Мой лучший урок
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Вишнякова Елена Геннадьевна

Вишнякова Е.Г., учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ «СОКШ №4» города Нефтеюганска

Пояснительная записка к уроку.

Данный урок представлен по учебному предмету «Изобразительное искусство» на тему «Красота и гармония окружающего мира».

УМК: предметная линия учебников по изобразительному искусству для учащихся 5-8(9) классов, (Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова).- М.: «Вентана-Граф», 2014 год (стандарты второго поколения). Обучение проводится на основе учебника: Изобразительное искусство: 5-й класс: учебник /Е.А. Ермоленская , Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова.-5-е изд.,стер.-Москва: Просвещение ,2020.

Психолого-педагогическая характеристика класса: Урок рассчитан на класс, в котором обучается 28 человек. В классе обучаются дети с различными учебными возможностями и имеют склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. В классе в основном учащиеся средних учебных возможностей. На уроках дети проявляют активность. Для данного класса работа в сотрудничестве (пары, группы) является привычной и эффективной. При решении групповых задач учащиеся готовы быстро сориентироваться, легко вступают в сотрудничество. Отношения между учащимися при групповой работе доброжелательные, учащиеся умеют слушать друг друга. Учащиеся склонны приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать, а также находчивости, внимательности и сообразительности. Таким образом у каждого учащегося формируются навыки творческой работы.

Деятельность основана на интегрированном подходе с использованием ИКТ к организации урока, она направлена на формирование универсальных учебных действий в области изобразительного искусства и развитие компетенций: коммуникативных, социальных, исследовательских, языковых, полихудожественных, предметных и метапредметных.

Форма организации учебной деятельности – групповое взаимодействие, что обосновано тем, что для учащихся 5-го класса (младшего подросткового возраста) важно развитие коммуникативных навыков, навыков творческой работы и общения. Кроме того, именно такая форма работы способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. При групповой работе учащиеся стараются решить задачи, поставленные перед группой. Такая форма работы способствуют развитию речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы; интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку.

Основной методический прием на данном уроке – прием ТПФ (типовые приемы фантазирования) и РТВ(развитие творческого воображения). Ребятам 5 класса нравится мыслить, делать самостоятельные открытия. Прием вхождения в картину позволяет ученикам самовыражаться через различные формы изодеятельности.

Урок способствует развитию у школьников способности восприятия и порождения художественного образа, его посильного воплощения в художественных работах. Так же помогает учащимся создавать яркие художественные образы посредством слова и красок. В учебном процессе идет активное использование знаний, полученных на уроках литературы, использование информационно-рецептивного(объяснительно-иллюстративный) и наглядного метода, что позволяет с включить разнообразные формы работы. Урок способствует формированию навыков публичного выступления, а также познавательных УУД -  сравнение, сопоставление, выделение главного.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vishnyakova_e.g.urok_.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по изобразительному искусству и литературе в 5классе «Красота и гармония окружающего мира»

Тема урока

Осень в живописи.

Класс: 5

Цель:

Создать единое представление об осени на примере произведений, созданных поэтами, художниками и музыкантами.

Формируемые УУД:

Предметные:

  • Развивать память, внимание и кругозор учащихся;
  • Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;
  • Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;
  • развивать навыки работы карандашом и акварелью, умение создавать композицию с применением законов линейной и воздушной перспективы.

Метапредметные:

  • продолжить формирование умений ставить цели, планировать работу, действовать по составленному алгоритму, осуществлять самоконтроль, оценивать качество выполнения творческой работы в соответствии с имеющимися критериями;
  • рационально организовывать рабочее место, продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение;
  • учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать, участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, размышлять об изображении.
  • активизировать познавательный интерес к искусству и природе;
  • учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы;

формировать умения самостоятельно находить решение художественных задач

Личностные:

  • восхищаться красотой родной природы и творчеством художника И. Левитана, И.И. Шишкина, И.Э. Грабарь, осознать потребность в общении с природой, развивать духовную и эмоциональную сферы, развивать воображение, способность к созданию художественного образа.
  • развивать фантазию и собственную способность к созданию художественных образов.
  • способствовать эстетическому восприятию учебного материала;
  • формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока Интегрированный

Формы работы: фронтальная, парная

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый, наглядный.

Оборудование, необходимое для урока:

Аудиозаписи с музыкальными произведениями (П.И.Чайковский «Времена года-Лето», П.И.Чайковский «Времена года-Осень», проектор, компьютер. Авторский медиапродукт: презентация на 12 слайдов с репродукциями картин русских художников на тему «Осень».

Целесообразность использования медиапродукта:

1.Повышение эффективности усвоения учебного материала.

2.Развитие наглядно-образного мышления.

3.Развитие понятийного мышления – умение обобщать материал.

4.Интенсификация учебно-воспитательного процесса.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник В.Я Коровина, «литература» 1-я часть, памятка «Выполнение пейзажа» с дифференцированными схемами, иллюстрация с изображением осени на каждой парте, стикеры со «смайликами» (у каждого ученика),

Материалы и принадлежности: бумага для рисования; гуашь; кисти; баночка с водой; палитра.

Время занятия:40 минут.

Подготовка к уроку.

Учащиеся:

Должны рассказать о творчестве одного из художников, композиторов, выучить наизусть стихотворение об осени.

Два ученика создают презентацию со стихами и картинками об осени.

Два ученика готовят выставку сборников стихотворений об осени.

Учитель:

Приготовить записи композиций о природе, монтаж из портретов поэтов, художников, композиторов, пишущих о природе.

Провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения, какие произведения об осени знакомы им, рекомендовать литературу по биографии мастеров искусства.

Распределить учащихся заранее по творческим группам:

1-я группа – «поэты» – готовят выразительное чтение стихов об осени.

На столе: осенний букет, книги о природе, листы бумаги, ручки.

2-я группа – «художники» – знакомят с биографией художников, пишущих о природе.

На столе: таблица «Осень в искусстве», листы бумаги, карандаши

Ход урока.

Природа вся полна последней теплоты…

  А. Толстой

I.Организационный момент.

Вступление.  

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года-осень» (слайд1)П. И. Чайковский— „Времена года“, „Осень“. - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) 

Учитель литературы:

- Здравствуйте, дорогие ребята, музыка Петра Ильича Чайковского пригласила нас на урок. Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. В ней – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться…

Виртуальная фото экскурсия по Государственной Третьяковской галереи (слайд2,3)

II.Постановка учебных задач и формулирование темы урока.

Наш урок будет посвящен прекрасному, красоте и гармонии окружающего мира.

Почему, на ваш взгляд, это время года вызывает у людей восхищение? (Высказывание ребят)

Я предлагаю полюбоваться красотой осеннего леса. (Просмотр мультимедийной презентации с изображением осенней природы) (слайд4)

Попробуйте немного пофантазировать прочитайте эпиграф к уроку, как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся).

Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. Мы познакомимся с тайнами великого искусства живописи и поэзии музыки.

Учитель изо:

Красоту природы воспевают не только поэты, композиторы, но и художники. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая природная среда создают неисчерпаемую гармонию форм и красок.
Учитель литературы:

Сегодня у нас, ребята, необычный урок. Необычный, потому что вести его будут сразу два учителя. Вместе со мной урок будет вести и ваш учитель литературы. И это неслучайно.  Ведь литература и искусство неразделимы. А сегодня мы будем говорить не только о стихах, но и познакомимся с произведениями других видов искусства о природе: музыкой и живописью. Узнаем, как они дополняют друг друга и помогают понять, что хотели выразить поэты, художники, композиторы своими произведениями.

 Мы будем работать в группах. В нашем классе сегодня есть и поэты, и художники, также любители музыки. И в течение урока вас ждут необычные сюрпризы.

 (Слайд с изображением Пушкина на фоне осенней природы) (слайд5)

Учитель литературы: Послушаем стихотворения великих поэтов в исполнении наших чтецов: Звучат стихи А.С. Пушкина в исполнении ребят.

-Ребята, что объединяет все эти стихотворения?

-Итак, какова тема сегодняшнего урока?

-Какова идея этих стихотворений?

-Каким настроением они проникнуты?

-Какие изобразительные средства помогли создавать такое настроение и раскрыть их главную мысль?

(Тема) -Итак, какова тема сегодняшнего урока? (слайд6)

Учитель изо:
 -Осень в живописи. 

 III.Основная часть

Актуализация знаний

Есть ли связь между писателями и художниками?

Можно ли проиллюстрировать природу?

Как мы называем картины, на которых изображена природа? (пейзаж).

 А художников, которые изображают пейзаж? (называют пейзажистами).

Словарная работа.

 Слово «Пейзаж»,

«Пейзажист» (слайд5)

Давайте познакомимся с русскими художниками и их картинами.

 Игра «Узнай по описанию» (слайд6)

- Екатерина подготовила для вас 1 сюрприз - описание картины замечательного русского пейзажиста.  Послушайте внимательно и ответьте, о каком живописном произведении идет речь и назовите имя автора и название картины.

 Екатерина: На картине мы видим березовую рощу в медно - золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело - желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимыми.

 Ответы учащихся…

Картина «Золотая осень» И. Левитана (слайд7)

(слайд с портретом Левитана).

  Учитель ИЗО: 

В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел прежде всего, как пейзажист. Левитан - создатель так называемого "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.

 «С природою одною он жизнью дышал» - так определял Исаак Левитан назначение художника пейзажиста. Он сумел внимательно и вдумчиво слушать природу, дышать с нею в унисон, нежно и трепетно любил её. И природа на полотнах художника – живая. Его живопись называют «школой любви к Родине». Всего 40 лет жизнь отпустила Левитану, но он оставил нам на своих полотнах Волгу, Плёс, Золотую осень.

Картина "Золотая осень"(слайд8)

-Одна из самых известных картин Левитана «Золотая осень».

Эта картина была написана в 1895 году в деревне Горки Тверской
области, которая расположена около г. Удомля.

Рассмотрите картину «войдите в неё», попробуйте оказаться внутри, вжиться в ее образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья.

-В стихах Федора Ивановича Тютчева

 Есть в осени первоначальной

 Короткая, но дивная пора-

 Весь день стоит как бы хрустальный,

 И лучезарны вечера…

- О каких цветах и колорите говорил поэт?

-Какое настроение вызывает у вас пейзаж и что вы чувствуете, глядя на картину?

-Приходилось ли вам испытывать нечто подобное? Когда?

-Почему автор дал картине такое красивое название?

-Какие краски преобладают в картине?

-Золото листвы художник противопоставляет осеннему небу. Какое оно у Левитана?

Учитель литературы: Осень в произведениях поэтов. Мы с вами уже знаем, как рифмованное слово может передавать эмоциональное состояние человека, его настроение. Давайте на несколько минут мы станем поэтами и попробуем окунуться в мир поэзии. Мы с вами знаем, как рифмованное слово может передавать эмоциональное состояние человека, его настроение. Перед вами ключевые слова, которыми вы можете создать свои стихи-четверостишия. Прежде чем приступить к творчеству мы немного отдохнем.

Учитель изо: Физкультминутка. (слайд 10)

- Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы – осенние деревья (встаньте, пожалуйста). Тянетесь к солнцу руками -ветвями, теплу (потянулись). Ветер качает вас (наклоны в стороны). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз, провожайте взглядом упавший листочек (ещё раз) (садитесь на место).

Учитель литературы:

-Мы отдохнули и приступаем к творческой работе. Поэты сочиняют свои произведения, используя опорные слова.

-А в это время группа художников иллюстрирует золотую осень по тем же ключевым словам.

IV.Практическая творческая работа учащихся. 

Задания по группам:

1 группа «Поэты»

«Осень в лирике» (готовят выразительное чтение стихов об осени. На столе: осенний букет, книги о природе, листы бумаги, ручки.

2 группа «Художники».

«Осень в живописи» (знакомят с биографией художников, пишущих о природе.)

и иллюстрируют золотую осень. На столе: таблица «Осень в искусстве», листы бумаги, карандаши, краски, палитра.

Учитель изо: Памятка «Выполнение пейзажа» для художников.

  Во время работы звучит мелодия слайд6 и слушаем стихотворение о золотой осени ученика.

Выступление от групп:

Учитель литературы.

-Ребята, мы замечательно поработали исейчас мы послушаем маленькие стихи наших будущих поэтов. (выступление детей, оценка учащимися)

Учитель изо:

-Наши художники оформляют выставку своих произведений на доске. (ответственные ученики оформляют на доске выставку)

-Группа художников также подготовила выставку картин об осени, обратите внимание на них.

Рассматривая пейзажи, нельзя не думать о поэзии.

Учитель литературы:

- Осень в музыке

- Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах «Времена года», Шопен и другие.

Звучит «Времена года» «Октябрь» П.И. Чайковского. (слайд11)

- А сейчас обещанный второй сюрприз, приготовленный для вас.

Играет на скрипке ученик.

Учитель ИЗО: Какие чувства пробудили в вас звуки скрипки?

Ученик: Скрипки играют: трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь. Они как будто плачут по увядающей природе.

Рефлексия. (оценка выступления каждой группы)

Учитель литературы:

- Сегодня мы с вами убедились в том, что литература и искусство неразделимы. Согласны ли вы с этим?

Ребята если вам понравилось выступление поэтов первой группы, то поднимите желтый смайлик.

Ребята если вам понравилась выставка художников, то поднимите зеленый смайлик.

Учитель изо:

-Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты, художники, какие точные, красочные слова и выражения, краски и звуки использовали. Поэты обладали удивительным даром: рисовать словами так же, как художники рисуют карандашом и кистью, а музыканты – звуками. 

Общая эмоциональная рефлексия. «Пейзаж»

(учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.)

Учитель изо:

-Ребята, если для вас занятие было интересным и познавательным прикрепите на доску пейзаж, который проникнут радостью, весельем, а если скучным и не интересным, то грустным, печальным

Учитель ИЗО: Я очень рада, что у нас на доске картины, которые вызывают радость и веселье, а значит стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Картины, созданные пейзажистами: А.К. Саврасовым, И.И. Левитаном, И. И. Шишкиным и другими замечательными художниками, воспитывают у нас любовь к родине, к ее природе с безграничными пространствами, лесами и полями, с большими и малыми реками. Как оставаться равнодушным к этой замечательной красоте и не попробовать по мере своих сил и способностей отобразить ее в своем искусстве.

 Мир искусства - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.

Постарайтесь же стать такими!

Учитель литературы: Домашнее задание на доске. (слайд12)

 Творческое задание.

- Напишите свои впечатления об осени.

Мы с вами, конечно, не писатели. Но давайте попытаемся сделать свои открытия. Расскажите о наблюдениях в домашнем сочинении-миниатюре «Осенняя картина» (5-6 предложений).

Спасибо за работу!

(Индивидуальная форма работы и дифференцированный подход к работе с учащимися.) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на конкурс "Лучший урок письма"

Урок проводился в 5 классе. Дети писали письма космонавтам....

Защита урока на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок".

Перед вами – огромная планета Земля,Реки и горы, равнины, моряТочка на карте зовётся «объект» -Такое понятие ввёл человек. Сегодня мы с вами узнаем о том,Что каждая точка имеет свой дом,Что...

Методическая разработка проведения интегрированного урока «Лучший урок письма», 6 класс

6  класс«Лучший урок письма»Тема: Р/Р Сочинение  «  Cпорт в моей жизни».  (1ч.)...

Урок географии 7 класс "Движение вод Мирового океана" 2 местро на Всероссийском конкурсе "Мой лучший урок"

Данный урок исследовательского типа, по форме – урок – моделирование.Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.Учитель верно ставит цель урока, на которую методически грамотно выводят учащихся.Си...

«Лучший урок письма - 2015» Номинация : «Кем я хочу стать, чтобы сделать мир лучше.»

Здравствуй дружище! Вот мы уже и в шестом классе .Часто я задумываюсь ,кем стать, чтобы сделать мир лучше. Пускай не весь мир , а хотя бы свою родную Ростовскую область ,милый моему сердцу хуторок ,за...