Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству 5кл. 2020-2021г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._5_kl._po_izo_2020-2021g.docx | 43.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат с. Некрасовка
РЕКОМЕНДОВАНА Методическим объединение «Интеграл» Протокол№____ от_____2020г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____/Цыганова-Рельгун Е.Т../ от _______2020г | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ школа-интернат с. Некрасовка _________/Перевалов В.И. Приказ от_______2020г. №_____ |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Изобразительное искусство
(наименование учебного предмета, курса)
Основное общее образование, 5 класс
(уровень общего образования, класс)
2020-2021
(учебный год)
Составлена на основе:
Примерной программы основного общего образования по изо в соответствии с ФГОС, ООП ООО МБОУ школа – интернат с. Некрасовка и авторской программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» под редакцией Н.А. Горяева, О.В.Островская
Составила: Команко Надежда Викторовна
(Ф.И.О. педагога, составившего рабочую учебную программу)
Планируемые результаты освоения курса «Изобразительное искусство»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
• приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
• развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса должен знать/понимать (предметно-информационная составляющая):
• отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
• первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, ритм, тон, объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т.д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;
• особенности симметричной и асимметричной композиции;
• простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
• основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, основы цветоведения;
• общие художественные приемы устного и изобразительного народного творчества на примерах народных промыслов (Хохлома, Скопин и пр.);
• памятники народной архитектуры и приемы народного искусства родного края.
Учащиеся должны уметь (деятельностно-коммуникативная и ценностно-ориентационная составляющие):
• проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
• изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т.д.)
• сравнить свой графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;
• использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;
• самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;
• использовать в рисунках особенности традиции искусства родного края;
• соблюдать последовательность графического и живописного изображения.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (деятельностно - коммуникативная и ценностно-ориентационная составляющие):
• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
• передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
• умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
• создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
• владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
• владеть навыком работы в конкретном материале (витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Промежуточная аттестация проводится в форме теста. Тестирование проводится по готовым тестам.
Каждый правильный ответ на задание теста оценивается одним баллом.
Если задание теста выполнено:
менее 40% - недостаточный уровень (выставляется оценка «2»)
40 - 59% -допустимый уровень (выставляется оценка «3»)
60% - 79% - оптимальный уровень (выставляется оценка «4»)
80% -100% - высокий уровень (выставляется оценка «5»)
Содержание курса «Изобразительное искусство»
(34 часа/год; 1 час/неделя)
- Древние корни народного искусства. 8 ч.
Древние образы в народном искусстве – 1ч.;
Сравнивать и различать древние образы: земли, воды, коня, птицы, древа жизни и солярные знаки. Объяснять смысл знаков - символов. Узнавать характерные черты славянской культуры. Эстетическое оценивание.
Убранство русской избы – 1ч.;
Осознавать единство конструкции и декора. Уметь создавать работу графическими средствами. Уметь применять на практике символику древних образов.
Внутренний мир русской избы -1 ч.;
Уметь строить перспективу интерьера с одной точкой схода. Понимать удаленность
предметов «ближе» и «дальше».
Конструкции и декор предметов народного быта -1 ч.;
Изображать выразительную форму прялки. Уметь украшать прялку древними образами.
Русская народная вышивка – 1ч.;
Использовать традиционное сочетание цветов. Анализировать особенности вышивки. Создавать орнаментальную композицию
Народный праздничный костюм – 1ч.;
Создавать эскизы народного праздничного костюма. Объяснять общее и различное в праздничных одеждах разных регионов России. Воспринимать и анализировать иллюстрации В.М. Васнецова, В.И. Сурикова.
Народные праздничные обряды – 1ч.;
Характеризовать праздник как синтез различных искусств. Участвовать в обрядовых действиях. Проявлять себя знатоком крестьянского искусства.
Контрольная работа «Древние образы в современных народных игрушках».
Знать и назвать художественные промыслы глиняных игрушек. Знать историю возникновения современной народной игрушки. Знать о магической роли глиняной игрушки в древности (баба, конь, птица).
- Связь времен в народном искусстве. 8 ч.
Древние образы в современных народных игрушках – 1ч.;
Различать форму и декор. Осуществлять свой художественный замысел, изображать в объеме образ народной игрушки
Искусство Гжели – 1ч.;
Давать эстетическую оценку промыслу. Овладеть приемами росписи
Городецкая роспись – 1ч.;
Выражать свое отношение к произведениям Городца. Освоить особенности городецкой росписи.
Хохлома – 1ч.;
Эмоционально воспринимать произведения хохломы. Знать и различать виды хохломской росписи.
Жостово. Роспись по металлу – 1ч.;
Овладеть приемами жостовской росписи. Совершенствовать навыки росписи
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте – 1ч.;
Конструировать простые формы посуды. Освоить приемы мезенской росписи
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Знакомство с местными художественными промыслами – 1ч.;
Различать и называть русские народные промыслы. Анализировать свои творческие работы и работы товарищей. Владеть основами построения натюрморта. Использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета.
Контрольная работа «Народное искусство» – 1ч.;
Знать, различать и узнавать местные художественные промыслы.
- Декор - человек, общество, время.12 ч.
Зачем людям украшения – 1ч.;
Участвовать в обсуждении «Зачем людям украшения?» Усвоить роль украшения или одежды как знака общественного статуса.
Роль декоративного искусства в жизни древних обществ – 1ч.;
Создавать эскизы ювелирных изделий в определенной стилистике.
Эскиз украшений в стиле Древнего Египта – 1ч.;
Узнавать признаки декоративного искусства Древнего Египта.
Одежда говорит о человеке – 1ч.;
Различать конструкцию детали, стиль и эпоху одежды. Узнавать характерные черты ярких культур мира. Уметь работать в творческом коллективе.
Одежда, костям Древнего Китая – 1ч.;
Различать конструкцию детали, стиль и эпоху одежды. Узнавать характерные черты ярких культур мира. Уметь работать в творческом коллективе.
Одежда, костюмы Западной Европы 18 века – 1ч.;
Различать конструкцию детали, стиль и эпоху одежды. Узнавать характерные черты ярких культур мира. Уметь работать в творческом коллективе.
Создание коллективного панно «Бал во дворце – 1 ч.;
Различать конструкцию детали, стиль и эпоху одежды. Узнавать характерные черты ярких культур мира. Уметь работать в творческом коллективе.
О чем рассказывают гербы и эмблемы – 1ч.;
Называть элементы герба. Знать символик цветов и изображений. Разбираться в символике герба России, города Охи, Сахалинской области, других русских городов
Применять знание о геральдике в своих работах.
Создание проекта герба своей семьи – 1ч.;
Называть элементы герба. Знать символик цветов и изображений. Разбираться в символике герба России, города Охи, Сахалинской области, других русских городов
Применять знание о геральдике в своих работах.
Создание эмблемы профессий – 1ч.;
Называть элементы герба. Знать символик цветов и изображений. Разбираться в символике герба России, города Охи, Сахалинской области, других русских городов
Применять знание о геральдике в своих работах.
Эмблема к учебным кабинетам в школе по предметам – 1ч.;
Называть элементы герба. Знать символик цветов и изображений. Разбираться в символике герба России, города Охи, Сахалинской области, других русских городов
Применять знание о геральдике в своих работах.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества -1ч.;
Участвовать в работе творческих групп. Систематизировать учебный материал.
- Декоративное искусство в современном мире. 6 ч.
Современное выставочное искусство – 1ч.;
Различать материалы и технику исполнения различных видов современного выставочного искусства: витража, мозаики, гобелена, керамики, художественной ковки, стекла.
Ты сам – мастер. Искусство витража – 1ч.;
Объяснять отличия современного декоративного прикладного искусства от традиционного народного.
Создание коллажа на заданную тему – 1ч.;
Промежуточная аттестация. Создание мозаичного панно – 1ч.;
Декоративная роспись в материале – 1ч.;
Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.
Декоративная роспись в материале – 1ч.
Вести работу по принципу «от простого – к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.
Тематическое планирование курса «Изобразительное искусство»
Тема урока | Дата | Часы | |||||
Древние корни народного искусства | 8 | ||||||
Древние образы в народном искусстве. | 01.09-04.09 | 1 | |||||
Убранство русской избы. | 07.09-11.09 | 1 | |||||
Внутренний мир русской избы. | 14.09-18.09 | 1 | |||||
Конструкция и декор предметов народного быта. | 21.09-25.09 | 1 | |||||
Русская народная вышивка. | 28.09-02.10 | 1 | |||||
Народный праздничный костюм. | 05.10-09.10 | 1 | |||||
Народные праздничные обряды. | 12.10-16.10 | 1 | |||||
Контрольная работа. «Древние образы в современных народных игрушках». | 19.10-23.10 | 1 | |||||
Связь времен в народном искусстве | 8 | ||||||
Древние образы в современных народных игрушках. | 02.11-06.11 | 1 | |||||
Искусство Гжели. | 09.11-13.11 | 1 | |||||
Городецкая роспись. | 16.11-20.11 | 1 | |||||
Хохлома. | 23.11-27.11 | 1 | |||||
Жостово, роспись по металлу. | 30.11-04.12 | 1 | |||||
Щепа. Роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте. | 07.12-11.12 | 1 | |||||
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Знакомство с местными художественными промыслами. | 14.12-18.12 | 1 | |||||
Контрольная работа «Народное искусство» | 21.12-25.12 | 1 | |||||
Декор - человек, общество, время | 12 | ||||||
Зачем людям украшения. | 11.01-15.01 | 1 | |||||
Роль декоративного искусства в жизни древних обществ. | 18.01-22.01 | 1 | |||||
Эскиз украшений в стиле Древнего Египта. | 25.01-29.01 | 1 | |||||
Одежда говорит о человеке. | 01.02-05.02 | 1 | |||||
Одежда, костюм Древнего Китая. | 08.02-12.02 | 1 | |||||
Одежда, костюмы Западной Европы 18 века. | 15.02-19.02 | 1 | |||||
Создание коллективного панно «Бал во дворце». | 01.03-05.03 | 1 | |||||
О чем рассказывают гербы и эмблемы. | 09.03-12.03 | 1 | |||||
Создание проекта герба своей семьи. | 15.03-19.03 | 1 | |||||
Создание эмблемы профессий. | 29.03-02.04 | 1 | |||||
Эмблема к учебным кабинетам в школе по предметам. | 05.04-09.04 | 1 | |||||
Контрольная работа «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества». | 12.04-16.04 | 1 | |||||
Декорированное искусство в современном мире | 6 | ||||||
Современное выставочное искусство. | 19.04-23.04 | 1 | |||||
Ты сам - мастер. Искусство витража. | 26.04-30.04 | 1 | |||||
Создание коллажа на заданную тему. Промежуточная аттестация. | 04.05-07.05 | 1 | |||||
Промежуточная аттестация. Создание мозаичного панно. | 11.05-14.05 | 1 | |||||
Декоративная роспись в материале | 17.05-21.05 | 1 | |||||
Декоративная роспись в материале | 24.05-28.05 | 1 | |||||
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...