Программа "Волшебные краски"
рабочая программа по теме

Чиликанова Ольга Михайловна

Все дети любят рисовать – ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром.

Детский рисунок – это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослых. Детский рисунок поражает выразительностью образов, хотя, как правило, в этих работах отсутствует так называемая грамотность изображения.

Занятия рисованием должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребенка творчески подходить к решению любых проблем.

Уметь рисовать, значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. «Изобразительное искусство» помогает стать ребенку неординарной эстетически развитой личностью, позволяет ему проявлять творческие способности.

Программа объединения волшебные краски рассчитана на два года обучения детей в возрасте от 6 до 13 лет, она предусматривает комплексное решение задач обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volshebnye_kraski.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Все дети любят рисовать – ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром.

Детский рисунок – это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослых. Детский рисунок поражает выразительностью образов, хотя, как правило, в этих работах отсутствует так называемая грамотность изображения.

Занятия рисованием должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребенка творчески подходить к решению любых проблем.

Уметь рисовать, значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. «Изобразительное искусство» помогает стать ребенку неординарной эстетически развитой личностью, позволяет ему проявлять творческие способности.

Программа объединения волшебные краски рассчитана на два года обучения детей в возрасте от 6 до 13 лет, она предусматривает комплексное решение задач обучения и воспитания.

Цели программы:

- Эстетическое, нравственное и трудовое воспитание;

- освоение учащимися элементарных основ реалистического рисунка;

- формирование у учащихся навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;

- ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народногоь искусства;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического вкуса и понимание прекрасного;

- воспитание интереса и любви к искусству.

Задачи программы:

- умение рисовать различными художественными материалами (гуашь, акварель, темпера, тушь, пастель);

- умение рисовать с натуры различные предметы;

- умение рисовать на темы заданные учителем (по памяти, представлению, воображению);

- умение анализировать произведения искусства (содержание, художественные формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру изобразительного искусства;

- ознакомление с творчеством художников, с отдельными произведениями живописи, с памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Чтобы овладеть навыками рисования ребенок должен хорошо рисовать не только то, что ему хочется, но и то, что в данный момент требует педагог. Это трудно для ученика как физически (задания бывают сложными, рассчитанными на хорошо поставленную руку), так и психологически (не хочется подчиняться).

Чтобы ребенок не разлюбил рисовать педагог должен найти подход к каждому ученику, помочь, если рисунок не получается.

На уроках рисования выявляются следующие взаимосвязи:

Ребенок любит рисовать

Ребенок хочет, чтобы рисунок получился

Рисунок не получается

Рисунок получается

Меньше хочется рисовать

Хочется рисовать

Рисует меньше

Рисует больше

Получаться не будет

Получается еще лучше

Разлюбил рисовать

Много рисует и любит рисовать

Рисуя с натуры, у ребенка развивается глазомер, чувство пропорции; ученик не только осваивает изобразительную грамоту, но и развивает воображение и творческие способности.

Рисовать по памяти и по представлению учит работать над рисунком и цветом, не имея перед собой изображаемого объекта, а основываясь лишь на сложившееся представление о нем. Ежедневные наблюдения способствуют тому, что в нашей памяти скапливается информация об основных признаках предметов

Декоративное рисование познакомит ребят с основными приемами построения декоративной композиции, с традициями декоративно-прикладного искусства и с различными художественными промыслами.

Знакомясь с декоративным рисованием учащиеся, одновременно узнают много нового об истории нашей культуры.

Тематическое рисование – это творческая работа ребенка, в которой он пытается отобразить свою оригинальную трактовку мира. Тематическое рисование развивает фантазию ребенка, формирует его индивидуальность. Тематическая композиция требует от маленького художника особой подготовки, и не столько в технике рисования, сколько в способности мыслить образами и создавать художественные образы, используя при этом весь богам своих знаний и умений. Сохранившиеся в зрительной памяти образы обобщаются и рождаются новые – художественные.

Творческая работа обязательно должна вызывать только положительные эмоции. Только успех должен ожидать маленького художника при завершении композиции.

Программа первого года обучения охватывает объем первоначальных знаний, необходимых в процессе рисования.

Программа второго года обучения предусматривает углубленный уровень освоения определенных тем и предполагает применение знаний и практических умений, которые направлены на развитие творческих способностей, интуиции каждого ребенка.

Дети первого и второго года обучения изучают одни и те же темы, но работы выполняются разные по сложности. Требования к работе по каждой теме возрастают.

Учебная программа первого года обучения.

Цель:

- развитие базовых способностей ребенка при работе с художественными материалами.

Задачи:

- привить любовь к рисованию;

научить владеть художественными материалами (гуашь, акварель, кисть);

- научить детей разбираться в красках и цвете, использовать колорит и гармонию цветовых оттенков;

- познакомить с основными этапами создания рисунка, композиции;

- в декоративных работах уметь творчески применять простейшие приемы народной росписи.

Результативность обучения:

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

- названия основных и составных цветов, теплых и холодных;

- правила пользования карандашом, кистями акварельными и гуашевыми красками;

- как проводить простейший анализ произведений искусства (содержание, художественные формы), определять его принадлежность к тому или иному виду, жанру изобразительного искусства;

- приемы народной кистевой росписи (владение мазком);

- различные техники и методы рисования;

- последовательность выполнения рисунка, композиции;

- правила безопасности труда и личной гигиены.

Уметь:

- подготавливать рабочее место и художественные материалы к работе;

применять элементарные правила смешения цветов;

- свободно работать карандашом, фломастером, кистью не вращая при этом лист бумаги;

- передавать при этом простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, покрывая ими нужную поверхность в пределах намеченного контура, менять направление мазка, следуя форме;

- выполнять узоры и орнаменты  в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;

- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и в орнаментах;

- выделять наиболее интересное впечатляющее в сюжете, подчеркивать композиционный центр;

- использовать тональный и цветовой контраст.

Тематический план.

п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практик

1.

Вводное занятие «Изобразительное искусство и окружающий мир».

2

2

2.

«Чудесные краски»

а) акварель, б) гуашь.

4

1

3

3.

«Осенние мотивы».

10

1

9

4.

«Орнамент, как рассказ об окружающем мире».

10

1

9

5.

«Зимние мотивы».

10

1

9

6.

«Здравствуй, Новый год!»

19

2

17

7.

«Зимушка – зима!»

18

1

17

8.

«Весна – красна!»

10

1

19

9.

«Рисуем для наших мам, бабушек, учителей, сестер».

20

2

18

10.

«Какого цвета весна и лето?»

10

1

9

11.

«Изображение и реальность».

12

1

11

12.

«Изображение и фантазия».

17

1

16

13.

«Посмотри, как мы рисуем».

2

Содержание разделов и тем.

  1. Вводное занятие «Изобразительное искусство и окружающий мир».

Теория: Беседа о рисовании в жизни человека; показ лучших детских рисунков за прошлые годы обучения. Знакомство с детьми организация рабочего места.

  1. «Чудесные краски».

Теория: Рассказ об акварельных и гуашевых красках кистях и бумаге:

А) название цветов, Б) основные и составные цвета, В) теплые и холодные тона.

Практика: «Цветные стеклышки – смешивание основных цветов и получение составных (акварель, гуашь).

«Два букетика» - букетик из цветов теплого цвета и букетик из цветов холодного цвета.

  1. «Осенние мотивы»

Теория: беседа об осени, чтение рассказов, стихов про осень. Просмотр цветных иллюстраций и репродукций картин осени.

Практика: «Осенний букет» - декоративное рисование на большом формате осенних листьев теплыми тонами.

  1. «Орнамент, как рассказ об окружающем мире».

Теория: Что такое орнамент» Орнамент – это ритм формы и цвета, это не просто украшение, а зашифрованное повествование наших предков о своей жизни (рассказ о мезенской росписи).

Практика: «Настенная тарелка» - роспись тарелочки элементами растительного орнамента.

  1. «Зимние мотивы».

Теория: Беседа о зиме, чтение рассказов и стихов про зиму. Просмотр и анализ детских рисунков, иллюстраций, репродукций про зимнее время года. Экскурсия в зимнюю рощу.

Практика: Изображение снега и природы в технике: а) «белый восковой мелок и акварель», б) «гуашевые белила и акварель», в) «акварель», г) «черный фломастер» (графика).

  1. «Здравствуй, Новый год!».

Теория: Просмотр новогодних картинок, книжек, открыток про Новогодний праздник. Просмотр и обсуждение детских прошлогодних новогодних рисунков, Чтение сказок, стихов про «Новый год – вечер в гостях у елки».

Практика: Рисование сказочных персонажей, новогодних композиций для украшения стен и окон кабинетов.

  1. «Зимушка – Зима!»

Теория: Описание словами зимнего пейзажа по памяти. Просмотр иллюстраций, репродукций, детских работ с изображением зимних забав.

Практика: «В моем дворе» - композиция по памяти, представлению. Суметь передать в композиции пространственные отношения, выделив композиционный центр.

  1. «Весна – красна!».

Теория: Рассказы, наблюдения детей за изменением природы с приходом весны. Просмотр репродукций, иллюстраций о весне. Обсуждение, анализ рисунков детей про весну. Рассказ о солнце, как источнике жизни тепла и света.

Практика: «Как светит солнце»  - упражнение, выполненное разными техниками: гуашь, акварель, восковые мелки и акварель.

«Рисуем птиц» - упражнение на передаче летящей птицы одним мазком. «Рисуем цветы» - рисование весенних цветов мазком кисти, кончиком пальца, примакиванием кисти.

  1. «Рисуем для наших мам, бабушек, учителей, сестер».

Теория: Рассказать о принципах построения фрагмента в круге, орнамента и узора в квадрате. Показать образцы росписи разделочных досок, декоративных тарелок. Просмотр поздравительных открыток, обсуждение принципа построения композиции в поздравительных рисунках.

Практика: «Рисунок – открытка» - декоративное рисование цветов, натюрмортов с цветами и фруктами, животных с цветами.

«Разделочная досочка» - декоративная роспись деревянной доски (гуашь).

«Тарелка в подарок» - декоративная роспись тарелки из папье-маше с использованием орнамента в круге и узора в полосе.

  1. Какого цвета весна и лето»

Теория: отличие цветов по насыщенности (разделенные, открытые, приглушенные цвета), теплые и холодные цвета для передачи пространства в пейзаже. Пейзаж. Художественный образ природы.

Практика: «Рисуем деревья» - образ дрожащей березы, образ могучего дуба, образ плакучей ивы, вербы.

«Рисуем пейзаж» - передача настроения в рисунке при помощи определенной цветовой гаммы приглушенных и разбеленных цветов (сумрак, утро туманное).

  1. «Изображение и реальность».

Теория: Окружающая действительность источник вдохновения художника. Рассказ (показ репродукций, картин) про бытовой жанр – изображение повседневной жизни людей, современников художника; портретный жанр; натюрморт.

Практика: «Делаем наброски» - рисование с натуры фигуры человека.

«Рисуем натюрморт» - рисование с натуры натюрморта из 2 – 3 предметов в теплой и холодной цветовой гамме.

  1. «Изображение и фантазия».

Теория: Рассказать про мифологический жанр, религиозный жанр, сказочный жанр, жанр иллюстрации. Художник изображает не только то, что есть в жизни, но и то, чего нет, - сказку, фантазию.

Практика: «Рисуем сказочных животных» - декоративное рисование несуществующих сказочных животных, птиц. Рисование по представлению, воображению, соединяя воедино элементы разных животных, птиц и даже растений.

«Мне приснилось…» - фантастическая композиция на основе детских снов.

  1. «Посмотри, как мы рисуем».
  2. Просмотр детских работ за учебный год, обсуждение анализ, - подведение итогов. Оформление работ к выставке.

Учебная программа второго года обучения.

Цель:

- развитие потребностей и способностей к творческому самовыражению через рисование.

Задачи:

- совершенствовать навыки работы с художественными материалами;

- развивать умение самостоятельно работать над композицией по собственному замыслу;

- развивать художественный вкус и ориентировать на качество выполнения работы (рисунка, декоративной композиции);

- углублять знания по цветоведению, рисунку, декоративной композиции;

- познакомить с шедеврами изобразительного искусства.

Результативность обучения:

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

- виды изобразительного искусства;

- жанры изобразительного искусства;

- правила работы и ухода за художественными материалами;

- поэтапность выполнения рисунка, композиции;

- законы цветоведения.

Уметь:

- проводить анализ произведения искусства;

- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы пространственного положения; выделять особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;

- использовать колорит и гармонию цветовых оттенков;

- использовать основные средства создания композиции:

высоту линии горизонта,

выбор точки зрения,

светлотонный контраст,

цветовой (хроматический) контраст,

цветовые отношения,

- уметь выделять композиционный центр;

- творчески применять простейшие приемы народной росписи.

Тематический план.

№ п/п

Тема.

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

2.

«Снова осень»

46

2

44

3.

«Вот уж скоро Новый год!»

47

1

46

4.

«Пейзаж в графике».

18

1

17

5.

«Пейзаж в живописи».

28

1

27

6.

«Рисунки в подарок».

48

2

46

7.

«…Весна, весна! – как воздух чист!»

24

1

23

8

Выставка «Мы рисуем целый год».

3

Итого

216

Содержание разделов и тем.

  1. Вводное занятие.

Теория: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг нас».

  1. «Снова осень…»

Теория: Что такое колорит, цветовая гамма, контраст цветов, цветовой круг. Анализ репродукций, иллюстраций, детских рисунков про осень.

Практика: «Осенний натюрморт» - декоративная работа по представлению. Рисуем цветы, овощи, фрукты.

«Осенний мотив» - изображение осеннего пейзажа по памяти.

  1. «Вот уж скоро Новый год!».

Теория: Рассказать о приемах оформления помещения к празднику: как украсить окна , стены, двери. Как изготовить рисунок – открытку.

Практика: Рисование композиций на больших листах для украшения стен. Рисование двухсторонних изображений на окна. Изготовление поздравительных надписей.

«Мы у елки собрались» - рисунки открытки для новогодней выставки.

  1. «Пейзаж в графике».

Теория: основные средства художественной выразительности в графике. Типы графики.

Практика: «Зимний пейзаж» - черная тушь, кисть. Используя основные средства пространственного изображения показать плавность изображения пейзажа.

  1. «Пейзаж в живописи».

Теория: Что такое живопись? Типы живописи. Колорит в пейзаже.

Практика: «Космический пейзаж» - фантастическое изображение космоса, планет, диковинных растений на далеких неизведанных планетах.

Пейзаж - в технике гуашь, акварель; в теплой и холодной цветовой гамме.

  1. «Рисунки в подарок».

Теория: Рассказ о живописи по дереву, о декоративных приемах изображения животных, растений. Показать образцы детских расписных досок, проанализировать их.

Практика: Роспись деревянных досок разных по форме (гуашь). Изображение красивых животных на фоне цветов, растений на фоне пейзажа или в центре.

  1. «Весна, весна! – как воздух чист!

Теория: Разбеленные приглушенные открытые цвета. Контрастность цветов.

Практика: «Грачи прилетели» - живописная композиция (гуашь) на основе наблюдений.

Зарисовки с натуры: «Подснежник», «Ветка вербы», «Первые листочки», «Одуванчик», «Яблоня» (вишня) в цвету».

«Мир, труд, май» – рисунок плакат.

  1. Выставка: «Мы рисуем целый год!» - подведение итогов; обсуждение, анализ работ. Оформление рисунков к выставке.

Контроль:

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает психологический климат в коллективе.

Формы контроля:

- участие в выставках;

- викторины, конкурсы;

- экзаменационный рисунок.

Условия реализации программы.

Организационные условия: при планировании учебного процесса предусматриваются следующие формы учебных занятий: групповые и индивидуальные.

Занятия для детей первого года обучения организуются 2 раза в неделю по 2 часа (144 учебных часа в год), а для второго года обучения 2 раза в неделю по 3 часа (216 учебных часов в год). Наполняемость групп не менее 10 – 12 человек.

Материально-технические условия:

- кабинет (мастерская);

- краски (гуашь, акварель);

- кисти;

простые карандаши, ластик;

- Бумага (альбом, папка);

- обработанные деревянные доски разных форм;

- планшеты или мольберты;

баночка для воды;

- палитра;

- черная тушь;

- бесцветный лак.

Методические условия.

- образцы рисунков учащихся из детских художественных школ и художественных училищ;

- репродукции  с картин знаменитых художников;

- семы поэтапного выполнения работ (рисунок, живопись, композиция, декоративная роспись).

Литература:

  1. Рисование в начальной школе. Рутковская А. Издат.дом. «Нева» - 2003 г.
  2. учитесь рисовать. Л.П. Стебловская. Радяньска школа. Киев – 1987 г.
  3. Г. Лабунская. Учитесь рисовать. Издат. Детский мир – 1961 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

краски которые мы слышим

Конспект  урока ИЗО в  2 классе...

Урок музыки в 5 классе на тему "Звуки и краски зимы"

Цель данного урока заключается в следующем: представить взаимосвязь двух видов искусства: музыки и живописи посредством воплощения ими одного...

интегрированный урок по технологии 8кл и изобразительному искусству 7 кл"С кистью и краской готовимся к Пасхе"

интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству предполагает расширить знания об истоках народного праздника Пасха.обучить приемам переноса рисунка на выпуклую поверхность, работать с ...

Волшебные краски

Материал классного часа (рисование обЪёмными красками)...

Урок литературы в 6 классе "Краски слова"

Урок внеклассного чтения, закрепления изучения литературоведческих понятий. На уроке прослеживаются межпредметные связи с музыкой и изобразительным искусством....

Яркие краски лубка

kotkazansky.jpg Яркие краски лубкаPublish at Calameo or read more publications.Лубок - народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа ...

Сценарий праздничной программы, посвященной 10-летию творческого коллектива «Краски детства» «Яркой краской на планете разукрасили все дети!»

Каждый творческий коллектив празднует свой день рожденья на сцене. А когда это детский коллектив, то хочется яркого, веселого и шумного праздника. Сценарий с элементами театрализации подойдет для праз...