Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5-8 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)

Тарасова Ирина Петровна

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», М.: Просвещение, 2015г. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство»-развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа86.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19»

                    СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МОУ СШ № 19

_____________/______________/

                         ФИО

 «30» августа 2021 г.

                   УТВЕРЖДАЮ

И.О.Директора  МОУ СШ № 19

_____________/______________/

                            ФИО

Приказ № 148

от «31» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Тарасовой  Ирины Петровны

______________________________________________

(Ф.И.О., категория)

Высшая квалификационная категория

_______________________________________________

по изобразительному искусству, 5-8 классы

_______________________________________________

(Предмет, класс)

Срок реализации программы 4 года                                                                         

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «30» августа  2021 г.

2021-22 учебный год

Пояснительная записка

      Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 5-8 классов составлена   в соответствии с нормативными документами:

- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

-  ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644).

- Примерная основная образовательная программа (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15)

- Авторская  программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», М.: Просвещение, 2015г. 

    Рабочая программа рассчитана на 140 учебных часов для обязательного изучения предметной области «Изобразительное искусство»: в 5 - 8 классах  по 35 часов  в год, из расчёта - 1 час в неделю.

   Федеральный перечень  учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования от 20.05.2020г. №254:

5 класс Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2018г.

6класс. Неменская Л. А. Изобразительное Искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. М.: Посвещение, 2018г.

7 класс Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2018г.

8 класс Питерских А.С Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс; учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.М. Неменского- 5 изд. -   М.: Просвещение, 2018 г

     Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

     Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

-  формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

-    развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

-  формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-   воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре,

изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и

пространственной среды и понимании красоты человека;

-    развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

-   овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Изобразительное искусство»

    В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

-   сознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,

уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

-  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-  формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и

пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Выпускник 5 класса научится

- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);

- создавать декоративные изображения на основе русских образов;

- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора;

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

- находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

- различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

Выпускник 5 класса получит возможность научиться

-активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, технологии и др.);

-владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

-различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства.

Выпускник 6 класса научится

- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

- творческому опыту выполнения графического натюрморта;

- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

- применять перспективу в практической творческой работе;

- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

- навыкам создания пейзажных зарисовок;

- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

- пользоваться правилами работы на пленэре;

- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;

- осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве

 (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);

- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки;

- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

- различать и характеризовать виды портрета;

- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

- использовать графические материалы в работе над портретом;

- использовать образные возможности освещения в портрете;

- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

- навыкам лепки и работы с пластилином;

- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

Выпускник 6 класса получит возможность научиться

- называть имена великих русских живописцев XVIII – XIX веков;

- называть и характеризовать произведения изобразительного искусства русских художников XVIII – XIX веков;

- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

- называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

- называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять

произведения пейзажной живописи;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

Выпускник 7 класса научится

- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

- понимать сочетание различных объемов в здании;

- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона);

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

- понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

- называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

-характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

- применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;

- использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

- узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

- различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

- различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

- узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

- характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;

- работать над проектом, создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

- различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

- создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами;

использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

- ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

- использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;

- характеризовать признаки и особенности московского барокко;

- создавать разнообразные творческие работы в материале.

Выпускник 7 класса получит возможность научиться

- понимать специфику изображения в полиграфии;

- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

- проектировать обложку книги, открытки;

- создавать художественную композицию макета книги, журнала;

- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

-  создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

- характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;

- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

- получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

- использовать навыки коллективной работы над объемно - пространственной композицией.

Выпускник 8 класса научится

- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

- культуре зрительского восприятия;

- характеризовать временные и пространственные искусства;

- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

- создавать разнообразные творческие работы.

Выпускник 8 класса получит возможность научиться

- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; различать особенности художественной фотографии;

- различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

- понимать изобразительную природу экранных искусств;

- характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

- различать понятия: игровой и документальный фильм;

- называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

- понимать основы искусства телевидения;

- понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

- применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

- применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

- добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

- использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

- применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

- пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

- понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

- применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

- применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

- использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

- применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

- смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

- использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

- реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

Содержание тем учебного курса 5 класса

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» -  35 часов

Древние корни народного искусства. (9 часов)

   Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Связь времен в народном искусстве (9 часов)

    Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.

Декоративное искусство в современном мире (8 часов)

   Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык

материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.

Декор, человек, общество, время (9 часов)

   Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.

                             

Содержание тем учебного курса 6 класса

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35ч.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)

     Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок — основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

      Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира — натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)

       Образ человека — главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Человек и пространство. Пейзаж (9 часов)

      Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж — большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Содержание тем учебного курса 7 класса

«Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств» -35ч.

Художник – дизайн- архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры

( 8 часов)

     Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет -элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм графического дизайна

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (8часов)

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания .Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (12часов)

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Ты — архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры (7часов)

Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Дизайн и архитектура моего сада. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж: лик или личина? Сфера имидж- дизайна.Моделируя себя — моделируешь мир.

Содержание тем учебного курса  8 класса

Художник и искусство театра (7 часов)

Искусство зримых образов. Правда и магия театра .Безграничное пространство сцены. Сценография - искусство и производство. Тайны актёрского перевоплощения. Привет от Карабаса- Барабаса!

 Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии 8(часов)

Фотография. Грамота фотокомпозиции и съёмки. Фотография - искусство светописи. «На фоне Пушкина снимается семейство». Человек на фотографии. Событие в кадре. Фотография и компьютер.

 От фотозабавы к фототворчеству.

11

Фильм — творец и зритель (11часов)

Многоголосый язык экрана. Художник – режиссёр – оператор. Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в картинках».Воплощение замысла.Чудо движения: увидеть и снять. Бесконечный мир кинематографа.

Искусство анимации.  Живые рисунки на твоём компьютере. Персонажи-куклы. Звуковое оформление.

Телевидение — пространство культуры? (7асов)

Мир на экране: здесь и сейчас. Телевидение и документальное кино.Жизнь врасплох, или Киноглаз.

 Видеоэтюд, видеосюжет. Телевидение, видео, Интернет. Вечные истины искусства. .Искусство- зритель - современность.

Защита проекта

Тематическое планирование в 5 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

I

Древние корни народного искусства

8

1

Входная диагностика уровня художественного развития. «Отгадки к народным загадкам»

1

2

Древние образы в народном искусстве

1

3

Декор русской избы: Выполнение  эскиза орнаментальной

композиции для украшения избы: фронтон, наличники, причелина, лобовая доска, с солярными знаками, растительными мотивами

1

4

Внутренний мир русской избы.  

Изображение внутреннего убранства русской избы с крестьянским интерьером: печь, лавки, стол.

1

5

Конструкция, декор предметов народного быта. Русские прялки. Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и т. д.).

1

6

Крестьянская  вышивка, условность языка орнамента.

Создание эскиза вышитого  полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

1

7

Создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных районов России. Варианты:

а) украшение съемных деталей одежды для игрушки – куклы;

б) украшение крестьянской одежды: рубаха, сарафан нарядным орнаментом.

1

8

Народные праздничные обряды. Календарный праздник «Масленица»  Обобщение по теме: «Древние корни народного искусства». Тестирование №

1

                               Связь времен в народном искусстве

8

10

Древние образы в современных народных игрушках. Создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

1

11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Вырезание из бумаги посуды и украшение элементами гжельской  росписи.

1

12

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Выполнение эскиза  предметов быта: доска для резки хлеба, украшение  традиционными элементами и мотивами городецкой росписи

1

13

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.

1

14

Жостово. Истоки и современное развитие промысла. Составление на подносе общей цветочной композиции.

1

15

Филимоновская игрушка

1

16

 Обобщение темы: «Роль народных художественных  промыслов в современной   жизни».

1

Декор – человек, общество, время

12

17

 Зачем людям украшения

1

18

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (эскиз браслета, ожерелья)

1

19

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (эскиз алебастровой вазы)

1

20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (рельеф на фольге)

1

21

 Одежда говорит о человеке. Искусство Древнего Китая  (эскиз в карандаше)

1

22

Одежда говорит о человеке (цветовое решение)

1

23

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17в. «Бал во дворце». Начало коллективной работы.

1

24

Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно – прикладном искусстве XVII в. «Бал во дворце». Завершение коллективной работы.

1

25

«Составление эскиза собственного герба, герба своей семьи. Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба».

1

26

Завершение коллективной работы над проектом по созданию своего герба.

1

27

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (обобщение темы)

1

28

Заочное посещение музея декоративно-прикладного искусства, выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного  искусства.

1

Декоративное искусство в современном мире

7

29

 Современное выставочное искусство. Выставка художественных изделий современного декоративно – прикладного искусства.

1

30

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства (панно, эскиз  в карандаше)

1

31

Цветовое решение панно

1

32

Ты сам – мастер. Изготовление игрушки из мочала

1

33

Ты сам – мастер. Коллективная работа. Выполнение эскиза витража из бумаги.

1

34

Ты сам – мастер декоративно–прикладного искусства.

Изготовление декоративной вазы для оформления интерьера.

1

35

Обобщение по теме: «Декоративно – прикладное искусство в современном мире»

1

Тематическое планирование в 6 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

I

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

1

Вводный инструктаж по ОТ. Изобразительное  искусство  в  семье  пространственных  искусств.

Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок, графических материалов.

1

2

Рисунок  -  основа  изобразительного  творчества.  Виды  графики. Графические материалы и их возможности Зарисовки по представлению линейных рисунков трав растений

1

3

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий, роль ритма в создании образа. Рисунки П. Пикассо, В. Серова.

Выполнение линейных рисунков трав.

1

4

Пятно как средство выражения. Ритм  пятен. Изображение различных осенних  состояний в природе  (ветер, тучи).

1

5

Цвет.  Основы  цветоведения.  Фантазийное изображение сказочных царств. («Царство снежной королевы».)

1

6

Цвет в произведениях живописи.  Понятие «колорит». «гармония цвета». Фактура живописи. Беседы по картинам И. Грабарь «Хризантемы», «К. Коровин «Цветы и фрукты».

 Изображение осеннего букета с разным колористическим состоянием..

1

7

Объемные изображения в скульптуре. Связь объема с пространством и освещением. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова.  Выполнение объемных изображений животных.

1

8

Обобщение темы: «Основы языка изображения». Тестирование №1

1

                                     Мир наших вещей. Натюрморт

8

9

Реальность  и  фантазия  в  творчестве  художника.  Выразительные средства и правила изображения.

1

10

Изображение   предметного   мира   -   натюрморт.   Натюрморт   в живописи, графике, скульптуре. Составление натюрморта из плоских изображений предметов: кухонная утварь (в технике аппликации).

1

11

Понятие  формы.  Многообразие  форм  окружающего  мира.  Виды форм. Конструирование геометрических форм (конус, цилиндр) Изображение с натуры силуэтов 2 -3 кувшинов  как соотношения нескольких геометрических тел.

1

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Правила объемного изображения геометрических тел.

Изображение с натуры натюрморта  из геометрических тел.

1

13

Освещение. Свет и тень.  Понятия «свет», «блик».

Выполнение быстрых зарисовки геометрических  тел из гипса.

1

14

Натюрморт в графике. Композиция и строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций. Творчество А. Дюрера, В. Фаваровского.  Выполнение  графического натюрморта в технике печатной графики.

1

15

Цвет в натюрморте. Собственный цвет предмета, цвет в живописи.

 Выполнение  натюрморта в праздничном состоянии.

1

16

Обобщение темы: «Выразительные возможности натюрморта». Создание натюрморта - автопортрета.

1

Вглядываясь в человека. Портрет

10

17

Образ человека – главная тема искусства. История развития жанра. Художники – портретисты:   И. Репин.

1

18

Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Пропорции лица человека; симметрия лица.

Выполнение портрета в технике аппликации: изображение головы человека, с соотнесенными по – разному деталями лица.

1

19

Изображение головы человека в пространстве.

1

20

Графический портретный рисунок. Образ человека  в графическом портрете. Портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова. Создание наброска лица своего друга (с натуры).

1

21

Портрет в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Портреты В. И. Мухиной, С. Т. Коненкова. Создание скульптурного  портрета литературного произведения.

1

22

Сатирические образы человека. Язык портретного жанра.

1

23

Образные возможности освещения в портрете

1

24

Портрет в живописи

1

25

Роль цвета в портрете. Цветовое решение образа в портрете. Цвет и освещение.

Создание портрета знакомого человека или литературного героя

1

26

Великие портретисты. Портрет в изобразительном искусстве XXвека.

1

Человек и пространство

9

27

Жанры  в  изобразительном искусстве:  портрет,  натюрморт,  пейзаж.  Бытовой  и  исторический жанр.

1

28

Изображение пространства. Правила линейной перспективы  в искусстве Возрождения

Создание простых зарисовок наблюдаемого пространства.

1

29

Правила построения перспективы. Воздушная   перспектива

Изображение уходящей вдаль аллеи.

1

30

Пейзаж – большой мир. Беседа по пейзажам К. Юон, И. Левитан «Над вечным покоем».

Изображение  эпического пейзажа «Путь реки», с использованием аппликации.

1

31

Пейзаж в графике. Печатная графика и ее роль в развитии культуры.

Создание графической работы: «Весенний пейзаж».

1

32

Пейзаж – настроение. Природа и художник.

1

33

Пейзаж в русской живописи. Пейзаж – настроение как отклик на переживания художника.

Создание пейзажа на тему: «Дали моей Родины»

1

34

Городской пейзаж. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века

Создание городского пейзажа «Наш город», «Улица моего детства»

1

35

Обобщение по теме: «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».

1

Тематическое планирование в 7 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

I

Художник – дизайн –  архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

8

1

Вводный инструктаж по ОТ.  Основы композиции в конструктивных искусствах.

Объемно –плоскостная и пространственная композиция. Основные типы композиций.

Практическая работа по теме: «Основы композиции в графическом дизайне»

1

2

Прямые линии и организация пространства

1

3

Цвет – элемент композиционного  творчества. Свободные формы: линии и  тоновые пятна.

Практическая работа по теме: «Акцентирующая роль цвета в организации композиционного  пространства»

1

4

Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.

Аналитическая работа по теме: «Абстрактные формы в искусстве».

1

5

Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Создание композиции из геометрических фигур.

1

6

Шрифт и содержание текста. Понимание печатного текста. Логотип. Создание эскиза эмблемы  или торговой марки, состоящей из 1 или 2 букв.

1

7

Композиционные основы макетирования  в графическом дизайне.

Выполнение работы по теме: «Изображение  - образный элемент композиции на примере макетирования эскиза плаката и открытки»

1

8

В бесконечном мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.

Практическая работа по теме:  «Проектирование журнала, создание макета журнала в технике коллажа»

1

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств

8

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.

Выполнение практической работы по теме: «Соразмерность и пропорциональность объемов в пространстве»  

1

10

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Создание объемно-пространственного макета из 2-2 (домов), стоящих на разном уровне.

1

11

Конструкция: часть  и целое. Здание  как сочетание различных объемов. Понятие модуля.

Выполнение практической работы по теме: «Соединение объемных форм в единое архитектурное целое»

1

12

Важнейшие архитектурные элементы здания. Практическая работа: «Проектирование объемно – пространственного объекта из важнейших элементов здания»

1

13

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.

Аналитическая зарисовка  бытового предмета.

1

14

Дизайн вещи как искусство и   социальное проектирование

Продолжение работы по зарисовке бытового предмета.

1

15

Форма и материал, их  взаимосвязь. Роль материала в определении формы.

Практическая работа по теме: «Выполнение проекта «Сочинение вещи», «Из вещи – вещь»

1

16

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. Психологическое воздействие цвета.

Коллективная творческая работа: «Создание комплекта упаковок из 3 – 5 предметов, макета цветового решения.

1

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

12

17

Город сквозь времена и страны.  Образы материальной культуры прошлого.

Выполнение работы по теме: «Архитектурные образы прошлых эпох» (зарисовки или живописные этюды части города; создание фотоколлажа из изображений произведений архитектуры)

1

18

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

Работа по теме: «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»

1

19

Современные поиски новой эстетики архитектурного  решения в градостроительстве. Завершение ранее начатой работы.

1

20

Живое пространство. Город, микрорайон, улица.

Практическая работа по теме: «Композиционная организация городского пространства»

1

21

Различные композиционные виды планировки города: радикальная, кольцевая, ассиметричная.

Завершение практической работы

1

22

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

Работа по теме: «Проектирование дизайна объектов городской среды» (дизайн – проект оформления витрины магазина)

1

23

Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели.

Завершение практической работы.

1

24

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно – вещной среды интерьера.

Практическая работа по теме: «Роль вещи  в обратно – стилевом решении интерьера».

1

25

Технология макетирования  путем введения в технику бумагопластики  различных материалов и фактур.

 Продолжение работы по выполнению монтажа.

1

26

Ты архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Коллективная работа: «Исторический город» «Сказочный город»

1

27

Природно- экологические, историко –социальные и иные параметры, влияющие  на композиционную планировку города.

Продолжение по составлению работы  «Сказочный город»

1

28

Природно- экологические, историко –социальные и иные параметры, влияющие  на композиционную планировку города.

Продолжение по составлению работы « «Сказочный город»

1

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование

7

29

Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу , какой у тебя дом. Выполнение практической работы: «Дом моей мечты» - набросок внешнего вида дома и прилегающей территории.

1

30

Интерьер, который мы создаем.

Выполнение практической работы: «Проект организации многофункционального пространства и вещной среды моей комнаты»

1

31

Пугало в огороде, или … под шепот фонтанных струй.

Выполнение практической работы: «Дизайн – проект территории приусадебного участка».

1

32

Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды .

Выполнение работы: «Мода, культура и ты» - создание эскизов разных видов одежды для собственного гардероба.

1

33

Встречают по одежке. Возраст и мода. Выполнение работы: «Дизайн современной работы»

1

34

Автопортрет на каждый день. Искусство грима и прически.

Практическая работа: «Подбор вариантов прически и грима»

1

35

Имидж: лик или личина ? Сфера имидж – дизайна.

Обобщение по теме: «Моделируя себя – моделируешь мир.

1

Тематическое планирование в 8 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

I

Вводное инструктаж по ОТ.    

 Экскурсия. Наблюдения за природой.

1

1

Художник и искусство театра

7

2

Искусство зримых образов.

1

3

Правда и магия театра

1

4

Безграничное пространство сцены.

1

5

Сценография — искусство и производство

1

6

Тайны актёрского перевоплощения.

1

7

Привет от Карабаса- Барабаса!

1

8

Третий звонок.

Спектакль: от замысла к воплощению.

1

                Эстафета искусств: от рисунка к фотографии

8

9

Фотография

1

10

Грамота фотокомпозиции и съёмки.

1

11

Фотография — искусство светописи

1

12

«На фоне Пушкина снимается семейство»

1

13

Человек на фотографии

1

14

Событие в кадре

1

15

Фотография и компьютер

1

16

От фотозабавы к фототворчеству

1

                        Фильм — творец и зритель

11

17

Многоголосый язык экрана.

1

18

Художник – режиссёр - оператор.

1

19

Азбука киноязыка

1

20

Фильм — «рассказ в картинках».

1

21

Воплощение замысла.

1

22

Чудо движения: увидеть и снять.

1

23

Бесконечный мир кинематографа.

1

24

Искусство анимации

1

25

Живые рисунки на твоём компьютере

1

26

Персонажи-куклы

1

27

Звуковое оформление

           Телевидение — пространство культуры?

7

28

Мир на экране: здесь и сейчас

1

29

Телевидение и документальное кино

1

30

Жизнь врасплох, или Киноглаз

1

31

Видеоэтюд, видеосюжет

1

32

Телевидение, видео, Интернет

1

33

Вечные истины искусства

1

34

Искусство — зритель — современность

1

35

Обобщение  раздела «Телевидение — пространство культуры». Защита проекта

1

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

В данном разделе размещены рабочии программы по литературе...