Зимние мотивы в живописи и музыке
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Открытый интегрированный урок на тему: "Зимние мотивы в живописи и музыке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ «Ряжская средняя общеобразовательная школа № 2»
Открытый интегрированнвй урок
ИЗО – Музыка
5 класс
по теме:
«Зимние мотивы в музыке и живописи»
Учитель изобразительного искусства:
Афонина Ольга Александровна
Ряжск, 29 ноября 2018 год.
Цель:
Познакомить детей с красотой зимнего пейзажа. Познакомить учащихся с музыкальными и художественными произведениями о зиме.
Задачи:
- Раскрыть роль искусства в понимании красоты природы.
- Развивать образное видение эстетического восприятия в освоении мира.
- Повторить значение жанров пьеса, кантата.
- Познакомить с творчеством музыкантов и художников.
- Развивать умения и навыки работы с разными источниками информации на заданную тему.
- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование.
Зрительный ряд: презентация с картинами зимних пейзажей.
Музыкальный ряд: музыкальный центр с диском фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года», видео с записью «Русская зима», компьютер и слайды урока.
Литературный ряд: стихотворение А.С.Пушкина « Зимнее утро»
Ход урока.
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы совместили два урока: музыку и ИЗО.
(зачитывает эпиграф урока на слайде)
Эпиграф:
« В природе много чудес. Сколько бы ты не жил на свете, природу до конца все равно не поймешь. Природа- это тайна, которую никогда не разгадать.
Ни одного дня нет одинакового, ни одного листочка, природа бесконечна. Разнообразие форм, цветов, оттенков – все в природе…»
М.Пришвин.
Учитель ИЗО:
Природу воспевают, поэты , художники музыканты, давайте посмотрим на экран и послушаем стихотворение, которое называется «Зимнее утро»
На следующем слайде дети прослушивают стихотворение А.С.Пушкина
«Зимнее утро» и сами называют тему урока.
Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как белое пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
и ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(спасибо, дети, присаживайтесь)
А что объединяет стихотворение А. С. Пушкина, картину художника Щербакова «Зимнее утро»
Дети (ответы детей)
Таким образом, тема сегодняшнего урока: «Зимние мотивы в музыке и живописи».
Учитель музыки:
Слайд
Послушайте музыку и ответьте на вопросы:
-какую зиму описал композитор?
-какими средствами выразительности это сделано?
-что это за произведение?
Слайд – портрет Свиридова
Звучит фрагмент кантаты Г. В. Свиридова «Поэма памяти Есенину»
Дети отвечают на вопросы
-чьи стихи легли в основу музыки? (С.А.Есенина)
-к какому жанру относится музыка? (кантата)
(слайд)
-что такое кантата?
Кантата – это большое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемое хором, солистами и симфоническим оркестром.
Давайте и мы исполним главную мелодию этой части.
Напоминаю о плавном ведении звука, длинных концовках фраз, перекличках голосов.
-Для какого хора написана кантата? (смешанного)
-почему? (у разных голосов много изобразительных возможностей, как и у зимы много звуков и красок.)
Учитель: Каждое время года имеет свой характер и свое настроение.
Назовите жанр изобразительного искусства, на картинах которых изображена природа.
Дети: Пейзаж.
Пейзаж - это изображение природы.
Учитель ИЗО:
Какие бывают пейзажи?
Пейзажи бывают:
Морскими
Городскими
Сельскими (деревенскими)
Рассмотрите на слайде, как изображена зима. Назовите цветовую палитру?
Дети: (отвечают)
Учитель ИЗО: Опишите состояние природы.
Дети: (описывают)
Учитель ИЗО: Давайте вспомним известных русских художников-пейзажистов.
(На слайде фотографии художников-пейзажистов)
Дети с помощью учителя вспоминают фамилии художников:
Это И.И Шишкин, И.К.Айвазовский, В.Д.Поленов.
Учитель ИЗО: Рассмотрите репродукции картин: И.И.Шишкин «Зима». И.К.Айвазовский «Зимний пейзаж», В.Д.Поленов «Зима».
(Дети отмечают цветовую палитру каждой картины)
Учитель ИЗО: какая по настроению бывает зима?
Дети: веселая, жизнерадостная, спокойная, задумчивая…
Учитель изо: А вам больше какая нравится?
Дети: Конечно веселая и задорная
Учитель ИЗО : Разные художники используют холодную цветовую гамму, но настроение картин у всех разное…..
Учитель музыки: Такое же разное настроение и в музыке.
Зимние пейзажи вдохновляли не только художников, но и композиторов.
Великий русский композитор, который очень любил нашу природу, сочинил целый цикл фортепианных пьес, который называется «Времена года».
Сегодня мы послушаем «Декабрь. Святки».
Слайд
Пьеса – это музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов.
-что такое пьеса?
После прослушивания нужно ответить на следующие вопросы:
Слайд
- Каков характер произведения.
- Что представляете, слушая музыку
- Какой инструмент исполнил музыку
- Твое отношение к произведению: понравилось, или нет и почему?
После прослушивания дети отвечают на вопросы.
Учитель ИЗО: А сейчас у нас творческое задание. Посмотрим, насколько вы вдохновились на творчество, просмотрев зимние пейзажи, прослушав музыку о зиме. Вы будете выполнять зимний пейзаж в разной технике:
- по сырому
- мазком
Слайд:
Последовательное изображение пейзажа
В процессе работы детей я показываю им последовательность наглядно.
Я желаю вам удачи и интересных работ.
А поможет вам музыка А. Вивальди «Времена года. Зима».
А.Вивальди – итальянский композитор, скрипач, педагог; жил он в 17-18 веке.
(слайд с Вивальди)
Практическая работа учащихся под музыку
Учитель ИЗО: Природа всегда была и остается источником эстетических впечатлений для каждого человека, но особое значение она имеет для художников и композиторов. Задание выполнено и мы устроим вернисаж ваших шедевров.
(те дети которые быстро справляются с эскизом, располагают свои работы на доске, другие продолжают рисовать)
Учитель музыки: А пока ребята заканчивают работу, про весёлую задорную зиму споют Батова Ирина и Резничук София.
Дети исполняют песню «Русская зима»
(показ слайд).
Вот и подошел к концу наш необычный урок. Вы все молодцы.
Ваши работы достойны особого внимания, они выполнены с душой, каждый подошел к своей работе творчески, с большим вдохновением.
Поэтому вы сегодня получаете оценку Отлично.
Урок окончен, до свидания! До новых интересных встреч!
Борис Валентинович Щербаков «Зимнее утро»
В. Г. Цыплакова «Мороз и солнце»
И.И.Шишкин «Зима».
И.К.Айвазовский «Зимний пейзаж»,
В.Д.Поленов «Зима».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по батику "Сливовый цвет" по мотивам японской живописи педагога дополнительного образования Чуяновой Ирины
Данный материал готов для преподавания техники свободной росписи батика и внеурочной деятельности по ИЗО....
Творческо - информационный детский проект «Зимние мотивы Шербакуля»
Этот творческо-информационный проект проводился в рамках тематической неделе "Зимние узоры".Тип проекта краткосрочный.Участники проекта: учащиеся подготовительного класса коррекционной школы.цел...
Презентация - Зимняя пора в живописи. 5 класс
Презентация к уроку изобразительного искусства, 5 класс - "Зимняя пора в живописи"...
Методическая разработка урока ИЗО, 5 класс - "Зимняя пора в живописи"
Разработка урока изобразительного искусства, 5 класс - "Зимняя пора в живописи"Цели и задачи урока:создать условия для формирования роли визуально- пространственных искусств в фо...
Зимние мотивы в музыке, поэзии и живописи
Открытое занятие...
Методическая разработка урока "Импрессионизм в живописи и музыке" (музыка, 5 класс)
Методическая разработка урокаПредмет: музыкаТема: "Импрессионизм в живописи и музыке"Целевая аудитория: 5 класс...
Методическая разработка урока музыки для учащихся 5 классов Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».
Методическая разработка урока музыки Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».Целевая аудитория: 5 класс...