"Северные посиделки" мероприятие
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Мероприятие "Северные посиделки", о красоте югорской земли, людях , о значимости традиций и культуры народов ХМАО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
severnye_posidelki.docx | 82.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа п. Малиновский»
«Северные посиделки»
изготовление традиционной куклы
хантов и манси «Акань»
Автор: Уткина Е.И.,
учитель изобразительного искусства,
МБОУ «СОШ п. Малиновский»
п. Малиновский, 2022год
Пояснительная записка
На территории Ханты- Мансийского автономного округа-Югры проживают люди различных национальностей. Но коренными жителями Земли Югорской являются народности ханты и манси. Важно не только сохранить культуру народностей , но и развивать интерес у подрастающего поколения к традициям народов Севера. Детям младшего школьного возраста понятны и доступны игровые моменты. Дети любят играть в игры, любят, когда им дарят игрушки. Самыми любимыми игрушками хантыйских детей являются куклы Акань. Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Играя в них, дети подражают тому, что происходит в жизни взрослых, их родителей, знакомых, друзей. В традиционной жизни ханты рано приобщают детей к изготовлению народной игрушки, кукла является прекрасной альтернативой современным игрушкам. Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем купленная в магазине. Познакомить детей с культурой северных народов можно во время проведения внеклассного мероприятия. Через творческую деятельность мы воспитываем уважение к культуре и традициям народов, на чьей земле мы живем. В рамках внеурочной деятельности можно запланировать целый цикл мероприятий ,на которых дети при помощи создания народных игрушек больше узнают о культуре народов населяющих Россию.
Цель: Формирование толерантного отношения обучающихся к людям различных наций и народностей, развитие культурного самосознания.
Задачи:
1.воспитание познавательного интереса к традициям и культуре народов проживающих на территории России;
2.развитие творческого мышления, воображения, художественного вкуса, интереса к традиционным игрушкам;
3.знакомство с историей возникновения традиционной куклы ханты и манси – «Акань» и технологией ее изготовления;
-расширить кругозор обучающихся о предназначении куклы - «Акань» в жизни северных народов.
Актуальность мероприятия
Мероприятие проводится в рамках внеурочной деятельности, может быть приурочено к Дню толерантности, к Дню рождения округа. Идея проведения цикла мероприятий преследует цель : через народное творчество познакомить обучающихся с уникальной культурой народов России. Что может быть доступно ребенку и понятно, это то ,что он сделал своими руками. В ходе занятия ребята учатся изготовлять национальную куклу хантов и манси «Акань». К традиционным куклам коренных народов Севера внимание исследователей было обращено только в начале двадцатого столетия, в связи с изучением вопроса о происхождении игры и игрушки. Этот вопрос сложно поддавался изучению, поскольку недостаточно было источников для того, чтобы дать полный и достоверный ответ на этот вопрос, не было достоверных источников, а вся информация представляла собой путевые заметки и наблюдения по итогам этнографических экспедиций. Немаловажную роль играл тот факт, что приемы и способы изготовления кукол не разглашались. Учить проводит занятие в игровой форме. Занятие организуется небольшими группами. Педагог объясняет обучающимися тему и цели мероприятия. Во вступительной беседе рассказывает историю происхождения кукол. Мероприятие проводится в игровой форме. Ученики разгадывают загадки, обыгрывают сюжеты. После проведения мероприятия подводятся итоги и кукла может остаться у ребенка , а может быть представлена на выставке в школьном музее.
«Северные посиделки»
(изготовление традиционной куклы
хантов и манси «Акань»)
Материалы: карта Тюменской области, лесные ягоды. Костюм хантыйской девочки, мальчика, хантыйский чум.
Ход мероприятия:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Растегаева Е.Н
Приветствие педагога: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами выполним традиционную куклу хантов и манси – «Акань»
Словно люльку,дверь тяжелую качни-
С другом к нам на посиделки приходи.
Соберемся у хантыйского огня
С жизнью хантов познакомишься, друг мой,
Ты вниманьем посиделки удостой.
У нашего края есть своя история, которая жива памятью- памятью, сохранившейся в самом народе, в национальных промыслах, в деревянных строениях, в музыкальных инструментах, песнях, легендах,в сердцах народов, населяющих эту землю. Посмотрите на карту ХМАО, напоминает символическое изображение медведицы.
Но вернемся в хантыйский чум. К нам в гости пришла Акань с детьми. У огня дети любили играть и загадывать загадки. А вы любите загадки? Сейчас Акань с вами поиграет. ( за ответы берестяные обереги)
Зимнее стекло весною потекло? (лед)
Кто в году четыре раза переодевается ?(земля)
Летом греет, зимой холодит?(солнце)
Не огонь, а жжется? (мороз)
Не снег и не лед, а серебром деревья уберет? (иней)
Ребята, Акань живет в чуме, а в лесу ягоды собирает.
Добрый лес, тихий лес
Брусники мне припас
Сколько спелых ягод здесь!
Соберу их все сейчас
Добрый лес, светлый лес
Ягод я не стану есть,
Брусникою своею угощу я всех людей
Бабушек и дедушек, славных малых детушек
Матерям и отцам, и подружкам и друзьям
Понемножку всем отдам.
Акань раздает ягоды детям.
Акань- Ой. А на всех не хватает, да вы ребята не расстраивайтесь, в чуме у меня на ягодах морс настоян. А на каких догадайтесь сами (из чума достает банку с морсом)
Игровая ситуация: «Угадай, по вкусу морс» три человека, три стакана, три шарфа.
- клубничный
-смородиновый
-брусничный
Акань- И горда я, и красива!
Синий сах на мне искриться
Я поймаю трех оленей
Серебром их шерсть лоснится
Белым инеем дымиться!
Запрягу я трех оленей
Запрягу, украшу шеи
Где других найдешь быстрее?
Мчатся нарты , точно птицы
И горда я , и красива
Как бубенчик бьется звонок!
Как у нарты полос тонок!
И смеюсь я , как ребенок,
И горда я , и красива!
Ребята, обратите внимание на красивое орнаментированное платье Акань. Ханты и манси украшали одежду орнаментом. Каждый орнамент имеет свое название. Орнаменты бывают ленточного , линейного, розеточного типов. Орнаменты линейного типа отличаются прямолинейностью (заячьи ушки). В розеточных орнаментах в основе лежит квадрат, стороны которого продолжены за его пределы ( применяется на бытовых предметах) , (шишка, след медведя).И сегодня мы постараемся украсить платье орнаментом линейного типа- полоска.
Учитель предлагает детям отдохнуть и проводит физмининутку используя игру ханты и манси «Хейро»
Ребята, живя на территории ХМАО , мы очень мало видим солнце. И давайте сейчас мы поднимем руки вверх к солнцу и произнесем такие слова – Хейро, Хейро, Хейро (повороты и по сторонам , чтобы солнце светило со всех сторон)
Сидя у огня, женщины всегда занимались своими домашними делами. Сегодня мы с вами выполним национальную куклу. У вас у каждого есть разные лоскутки ткани. Приготовьте самое необходимое для работы, и так мы приступаем.
«ОХ»- с хантыйского голова- словарное слово
Сейчас мы с вам сделаем платье.
«Ернас»- с хантыйского – красивое платье
Возьмем небольшой кусочек ткани, будем его сворачивать в трубочку. Получили свернутый рулон ткани, свернув его пополам, берем нитки и затягиваем рулон крепко ниткой. Получили голову и туловище куклы, берем еще 2-3 разных цвета ткани и прикладываем к рулону, получая тем самым косыночки к платью. Украсили платье.Берем ткань для юбки. Взяв нитку с иголкой техникой вперед иголкой выполняем стежки,собирая их в складки. Затем прикладываем юбку к туловищу куклы и наматываем ее к кукле, получили - юбку. Украшаем косами, и платком. В нижней части платья используем орнаментированную полоску белого цвета.Куклы дарили родственникам и получали в подарок. Вечером перед сном девочка должна была слегка покусать акань за большой палец ноги. На лице у акань не принято было делать глаза, нос, рот., т.к. эта кукла была священной. По поверью в такую куклу мог вселиться злой дух.
В конце занятия ребята рассматривают свои работы. Учитель задает вопросы:
-в чем особенность этой куклы?
-какое бы вы ей дали имя?
-возьмите куклу
в руки, закройте глаза, и загадайте желание.
В качестве рефлексии проводится задание:«Синквейн» на тему: «Кукла ханты».
Из слов игрушка, красивая, нарядная, колыбель, кукла- составить четверостишие.
Кукла - игрушка
Красивая, нарядная
Кушает, играет
Спит в колыбельке.
Учитель благодарит детей за работу. Игрушки, каких народов вы хотели бы научиться изготовлять? (ответы детей). На этом наше мероприятие закончилось, всем спасибо, до новых встреч!
Социальный эффект мероприятия:
Повышение уровня социальной активности обучающихся;
Расширение знаний о культуре народов ханты и манси;
Закрепление знаний о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей ,
Сформированность межэтнического мировоззрения, устойчивых положительных взглядов на мирное сосуществование народностей с разными религиями и культурой.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Умение работать в группе, реализовать творческие идеи.
Список литературы
- Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербю ун-ва, 2015. – 120с.
- Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2018. – 172с.
- Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/авт. Сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2018. – 123с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отделение надомного обучения школы 425 Северного округа города Москвы
Несколько слов из опыта работы отделения надомного обучения нашей школы....
Презентация к уроку по теме: "Климат Северной Америки"
материал к уроку по разделу Северная Америка курса географии материков и океанов....
урок по теме "Внутренние воды Северной Америки"
Вариант конспекта урока по теме "Внутренние воды Северной Америки" по географии материков и океанов в 7классе...
Северный Кавказ (Европейский юг России)
Урок в 9 классе по теме:"Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы"....
Разработка внеклассного мероприятия "Слабое звено" по теме "Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии"
Игра проводится анологично телевизионной передаче.9 обучающихся 9-х классов отбираются по результатам заранее проведенной викторины....
Население и страны Северной Америки
Презентация к уроку географии в 7 классе. Население стран северной Америки, животный мир, водные ресурсы, полезные ископаемые....
Разработка урока по страноведению в 5 классе "Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии: Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия"
Урок--исследовательский проектТехнологии: проектная, критического мышления, ИКТ...