Урок ИЗО в 5 классе по теме Городецкая роспись"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Материал урока знакомит детей с русским народным промыслом "Городецкая роспись", научит использовать основные элементы написания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе по теме "Городецкая роспись" | 71.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока изобразительного искусства
Итоговая работа слушателей курсов повышения квалификации по теме «Основные подходы к преподаванию образовательной области «Искусство» «Изобразительное искусство» в условиях обновления образования»»
Работу подготовили:
1. Смирнова Татьяна Васильевна.
Тема четверти.
Тема урока «Городецкая роспись»
Тип урока - комбинированный (урок-объяснение, урок-практика)
Цель урока: Знакомить детей с русским народным промыслом «Городецкая роспись»; научить использовать основные элементы написания
Художественно-педагогические задачи:
Обучающие:
• углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;
• знакомство учащихся с техникой Городецкой росписи;
• развитие навыков копирования элементов рисунка.
Развивающие:
• развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
• развитие творческого воображения;
• развитие интереса к предмету;
Воспитательные:
• воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;
• воспитание умения планировать свою работу;
• воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;
• воспитание уважительного отношения к национальным традициям.
УУД
Личностные (Л): осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности, как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений городецких мастеров .
Регулятивные (Р): применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные (П): осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные (К): проявлять активность для решения познавательных задач
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы городецкой росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику «купавка» и «розан», создать узор на бумажном носителе из элементов городецкой росписи.
Оборудование:
1. Для учащихся:
• модель для раскрашивания «Кухонная доска» или альбом для рисования
• гуашь
• кисти
• баночка для воды
• лист бумаги
• салфетка
• простой карандаш
• стирательная резинка
2. Для учителя:
• образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
• плакат «Городецкая роспись»
• презентации «Городецкая роспись»
Приемы и методы: Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный;
Основные понятия и термины: роспись из розанов и купавок, замалёвка, прорисовка, оживка
Ожидаемые результаты: Метапредметные - учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные - освоение основных мотивов городецкой росписи, применение разнообразных приемов работы, в т.ч. технику «купавка» и «розан», создавать узор на бумажном носителе из элементов городецкой росписи.
Используемые современные технологии Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности
УМК
- Учебник Н.А. Горяева О.В. Островская « Декоративно-прикладное искусство в жизни человека «Изобразительное искусство 5 класс» Школа Неменского Москва Просвещение 2018г
- Презентация «Городецкая роспись»
Формы организации учебной деятельности: групповая и индивидуальная работа
Интернет ресурсы:
http://www.1-kvazar.ru/u_gorodets.htm
Методическая литература:
Уткин П. И., Королева Н. С. "Народные художественные промыслы"
Приложения к уроку: раздаточный материал (кроссворд, листок настроения)
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент | - Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Желаю вам хорошего настроения и отличных оценок. - Тема урока довольно сложная, но очень интересная. Работы много. | ||
1.Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности | - На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. Слайд 1,2,3.По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново. Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран. Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. - Как вы думаете «Какая тема урока у нас сегодня?» Тема урока "Городецкая роспись". Сегодня мы узнаем о Городецкой росписи, её основные элементы. Слайд 4 | - слушают, смотрят слайд 1,2,3 - предлагают название темы урока «Городецкая роспись» | Воспринимают произведение искусства (П) |
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном учебном действии. | Слайды 5,6,7 Промысел возник в середине XIX века в Городецких деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха. - Скажите, что в основном рисовали городецкие мастера? | -смотрят Слайды 5,6,7 и иллюстрации в учебнике с. 82-83 Ответ - Городецкие мастера рисовали в основном цветы, птиц. | выражают свое отношение к шедеврам искусства (К) |
Выявление места и причины затруднений (поиск новой информации, возникновение замысла) Построение проекта выхода из затруднения (поиск способов решения задач) | - Росписи выполняются гуашью. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету. (8 слайд) Господствующий цвет городецких росписей ярко-желтый хром или киноварь (ярко-красной краска). Синий, зеленый и иногда "разбеленные" тона (розовый, голубой) используются для написания узора , черный и белый - для проработки деталей . - Городецкая роспись необычная, композиция здесь симметричная. В букеты собраны цветы необычной красоты. Рисунки яркие мерцают, Оживка белая их оживляет. (9слайд) - А какие цветы изображены? - Посмотрите внимательно на эти цветы и скажите: в чем сходство между ними? - А в чем их отличие? Существует три вида композиции в городецкой росписи
-Цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица"слайд 11; -3. Сюжетная роспись слайд 12. Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой. Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами(символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы. Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти - Следующий этап называют «теневка», слайд 13 т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. - Завершающий этап росписи называют «оживка», слайд 13 т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской. | - смотрят слайд 8 - Смотрят слайд 9 и отвечают - Купавка и розан, находят его на шкатулке и на иллюстрациях в учебнике с. 84 - Круглая форма. Лепестки дужками. - У купавки центр цветка смещен, а у розана он посередине. - Смотрят Слайд 10 Сообщение ученика - Цветочная роспись. Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента: • "Букет" - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах. • "Гирлянда"- это разновидность "букета", когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. - Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, иногда различные по цвету. Изображения "петух" и "конь" является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения "петуха" и "курочки" символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей. - смотрят слайд 12 - смотрят слайд 13 - смотрят слайд 13 | Анализируют (П) сравненивают (П) Личностное переживание (Л) Личностное переживание (Л) понимают условность художественного образа, синтез, сравнение (П) |
Физкультминутка (здоровье- сберегающий компонент) | Физкультминутка проводиться под русскую народную музыку: Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу. В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят. Где они сядут, тоже покажем Руки сомкнули назад, Встали, встряхнулись, всем улыбнулись И сели работать опять. | - выполняют упражнения физкультминутки | Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по теме (К) |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (контроль и самооценка) | Кроссворд на слайде 14 (На столы каждому ребенку выдается отдельная карточка с кроссвордом. на слайде 15 открываются ответы. 1. Один из видов композиции городецкой росписи? (сюжетная) 2. Один из основных элементов городецкой росписи? (купавка) 3. Часто используемый цвет для фона? (жёлтый) 4. Цвет, используемый для написания узора? (розовый) 5. Один из основных элементов городецкой росписи? (розан) | - Учащиеся заполняют на листах ответы на кроссворд - После того как ребята отвечают на вопросы они меняются карточками - Учащиеся проверяют ответы друг друга по слайду 15 -Выставление оценок учащимися друг другу. Каждый правильный ответ 1б | Решают проблему, демонстрируя знания (К) |
Реализация построенного проекта (практическая деятельность) Первичное закрепление знаний. (творческое применение и «добывание» знаний в новой ситуации) | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. -А теперь ребята вам необходимо проявить свою фантазию и выполнить основные мотивы Городецкой росписи в альбоме. В процессе выполнения практической работы учащиеся выполняют зарядку для глаз по мере усталости | - выполняют основные мотивы Городецкой росписи - смотрят слайд 16 - делают зарядку для глаз | выбирают и используют различные художественные материалы для передачи собственного замысла (П) |
Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятия) | - Комментирует и выставляет оценки за урок Листок настроения (см. Приложение 3) | - дают эстетическую оценку | нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Запишите домашнее задание: закончить работу, принести альбом, краски. | - записывают |
Приложение 1(кроссворд)
Приложение 2 (ответы)
Приложение 3.
Листок настроения.
На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок для меня показался За урок Моё настроение Материал мне был Д/з мне кажется | Активно/ пассивно Доволен/ не доволен Коротким/ длинным Не устал/ устал Стало лучше/стало хуже Понятен/ не понятен Полезен/ бесполезен Интересен/ скучен Лёгким/трудным Интересным/неинтересным |
1. Сегодня я узнал…. 2. Было трудно…… 3. Я понял, что…… 4. Я научился……. 5. Я смог……. 6. Было интересно узнать …….. 7. Меня удивило……. 8. Мне захотелось…… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Городецкая роспись"
Урок в 5-м классе по программе Б. Неменского по теме "Городецкая роспись" с применением ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)....
Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"
Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...
Тема: Городецкая роспись. Мини - урок в мастерской . для 5 класса
МГПУ факультет ИЗО Доценко Н.С мини урок ,,мастерская- Городец,, "Вы сегодня в мастерской.В мастерской, но не простой! Здесь работы мастеров,Городец - он вот таков!Донца, прялки и посу...
Конспект урока изобразительного искусства в 7 классе Тема: «Городецкая роспись»
Урок представляет собой беседу с последующим выполнением тестового задания и выполнением эскиза разделочной доски с городецкой росписью...
Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Городецкая роспись».
Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Городецкая роспись».Цель: Формирование навыков росписи в традициях народног...
Технологическая карта к уроку по теме "Городецкая роспись" 5 класс
С указанием типа урока, дидактической цели и задач, формы обучения......
Технологическая карта урока по теме «Городецкая роспись». 5 класс
Представлена разработка урока по теме "Городецкая роспись", которая изучается в 5 классе по программе Б.М.Неменского. Содержание урока направлено на формирование метапредметных умений учащих...