Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5-8 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», М.: Просвещение, 2015г. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство»-развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 86.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОУ СШ № 19 _____________/______________/ ФИО «30» августа 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ И.О.Директора МОУ СШ № 19 _____________/______________/ ФИО Приказ № 148 от «31» августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Тарасовой Ирины Петровны
______________________________________________
(Ф.И.О., категория)
Высшая квалификационная категория
_______________________________________________
по изобразительному искусству, 5-8 классы
_______________________________________________
(Предмет, класс)
Срок реализации программы 4 года
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «30» августа 2021 г.
2021-22 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 5-8 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644).
- Примерная основная образовательная программа (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15)
- Авторская программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», М.: Просвещение, 2015г.
Рабочая программа рассчитана на 140 учебных часов для обязательного изучения предметной области «Изобразительное искусство»: в 5 - 8 классах по 35 часов в год, из расчёта - 1 час в неделю.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования от 20.05.2020г. №254:
5 класс Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2018г.
6класс. Неменская Л. А. Изобразительное Искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. М.: Посвещение, 2018г.
7 класс Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2018г.
8 класс Питерских А.С Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс; учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.М. Неменского- 5 изд. - М.: Просвещение, 2018 г
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- сознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Выпускник 5 класса научится
- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
- создавать декоративные изображения на основе русских образов;
- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора;
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
- находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
- различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
Выпускник 5 класса получит возможность научиться
-активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, технологии и др.);
-владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
-различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства.
Выпускник 6 класса научится
- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
- творческому опыту выполнения графического натюрморта;
- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
- применять перспективу в практической творческой работе;
- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
- навыкам создания пейзажных зарисовок;
- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
- пользоваться правилами работы на пленэре;
- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;
- осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве
(линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);
- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки;
- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
- различать и характеризовать виды портрета;
- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
- использовать графические материалы в работе над портретом;
- использовать образные возможности освещения в портрете;
- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
- навыкам лепки и работы с пластилином;
- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
Выпускник 6 класса получит возможность научиться
- называть имена великих русских живописцев XVIII – XIX веков;
- называть и характеризовать произведения изобразительного искусства русских художников XVIII – XIX веков;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
- называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
- называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять
произведения пейзажной живописи;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
Выпускник 7 класса научится
- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
- понимать сочетание различных объемов в здании;
- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
- понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
- называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
-характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
- применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;
- использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
- узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
- различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
- различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
- узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
- характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
- работать над проектом, создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
- различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
- создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами;
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
- ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
- использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
- характеризовать признаки и особенности московского барокко;
- создавать разнообразные творческие работы в материале.
Выпускник 7 класса получит возможность научиться
- понимать специфику изображения в полиграфии;
- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
- проектировать обложку книги, открытки;
- создавать художественную композицию макета книги, журнала;
- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
- характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
- получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
- использовать навыки коллективной работы над объемно - пространственной композицией.
Выпускник 8 класса научится
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
- культуре зрительского восприятия;
- характеризовать временные и пространственные искусства;
- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
- создавать разнообразные творческие работы.
Выпускник 8 класса получит возможность научиться
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; различать особенности художественной фотографии;
- различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
- понимать изобразительную природу экранных искусств;
- характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- различать понятия: игровой и документальный фильм;
- называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
- понимать основы искусства телевидения;
- понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
- применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
- применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
- добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
- использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
- применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
- пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
- понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
- применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
- применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
- использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
- применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
- смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
- использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
- реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
Содержание тем учебного курса 5 класса
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - 35 часов
Древние корни народного искусства. (9 часов)
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Связь времен в народном искусстве (9 часов)
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
Декоративное искусство в современном мире (8 часов)
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык
материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.
Декор, человек, общество, время (9 часов)
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
Содержание тем учебного курса 6 класса
«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35ч.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок — основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира — натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)
Образ человека — главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж (9 часов)
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж — большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Содержание тем учебного курса 7 класса
«Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств» -35ч.
Художник – дизайн- архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры
( 8 часов)
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет -элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм графического дизайна
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (8часов)
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания .Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (12часов)
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Ты — архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры (7часов)
Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Дизайн и архитектура моего сада. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж: лик или личина? Сфера имидж- дизайна.Моделируя себя — моделируешь мир.
Содержание тем учебного курса 8 класса
Художник и искусство театра (7 часов)
Искусство зримых образов. Правда и магия театра .Безграничное пространство сцены. Сценография - искусство и производство. Тайны актёрского перевоплощения. Привет от Карабаса- Барабаса!
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии 8(часов)
Фотография. Грамота фотокомпозиции и съёмки. Фотография - искусство светописи. «На фоне Пушкина снимается семейство». Человек на фотографии. Событие в кадре. Фотография и компьютер.
От фотозабавы к фототворчеству.
11
Фильм — творец и зритель (11часов)
Многоголосый язык экрана. Художник – режиссёр – оператор. Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в картинках».Воплощение замысла.Чудо движения: увидеть и снять. Бесконечный мир кинематографа.
Искусство анимации. Живые рисунки на твоём компьютере. Персонажи-куклы. Звуковое оформление.
Телевидение — пространство культуры? (7асов)
Мир на экране: здесь и сейчас. Телевидение и документальное кино.Жизнь врасплох, или Киноглаз.
Видеоэтюд, видеосюжет. Телевидение, видео, Интернет. Вечные истины искусства. .Искусство- зритель - современность.
Защита проекта
Тематическое планирование в 5 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
I | Древние корни народного искусства | 8 |
1 | Входная диагностика уровня художественного развития. «Отгадки к народным загадкам» | 1 |
2 | Древние образы в народном искусстве | 1 |
3 | Декор русской избы: Выполнение эскиза орнаментальной композиции для украшения избы: фронтон, наличники, причелина, лобовая доска, с солярными знаками, растительными мотивами | 1 |
4 | Внутренний мир русской избы. Изображение внутреннего убранства русской избы с крестьянским интерьером: печь, лавки, стол. | 1 |
5 | Конструкция, декор предметов народного быта. Русские прялки. Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и т. д.). | 1 |
6 | Крестьянская вышивка, условность языка орнамента. Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. | 1 |
7 | Создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных районов России. Варианты: а) украшение съемных деталей одежды для игрушки – куклы; б) украшение крестьянской одежды: рубаха, сарафан нарядным орнаментом. | 1 |
8 | Народные праздничные обряды. Календарный праздник «Масленица» Обобщение по теме: «Древние корни народного искусства». Тестирование № | 1 |
Связь времен в народном искусстве | 8 | |
10 | Древние образы в современных народных игрушках. Создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. | 1 |
11 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Вырезание из бумаги посуды и украшение элементами гжельской росписи. | 1 |
12 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Выполнение эскиза предметов быта: доска для резки хлеба, украшение традиционными элементами и мотивами городецкой росписи | 1 |
13 | Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла. | 1 |
14 | Жостово. Истоки и современное развитие промысла. Составление на подносе общей цветочной композиции. | 1 |
15 | Филимоновская игрушка | 1 |
16 | Обобщение темы: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни». | 1 |
Декор – человек, общество, время | 12 | |
17 | Зачем людям украшения | 1 |
18 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (эскиз браслета, ожерелья) | 1 |
19 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (эскиз алебастровой вазы) | 1 |
20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (рельеф на фольге) | 1 |
21 | Одежда говорит о человеке. Искусство Древнего Китая (эскиз в карандаше) | 1 |
22 | Одежда говорит о человеке (цветовое решение) | 1 |
23 | Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17в. «Бал во дворце». Начало коллективной работы. | 1 |
24 | Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно – прикладном искусстве XVII в. «Бал во дворце». Завершение коллективной работы. | 1 |
25 | «Составление эскиза собственного герба, герба своей семьи. Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба». | 1 |
26 | Завершение коллективной работы над проектом по созданию своего герба. | 1 |
27 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (обобщение темы) | 1 |
28 | Заочное посещение музея декоративно-прикладного искусства, выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства. | 1 |
Декоративное искусство в современном мире | 7 | |
29 | Современное выставочное искусство. Выставка художественных изделий современного декоративно – прикладного искусства. | 1 |
30 | Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства (панно, эскиз в карандаше) | 1 |
31 | Цветовое решение панно | 1 |
32 | Ты сам – мастер. Изготовление игрушки из мочала | 1 |
33 | Ты сам – мастер. Коллективная работа. Выполнение эскиза витража из бумаги. | 1 |
34 | Ты сам – мастер декоративно–прикладного искусства. Изготовление декоративной вазы для оформления интерьера. | 1 |
35 | Обобщение по теме: «Декоративно – прикладное искусство в современном мире» | 1 |
Тематическое планирование в 6 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
I | Виды изобразительного искусства и основы образного языка | 8 |
1 | Вводный инструктаж по ОТ. Изобразительное искусство в семье пространственных искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок, графических материалов. | 1 |
2 | Рисунок - основа изобразительного творчества. Виды графики. Графические материалы и их возможности Зарисовки по представлению линейных рисунков трав растений | 1 |
3 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий, роль ритма в создании образа. Рисунки П. Пикассо, В. Серова. Выполнение линейных рисунков трав. | 1 |
4 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи). | 1 |
5 | Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочных царств. («Царство снежной королевы».) | 1 |
6 | Цвет в произведениях живописи. Понятие «колорит». «гармония цвета». Фактура живописи. Беседы по картинам И. Грабарь «Хризантемы», «К. Коровин «Цветы и фрукты». Изображение осеннего букета с разным колористическим состоянием.. | 1 |
7 | Объемные изображения в скульптуре. Связь объема с пространством и освещением. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова. Выполнение объемных изображений животных. | 1 |
8 | Обобщение темы: «Основы языка изображения». Тестирование №1 | 1 |
Мир наших вещей. Натюрморт | 8 | |
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника. Выразительные средства и правила изображения. | 1 |
10 | Изображение предметного мира - натюрморт. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Составление натюрморта из плоских изображений предметов: кухонная утварь (в технике аппликации). | 1 |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Виды форм. Конструирование геометрических форм (конус, цилиндр) Изображение с натуры силуэтов 2 -3 кувшинов как соотношения нескольких геометрических тел. | 1 |
12 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Правила объемного изображения геометрических тел. Изображение с натуры натюрморта из геометрических тел. | 1 |
13 | Освещение. Свет и тень. Понятия «свет», «блик». Выполнение быстрых зарисовки геометрических тел из гипса. | 1 |
14 | Натюрморт в графике. Композиция и строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций. Творчество А. Дюрера, В. Фаваровского. Выполнение графического натюрморта в технике печатной графики. | 1 |
15 | Цвет в натюрморте. Собственный цвет предмета, цвет в живописи. Выполнение натюрморта в праздничном состоянии. | 1 |
16 | Обобщение темы: «Выразительные возможности натюрморта». Создание натюрморта - автопортрета. | 1 |
Вглядываясь в человека. Портрет | 10 | |
17 | Образ человека – главная тема искусства. История развития жанра. Художники – портретисты: И. Репин. | 1 |
18 | Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Пропорции лица человека; симметрия лица. Выполнение портрета в технике аппликации: изображение головы человека, с соотнесенными по – разному деталями лица. | 1 |
19 | Изображение головы человека в пространстве. | 1 |
20 | Графический портретный рисунок. Образ человека в графическом портрете. Портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова. Создание наброска лица своего друга (с натуры). | 1 |
21 | Портрет в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Портреты В. И. Мухиной, С. Т. Коненкова. Создание скульптурного портрета литературного произведения. | 1 |
22 | Сатирические образы человека. Язык портретного жанра. | 1 |
23 | Образные возможности освещения в портрете | 1 |
24 | Портрет в живописи | 1 |
25 | Роль цвета в портрете. Цветовое решение образа в портрете. Цвет и освещение. Создание портрета знакомого человека или литературного героя | 1 |
26 | Великие портретисты. Портрет в изобразительном искусстве XXвека. | 1 |
Человек и пространство | 9 | |
27 | Жанры в изобразительном искусстве: портрет, натюрморт, пейзаж. Бытовой и исторический жанр. | 1 |
28 | Изображение пространства. Правила линейной перспективы в искусстве Возрождения Создание простых зарисовок наблюдаемого пространства. | 1 |
29 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива Изображение уходящей вдаль аллеи. | 1 |
30 | Пейзаж – большой мир. Беседа по пейзажам К. Юон, И. Левитан «Над вечным покоем». Изображение эпического пейзажа «Путь реки», с использованием аппликации. | 1 |
31 | Пейзаж в графике. Печатная графика и ее роль в развитии культуры. Создание графической работы: «Весенний пейзаж». | 1 |
32 | Пейзаж – настроение. Природа и художник. | 1 |
33 | Пейзаж в русской живописи. Пейзаж – настроение как отклик на переживания художника. Создание пейзажа на тему: «Дали моей Родины» | 1 |
34 | Городской пейзаж. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века Создание городского пейзажа «Наш город», «Улица моего детства» | 1 |
35 | Обобщение по теме: «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл». | 1 |
Тематическое планирование в 7 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
I | Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры | 8 |
1 | Вводный инструктаж по ОТ. Основы композиции в конструктивных искусствах. Объемно –плоскостная и пространственная композиция. Основные типы композиций. Практическая работа по теме: «Основы композиции в графическом дизайне» | 1 |
2 | Прямые линии и организация пространства | 1 |
3 | Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Практическая работа по теме: «Акцентирующая роль цвета в организации композиционного пространства» | 1 |
4 | Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость. Аналитическая работа по теме: «Абстрактные формы в искусстве». | 1 |
5 | Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Создание композиции из геометрических фигур. | 1 |
6 | Шрифт и содержание текста. Понимание печатного текста. Логотип. Создание эскиза эмблемы или торговой марки, состоящей из 1 или 2 букв. | 1 |
7 | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Выполнение работы по теме: «Изображение - образный элемент композиции на примере макетирования эскиза плаката и открытки» | 1 |
8 | В бесконечном мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. Практическая работа по теме: «Проектирование журнала, создание макета журнала в технике коллажа» | 1 |
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств | 8 | |
9 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Выполнение практической работы по теме: «Соразмерность и пропорциональность объемов в пространстве» | 1 |
10 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Создание объемно-пространственного макета из 2-2 (домов), стоящих на разном уровне. | 1 |
11 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Выполнение практической работы по теме: «Соединение объемных форм в единое архитектурное целое» | 1 |
12 | Важнейшие архитектурные элементы здания. Практическая работа: «Проектирование объемно – пространственного объекта из важнейших элементов здания» | 1 |
13 | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени. Аналитическая зарисовка бытового предмета. | 1 |
14 | Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование Продолжение работы по зарисовке бытового предмета. | 1 |
15 | Форма и материал, их взаимосвязь. Роль материала в определении формы. Практическая работа по теме: «Выполнение проекта «Сочинение вещи», «Из вещи – вещь» | 1 |
16 | Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. Психологическое воздействие цвета. Коллективная творческая работа: «Создание комплекта упаковок из 3 – 5 предметов, макета цветового решения. | 1 |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека | 12 | |
17 | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Выполнение работы по теме: «Архитектурные образы прошлых эпох» (зарисовки или живописные этюды части города; создание фотоколлажа из изображений произведений архитектуры) | 1 |
18 | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Работа по теме: «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» | 1 |
19 | Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Завершение ранее начатой работы. | 1 |
20 | Живое пространство. Город, микрорайон, улица. Практическая работа по теме: «Композиционная организация городского пространства» | 1 |
21 | Различные композиционные виды планировки города: радикальная, кольцевая, ассиметричная. Завершение практической работы | 1 |
22 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Работа по теме: «Проектирование дизайна объектов городской среды» (дизайн – проект оформления витрины магазина) | 1 |
23 | Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели. Завершение практической работы. | 1 |
24 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно – вещной среды интерьера. Практическая работа по теме: «Роль вещи в обратно – стилевом решении интерьера». | 1 |
25 | Технология макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур. Продолжение работы по выполнению монтажа. | 1 |
26 | Ты архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Коллективная работа: «Исторический город» «Сказочный город» | 1 |
27 | Природно- экологические, историко –социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Продолжение по составлению работы «Сказочный город» | 1 |
28 | Природно- экологические, историко –социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Продолжение по составлению работы « «Сказочный город» | 1 |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование | 7 | |
29 | Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу , какой у тебя дом. Выполнение практической работы: «Дом моей мечты» - набросок внешнего вида дома и прилегающей территории. | 1 |
30 | Интерьер, который мы создаем. Выполнение практической работы: «Проект организации многофункционального пространства и вещной среды моей комнаты» | 1 |
31 | Пугало в огороде, или … под шепот фонтанных струй. Выполнение практической работы: «Дизайн – проект территории приусадебного участка». | 1 |
32 | Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды . Выполнение работы: «Мода, культура и ты» - создание эскизов разных видов одежды для собственного гардероба. | 1 |
33 | Встречают по одежке. Возраст и мода. Выполнение работы: «Дизайн современной работы» | 1 |
34 | Автопортрет на каждый день. Искусство грима и прически. Практическая работа: «Подбор вариантов прически и грима» | 1 |
35 | Имидж: лик или личина ? Сфера имидж – дизайна. Обобщение по теме: «Моделируя себя – моделируешь мир. | 1 |
Тематическое планирование в 8 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
I | Вводное инструктаж по ОТ. Экскурсия. Наблюдения за природой. | 1 |
1 | Художник и искусство театра | 7 |
2 | Искусство зримых образов. | 1 |
3 | Правда и магия театра | 1 |
4 | Безграничное пространство сцены. | 1 |
5 | Сценография — искусство и производство | 1 |
6 | Тайны актёрского перевоплощения. | 1 |
7 | Привет от Карабаса- Барабаса! | 1 |
8 | Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению. | 1 |
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии | 8 | |
9 | Фотография | 1 |
10 | Грамота фотокомпозиции и съёмки. | 1 |
11 | Фотография — искусство светописи | 1 |
12 | «На фоне Пушкина снимается семейство» | 1 |
13 | Человек на фотографии | 1 |
14 | Событие в кадре | 1 |
15 | Фотография и компьютер | 1 |
16 | От фотозабавы к фототворчеству | 1 |
Фильм — творец и зритель | 11 | |
17 | Многоголосый язык экрана. | 1 |
18 | Художник – режиссёр - оператор. | 1 |
19 | Азбука киноязыка | 1 |
20 | Фильм — «рассказ в картинках». | 1 |
21 | Воплощение замысла. | 1 |
22 | Чудо движения: увидеть и снять. | 1 |
23 | Бесконечный мир кинематографа. | 1 |
24 | Искусство анимации | 1 |
25 | Живые рисунки на твоём компьютере | 1 |
26 | Персонажи-куклы | 1 |
27 | Звуковое оформление | |
Телевидение — пространство культуры? | 7 | |
28 | Мир на экране: здесь и сейчас | 1 |
29 | Телевидение и документальное кино | 1 |
30 | Жизнь врасплох, или Киноглаз | 1 |
31 | Видеоэтюд, видеосюжет | 1 |
32 | Телевидение, видео, Интернет | 1 |
33 | Вечные истины искусства | 1 |
34 | Искусство — зритель — современность | 1 |
35 | Обобщение раздела «Телевидение — пространство культуры». Защита проекта | 1 |
24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 11 класс класс
Пояснительная записка ,тематическое планирование 11 класс...
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
В данном разделе размещены рабочии программы по литературе...