Урок в 5 классе "Русский народный костюм"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Разработака урока в 5 классе по  теме "Русский народный костюм" по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kostyum.ppt2.94 МБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon urok.doc56 КБ
Microsoft Office document icon razdatochnyy_material.doc382 КБ
Microsoft Office document icon prakticheskaya_rabota.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: изобразительное искусство

Класс: 5

Учитель: Кукарцева И.В.

Базовый учебник: « Изобразительное  искусство »  Авторы: Н.А. Горяева О.В. Островская

Тема

«Русский народный костюм»

Цель

  Освоение особенностей элементов русского народного костюма

  Повторение материала, изученного в блоке «Древние корни народного искусства»

Задачи

  обучающие – формировать  представления о русской одежде, ее значении для жизни наших предков, знакомство с обычаями и традициями их изготовления и ношения;

   развивающие –  развивать  умение самостоятельного поиска и обработки информации; эмоциональное, образное и эстетическое восприятие, умение работать в коллективе.

  воспитывающие – воспитывать интерес к традициям русского народа и уважение к культурному наследию своей страны.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

1) Знают элементы русской одежды, символы и образы в вышивке костюма 2) Знают о древних символах и солярных знаках

Личностные: 

1. Ценностное отношение к историческому прошлому

2. Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

3. Эмоционально-эстетическая оценка

 Регулятивные: 

1.Фиксирование результатов  наблюдений, умение делать выводы.

3. Прогнозирование результата и усвоения уровня знаний.

 Познавательные: 

1. рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

2. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно следственных связей.

3. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Коммуникативные: 

1. Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

2. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Тип урока

Комбинированный  (закрепление пройденного и изучение нового материала)

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

ИКТ

История

Биология

Литература

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Учебник

Таблицы

Раздаточный материал

Этапы урока

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цели:  Эмоциональный настрой на учебную деятельность

Вводная беседа

- Все ли готовы к уроку?

- С каким настроением вы пришли на урок?

Ответы на вопросы учителя

Вопросы

Р: Включение в деловой ритм, организация внимания

II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)

Цель:

-  формулировка темы урока

Постановка проблемного вопроса

Определяют тему урока

Вопросы

К: Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.

П: Формирование познавательной цели

III-IV Повторение пройденного материала на основе изучения нового   (15 мин)

Цель:

- формирование у учащихся представление о народных костюмах, их особенностях изготовления и украшения,

- повторение  и закрепление знаний о прикладном искусстве в жизни крестьянина

1.Актуализирует знания учащихся

2. Демонстрирует слайды, сопровождая их рассказом о русском народном костюме

3. Предлагает работу с раздаточным материалом

4. Демонстрация презентации

1.Выдвигают предположения на поставленные вопросы

2. Слушают рассказ учителя

3.Поиск, выделение необходимой информации

4.Проверка выполненной работы

Вопросы

Работа с карточками

Заполнение таблицы

Знакомство с северорусским и южнорусским народным костюмом.

Уточнение и закрепление знаний

об характерных особенностях русской одежды (вышивка)

П: Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.

 Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации.

К: Умение точно выражать свои мысли

Р: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка

V. Контролирующее задание (5 мин)

Цель:

- закрепление знаний элементов русского народного костюма.

Предлагает работу с раздаточным материалом

Организует обсуждение проделанной  работы

Самостоятельная работа

Подводят итог, делают вывод

Работа альбомах

Знакомство с русским народным костюмом

К: Социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя.

П: Обсуждают, воспроизводят, делают выводы;

Р: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном.

Л: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны

VI. Практическая работа (10 мин)

Цель:

- создание эскиза русского народного костюма.

Предлагает выполнение практической работы

Организует обсуждение проделанной  работы

Самостоятельная работа

Подводят итог, делают вывод

Работа с раздаточным материалом

Знакомство с русским народным костюмом

Р: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка 

П: Обсуждают, воспроизводят, делают выводы;

Р: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном.

Л: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цель:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Предлагает оценить свою работу и работу товарищей:

- «Лучики солнца»

- Кому и какую оценку можно поставить?

Контролируют  и оценивают процесс работы и результаты деятельности

«Лучики солнца»

Р: Рефлексия проделанной работы и уровня усвоения знаний;

К: Контроль действий партнеров.

VIII. Домашнее задание по выбору (2 мин)

- Найти в книгах иллюстрацию русского народного костюма




Предварительный просмотр:

Урок 5 классе

Русский народный костюм

Ход урока:

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

С каким настроением вы пришли сегодня на урок?  Когда у вас бывает хорошее настроение?

2. Формулирование темы урока, постановка цели

- Сегодня наш урок начнет с виртуального путешествия на одну из улиц Москвы – Арбат. Слайд 1

Что вы видите на фотографиях? (ряды с сувенирами, люди рассматривают кукол одетых в русские народные костюмы) Слайд 2

- Какие это люди? Почему они заинтересовались этими куклами? (кукол в основном, покупают иностранные туристы, как сувенир, символизирующий Россию, потому что они одеты в национальные русские костюмы) Слайд 3,4

- Скажите а мы с вами ходим в этой одежде? А где мы ее с вами встречаем или видим? (в книжных иллюстрациях, по телевизору, одежда, которую люди одевали в прошлые века) Слайд 5,6

- Интересно ли вам узнать, как раньше одевались люди? Тогда какой будет тема нашего урока? («Русский народный костюм».) Слайд 7

3. Сообщение темы урока

- А почему мы с вами сейчас не носим русскую народную одежду? (современная мода отличается от русской народной одежды) Слайд 8

- Давайте рассмотрим,  чем отличается современная одежда от русской народной одежды. Слайд русский костюм ( Отвечая на вопросы, в ходе дискуссии, ребята приходят к выводу: Одежда в старину была длинной, широкой и красивой, украшена вышивкой)

4. Рассказ учителя

В каждом доме существовало два вида одежды.  Слайд 9

Один - повседневный, без украшений, его обновляли после того, как он приходил в полную негодность, ведь людям много приходилось работать. Второй -  нарядный для праздника. Его берегли, он не снашивался, его передавали по наследству от матери к дочери.  И поскольку изготовлением одежды традиционно занималась женская половина населения, женская одежда выглядела наряднее, чем мужская.

- Давайте рассмотрим, из чего состоял женский русский костюм

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде и люди строго придерживались местных традиций.

Для России в целом характерны два типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объёмная понёва. Слайд 10

Удивительно, что при этом каждый регион России создал свой неповторимый вариант костюма. Слово «мода» было неведомо крестьянам, но в каждом селе, деревне были свои излюбленные, проверенные способы изготовления, украшения и ношения тех или иных видов одежды.

Давайте рассмотрим Традиционный нарядный женский костюм. XIX века СЛАЙД 11-12

Основу русского костюма составляет белая рубаха из льняного полотна домашнего изготовления.  Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава 

Сарафан - одежда свободного покроя - он не должен был подчёркивать линии фигуры.

Шьётся сарафан с широкими проймами или на лямках. Вырез может быть округлым или прямоугольным. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки. Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал - парчу, китайку, шерстяной гарус. Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом, шелком или бисером. Особую роль в украшении сарафанов играли пуговицы, они порой достигали размеров куриного яйца. Слайд 13-14

Поверх сарафана одевали душегрею.


Душегрея –  вид летней женской одежды. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, цветным бисером и декорировались бахромой. Слайд 15

Костюм южных губерний отличался от северных тем, что вместо сарафана там носили понёву. Понёва состояла из нескольких сшитых или частично сшитых полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы. Поверх понёвы часто надевали передник, он не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением. Слайд 16

Головные уборы были очень разнообразны. Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин:  Слайд 17- 25

- кокошники, ленты, венки /девичьи/.

- коруна, сорока, кичка /женские/.

Самым распространенным видом праздничного головного убора для женщин был кокошник - женский головной убор в виде высокого веерообразного щитка надо лбом. Кокошник украшали золотым шитьем, канителью, бисером и жемчугом. В каждой губернии носили разные по форме и размеру кокошники.
В разных местах кокошник называли по-разному: кика, ряска, каблучок.

Мужская одежда выла много проще чем женская. И состояла из рубахи – косоворотки. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником. Слайд 26-27

- Какие цвета использовались для изготовления одежды? (красные, желтые, голубые и коричневые цвета) Слайд 28

-Как вы думаете, что означает эти цвета? (Тепло, праздник, радостное настроение.)

Желтый цвет олицетворял солнце, богатство.

Голубой цвет был символом неба и молодости.

Коричневый цвет обозначал землю-кормилицу.

- Скажите что общего есть в женской и в мужской одежде? (мужскую и женскую одежду украшала вышивка) Слайд 29-30

По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил.

Вышивки-обереги располагались в определенных местах: на рукавах рубахи, у выреза и на подоле сарафана. Узоры на одежде приносили человеку счастье, оберегали его ото всякого зла и беды, сближали с окружающей природой.

5. Контролирующее задание (работа с раздаточным материалом)

- С какими  элементами русской одежды  мы познакомились?

- А сейчас я предлагаю вам самостоятельно познакомиться еще с некоторыми элементами народной одежды и отметить их на схеме.

6. Практическая работа. Слайд 31-32

Задание дифференцированное (ребята сами выбирают задание)

  1. Самим придумать орнамент на платье и нарисовать
  2. Придумать и нарисовать праздничный наряд.
  3. Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

Этапы работы:

выбрать вариант задания;

построить общую форму наряда, костюма или орнамента;

определить колорит (цвет) костюма;

выполнить в цвете работу.

Если ученики затрудняются, предложить шаблон  с изображением людей для изготовления праздничнуой одежды.

7. Подведение итогов.

Просмотр работ. Экспресс-выставка и обсуждение.

- Какое выбрал задание?

- Посмотрите на наши костюмы и  скажите, есть ли связь с природой, с  религиозными верованиями в старинной народной одежде? Какая, в чем она выражается?

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Интересно ли вам было на уроке?  Что нового узнали вы сегодня?

- Оцените свою работу и работу товарищей:

- Кому и какую оценку можно поставить? Почему?

-Давайте  представим себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению. (Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики) («Лучики солнца)

9 Домашнее задание

Найти в книгах иллюстрацию русского народного костюма

используя единый шаблон декорировать форму сарафана и кокошника

Моделирование и украшение русского народного костюма:

Этапы работы:

Вырезание по шаблону фигурки человека.

Прорисовать на фигурке: лицо, волосы.

Моделирование одежды.

Украшение одежды узорами с помощью красок.

Наклеить получившийся костюм на фигурку человека.

Для России в целом характерны два типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объёмная понёва. Удивительно, что при этом каждый регион России создал свой неповторимый вариант костюма. Слово «мода» было неведомо крестьянам, но в каждом селе, деревне были свои излюбленные, проверенные способы изготовления, декорирования и ношения тех или иных видов одежды.
На Белгородчине, относящейся к южным областям России, можно выявить несколько типов женского крестьянского костюма. Основу их составляют белая рубаха из льняного полотна домашнего изготовления и понёва – поясной вид одежды из домотканой шерсти. Неотъемлемыми частями костюма были головной убор (платок, повойник, кичка или сорока), передник (запон, завеска, занавеска), обувь, нагрудные и наспинные украшения.
Прежде чем говорить об особенностях костюма, необходимо упомянуть некоторые качества народной одежды, общие для всех славянских комплексов. В первую очередь, это само понятие комплексности. Использовалась не просто одежда, а костюмный ансамбль, все детали которого были нерасторжимы.
Важным свойством народной одежды является многослойность, благодаря этому женщина всегда была одета «по погоде», а в доме был только необходимый минимум вещей, точнее, два костюма. Один - нарядный для праздника. Его берегли, он не снашивался, его передавали по наследству, а другой – повседневный, без украшений, его обновляли после того, как он приходил в полную негодность.
Простой крой и свободные формы одежды позволяли носить одни и те же вещи разным членам семьи, что в скромном крестьянском быту было немаловажным качеством.
Одежда служила не только оболочкой для тела, защищая его от непогоды, но и от «дурного глаза». Для этого существовал ряд «магических» элементов – вышивка крестом по всем кромкам, красные вставки и т.д. Одежда была своеобразным языком, говорящим о принадлежности женщины к определённой социальной группе, о достатке в её семье, о том, откуда она родом, о её семейном положении. Так, незамужняя девушка носила открытый головной убор и подпоясанную рубаху, после свадьбы ей положено было не показываться перед посторонними без повойника или кички и обязательно носить понёву.
Основой костюмного комплекса славян была рубаха, которая шилась из 4-х полотнищ домотканого льняного холста. Красно-чёрная вышивка покрывала геометрическим орнаментом верхнюю часть рукавов, широкой каймой располагалась по передней стороне низа рубах, проходила по горловине и краю манжет. Рубаха была длинной и широкой. Дома она заменяла платье. Если женщина выходила «на люди», то рубаха дополнялась понёвой и кушаком (поясом).
Понёву шили из клетчатой шерстяной домотканой материи. Три узких полотнища не просто соединялись между собой, но имели по швам обильную вышивку, кисточки. По низу понёвы обязательно шла полоса тесьмы, яркая и нарядная.
В нарядном костюме очень важную роль играл передник. Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и понёву, сколько украшал женщину. Передник, он же «запон», «завеска», «занавеска» мог быть с рукавами и без них, подол его был составлен из полос вышивки, кружева, кумача.
Головные уборы были очень разнообразны. Наиболее распространённым был покупной или домотканый платок. Существовали и другие виды головных уборов: повойник (иногда в сочетании с бисерным «позатыльником»), «кичка», «сорока». 
Из бисера и стекляруса делались и нагрудные украшения – мониста, ожерелья. Украшений носили так много, что они подчас полностью закрывали верхнюю часть рубахи и запона.
Рассматривая отдельные вещи, нужно помнить, что только вместе, в ансамбле, они создают тот образ, которому стремились соответствовать русские крестьянки. И подчас маленькая деталь, например, манера завязывать платок, или использование иной цветовой гаммы делали костюм неповторимым и оригинальным. (показ видео материала о костюме Новооскольского и Чернянского района)

На протяжение многих лет в нашей школе изучением старины занимается учитель Русского языка. Благодаря её энтузиазму наш музей пополнился многими экспозициями.

V. Подведение итогов урока.
Что нового для себя вы сегодня узнали?
Из каких частей состоит русский народный женский костюм ?



Предварительный просмотр:

msoA4766

msoA4766

                Задание:

Соотнесите элементы одежды и ее название



Предварительный просмотр:

Практическая работа

  1. Самим придумать орнамент на платье и нарисовать
  2. Придумать и нарисовать праздничный наряд.
  3. Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

Этапы работы:

выбрать вариант задания;

построить общую форму наряда, костюма или орнамента;

определить колорит (цвет) костюма;

выполнить в цвете работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии-7 класс Тема: «Русский женский народный костюм»

В ходе урока учащиеся знакомятся с тадициями русского народа, с женским народным русским костюмом.Одежда может многое рассказать о человеке, носившем её: откуда он родом, какого возраста и сослов...

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение"....

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...