Программа "Волшебные краски"
рабочая программа по теме
Все дети любят рисовать – ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром.
Детский рисунок – это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослых. Детский рисунок поражает выразительностью образов, хотя, как правило, в этих работах отсутствует так называемая грамотность изображения.
Занятия рисованием должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребенка творчески подходить к решению любых проблем.
Уметь рисовать, значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. «Изобразительное искусство» помогает стать ребенку неординарной эстетически развитой личностью, позволяет ему проявлять творческие способности.
Программа объединения волшебные краски рассчитана на два года обучения детей в возрасте от 6 до 13 лет, она предусматривает комплексное решение задач обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnye_kraski.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Все дети любят рисовать – ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром.
Детский рисунок – это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослых. Детский рисунок поражает выразительностью образов, хотя, как правило, в этих работах отсутствует так называемая грамотность изображения.
Занятия рисованием должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребенка творчески подходить к решению любых проблем.
Уметь рисовать, значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. «Изобразительное искусство» помогает стать ребенку неординарной эстетически развитой личностью, позволяет ему проявлять творческие способности.
Программа объединения волшебные краски рассчитана на два года обучения детей в возрасте от 6 до 13 лет, она предусматривает комплексное решение задач обучения и воспитания.
Цели программы:
- Эстетическое, нравственное и трудовое воспитание;
- освоение учащимися элементарных основ реалистического рисунка;
- формирование у учащихся навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
- ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народногоь искусства;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического вкуса и понимание прекрасного;
- воспитание интереса и любви к искусству.
Задачи программы:
- умение рисовать различными художественными материалами (гуашь, акварель, темпера, тушь, пастель);
- умение рисовать с натуры различные предметы;
- умение рисовать на темы заданные учителем (по памяти, представлению, воображению);
- умение анализировать произведения искусства (содержание, художественные формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру изобразительного искусства;
- ознакомление с творчеством художников, с отдельными произведениями живописи, с памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Чтобы овладеть навыками рисования ребенок должен хорошо рисовать не только то, что ему хочется, но и то, что в данный момент требует педагог. Это трудно для ученика как физически (задания бывают сложными, рассчитанными на хорошо поставленную руку), так и психологически (не хочется подчиняться).
Чтобы ребенок не разлюбил рисовать педагог должен найти подход к каждому ученику, помочь, если рисунок не получается.
На уроках рисования выявляются следующие взаимосвязи:
Ребенок любит рисовать | |
Ребенок хочет, чтобы рисунок получился | |
Рисунок не получается | Рисунок получается |
Меньше хочется рисовать | Хочется рисовать |
Рисует меньше | Рисует больше |
Получаться не будет | Получается еще лучше |
Разлюбил рисовать | Много рисует и любит рисовать |
Рисуя с натуры, у ребенка развивается глазомер, чувство пропорции; ученик не только осваивает изобразительную грамоту, но и развивает воображение и творческие способности.
Рисовать по памяти и по представлению учит работать над рисунком и цветом, не имея перед собой изображаемого объекта, а основываясь лишь на сложившееся представление о нем. Ежедневные наблюдения способствуют тому, что в нашей памяти скапливается информация об основных признаках предметов
Декоративное рисование познакомит ребят с основными приемами построения декоративной композиции, с традициями декоративно-прикладного искусства и с различными художественными промыслами.
Знакомясь с декоративным рисованием учащиеся, одновременно узнают много нового об истории нашей культуры.
Тематическое рисование – это творческая работа ребенка, в которой он пытается отобразить свою оригинальную трактовку мира. Тематическое рисование развивает фантазию ребенка, формирует его индивидуальность. Тематическая композиция требует от маленького художника особой подготовки, и не столько в технике рисования, сколько в способности мыслить образами и создавать художественные образы, используя при этом весь богам своих знаний и умений. Сохранившиеся в зрительной памяти образы обобщаются и рождаются новые – художественные.
Творческая работа обязательно должна вызывать только положительные эмоции. Только успех должен ожидать маленького художника при завершении композиции.
Программа первого года обучения охватывает объем первоначальных знаний, необходимых в процессе рисования.
Программа второго года обучения предусматривает углубленный уровень освоения определенных тем и предполагает применение знаний и практических умений, которые направлены на развитие творческих способностей, интуиции каждого ребенка.
Дети первого и второго года обучения изучают одни и те же темы, но работы выполняются разные по сложности. Требования к работе по каждой теме возрастают.
Учебная программа первого года обучения.
Цель:
- развитие базовых способностей ребенка при работе с художественными материалами.
Задачи:
- привить любовь к рисованию;
научить владеть художественными материалами (гуашь, акварель, кисть);
- научить детей разбираться в красках и цвете, использовать колорит и гармонию цветовых оттенков;
- познакомить с основными этапами создания рисунка, композиции;
- в декоративных работах уметь творчески применять простейшие приемы народной росписи.
Результативность обучения:
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- названия основных и составных цветов, теплых и холодных;
- правила пользования карандашом, кистями акварельными и гуашевыми красками;
- как проводить простейший анализ произведений искусства (содержание, художественные формы), определять его принадлежность к тому или иному виду, жанру изобразительного искусства;
- приемы народной кистевой росписи (владение мазком);
- различные техники и методы рисования;
- последовательность выполнения рисунка, композиции;
- правила безопасности труда и личной гигиены.
Уметь:
- подготавливать рабочее место и художественные материалы к работе;
применять элементарные правила смешения цветов;
- свободно работать карандашом, фломастером, кистью не вращая при этом лист бумаги;
- передавать при этом простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, покрывая ими нужную поверхность в пределах намеченного контура, менять направление мазка, следуя форме;
- выполнять узоры и орнаменты в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и в орнаментах;
- выделять наиболее интересное впечатляющее в сюжете, подчеркивать композиционный центр;
- использовать тональный и цветовой контраст.
Тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практик | ||
1. | Вводное занятие «Изобразительное искусство и окружающий мир». | 2 | 2 | |
2. | «Чудесные краски» а) акварель, б) гуашь. | 4 | 1 | 3 |
3. | «Осенние мотивы». | 10 | 1 | 9 |
4. | «Орнамент, как рассказ об окружающем мире». | 10 | 1 | 9 |
5. | «Зимние мотивы». | 10 | 1 | 9 |
6. | «Здравствуй, Новый год!» | 19 | 2 | 17 |
7. | «Зимушка – зима!» | 18 | 1 | 17 |
8. | «Весна – красна!» | 10 | 1 | 19 |
9. | «Рисуем для наших мам, бабушек, учителей, сестер». | 20 | 2 | 18 |
10. | «Какого цвета весна и лето?» | 10 | 1 | 9 |
11. | «Изображение и реальность». | 12 | 1 | 11 |
12. | «Изображение и фантазия». | 17 | 1 | 16 |
13. | «Посмотри, как мы рисуем». | 2 |
Содержание разделов и тем.
- Вводное занятие «Изобразительное искусство и окружающий мир».
Теория: Беседа о рисовании в жизни человека; показ лучших детских рисунков за прошлые годы обучения. Знакомство с детьми организация рабочего места.
- «Чудесные краски».
Теория: Рассказ об акварельных и гуашевых красках кистях и бумаге:
А) название цветов, Б) основные и составные цвета, В) теплые и холодные тона.
Практика: «Цветные стеклышки – смешивание основных цветов и получение составных (акварель, гуашь).
«Два букетика» - букетик из цветов теплого цвета и букетик из цветов холодного цвета.
- «Осенние мотивы»
Теория: беседа об осени, чтение рассказов, стихов про осень. Просмотр цветных иллюстраций и репродукций картин осени.
Практика: «Осенний букет» - декоративное рисование на большом формате осенних листьев теплыми тонами.
- «Орнамент, как рассказ об окружающем мире».
Теория: Что такое орнамент» Орнамент – это ритм формы и цвета, это не просто украшение, а зашифрованное повествование наших предков о своей жизни (рассказ о мезенской росписи).
Практика: «Настенная тарелка» - роспись тарелочки элементами растительного орнамента.
- «Зимние мотивы».
Теория: Беседа о зиме, чтение рассказов и стихов про зиму. Просмотр и анализ детских рисунков, иллюстраций, репродукций про зимнее время года. Экскурсия в зимнюю рощу.
Практика: Изображение снега и природы в технике: а) «белый восковой мелок и акварель», б) «гуашевые белила и акварель», в) «акварель», г) «черный фломастер» (графика).
- «Здравствуй, Новый год!».
Теория: Просмотр новогодних картинок, книжек, открыток про Новогодний праздник. Просмотр и обсуждение детских прошлогодних новогодних рисунков, Чтение сказок, стихов про «Новый год – вечер в гостях у елки».
Практика: Рисование сказочных персонажей, новогодних композиций для украшения стен и окон кабинетов.
- «Зимушка – Зима!»
Теория: Описание словами зимнего пейзажа по памяти. Просмотр иллюстраций, репродукций, детских работ с изображением зимних забав.
Практика: «В моем дворе» - композиция по памяти, представлению. Суметь передать в композиции пространственные отношения, выделив композиционный центр.
- «Весна – красна!».
Теория: Рассказы, наблюдения детей за изменением природы с приходом весны. Просмотр репродукций, иллюстраций о весне. Обсуждение, анализ рисунков детей про весну. Рассказ о солнце, как источнике жизни тепла и света.
Практика: «Как светит солнце» - упражнение, выполненное разными техниками: гуашь, акварель, восковые мелки и акварель.
«Рисуем птиц» - упражнение на передаче летящей птицы одним мазком. «Рисуем цветы» - рисование весенних цветов мазком кисти, кончиком пальца, примакиванием кисти.
- «Рисуем для наших мам, бабушек, учителей, сестер».
Теория: Рассказать о принципах построения фрагмента в круге, орнамента и узора в квадрате. Показать образцы росписи разделочных досок, декоративных тарелок. Просмотр поздравительных открыток, обсуждение принципа построения композиции в поздравительных рисунках.
Практика: «Рисунок – открытка» - декоративное рисование цветов, натюрмортов с цветами и фруктами, животных с цветами.
«Разделочная досочка» - декоративная роспись деревянной доски (гуашь).
«Тарелка в подарок» - декоративная роспись тарелки из папье-маше с использованием орнамента в круге и узора в полосе.
- Какого цвета весна и лето»
Теория: отличие цветов по насыщенности (разделенные, открытые, приглушенные цвета), теплые и холодные цвета для передачи пространства в пейзаже. Пейзаж. Художественный образ природы.
Практика: «Рисуем деревья» - образ дрожащей березы, образ могучего дуба, образ плакучей ивы, вербы.
«Рисуем пейзаж» - передача настроения в рисунке при помощи определенной цветовой гаммы приглушенных и разбеленных цветов (сумрак, утро туманное).
- «Изображение и реальность».
Теория: Окружающая действительность источник вдохновения художника. Рассказ (показ репродукций, картин) про бытовой жанр – изображение повседневной жизни людей, современников художника; портретный жанр; натюрморт.
Практика: «Делаем наброски» - рисование с натуры фигуры человека.
«Рисуем натюрморт» - рисование с натуры натюрморта из 2 – 3 предметов в теплой и холодной цветовой гамме.
- «Изображение и фантазия».
Теория: Рассказать про мифологический жанр, религиозный жанр, сказочный жанр, жанр иллюстрации. Художник изображает не только то, что есть в жизни, но и то, чего нет, - сказку, фантазию.
Практика: «Рисуем сказочных животных» - декоративное рисование несуществующих сказочных животных, птиц. Рисование по представлению, воображению, соединяя воедино элементы разных животных, птиц и даже растений.
«Мне приснилось…» - фантастическая композиция на основе детских снов.
- «Посмотри, как мы рисуем».
- Просмотр детских работ за учебный год, обсуждение анализ, - подведение итогов. Оформление работ к выставке.
Учебная программа второго года обучения.
Цель:
- развитие потребностей и способностей к творческому самовыражению через рисование.
Задачи:
- совершенствовать навыки работы с художественными материалами;
- развивать умение самостоятельно работать над композицией по собственному замыслу;
- развивать художественный вкус и ориентировать на качество выполнения работы (рисунка, декоративной композиции);
- углублять знания по цветоведению, рисунку, декоративной композиции;
- познакомить с шедеврами изобразительного искусства.
Результативность обучения:
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
- виды изобразительного искусства;
- жанры изобразительного искусства;
- правила работы и ухода за художественными материалами;
- поэтапность выполнения рисунка, композиции;
- законы цветоведения.
Уметь:
- проводить анализ произведения искусства;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы пространственного положения; выделять особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
- использовать колорит и гармонию цветовых оттенков;
- использовать основные средства создания композиции:
высоту линии горизонта,
выбор точки зрения,
светлотонный контраст,
цветовой (хроматический) контраст,
цветовые отношения,
- уметь выделять композиционный центр;
- творчески применять простейшие приемы народной росписи.
Тематический план.
№ п/п | Тема. | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | «Снова осень» | 46 | 2 | 44 |
3. | «Вот уж скоро Новый год!» | 47 | 1 | 46 |
4. | «Пейзаж в графике». | 18 | 1 | 17 |
5. | «Пейзаж в живописи». | 28 | 1 | 27 |
6. | «Рисунки в подарок». | 48 | 2 | 46 |
7. | «…Весна, весна! – как воздух чист!» | 24 | 1 | 23 |
8 | Выставка «Мы рисуем целый год». | 3 | ||
Итого | 216 |
Содержание разделов и тем.
- Вводное занятие.
Теория: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг нас».
- «Снова осень…»
Теория: Что такое колорит, цветовая гамма, контраст цветов, цветовой круг. Анализ репродукций, иллюстраций, детских рисунков про осень.
Практика: «Осенний натюрморт» - декоративная работа по представлению. Рисуем цветы, овощи, фрукты.
«Осенний мотив» - изображение осеннего пейзажа по памяти.
- «Вот уж скоро Новый год!».
Теория: Рассказать о приемах оформления помещения к празднику: как украсить окна , стены, двери. Как изготовить рисунок – открытку.
Практика: Рисование композиций на больших листах для украшения стен. Рисование двухсторонних изображений на окна. Изготовление поздравительных надписей.
«Мы у елки собрались» - рисунки открытки для новогодней выставки.
- «Пейзаж в графике».
Теория: основные средства художественной выразительности в графике. Типы графики.
Практика: «Зимний пейзаж» - черная тушь, кисть. Используя основные средства пространственного изображения показать плавность изображения пейзажа.
- «Пейзаж в живописи».
Теория: Что такое живопись? Типы живописи. Колорит в пейзаже.
Практика: «Космический пейзаж» - фантастическое изображение космоса, планет, диковинных растений на далеких неизведанных планетах.
Пейзаж - в технике гуашь, акварель; в теплой и холодной цветовой гамме.
- «Рисунки в подарок».
Теория: Рассказ о живописи по дереву, о декоративных приемах изображения животных, растений. Показать образцы детских расписных досок, проанализировать их.
Практика: Роспись деревянных досок разных по форме (гуашь). Изображение красивых животных на фоне цветов, растений на фоне пейзажа или в центре.
- «Весна, весна! – как воздух чист!
Теория: Разбеленные приглушенные открытые цвета. Контрастность цветов.
Практика: «Грачи прилетели» - живописная композиция (гуашь) на основе наблюдений.
Зарисовки с натуры: «Подснежник», «Ветка вербы», «Первые листочки», «Одуванчик», «Яблоня» (вишня) в цвету».
«Мир, труд, май» – рисунок плакат.
- Выставка: «Мы рисуем целый год!» - подведение итогов; обсуждение, анализ работ. Оформление рисунков к выставке.
Контроль:
Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает психологический климат в коллективе.
Формы контроля:
- участие в выставках;
- викторины, конкурсы;
- экзаменационный рисунок.
Условия реализации программы.
Организационные условия: при планировании учебного процесса предусматриваются следующие формы учебных занятий: групповые и индивидуальные.
Занятия для детей первого года обучения организуются 2 раза в неделю по 2 часа (144 учебных часа в год), а для второго года обучения 2 раза в неделю по 3 часа (216 учебных часов в год). Наполняемость групп не менее 10 – 12 человек.
Материально-технические условия:
- кабинет (мастерская);
- краски (гуашь, акварель);
- кисти;
простые карандаши, ластик;
- Бумага (альбом, папка);
- обработанные деревянные доски разных форм;
- планшеты или мольберты;
баночка для воды;
- палитра;
- черная тушь;
- бесцветный лак.
Методические условия.
- образцы рисунков учащихся из детских художественных школ и художественных училищ;
- репродукции с картин знаменитых художников;
- семы поэтапного выполнения работ (рисунок, живопись, композиция, декоративная роспись).
Литература:
- Рисование в начальной школе. Рутковская А. Издат.дом. «Нева» - 2003 г.
- учитесь рисовать. Л.П. Стебловская. Радяньска школа. Киев – 1987 г.
- Г. Лабунская. Учитесь рисовать. Издат. Детский мир – 1961 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
краски которые мы слышим
Конспект урока ИЗО в 2 классе...
Урок музыки в 5 классе на тему "Звуки и краски зимы"
Цель данного урока заключается в следующем: представить взаимосвязь двух видов искусства: музыки и живописи посредством воплощения ими одного...
интегрированный урок по технологии 8кл и изобразительному искусству 7 кл"С кистью и краской готовимся к Пасхе"
интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству предполагает расширить знания об истоках народного праздника Пасха.обучить приемам переноса рисунка на выпуклую поверхность, работать с ...
Волшебные краски
Материал классного часа (рисование обЪёмными красками)...
Урок литературы в 6 классе "Краски слова"
Урок внеклассного чтения, закрепления изучения литературоведческих понятий. На уроке прослеживаются межпредметные связи с музыкой и изобразительным искусством....
Яркие краски лубка
kotkazansky.jpg Яркие краски лубкаPublish at Calameo or read more publications.Лубок - народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа ...
Сценарий праздничной программы, посвященной 10-летию творческого коллектива «Краски детства» «Яркой краской на планете разукрасили все дети!»
Каждый творческий коллектив празднует свой день рожденья на сцене. А когда это детский коллектив, то хочется яркого, веселого и шумного праздника. Сценарий с элементами театрализации подойдет для праз...