РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Для 5-8 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5-8 классов составлена из расчета часов, указанных в учебном плане.
Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 5-8 классах в объеме 89 часов (по 35 часа в 5 классе и по 18 часов в 6,7,8 классах).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabprogramma_po_izo_5-8_kl_19-20uch_god.docx | 37.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 им.Тикеева Д.С.»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИГЛИНСКИЙ РАЙОНРЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Утверждена Педагогическим советом МБОУ СОШ № 4 имени Тикеева Д.С. протокол № ___ от «___»____2019г. | УТВЕРЖДАЮ: директор школы____________Аетбаев Х.А «___»_________2019г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Для 5-8 классов
(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд»
авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского)
на 2019– 2023 учебные годы
Составитель – преподаватель изобразительного искусства Разбежкина М.М.,
учитель высшей квалификационной категории
2019 год
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5-8 классов составлена из расчета часов, указанных в учебном плане.
Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 5-8 классах в объеме 89 часов (по 35 часа в 5 классе и по 18 часов в 6,7,8 классах).
Планируемые результаты изучения учебного курса «Изобразительное искусство»
По окончании основной школы учащиеся должны:
- знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
- понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
- знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;
- знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
- называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;
- иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
- получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса 5-8 класса
В соответствии с принципиально новыми положениями и требованиями к результатам общего образования изучение содержания курса «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» направлено на освоение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражают индивидуальные, личностные качества и потребности учащихся, нравственно-ценностные ориентации, личностные и гражданские позиции, которые должны быть сформированы в процессе освоения содержания курса:
• формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России — создателя уникальных художественных творений, знание культуры своего народа, своих родных мест, бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к поликультурному художественному наследию России, к художественным традициям;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностно значимого смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включенности в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности учащихся (выбор любимых мотивов и образов, а также художественных материалов, наиболее подходящих для решения творческих задач);
• формирование целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами декоративно-прикладного искусства через освоение произведений уникального народного прикладного искусства, современных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства; осознание включённости произведений крестьянского искусства в высокий порядок мира Природы и Космоса, выраженный символической трёхчастностью (небо, земля, недра) через восприятие рукотворных предметов крестьянского творчества в цепочке познания (Природа — Человек — Культура);
• формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре; воспитание способности находить взаимопонимание в процессе обсуждения различных вопросов и проблем, связанных с декоративно-прикладным искусством;
• формирование коммуникативной компетентности в процессе художественно-познавательной и художественно-практической деятельности, умения применять в общении со сверстниками и взрослыми (на итоговых занятиях, в процессе организации выставок детских работ, в совместных проектах, на праздниках и т. д.) навыки сотрудничества, создавать атмосферу доброжелательно-делового продуктивного взаимодействия, преодолевая ситуации возможных напряжений и конфликтов;
• формирование эстетического сознания (эстетические потребности, художественный вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение художественного наследия народов России и мира (декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII в. и т. д.).
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и художественно-творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;
• умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные (например, в опоре на основные этапы работы художника в цепочке взаимосвязанных последовательных действий: замысел — вариативный поиск образа в эскизах — выбор материала, техники исполнения — выполнение работы в материале, освоенные ранее на уроках), осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выразительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);
• умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);
• умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);
• умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;
• умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, элементов декора в художественно-практической деятельности, выбор наиболее эффективных способов осуществления декоративной работы в материале);
• умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, устанавливать аналогии (например, общее в образном решении фронтона избы и верхней части женского праздничного костюма), классифицировать произведения классического декоративно-прикладного искусства по художественно-стилистическим признакам;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (например, при создании общественно значимой декоративной работы в материале), умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы, аргументировано отстаивать своё мнение.
Предметные результаты:
- эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
- восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
- активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
- понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образногоязыка исредств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
- восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
- диалогический подход к освоению произведений искусства;
- понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
- применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.)
Содержание учебного курса «Изобразительное искусство»
5 класс- 35 ч
Декоративно – прикладное искусство в жизни человека
Древние корни народного искусства — 9 ч
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Башкирская народная вышивка
Народный праздничный костюм (Русский, башкирский)
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве — 8 ч
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Искусство Башкирской росписи. Истоки и современное развитие промысла
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор — человек, общество, время — 10 ч
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда Древнего Египтянина
Одежда «говорит» о человеке.
История костюм Китая
История костюмов народов России
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
Декоративное искусство в современном мире — 8 ч
Современные художник по декоративно-прикладному искусству
Современное выставочное искусство.
Ты сам — мастер.
6 класс — 18ч
Искусство в жизни человека
Виды изобразительного искусства и основы образного языка —4 ч
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности.
Основы цветоведения. Цвет и ритм пятен в произведениях живописи.
Мир наших вещей. Натюрморт — 4ч
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Натюрморт в цвете и графике.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Вглядываясь в человека. Портрет — 5 ч
Образ человека — главная тема в искусстве. Роль цвета в портрете.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Сатирические образы человека.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж —5 ч
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Пейзаж — большой мир.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
7 класс — 18 ч
Дизайн и архитектура в жизни человека
Художник-дизайн архитектура —5 ч
Изобразительное искусство
Семья пространственных искусств.
Прямые линии и организация пространства
Цвет-элемент композиционного творчества. Линия и пятно
В бескрайнем море книг и журналов.
Буква-строка-текст. Искусство шрифта
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий — 4 ч
Архитектура - композиционная организация пространства.
Макетные упражнения
Здания как сочетание различных объемных форм.
Важнейшие архитектурные элементы здания
Цвет в архитектуре и дизайне. Форма и материал
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека — 5 ч
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн интерьера. Ты - архитектор
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни индивидуальное проектирование —4 ч
Интерьер комнаты. Портрет ее хозяина.
Дизайн вещно-пространственной среды.
Дизайн и архитектура моего сада.
Мой костюм, мой облик.
Дизайн современной одежды
8 класс-18 ч
Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах-4ч
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Художник в театре кукол.
Сценография как искусство и производство. Фотография и компьютер.
Костюм, грим и маска, или магическое « если бы». Тайны актерского перевоплощения
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий - 4 ч
Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография и компьютер.
Грамота фото композиции и съемки.
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.
Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? -5 ч
Многоголосый язык экрана.
Синтетическая природа фильма и монтаж.
Художник и художественное творчество в кино.
Бесконечный мир кинематографа
Искусство анимации. Много История и специфика рисовального фильма.
Телевидение, пространство культура. Экран-искусство-зритель- 5 ч
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа
Кино глаз, или Жизнь в врасплох. Современные формы экранного языка.
Телевидение, Интернет… Что дальше?
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства
Тематическое распределение количества часов:
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |
Всего часов | Всего часов | |||
5 КЛАСС | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека | Древние корни народного искусства | 9 | 2 |
Связь времен в народном искусстве | 8 | 1 | ||
Декор — человек, общество, время | 10 | 1 | ||
Декоративное искусство в современном мире | 8 | 1 | ||
6 КЛАСС | Искусство в жизни человека | Виды изобразительного искусства и основы образного языка | 4 | 1 |
Мир наших вещей. Натюрморт | 4 | 1 | ||
Вглядываясь в человека. Портрет | 5 | --- | ||
Человек и пространство. Пейзаж | 5 | 1 | ||
7 КЛАСС | Дизайн и архитектура в жизни человека | Художник-дизайн, архитектура | 5 | 1 |
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий | 4 | 1 | ||
Город и человек. Социальное значение и архитектуры в жизни человека | 5 | --- | ||
Человек в зеркале дизайн и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование | 4 | 1 | ||
8 КЛАСС | Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении | Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах | 5 | 1 |
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий | 3 | 1 | ||
Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? | 4 | -- | ||
Телевидение, пространство культура. Экран-искусство-зритель | 6 | 1 | ||
ИТОГО | 89 | 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для уровня основного общего образования
Рабочая программа по биологии составлена на основании требований ФГОС ООО к рабочей программе. За основу взята программа по биологии, которая легла в основу учебников для 5 - 9 класса, выходящих в сер...
Рабочая программа по биологии для уровня основного общего образования
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основании рабочей программы "Биология" к учебникам предметной линии "Линия жизни" (под редакцией В.В. Пасечника)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» уровня основного общего образования для 7-9 классов
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» уровня основного общего образования для 7-9 классовСрок реализации 2017-2019 годыПрограмма составлена на основе автор...
Рабочая программа по предмету «Математика» уровня основного общего образования для обучающихся 5-6 классов УМК И.Я. Виленкина и др.
Рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнау...
Рабочая программа по предмету « Физика» уровня основного общего образования для обучающихся 7-9 классов
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федеральный государственный образовательн...
Адаптированная рабочая программа для неделимых классов уровня основного общего образования для обучающихся с ТНР
Рабочая программа изучения предмета «Технология» для 5 – 9 классов составлена на основе:- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федеральн...
- Мне нравится (2)