великолепии, во всей силе его ярких и чистых тонов. Писатель высказывает мнение, что у Байкала был «Свой Айвазовский». Это — Б.И.Лебединский. Но и в его картинах священное море предстает шедевром искусства, а изменчивая прелесть его, лишенная движения, ускользает как обманчивый мираж. Среди картин известных иркутских художников второй половины 20-го — начала 21 века можно назвать работы Рогаля B.C. «Солнце Байкала» (1984) и «Байкал — золото Сибири», Симонова Е.С. «У острова Ольхон», Чевелева В.В. «Звезды над Байкалом» (1997), Шихалева Г.В. «Байкальские незабудки» (2004) и «Дорога к Байкалу. Священное место» (2002), Юшкова И.Е. «Зима на Байкале» (1966 г.), «Байкал. Утро» (1970 — 1974 гг.) Муравьева A.M. «Ветра Байкала», «Чайка», «Хужир» и др.

Часть 2. Байкал на полотнах художников Бурятии

2.1 Кистью о Байкале

         Дадуев Иннокентий Григорьевич (1892-1975). «Буха-ноен». 1927 г. Х., м. И. Г. Дадуев родился в 1900 году в селе Бохан Иркутской губернии. В 1926-1927 годах учился в Иркутской художественной студии-мастерской. Впоследствии он участвовал во многих художественных выставках. Вот его наиболее известные работы: «Сумерки» (1927), «Буха-нойон-Баабай» (1927), «Чингис-хан» (1928).

 В 1976 году в Ленинграде вышел альбом «Художники Бурятии». Вот что пишут его авторы И. И. Соктоева, М. В. Хабарова: «Возвращаясь к двадцатым годам, необходимо отметить живописцев, которые впоследствии оставили творчество по разным причинам. Автором нескольких полотен был И. Г. Дадуев, в то время известный еще и как драматург,  заслуженный учитель республики. «Лебединой песней» прежней бурятской жизни назвал поэт Мунко Саридак картину Дадуева «Уходящий быт» (1928) с изображением полуразвалившихся деревянных юрт, между которыми бродят коровы и овцы. Одним из первых бурятских профессиональных художников, запечатлевшим Байкал на своих полотнах, является И.Г.Дадуев. Для творчества И. Дадуева была характерна метафорическая образность художественного мышления, тяготение к символике. Еще в 20-е годы ХХ века он прославился своими картинами "Уходящий быт" и особенно "Буха-нойон-Баабай". На этой картине художник изобразил легендарного предка одного из бурятских племен в образе мифического быка.

 На пустынном скалистом берегу бурного озера стоит могучий бык, встречая восходящее солнце. Его фигура, как и вся окружающая природа, исполнена первозданной силы, монументальна и эпична. Произведение выполнено в традициях анималистического творчества, связанного с древними воззрениями народа. Картина выразительна по образному содержанию, по форме и колориту. Громоздящиеся глыбы желто-коричневых скал и убегающие вдаль неспокойные жестковато-синие волны воссоздают суровую величественную природу Байкала вполне реально и вместе с тем сказочно-фольклорно, в соответствии с обликом эпического животного.

Архипов В.Ф.

Художник-живописец, член Союза художников России, народный художник Республики Бурятия.
          Диапазон творческих исканий художника весьма разнообразен. Он одинаково увлечен и живописью, и графикой. Различие техник в графике, разносторонность тем, индивидуальность восприятия действительности - все это говорит о художнике как о яркой творческой натуре, человеке ищущем, целеустремленном, активно окликающемся на различные события современной жизни. Яркой страницей в биографии Архипова стала одна из грандиозных строек - БАМ. Он один из первых среди художников побывал на бурятском участке стройки. Результатом явилась серия графических работ о молодых героях стройки - первопроходцах сурового края. Никто иной, а именно В. Ф. Архипов явился одним из активных летописцев БАМа среди бурятских художников. Архипов много ездит по республике, его привлекает природа, достопримечательности, люди с их особенностью национального характера. Объектом пристального внимания художника в последние годы стал Байкал. Строгая его красота, удивительная окружающая природа переданы художником достоверно и прочувствованно. Искусство Архипова имеет своего преданного зрителя и почитателя.

Батуров И.Н.

Каждая картина художника свидетельствует о великой любви и почтению Байкалу. От него идет вдохновение и радость творчества. Художник верен байкальской теме, как будто выполняет некую клятву: творить только о нем. Взамен Байкал дарует художнику свои картины и образы, расцвечивается волшебными красками и бушует штормами, волнует душу и даёт силы жить.

 Как известно, творческие люди чувствуют всё намного тоньше, так как видят мир через призму своей большой и удивительно красивой души. Ведь, чтобы написать картину, нужно не только срисовать увиденный пейзаж, но и постараться передать те чувства, что наполняли автора при её создании. Так и в картинах Ивана Николаевича можно увидеть что-то простое, родное и любимое. Будь то ручеёк, пробивающийся среди камней или гуси, летящие над озером, а может быть корабль, потерпевший крушение, Всё в них передаёт чистоту помыслов и красоту души самого автора. Глядя на эти картины, мы понимаем, почему они нам так близки, а всё потому, что в них мы видим нашего «батюшку» - наш Байкал. Все, кто хоть раз видели его, не могут не отметить, что это поистине живое чудо природы, со своим непростым характером и изменчивым настроением. Всю палитру эмоций и гамму чувств этого озера можно увидеть в картинах Ивана Николаевича. 

Фаина Батанджанова, выпускница  художественного  отделения  Бурятского  республиканского  училища культуры и искусства, училась у С.Р. Ринчинова, заслуженного художника России, воспитавшего немало хороших, талантливых, творческих личностей, художников-педагогов. Фаине Батанджановой свойственны творческие духовные устремления.

В картинах, "Байкал", "Чайки", "Речка Каточик", "Деревня Каточик", "Перед грозой" чувствуется столько любви, тепла, очарования и широты, свойственной русской душе. Картины написаны в реалистической, современной манере, освоенной Фаиной в стенах художественного училища. Особенно в пейзажах ("Облако", "Золотой песок Байкала"). Художница чувствует себя достаточно уверенно, благодаря интенсивной работе на пленере. Отсюда, в картинах, небольших этюдах очень точными мазками переданы характерные цвета байкальского лета, состояние сумеречного перехода, влажность прибрежного воздуха...

        Шулунов Карл Ефимович Родился 16 апреля 1939 года в г.Улан-Удэ. Окончил Иркутское художественное училище в 1959 г. После службы в армии работал в разных организациях: учителем рисования в школе, чертежником в проектном институте, занимался вопросами технической эстетики в отделе главного конструктора завода им. Куйбышева. С 1974 г. работал в художественном фонде при Союзе художников СССР. Работает в разных жанрах. Портрет, пейзаж, сюжетно-тематическая картина, историческая тематика, бытовой жанр, бурятская национальная тематика. Член Союза Художников с 2007 года.

Художник Шулунов по происхождению бурят. И не удивительно, что и воспевает он в своих работах тему своего народа, находя в ней и экзотику, и романтику, а главное - духовность. Эта духовность - в таких картинах как, например, "Летят журавли" или «Земля предков». Смотришь - и сюжет незатейливый, и пейзаж не потрясает воображение, а к горлу комок подступает… Вот тебе и осмеянный всеми «новаторами» соцреализм… Бывший капитан байкальского флота, Шулунов не может не писать, не отражать свои воспоминания о Байкале. Его байкальские пейзажи сродни лучшим картинам на эту тему Бориса Лебединского. Байкал, Тункинская долина, ольхонские ландшафты, аларские сюжеты – все это этапы жизненного пути, воспоминания, личные впечатления, поданные просто, без придумок и затей. И этим работы художника привлекают ценителей настоящего искусства, уставших от новомодных тенденций, от будуарщины и многозначительности. Не обошел Карл Ефимович и тему непростой истории своего народа.  Но  отражает её осторожно – ведь она до сих пор еще трактуется по-разному. Сила художественного творчества настолько велика, что одной картиной можно целым поколениям людей вбить в голову полную уверенность, что буряты – прямые потомки Чингисхана, а так это или не так – историки до сих пор не дали свой окончательный ответ. Многие из них утверждают совершенно противоположенное… Визуальная реконструкция истории – труд для художника нелегкий, но и исторический жанр Шулунову по плечу. Об этом говорят его такие картины, как «Предок или «Кочевье. Хонгодоры

Благодаря центру сохранения и развития бурятского этноса, организовавшему передвижную художественную выставку "Голос предков", Карл Ефимович Шулунов смог показать свои работы в Аларском и Баяндаевском районах, а теперь - и в Иркутске. Остается только сожалеть, что только сегодня Шулунов, лауреат и участник многих выставок, художник, чьи работы хранятся во многих музеях и частных коллекциях, становится известным широкой публике – ведь сколько заказов мог бы получить он, а мы – новых прекрасных работ! Скромная выставка в небольшом, но уютном зале  Музея города Иркутска достойна того, чтобы побывать на ней, и погрузиться в атмосферу

любви к родной земле.

Тайсаев Б.Т.

Школа реалистической живописи в ее академическом значении проявляется в творчестве народного художника РБ Б.Т. Тайсаева, выпускника Академии художеств. Он одинаково успешно работает в жанрах портрета, пейзажа, сюжетно-тематической  картины. Особое признание получили его байкальские пейзажи («Шторм», «Прибой», «Берег», «Сарма»,«Волна», «Байкал» и др.), ставшие классикой бурятского искусства. Родившийся на берегах «сибирского моря», Баир Тайсаев хорошо изучил нрав водной стихии. Огромный запас в природных наблюдений благодаря его живописному таланту нашел воплощение в нескольких сериях работ, по достоинству оцененных в нашей стране и за рубежом.  Портреты  кисти Б. Тайсаева, будь то изображение современника или исторического персонажа, полны одухотворенности и настроения.      В них переданы тонкие нюансы человеческой натуры, определяющие типологические черты и неповторимую сущность личности. Таковы, к примеру, портреты жены, дочери, а также бурятских ученых - Д. Банзарова  (работа эта широко известна   по репродукциям на почтовых конвертах, выпущенных Министерством связи РФ), Ц. Жамсарано. Сюжет последней крупной работы Б. Тайсаева - «Гонители тьмы» навеян мотивами бурятского героического эпоса. Ее патриотическая проблематика   и    победоносный    пафос      олицетворяют   прогрессивную целеустремленность и мощь сил добра, национальных          ценностей.

Дугаров Д-Н.Д.

Дугаров Даши-Нима - художник-живописец, член Союза художников России, народный художник России, награжден орденом «Дружбы народов», «За заслуги перед Отечеством» IV степени, лауреат премий Совета Министров СССР и Государственной премии Республики Бурятия.

1933 г. - 27 апреля родился в улусе Амитхаша Агинского национального округа Читинской области

1955 г. - поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

1964 г. - принят в члены Союза художников СССР

1979 г. - присуждена Государственная премия Республики Бурятия

1982 г. - присвоено звание «Народный художник РСФСР»

1985 г. - лауреат премии Совета Министров СССР

1991 г. - награжден орденом Дружбы народов

2001 г. - член-корреспондент Академии художеств России

Участник всесоюзных и российских выставок: Москва, 1962, 1967, 1971, 1975, 1977, 1981, 1982, 1985, 1986, 1987; Вильнюс, 1978, Улан-Удэ; Иркутск, Ярославль, 1988; Ленинград, 1979; Комсомольск-на-Амуре, 1982; Ленинград, 1984.

Произведения находятся в Республиканском художественном музее им. Ц. Сампилова, в собраниях Художественного фонда и Министерства культуры России г. Москвы, частных коллекциях России и за рубежом.В 1959 году картинами «Проводы невесты» и «В родном улусе» Д-Н. Дугаров принял участие во второй Декаде бурятского искусства и литературы в Москве.

                               2.2 Особенности художественного мастерства

  Карл Шулунов, человек живущий рядом с Байкалом любил в своих произведениях показывать местных жителей, людей влюбленных в свой край, мать - природу, а в особенности - Байкал. Если взять его картины «Бурятская семья», «Предок», «Пацаны», то мы видим в них насколько он с детства жадно впитывал в себя все то, что относилось к своему народу, родному очагу, окружающих людей. Но в тоже время в его картинах неизменно присутствует образ могущественного Байкала, который его вдохновлял, подталкивал к творчеству. В картине «Ижимей- покровительница о. Ольхона» Шулунов показывает мифический образ. Как истинные приверженцы своей точки зрения что Шулунов, также Дадуев в своих картинах описывали предания старины глубокой. Они как истинные сыновья своего народа глубоко знали свою историю, религию. Старались показать все это в своих картинах.  И им это удалось. Молодое поколение через их произведения, творчество имеют представление об Эжинах, сабдаках, которые покровительствуют их, глубоко чтят, с тем самым бережно относятся к Байкалу, охраняют, защищают первозданную природу уникального озера.

В произведениях  Архипова мы видим строгую красоту Байкала. По работам видно, что он художник доперестроечного времени, иными словами советских. Когда в стране шла большая стройка века - БАМ (Байкало- Амурская  магистраль.В это время даже художники шли под знаменем Социализма. Окружающее описывалось в реальном свете. И поэтому, возможно его картины содержат такую же интонацию.

В отличие от Дадуева и Шулунова  Батуров показывает настроение Байкала. Каким он может быть, это поистине живое чудо природы, со своим непростым характером и изменчивым настроением. Всю ПАЛИТРУ голубых тонов и гамму чувств этого озера можно увидеть в картинах Ивана Николаевича. У бурятского народа голубой цвет символизирует вечно синее небо, спокойствие, сосредоточенность, чистоту помыслов. И поэтому, возможно художник Батуров в своих картинах в основном опирается на сине – голубой тон.

Дугаров Д-Н.Д. Байкал рисует свои , применив всю палитру разноцветных цветов: живые, изменчивые краски, радуют друг друга. Его картины поразительны по своей яркости, красоте и реалистичности, создают неотразимое впечатление мощи и величия. Привлекают своими водными, бескрайними просторами, особенно красивы и драматичны пейзажи с объемными прозрачными морскими волнами. Для Дугарова характерна описывать окружающий мир в реальном свете, но в то же время нам, почитателям его таланта всегда импонировала мощь, бескрайность, чувство его произведений.

А если взять великолепную художницу Фаину Батанджанову, то на её картинах бушует страсть, море игривых  красок, которые удивляют, пробуждают чувство торжества. Батанжанова точными мазками передает характерные цвета байкальского лета, состояние сумеречного перехода, влажность прибрежного воздуха, тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене, и бурлящей пеной у берега в бушующем штормовом море. Да, действительно она необычайно завораживающе умеет передать чувственность, через ее картину передается состояние морского воздуха, нежного, мягкого, немного влажного. И это в этом ее талант. Только немногим это удается.

 Если через картину Батанджановой можно вкусить морскою воду, чистый воздух, то у  Тайсаева описание Байкала можно увидеть во всей его красе, его превосходном великолепии.  В картине « .»Байкал изображен в пасмурный день, солнце спряталось за густыми грозно надвигающимися скоплениями  грозовых туч, величественно парящимися  в высоком небе сквозь которые слабо пробиваются лучи солнца, вся многоцветность пейзажа объединяется набегающей тенью от тучи; волны, возникая у горизонта, движутся на берег, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана  сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие.  Только такой изыканный художник может преподнести, перенести все великолепие Байкала на картину, заставить задуматься, воодушевлять, восхищаться. 

Заключение

          О Байкале написано много. Его образ вошел в легенды, сказания, романы, балеты. Байкальскую природу восторженно воспевают поэты, художники воссоздают на своих картинах его неповторимые пейзажи. Он дорог нам своей неповторимостью, самобытностью, уникальностью, своими богатствами.

Байкал неослабно привлекает внимание научной мысли вот уже почти три столетия. Причем исследованием природы Байкала занимаются не только ученые-естественники (геологи, географы, физики, химики, биологи), но и историки, этнографы, филологи, философы, археологи. Поэтому круг научных, да и не только научных, проблем, связанных с Байкалом, очень широк.

 Бурятские художники, воспевая красоту Байкала, хотят донести до каждого человека всю важность проблемы сохранения Байкала. Просмотрев картины, каждый должен задуматься о том, какое значение имеет для нас это сокровище. Сохранить Байкал – это, значит, сберечь равновесие, тонкую взаимосвязь между его обитателями, найти  компромисс между мощным напором человеческого прогресса и хрупкой экосистемой озера. Сохранить Байкал – это показать будущим поколениям все его чудеса и достопримечательности в естественном виде, а не только на уцелевших фотографиях.

Байкал – символ неповторимой и замечательной природы России, бесценное богатство, которое мы обязаны сохранить для  будущего поколения и всего мира!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кистью о Байкале» Выполнила: Будаев БАТОР, ученица 6 г класса Научный руководитель:Найданова С.Д., учитель рисования и черчения

Слайд 2

Цель и задачи исследования: Ознакомление с биографией местных художников, в чьих работах изображена красота, богатство, особенности природы уникального источника; изучение Байкальской темы в произведениях изобразительного искусства бурятских художников; выявление различий в их произведениях, картинах; привитие художественно- эстетического вкуса, любви, бережливого отношения к природе.

Слайд 4

Байкал – пресноводное озеро на юге Восточной Сибири, расположенное между 52o 27,5` с.ш., 103o 42,5` в.д. и 55o 46,3`с.ш., 109o 57,5` в.д. Абсолютная высота над уровнем Балтийского моря: 454,55 м. Абсолютная высота над уровнем Тихого океана: 455,7 м. Абсолютная высота дна Байкала над уровнем Мирового океана: 1181 м. Возраст котловины: 20-25 млн. лет от начала заполнения водой. Максимальная ширина: 79 км. Минимальная ширина: 26 км. Длина озера: 636 км. Площадь водной поверхности (с островами): 31500 км2. Длина береговой линии: 2000 км. Длина береговой линии островов: 139,2 км. Максимальная глубина: 1637 м, возле мыса Ижимей: 1642 м

Слайд 5

Дадуев Иннокентий Григорьевич Дадуев Иннокентий Григорьевич (1892-1975). «Буха-ноен». 1927 г. Х., м. И. Г. Дадуев родился в 1900 году в селе Бохан Иркутской губернии. В 1926-1927 годах учился в Иркутской художественной студии-мастерской. Впоследствии он участвовал во многих художественных выставках. Вот его наиболее известные работы: «Сумерки» (1927), «Буха-нойон-Баабай» (1927), «Чингис-хан» (1928). Для творчества И. Дадуева была характерна метафорическая образность художественного мышления, тяготение к символике. Еще в 20-е годы ХХ века он прославился своими картинами "Уходящий быт" и особенно "Буха-нойон-Баабай". На этой картине художник изобразил легендарного предка одного из бурятских племен в образе мифического быка.

Слайд 6

«Буха-нойон Баабай»

Слайд 7

Шулунов Карл Ефимович Родился 16 апреля 1939 года в г.Улан-Уде. Окончил Иркутское художественное училище в 1959 г. После службы в армии работал в разных организациях: учителем рисования в школе, чертежником в проектном институте, занимался вопросами технической эстетики в отделе главного конструктора завода им. Куйбышева. С 1974 г. работал в художественном фонде при Союзе художников СССР. Работает в разных жанрах. Портрет, пейзаж, сюжетно-тематическая картина, историческая тематика, бытовой жанр, бурятская национальная тематика. Член Союза Художников с 2007 года.

Слайд 8

«Ижимей-покровительница острова Ольхон»

Слайд 9

Архипов В.Ф. Художник-живописец, член Союза художников России, народный художник Республики Бурятия. Диапазон творческих исканий художника весьма разнообразен. Он одинаково увлечен и живописью, и графикой. Различие техник в графике, разносторонность тем, индивидуальность восприятия действительности - все это говорит о художнике как о яркой творческой натуре, человеке ищущем, целеустремленном, активно окликающемся на различные события современной жизни. Яркой страницей в биографии Архипова стала одна из грандиозных строек - БАМ.

Слайд 10

«Русская миссия за Байкалом»

Слайд 11

Батуров Иван Николаевич Каждая картина художника свидетельствует о великой любви и почтению Байкалу. От него идет вдохновение и радость творчества. Художник верен байкальской теме, как будто выполняет некую клятву: творить только о нем. Взамен Байкал дарует художнику свои картины и образы, расцвечивается волшебными красками и бушует штормами, волнует душу и даёт силы жить. Как известно, творческие люди чувствуют всё намного тоньше, так как видят мир через призму своей большой и удивительно красивой души. Ведь, чтобы написать картину, нужно не только срисовать увиденный пейзаж, но и постараться передать те чувства, что наполняли автора при её создании. Так и в картинах Ивана Николаевича можно увидеть что-то простое, родное и любимое. Будь то ручеёк, пробивающийся среди камней или гуси, летящие над озером, а может быть корабль, потерпевший крушение. Всё в них передаёт чистоту помыслов и красоту души самого автора.

Слайд 12

«Летний день» «На море» « Прибой» «Волна»

Слайд 13

Дугаров Д-Н. Д. 1933 г. - 27 апреля родился в улусе Амитхаша Агинского национального округа Читинской области 1955 г. - поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина 1962 г. - окончил институт 1964 г. - принят в члены Союза художников СССР 1974 - 1989 гг. - председатель правления Союза художников Бурятии 1979 г. - присуждена Государственная премия Республики Бурятия 1982 г. - присвоено звание «Народный художник РСФСР» 1985 г. - лауреат премии Совета Министров СССР 1991 г. - избран Всебурятским съездом Президентом ВАРК, организатор и наставник студии-мастерской старобурятской живописи минеральными красками 1991 г. - награжден орденом Дружбы народов 2001 г. - член-корреспондент Академии художеств России

Слайд 15

Фаина Батанджанова Фаина Батанджанова, выпускница художественного отделения Бурятского республиканского училища культуры и искусства, училась у С.Р. Ринчинова, заслуженного художника России, воспитавшего немало хороших, талантливых, творческих личностей, художников-педагогов. Фаине Батанджановой свойственны творческие духовные устремления. Художница чувствует себя достаточно уверенно, благодаря интенсивной работе на пленере. Отсюда, в картинах, небольших этюдах очень точными мазками переданы характерные цвета байкальского лета, состояние сумеречного перехода, влажность прибрежного воздуха...

Слайд 16

«Байкал»

Слайд 17

Тайсаев Б.Т. Баир Тайсаев одинаково успешно работает в жанрах портрета, пейзажа, сюжетно-тематической картины. Особое признание получили его байкальские пейзажи («Шторм», «Прибой», «Берег», «Сарма»,«Волна», «Байкал» и др.), ставшие классикой бурятского искусства. Родившийся на берегах «сибирского моря», он хорошо изучил нрав водной стихии. Огромный запас природных наблюдений благодаря его живописному таланту нашел воплощение в нескольких сериях работ, по достоинству оцененных в нашей стране и за рубежом. Портреты кисти Б. Тайсаева, будь то изображение современника или исторического персонажа, полны одухотворенности и настроения.

Слайд 18

«Байкал»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кистью о Байкале» Выполнила: Будаев Батор, ученица 6 г класса Научный руководитель:Найданова С.Д., учитель рисования и черчения

Слайд 2

Цель и задачи исследования: Ознакомление с биографией местных художников, в чьих работах изображена красота, богатство, особенности природы уникального источника; изучение Байкальской темы в произведениях изобразительного искусства бурятских художников; выявление различий в их произведениях, картинах; привитие художественно- эстетического вкуса, любви, бережливого отношения к природе.

Слайд 4

Байкал – пресноводное озеро на юге Восточной Сибири, расположенное между 52o 27,5` с.ш., 103o 42,5` в.д. и 55o 46,3`с.ш., 109o 57,5` в.д. Абсолютная высота над уровнем Балтийского моря: 454,55 м. Абсолютная высота над уровнем Тихого океана: 455,7 м. Абсолютная высота дна Байкала над уровнем Мирового океана: 1181 м. Возраст котловины: 20-25 млн. лет от начала заполнения водой. Максимальная ширина: 79 км. Минимальная ширина: 26 км. Длина озера: 636 км. Площадь водной поверхности (с островами): 31500 км2. Длина береговой линии: 2000 км. Длина береговой линии островов: 139,2 км. Максимальная глубина: 1637 м, возле мыса Ижимей: 1642 м

Слайд 5

Дадуев Иннокентий Григорьевич Дадуев Иннокентий Григорьевич (1892-1975). «Буха-ноен». 1927 г. Х., м. И. Г. Дадуев родился в 1900 году в селе Бохан Иркутской губернии. В 1926-1927 годах учился в Иркутской художественной студии-мастерской. Впоследствии он участвовал во многих художественных выставках. Вот его наиболее известные работы: «Сумерки» (1927), «Буха-нойон-Баабай» (1927), «Чингис-хан» (1928). Для творчества И. Дадуева была характерна метафорическая образность художественного мышления, тяготение к символике. Еще в 20-е годы ХХ века он прославился своими картинами "Уходящий быт" и особенно "Буха-нойон-Баабай". На этой картине художник изобразил легендарного предка одного из бурятских племен в образе мифического быка.

Слайд 6

«Буха-нойон Баабай»

Слайд 7

Шулунов Карл Ефимович Родился 16 апреля 1939 года в г.Улан-Уде. Окончил Иркутское художественное училище в 1959 г. После службы в армии работал в разных организациях: учителем рисования в школе, чертежником в проектном институте, занимался вопросами технической эстетики в отделе главного конструктора завода им. Куйбышева. С 1974 г. работал в художественном фонде при Союзе художников СССР. Работает в разных жанрах. Портрет, пейзаж, сюжетно-тематическая картина, историческая тематика, бытовой жанр, бурятская национальная тематика. Член Союза Художников с 2007 года.

Слайд 8

«Ижимей-покровительница острова Ольхон»

Слайд 9

Архипов В.Ф. Художник-живописец, член Союза художников России, народный художник Республики Бурятия. Диапазон творческих исканий художника весьма разнообразен. Он одинаково увлечен и живописью, и графикой. Различие техник в графике, разносторонность тем, индивидуальность восприятия действительности - все это говорит о художнике как о яркой творческой натуре, человеке ищущем, целеустремленном, активно окликающемся на различные события современной жизни. Яркой страницей в биографии Архипова стала одна из грандиозных строек - БАМ.

Слайд 10

«Русская миссия за Байкалом»

Слайд 11

Батуров Иван Николаевич Каждая картина художника свидетельствует о великой любви и почтению Байкалу. От него идет вдохновение и радость творчества. Художник верен байкальской теме, как будто выполняет некую клятву: творить только о нем. Взамен Байкал дарует художнику свои картины и образы, расцвечивается волшебными красками и бушует штормами, волнует душу и даёт силы жить. Как известно, творческие люди чувствуют всё намного тоньше, так как видят мир через призму своей большой и удивительно красивой души. Ведь, чтобы написать картину, нужно не только срисовать увиденный пейзаж, но и постараться передать те чувства, что наполняли автора при её создании. Так и в картинах Ивана Николаевича можно увидеть что-то простое, родное и любимое. Будь то ручеёк, пробивающийся среди камней или гуси, летящие над озером, а может быть корабль, потерпевший крушение. Всё в них передаёт чистоту помыслов и красоту души самого автора.

Слайд 12

«Летний день» «На море» « Прибой» «Волна»

Слайд 13

Дугаров Д-Н. Д. 1933 г. - 27 апреля родился в улусе Амитхаша Агинского национального округа Читинской области 1955 г. - поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина 1962 г. - окончил институт 1964 г. - принят в члены Союза художников СССР 1974 - 1989 гг. - председатель правления Союза художников Бурятии 1979 г. - присуждена Государственная премия Республики Бурятия 1982 г. - присвоено звание «Народный художник РСФСР» 1985 г. - лауреат премии Совета Министров СССР 1991 г. - избран Всебурятским съездом Президентом ВАРК, организатор и наставник студии-мастерской старобурятской живописи минеральными красками 1991 г. - награжден орденом Дружбы народов 2001 г. - член-корреспондент Академии художеств России

Слайд 15

Фаина Батанджанова Фаина Батанджанова, выпускница художественного отделения Бурятского республиканского училища культуры и искусства, училась у С.Р. Ринчинова, заслуженного художника России, воспитавшего немало хороших, талантливых, творческих личностей, художников-педагогов. Фаине Батанджановой свойственны творческие духовные устремления. Художница чувствует себя достаточно уверенно, благодаря интенсивной работе на пленере. Отсюда, в картинах, небольших этюдах очень точными мазками переданы характерные цвета байкальского лета, состояние сумеречного перехода, влажность прибрежного воздуха...

Слайд 16

«Байкал»

Слайд 17

Тайсаев Б.Т. Баир Тайсаев одинаково успешно работает в жанрах портрета, пейзажа, сюжетно-тематической картины. Особое признание получили его байкальские пейзажи («Шторм», «Прибой», «Берег», «Сарма»,«Волна», «Байкал» и др.), ставшие классикой бурятского искусства. Родившийся на берегах «сибирского моря», он хорошо изучил нрав водной стихии. Огромный запас природных наблюдений благодаря его живописному таланту нашел воплощение в нескольких сериях работ, по достоинству оцененных в нашей стране и за рубежом. Портреты кисти Б. Тайсаева, будь то изображение современника или исторического персонажа, полны одухотворенности и настроения.

Слайд 18

«Байкал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Научно-исследовательская работа"Но что же сравнится с Байкалом..."(стихи профессора Львова о Байкале"

Данная научно-исследовательская работа посвящена стихам профессора А.Львова о Байкале...

Научно-методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы

Исследование - это сложный сознательный и целеустремленный процесс изучения какого-либо  явления или объекта, который способствует определению особенностей его протекания; выявлению некоторых зак...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...