Технологическая карта урока «Средство выражения декоративной графики: ритм прямых линий»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Чурбакова Светлана Вячеславовна

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока  изобразительного  искусства.

Тема урока: «Средство выражения декоративной графики: ритм прямых линий».

Цель: дать учащимся представление о средстве  выражения  декоративной графики: ритм.

Планируемые образовательные результаты.

1 Предметные:  после урока учащиеся смогут

-дать определение понятию «ритм»;

-перечислить  выразительные  средства  декоративной графики  и  приобрести  навыки работы  приемами:  «ритм  линий», «ритмические  построения»,  «декоративный  узор».

2 Метапредметные:  

Познавательные: находить ассоциативные связи  между реалистическими  и  декоративными  художественными  приемами;

-узнавать характерные черты декоративной графики;

-наблюдать за процессом  и результатом  художественного  развития  на  основе  сходства и различия, образов, форм  и  видов рисования;

-извлекать  информацию  и  делать  логические  выводы;

-ориентироваться  в  полученных  знаниях, использовать  их  в жизни.

Регулятивные: продолжить  формирование  умений  планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: продолжить формирование  способности  к  согласованным  действиям  с  учетом  позиции  других, овладевать  нормами  общения.

3 Личностные:  в результате  урока  учащиеся  смогут

-проявить  творческую  фантазию, личностное  отношение к графическим  декоративным  приемам  и  средствам  выражения;

-развивать  ассоциативное, абстрактное, вариативное  и  образное  мышление;

-воплощать  особенности  декоративной  графики  в  изобразительной  деятельности  на  основе  полученных  знаний;

-уметь  участвовать  в  коллективно – творческой  деятельности.

Словарь урока: декоративная  графика,  выразительные  средства  декоративной  графики  (прямые  и  ломаные  линии), упражнение: «травинки - былинки»,  средство выражения  «ритм».

Ресурсы  урока:

-тетрадь  «Изобразительное искусство,  6 класс», автор: Забелина Е.И. и др.;

-рабочий  лист (на  каждого  ученика);

-графические  художественные материалы;

-дидактический материал.

Ход урока

Этап урока

(время)

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

1 этап. Орг. момент

(1 мин.)

Здравствуйте! Спасибо, что приготовили к уроку все необходимое: на столах – тетради, ручки, карандаш, фломастеры.

Самоконтроль готовности к уроку (тетради, художественные принадлежности)

2 этап. Мотивация

(3-4 мин)

Прежде чем сообщить тему урока, учитель предлагает каждому рассмотреть графические изображения. Организует просмотр видеоряда, задает вопросы классу:

1 Какие выразительные средства декоративной графики  вы знаете?

2 Какие различают линии? Какие линии будут не пластичные?

Сегодня мы будем рисовать только прямыми и ломаными линиями. Мы можем повторить линии? Что получается при повторении? Как мы называем построения, где повторяется один элемент через определенные промежутки?

Формулирование темы урока: как вы думаете, какой проблеме будет посвящен наш урок?

Выразительное средство декоративной графики – ритм прямых линий.

-устно и письменно отвечают на вопросы;

-участвуют в дискуссии;

-выявляют и формулируют противоречия;

-используют различные источники социальной информации.

Изучение выразительных средств декоративной графики. Их разнообразие и варианты изображения.

-анализируют информацию;

-формулируют ответы

3 этап. Целеполагание и планирование 

(1-2 мин)

-Сформулируйте тему урока;

-Какие вопросы нам надо рассмотреть, чтобы понять выразительное средство декоративной графики: ритм?

Цели урока: после урока вы сможете

-дать определение понятию «ритмические построения»;

-выполнить не менее трех вариантов ритмичных композиций;

-продолжите формирование умений изображать предметы в технике декоративной графики, выполнять познавательные и практические задания, анализировать форму предмета используя выразительное средство: ритм;

-извлекать информацию из разных источников, делать выводы;

-изображать собственные творческие замыслы.

-делать выводы;

-формулировать гипотезу.

4 этап. Осмысление

(5-7 мин)

(3 мин)

(4-5 мин)

Выполнение рисунка и анализ композиции и формы на основе выразительного средства «ритм».

Повторение изученных правил композиции: уравновешивание, плановость, загораживание, группирование, композиционный центр.

Организация работы в парах. Выполнить композицию из ритмичных прямых линий, поменяться работой с соседом по парте и закончить его рисунок, так, чтобы было представлено одно из изученных правил композиции.

Формирование критического мышления.

Представить у доски выполненные композиции, отметить лучшие.

Организация индивидуальной работы с тетрадью. Каждый ученик открывает тетрадь и изучает этапы выполнения композиции по теме: «Ритм прямых линий».

Показ презентации по теме: «Выразительное средство декоративной графики – ритм» - учителем.

Обсуждение, высказывание своей точки зрения учениками.

-самостоятельно анализируют информацию;

-делают зарисовки;

-формулируют вопросы, выводы;

-используют различные источники информации.

-формулируют вопросы, выводы;

-используют различные источники информации.

Проверка выполнения задания.

-Что вы не поняли?

Нарисовать ритмичное построение прямых линий так, чтобы они напоминали травинки.

-анализируют и сравнивают информацию;

-формулируют вопросы, выводы;

-используют различные источники информации.

5 этап. Рефлексия

(10-15 мин)

Задание.

Выполнить рисунок по изученной теме.

Варианты предоставления информации учащимся:

1этап. Сюжеты с изображением многообразия травинок в декоративной графике, используя выразительное средство – ритм.

2 этап. Украсить изображение используя графический прием: «линия – точка – пятно - узор».

Выполнить изображение графическим материалом (шариковая или гелевая ручка).

Проверка выполнения. Выслушать комментарии, аргументы.

-предлагают свое изобразительное решение;

-выполняют варианты графических приемов по учебной проблеме.

6 этап. Оценивание

(2-3 мин)

Предложите ученикам заполнить таблицы  самооценивания.

Таблица  самооценивания  ученика __________

Критерии, этапы урока

Отметка о реализации

1 этап. Займи позицию, дискуссия

2 этап.

Работа с тетрадью в парах

3 этап.

Самосто-

ятельная творческая работа

1

Формулировал аргументы, делал выводы.

2

Задавал вопросы.

3

Отвечал на вопросы.

4

Выполнил рисунок по изученной теме.

Заполни таблицу, оценив свой вклад в ходе урока. Для этого напротив каждого из перечисленных видов работы  поставь баллы:  

0 – не выполнил данный вид работы;

1 – иногда выполнял данный вид работы, внес небольшой вклад (не более 2-3 раз);

2 – активно работал и успешно справлялся с данным видом работы (более 3 раз);

3 – очень успешно выполнил данную работу (в течение всего урока);

Если считаешь необходимым, добавь пункты, по которым еще может быть оценена ваша работа.

Подведение итогов учителем.

Выставка работ.

-оценивают объем выполненной работы и правильность своих выводов;

-осуществляют самоконтроль, самооценку полученных результатов.

7 этап. Домашнее задание

(2 мин)

Заполнить таблицу (кто не выполнил на уроке), закончить рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Наука о живой природе"5 класс /линия Пономаревой И.Н./

Технологическая карта урока "Наука о живой природе"5 класс /линия Пономаревой И.Н./...

Технологическая карта урока "Способы выражения необходимости must и have to"

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе на тему: "Способы выражения необходимости"...

Технологическая карта урока по технологии «Декоративно - прикладное творчество. Вязание крючком из пряжи, изготовленной из подручного материала»

Технологическая карта урока по технологии5 классРаздел программы: «Декоративно - прикладное творчество»Тема урока: «Декоративно - прикладное творчество. Вязание крючком из пряжи, изг...

Технологическая карта урока "Линейная функция. Построение графиков в одной системе координат" Урок алгебры в 7 классе

Урок алгебры в 7 классе с применением программы "Живая математика" и разными формами работы...

Технологическая карта урока по физической культуре "Обучение верхней прямой подачи мяча"

Цель: организация деятельности учащихся для обобщения и систематизации полученных знаний, практических умений и навыков.Задачи:Образовательная: закрепить технику выполнения приема мяча.Оздоровительная...

Технологическая карта урока Числовые выражения 7 класс

Технологическая карта урока в 7 классе Числовые выражения...