Рабочая программа кружка "Волшебные краски"
рабочая программа (5, 6 класс)
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей данного возраста. Работа с обучающимися строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochki_volshebnye_kraski.docx | 20.41 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_kruzhka.docx | 17.9 КБ |
annotatsiya_k_kruzhku_volshebnye_kraski_5-6.docx | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Согласовано
зам. директора по ВР
Морозова Ю. А.
_________________
30.08. 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружковой деятельности
«Волшебные краски»
(название)
5-6 класс
Моисеенкова Анна Александровна
(Ф.И.О. учителя)
2019-2020 учебный год
Программа кружковой внеурочной деятельности «Волшебные краски» для обучающихся 5-6 классов составлена в соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ, на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения; положения о разработке и использовании дополнительных общеразвивающих программ.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей данного возраста. Работа с обучающимися строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности обучающихся.
Результаты освоения курса
∙Совершенствование навыков владения материалами и инструментами изобразительной деятельности.
∙Воспитание зрительной культуры (умение смотреть и видеть).
∙Совершенствование навыков организации и планирования работы.
∙Развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности.
∙Развитие образного и пространственного мышления, воображения, внимания, памяти, самоанализа.
∙Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
∙Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
∙Формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к деятельности.
∙Воспитания интереса к искусству, окружающему миру.
Требование к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры Отечества;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства;
- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание программы
1. Вводное занятие “Как стать художником?” (1ч.)
ТЕОРИЯ: Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка.
2. “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки (3ч.)
ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.
ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью.
3. “Город мастеров” - работа в технике граттаж (2ч.).
ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.
ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.
Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.
4. “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.(3ч.)
ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ.
5. “Монотипия пейзажная” - нетрадиционная техника рисования (3ч.).
ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.
ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
6. Приём рисования “по - сырому” или равномерно окрашенному (2ч.).
ТЕОРИЯ: Понятие техники “по-сырому”. Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.
ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.
7. Использование карандашей в рисовании цветов (3ч.).
ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.
ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов.
8. Художественный приём “заливка”. Рисование неба (2ч.).
ТЕОРИЯ: Понятие “заливка”. Использование заливки для изображения неба, воды, гор.
ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.
9. Рисование по - сырому. Пейзаж (3ч.).
ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!
10. Многослойная живопись на тему “Африка” (3ч.).
ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.
ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.
11. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная” (1ч.).
ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами.
ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков.
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
12. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография трубочкой” (1ч.).
ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка.
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.
13. Техника рисования “Свеча + акварель” (3ч.).
ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
14. Рисование пальчиками (творческая работа). (1ч.).
ПРАКТИКА: Разработка идеи, творческое выполнение работы.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.
Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
15. Техника рисования “Пуантилизм” (3ч.)
ТЕОРИЯ: Понятие “Пуантилизм”
ПРАКТИКА: Рисование изображения в технике “Пуантилизм”
16. Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. (4ч.).
ТЕОРИЯ: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использование точки схода при рисовании.
ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы.
17. Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью (3ч.).
ТЕОРИЯ: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись.
18. “Подводное царство” - рисование рыбок.
ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.
ПРАКТИКА: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.
19. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.
ТЕОРИЯ: Понятие “стилизация”. Рассмотрение на примерах понятия стилизации.
ПРАКТИКА: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных стилизованных предметов.
Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.
ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.
20. Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.
ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.
Средства выразительности: фактура, объём.
Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.
21. “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка.
ПРАКТИКА: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.
22. Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка.
ПРАКТИКА: Организация выставки работ.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
кружка «Волшебные краски»
№п/п | Дата | Тема | Ко-во час | Содержание контроля знаний и умений | |
план | факт | ||||
1. | Вводное занятие “Как стать художником? | 1 | Знать технику безопасности при работе с различными материалами. | ||
2-4 | “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки. | 3 | Знать, что такое композиция, правила её составления. Уметь выбирать сюжет из любимой сказки для составления иллюстрации, составлять индивидуальный рисунок , выполнять его в цвете акварелью. | ||
5-6 | “Город мастеров” - работа в технике граттаж. | 2 | Знать этапы выполнения техники граттаж. Уметь выполнять индивидуальный рисунок , соблюдая правила при работе в данной технике. | ||
7-9 | “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью. | 2 | Знать этапы построения матрёшки. Уметь выполнять роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью. | ||
10-12 | “Монотипия пейзажная” – нетрадиционная техника рисования. | 3 | Знать этапы рисования пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Уметь выполнять пейзаж на половинке листа и оттиск на другой половине. | ||
13-14 | Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному. | 2 | Знать понятие техники “по - сырому”, этапы использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски. Уметь выполнять упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения рисования неба и земли. | ||
15-17 | Использование карандашей в рисовании цветов. | 3 | Знать виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей. Уметь применять способы тонировки при рисовании цветов. | ||
18-19 | Художественный приём “заливка”. Рисование неба. | 2 | Знать понятие техники “заливка”, способы нанесения линий, движение кисти при рисовании неба. | ||
20-22 | Рисование по - сырому. Пейзаж. | 3 | Уметь выполнять пейзаж по влажному листу альбома. | ||
23-25. | Многослойная живопись на тему: “Африка”. | 3 | Знать понятие многослойной живописи, этапы выполнения техники. Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания. | ||
26 | Кляксография обычная. Рисование природы. | 1 | Знать понятие техники рисования “Кляксография обычная”,способы рисования кляксами. Уметь выполнять рисование птиц, облаков средствами выразительности: пятном. | ||
27 | Кляксография трубочкой. | 1 | |||
28-30 | Техника рисования “Свеча + акварель”. | 3 | Уметь выполнять нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью средствами выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. | ||
31 | Рисование пальчиками (творческая работа). | 1 | Уметь разрабатывать идеи творческой работы средствами выразительности: пятном, точкой, короткой линией. | ||
32-34 | Техника рисования “Пуантилизм” | 3 | Знать понятие техники рисования “Пуантилизм”. Уметь выполнять работу в данной технике. | ||
35-38 | Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. | 4 | Знать понятие линейной и воздушной перспективы, правила линейной и воздушной перспективы, использования точки схода при рисовании. Уметь рисовать улицу с учётом правил перспективы. | ||
39-41. | Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью. | 3 | Знакомить с Хохломской росписью. Знать основы росписи, её элементы. Уметь выполнять рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т.д.), рисование сосуда и его роспись. | ||
42-43 | “Подводное царство” - рисование пейзажа на тему | 2 | Знать правила рисования рыб. Уметь выполнять рисование рыб разного вида. | ||
44-46 | Морской пейзаж. | 3 | Знать этапы рисунка рыб, кораллов, морских животных. Уметь строить композицию, подбирать колорит. | ||
47-50 | Многослойная живопись на тему: “Морская сказка” | 3 | Знать понятие многослойной живописи, этапы выполнения техники. Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания. Уметь выполнять морской пейзаж. | ||
51-52 | Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”. | 2 | Знать понятие коллаж, аппликация. Уметь составлять фрагменты панно и гармонично сочетать элементы при составлении законченной работы. | ||
53-55 | Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов | 3 | Знать понятие стилизация, графика, выразительные средства графики. Уметь выполнять приемы стилизации в образах и предметах. | ||
56-58 | Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски. | 3 | Знать историю возникновения промысла, элементы городецкой росписи. Уметь расписывать предметы в стиле “городца”. | ||
59-63 | Техника ала-прима. Натюрморт. | 4 | Знать отличия техники от других живописных приемов, уметь составлять композицию натюрморта. | ||
64-65 | Живопись на картоне, камне. | 2 | Уметь использовать нетрадиционные материалы в живописи, создавать неповторимые сюжеты. | ||
66-67 | “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. | 2 | Уметь осознанно делать выбор техники и материалов для реализации задуманного. | ||
68 | Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке. | 1 | Уметь анализировать, сравнивать, видеть преимущества и недостатки в своих и чужих работах. |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе по кружковой внеурочной деятельности «Волшебные краски»
Рабочая программа по кружковой внеурочной деятельности для 5-6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа кружковой деятельности рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю) и включает в себя следующие темы:
- Вводное занятие “Как стать художником?”(1ч.)
- “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки (3ч.)
- “Город мастеров” - работа в технике граттаж (2ч.).
- “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.(3ч.)
- “Монотипия пейзажная” - нетрадиционная техника рисования (3ч.).
- Приём рисования “по- сырому” или равномерно окрашенному (2ч.).
- Использование карандашей в рисовании цветов (3ч.).
- Художественный приём “заливка”. Рисование неба (2ч.).
- Рисование по - сырому. Пейзаж (3ч.).
- Многослойная живопись на тему “Африка” (3ч.).
- Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная” (1ч.).
- Нетрадиционная техника рисования “Кляксография трубочкой” (1ч.).
- Техника рисования “Свеча + акварель” (3ч.).
- Рисование пальчиками (творческая работа). (1ч.).
- Техника рисования “Пуантилизм” (3ч.)
- Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. (4ч.).
- Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью (3ч.).
- “Подводное царство” - рисование рыбок.
- Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.
- Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.
- “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка.
- Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка.
Программа ориентирована на использование учебно - методического комплекса:
1. Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007
2. Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008
3. А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010
4. Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.
5. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007
6. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010
7. С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.
8. Сборник нормативных документов образовательной области “Искусство”. – М.: Дрофа, 2007
9. А.А.Павлова, Е.И. Корзинова Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
10. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Волшебные краски"
Все дети любят рисовать – ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром.Детский рисунок – это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослы...
Рабочая программа художественного кружка "Живые краски"
Рабочая программа предназначена учителям ИЗО и дополнительного искусства...
Рабочая программа кружка "Мир в красках"
Рабочая программа кружка "Мир в красках" позволяет раскрыть творческие способности обучающихся....
Досуговая программа "Театральные краски"
Досуговая программа «Театральные краски» включает в себя мероприятия, краткосрочные игровые программы которые спроектированы для всех возрастных категорий детей – от 5 до 17 лет, так...
Сценарий игровой программы "Яркие краски детства"
Конкурсы и игры для детей на 1 июня...
рабочая программа внеурочной деятельности по ИЗО "Живые краски"
Рабочая программа дополнительного образования комбинаторного типа «Живые краски» реализует общекультурное (художестенно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебные краски"
обучение детей прикладному искусству...