Мой лучший урок
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Вишнякова Е.Г., учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ «СОКШ №4» города Нефтеюганска
Пояснительная записка к уроку.
Данный урок представлен по учебному предмету «Изобразительное искусство» на тему «Красота и гармония окружающего мира».
УМК: предметная линия учебников по изобразительному искусству для учащихся 5-8(9) классов, (Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова).- М.: «Вентана-Граф», 2014 год (стандарты второго поколения). Обучение проводится на основе учебника: Изобразительное искусство: 5-й класс: учебник /Е.А. Ермоленская , Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова.-5-е изд.,стер.-Москва: Просвещение ,2020.
Психолого-педагогическая характеристика класса: Урок рассчитан на класс, в котором обучается 28 человек. В классе обучаются дети с различными учебными возможностями и имеют склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. В классе в основном учащиеся средних учебных возможностей. На уроках дети проявляют активность. Для данного класса работа в сотрудничестве (пары, группы) является привычной и эффективной. При решении групповых задач учащиеся готовы быстро сориентироваться, легко вступают в сотрудничество. Отношения между учащимися при групповой работе доброжелательные, учащиеся умеют слушать друг друга. Учащиеся склонны приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать, а также находчивости, внимательности и сообразительности. Таким образом у каждого учащегося формируются навыки творческой работы.
Деятельность основана на интегрированном подходе с использованием ИКТ к организации урока, она направлена на формирование универсальных учебных действий в области изобразительного искусства и развитие компетенций: коммуникативных, социальных, исследовательских, языковых, полихудожественных, предметных и метапредметных.
Форма организации учебной деятельности – групповое взаимодействие, что обосновано тем, что для учащихся 5-го класса (младшего подросткового возраста) важно развитие коммуникативных навыков, навыков творческой работы и общения. Кроме того, именно такая форма работы способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. При групповой работе учащиеся стараются решить задачи, поставленные перед группой. Такая форма работы способствуют развитию речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы; интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку.
Основной методический прием на данном уроке – прием ТПФ (типовые приемы фантазирования) и РТВ(развитие творческого воображения). Ребятам 5 класса нравится мыслить, делать самостоятельные открытия. Прием вхождения в картину позволяет ученикам самовыражаться через различные формы изодеятельности.
Урок способствует развитию у школьников способности восприятия и порождения художественного образа, его посильного воплощения в художественных работах. Так же помогает учащимся создавать яркие художественные образы посредством слова и красок. В учебном процессе идет активное использование знаний, полученных на уроках литературы, использование информационно-рецептивного(объяснительно-иллюстративный) и наглядного метода, что позволяет с включить разнообразные формы работы. Урок способствует формированию навыков публичного выступления, а также познавательных УУД - сравнение, сопоставление, выделение главного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vishnyakova_e.g.urok_.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по изобразительному искусству и литературе в 5классе «Красота и гармония окружающего мира»
Тема урока
Осень в живописи.
Класс: 5
Цель:
Создать единое представление об осени на примере произведений, созданных поэтами, художниками и музыкантами.
Формируемые УУД:
Предметные:
- Развивать память, внимание и кругозор учащихся;
- Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;
- Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;
- развивать навыки работы карандашом и акварелью, умение создавать композицию с применением законов линейной и воздушной перспективы.
Метапредметные:
- продолжить формирование умений ставить цели, планировать работу, действовать по составленному алгоритму, осуществлять самоконтроль, оценивать качество выполнения творческой работы в соответствии с имеющимися критериями;
- рационально организовывать рабочее место, продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение;
- учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать, участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, размышлять об изображении.
- активизировать познавательный интерес к искусству и природе;
- учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы;
формировать умения самостоятельно находить решение художественных задач
Личностные:
- восхищаться красотой родной природы и творчеством художника И. Левитана, И.И. Шишкина, И.Э. Грабарь, осознать потребность в общении с природой, развивать духовную и эмоциональную сферы, развивать воображение, способность к созданию художественного образа.
- развивать фантазию и собственную способность к созданию художественных образов.
- способствовать эстетическому восприятию учебного материала;
- формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока Интегрированный
Формы работы: фронтальная, парная
Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый, наглядный.
Оборудование, необходимое для урока:
Аудиозаписи с музыкальными произведениями (П.И.Чайковский «Времена года-Лето», П.И.Чайковский «Времена года-Осень», проектор, компьютер. Авторский медиапродукт: презентация на 12 слайдов с репродукциями картин русских художников на тему «Осень».
Целесообразность использования медиапродукта:
1.Повышение эффективности усвоения учебного материала.
2.Развитие наглядно-образного мышления.
3.Развитие понятийного мышления – умение обобщать материал.
4.Интенсификация учебно-воспитательного процесса.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник В.Я Коровина, «литература» 1-я часть, памятка «Выполнение пейзажа» с дифференцированными схемами, иллюстрация с изображением осени на каждой парте, стикеры со «смайликами» (у каждого ученика),
Материалы и принадлежности: бумага для рисования; гуашь; кисти; баночка с водой; палитра.
Время занятия:40 минут.
Подготовка к уроку.
Учащиеся:
Должны рассказать о творчестве одного из художников, композиторов, выучить наизусть стихотворение об осени.
Два ученика создают презентацию со стихами и картинками об осени.
Два ученика готовят выставку сборников стихотворений об осени.
Учитель:
Приготовить записи композиций о природе, монтаж из портретов поэтов, художников, композиторов, пишущих о природе.
Провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения, какие произведения об осени знакомы им, рекомендовать литературу по биографии мастеров искусства.
Распределить учащихся заранее по творческим группам:
1-я группа – «поэты» – готовят выразительное чтение стихов об осени.
На столе: осенний букет, книги о природе, листы бумаги, ручки.
2-я группа – «художники» – знакомят с биографией художников, пишущих о природе.
На столе: таблица «Осень в искусстве», листы бумаги, карандаши
Ход урока.
Природа вся полна последней теплоты…
А. Толстой
I.Организационный момент.
Вступление.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года-осень» (слайд1)П. И. Чайковский— „Времена года“, „Осень“. - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)
Учитель литературы:
- Здравствуйте, дорогие ребята, музыка Петра Ильича Чайковского пригласила нас на урок. Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. В ней – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться…
Виртуальная фото экскурсия по Государственной Третьяковской галереи (слайд2,3)
II.Постановка учебных задач и формулирование темы урока.
Наш урок будет посвящен прекрасному, красоте и гармонии окружающего мира.
Почему, на ваш взгляд, это время года вызывает у людей восхищение? (Высказывание ребят)
Я предлагаю полюбоваться красотой осеннего леса. (Просмотр мультимедийной презентации с изображением осенней природы) (слайд4)
Попробуйте немного пофантазировать прочитайте эпиграф к уроку, как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся).
Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. Мы познакомимся с тайнами великого искусства живописи и поэзии музыки.
Учитель изо:
Красоту природы воспевают не только поэты, композиторы, но и художники. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая природная среда создают неисчерпаемую гармонию форм и красок.
Учитель литературы:
Сегодня у нас, ребята, необычный урок. Необычный, потому что вести его будут сразу два учителя. Вместе со мной урок будет вести и ваш учитель литературы. И это неслучайно. Ведь литература и искусство неразделимы. А сегодня мы будем говорить не только о стихах, но и познакомимся с произведениями других видов искусства о природе: музыкой и живописью. Узнаем, как они дополняют друг друга и помогают понять, что хотели выразить поэты, художники, композиторы своими произведениями.
Мы будем работать в группах. В нашем классе сегодня есть и поэты, и художники, также любители музыки. И в течение урока вас ждут необычные сюрпризы.
(Слайд с изображением Пушкина на фоне осенней природы) (слайд5)
Учитель литературы: Послушаем стихотворения великих поэтов в исполнении наших чтецов: Звучат стихи А.С. Пушкина в исполнении ребят.
-Ребята, что объединяет все эти стихотворения?
-Итак, какова тема сегодняшнего урока?
-Какова идея этих стихотворений?
-Каким настроением они проникнуты?
-Какие изобразительные средства помогли создавать такое настроение и раскрыть их главную мысль?
(Тема) -Итак, какова тема сегодняшнего урока? (слайд6)
Учитель изо:
-Осень в живописи.
III.Основная часть
Актуализация знаний
Есть ли связь между писателями и художниками?
Можно ли проиллюстрировать природу?
Как мы называем картины, на которых изображена природа? (пейзаж).
А художников, которые изображают пейзаж? (называют пейзажистами).
Словарная работа.
Слово «Пейзаж»,
«Пейзажист» (слайд5)
Давайте познакомимся с русскими художниками и их картинами.
Игра «Узнай по описанию» (слайд6)
- Екатерина подготовила для вас 1 сюрприз - описание картины замечательного русского пейзажиста. Послушайте внимательно и ответьте, о каком живописном произведении идет речь и назовите имя автора и название картины.
Екатерина: На картине мы видим березовую рощу в медно - золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело - желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимыми.
Ответы учащихся…
Картина «Золотая осень» И. Левитана (слайд7)
(слайд с портретом Левитана).
Учитель ИЗО:
В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел прежде всего, как пейзажист. Левитан - создатель так называемого "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.
«С природою одною он жизнью дышал» - так определял Исаак Левитан назначение художника пейзажиста. Он сумел внимательно и вдумчиво слушать природу, дышать с нею в унисон, нежно и трепетно любил её. И природа на полотнах художника – живая. Его живопись называют «школой любви к Родине». Всего 40 лет жизнь отпустила Левитану, но он оставил нам на своих полотнах Волгу, Плёс, Золотую осень.
Картина "Золотая осень"(слайд8)
-Одна из самых известных картин Левитана «Золотая осень».
Эта картина была написана в 1895 году в деревне Горки Тверской
области, которая расположена около г. Удомля.
Рассмотрите картину «войдите в неё», попробуйте оказаться внутри, вжиться в ее образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья.
-В стихах Федора Ивановича Тютчева
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
- О каких цветах и колорите говорил поэт?
-Какое настроение вызывает у вас пейзаж и что вы чувствуете, глядя на картину?
-Приходилось ли вам испытывать нечто подобное? Когда?
-Почему автор дал картине такое красивое название?
-Какие краски преобладают в картине?
-Золото листвы художник противопоставляет осеннему небу. Какое оно у Левитана?
Учитель литературы: Осень в произведениях поэтов. Мы с вами уже знаем, как рифмованное слово может передавать эмоциональное состояние человека, его настроение. Давайте на несколько минут мы станем поэтами и попробуем окунуться в мир поэзии. Мы с вами знаем, как рифмованное слово может передавать эмоциональное состояние человека, его настроение. Перед вами ключевые слова, которыми вы можете создать свои стихи-четверостишия. Прежде чем приступить к творчеству мы немного отдохнем.
Учитель изо: Физкультминутка. (слайд 10)
- Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы – осенние деревья (встаньте, пожалуйста). Тянетесь к солнцу руками -ветвями, теплу (потянулись). Ветер качает вас (наклоны в стороны). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз, провожайте взглядом упавший листочек (ещё раз) (садитесь на место).
Учитель литературы:
-Мы отдохнули и приступаем к творческой работе. Поэты сочиняют свои произведения, используя опорные слова.
-А в это время группа художников иллюстрирует золотую осень по тем же ключевым словам.
IV.Практическая творческая работа учащихся.
Задания по группам:
1 группа «Поэты»
«Осень в лирике» (готовят выразительное чтение стихов об осени. На столе: осенний букет, книги о природе, листы бумаги, ручки.
2 группа «Художники».
«Осень в живописи» (знакомят с биографией художников, пишущих о природе.)
и иллюстрируют золотую осень. На столе: таблица «Осень в искусстве», листы бумаги, карандаши, краски, палитра.
Учитель изо: Памятка «Выполнение пейзажа» для художников.
Во время работы звучит мелодия слайд6 и слушаем стихотворение о золотой осени ученика.
Выступление от групп:
Учитель литературы.
-Ребята, мы замечательно поработали исейчас мы послушаем маленькие стихи наших будущих поэтов. (выступление детей, оценка учащимися)
Учитель изо:
-Наши художники оформляют выставку своих произведений на доске. (ответственные ученики оформляют на доске выставку)
-Группа художников также подготовила выставку картин об осени, обратите внимание на них.
Рассматривая пейзажи, нельзя не думать о поэзии.
Учитель литературы:
- Осень в музыке
- Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах «Времена года», Шопен и другие.
Звучит «Времена года» «Октябрь» П.И. Чайковского. (слайд11)
- А сейчас обещанный второй сюрприз, приготовленный для вас.
Играет на скрипке ученик.
Учитель ИЗО: Какие чувства пробудили в вас звуки скрипки?
Ученик: Скрипки играют: трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь. Они как будто плачут по увядающей природе.
Рефлексия. (оценка выступления каждой группы)
Учитель литературы:
- Сегодня мы с вами убедились в том, что литература и искусство неразделимы. Согласны ли вы с этим?
Ребята если вам понравилось выступление поэтов первой группы, то поднимите желтый смайлик.
Ребята если вам понравилась выставка художников, то поднимите зеленый смайлик.
Учитель изо:
-Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты, художники, какие точные, красочные слова и выражения, краски и звуки использовали. Поэты обладали удивительным даром: рисовать словами так же, как художники рисуют карандашом и кистью, а музыканты – звуками.
Общая эмоциональная рефлексия. «Пейзаж»
(учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.)
Учитель изо:
-Ребята, если для вас занятие было интересным и познавательным прикрепите на доску пейзаж, который проникнут радостью, весельем, а если скучным и не интересным, то грустным, печальным
Учитель ИЗО: Я очень рада, что у нас на доске картины, которые вызывают радость и веселье, а значит стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Картины, созданные пейзажистами: А.К. Саврасовым, И.И. Левитаном, И. И. Шишкиным и другими замечательными художниками, воспитывают у нас любовь к родине, к ее природе с безграничными пространствами, лесами и полями, с большими и малыми реками. Как оставаться равнодушным к этой замечательной красоте и не попробовать по мере своих сил и способностей отобразить ее в своем искусстве.
Мир искусства - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.
Постарайтесь же стать такими!
Учитель литературы: Домашнее задание на доске. (слайд12)
Творческое задание.
- Напишите свои впечатления об осени.
Мы с вами, конечно, не писатели. Но давайте попытаемся сделать свои открытия. Расскажите о наблюдениях в домашнем сочинении-миниатюре «Осенняя картина» (5-6 предложений).
Спасибо за работу!
(Индивидуальная форма работы и дифференцированный подход к работе с учащимися.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на конкурс "Лучший урок письма"
Урок проводился в 5 классе. Дети писали письма космонавтам....
Защита урока на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок".
Перед вами – огромная планета Земля,Реки и горы, равнины, моряТочка на карте зовётся «объект» -Такое понятие ввёл человек. Сегодня мы с вами узнаем о том,Что каждая точка имеет свой дом,Что...
Методическая разработка проведения интегрированного урока «Лучший урок письма», 6 класс
6 класс«Лучший урок письма»Тема: Р/Р Сочинение « Cпорт в моей жизни». (1ч.)...
Разработка урока и презентация к нему в рамках Всероссийского конкурса "Лучший урок письма". 1 место в районном этапе.1 место на региональном уровне.
Разработка урока по математике " Действия с десятичными дробями", 5 класс....
Урок географии 7 класс "Движение вод Мирового океана" 2 местро на Всероссийском конкурсе "Мой лучший урок"
Данный урок исследовательского типа, по форме – урок – моделирование.Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.Учитель верно ставит цель урока, на которую методически грамотно выводят учащихся.Си...
Городской конкурс "Мой лучший урок: музейный урок", 2019год
quot;Музей химии"...
«Лучший урок письма - 2015» Номинация : «Кем я хочу стать, чтобы сделать мир лучше.»
Здравствуй дружище! Вот мы уже и в шестом классе .Часто я задумываюсь ,кем стать, чтобы сделать мир лучше. Пускай не весь мир , а хотя бы свою родную Ростовскую область ,милый моему сердцу хуторок ,за...