Рабочая программа НРЭО по изобразительному искусству 5-7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству с региональным компонентом для 5-7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_5-7_nreo.docx | 99.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Личностные планируемые результаты
Критерии сформированности | Личностные результаты | Предметные результаты |
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России 1.2. Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества 1.4. Сформированность чувства ответственности и долга перед Родиной | Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека |
1.3. Сформированность гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества | Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности) | |
1.5. Сформированность ответственного отношения к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов и потребностей региона, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде | Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах ( театр и кино) | |
1.6. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения | |
Смыслообразование | 2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | 1. Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры 2. Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства , освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности 3. Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в т.ч. базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация) |
1.2. Метапредметные планируемые результаты
Универсальные учебные действия | Метапредметные результаты | Типовые задачи применения УУД |
Регулятивные универсальные учебные действия | ||
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание) | 1.1 Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; 1.2 Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; 1.3 Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; 1.4 Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; 1.5 Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; 1.6 Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. | Постановка и решение учебных задач Учебное сотрудничество Технология формирующего (безотметочного) оценивания Эколого-образовательная деятельность Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Кейс-метод |
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование) | 2.1 Определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; 2.2 Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; 2.3 Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; 2.4 Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); 2.5 Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; 2.6 Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); 2.7 Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; 2.8 Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; 2.9 Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. | Постановка и решение учебных задач Организация учебного сотрудничества Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Кейс-метод |
3 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция) | 3.1 Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; 3.2 Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; 3.3 Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; 3.4 Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; 3.5 Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; 3.6 Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; 3.7 Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; 3.8 Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Постановка и решение учебных задач Поэтапное формирование умственных действий Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка) | 4.1 Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; 4.2 Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; 4.3 Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; 4.4 Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; 4.5 Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; 4.6 Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. | Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) | 5.1 Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; 5.2 Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; 5.3 Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; 5.4 Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; 5.5 Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; 5.6 Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). | Постановка и решение учебных задач Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Эколого-образовательная деятельность Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на формирование рефлексии Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Познавательные универсальные учебные действия | ||
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД) | 1.1 Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; 1.2 Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; 1.3 Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; 1.4 Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; 1.5 Выделять явление из общего ряда других явлений; 1.6 Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; 1.7 Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; 1.8 Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; 1.9 Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; 1.10 Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; 1.11 Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; 1.12 Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); 1.13 Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; 1.14 Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. | Учебные задания, обеспечивающие формирование логических универсальных учебных действий Стратегии смыслового чтения Дискуссия Метод ментальных карт Эколого-образовательная деятельность Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Дебаты Кейс-метод |
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование) | 2.1 Обозначать символом и знаком предмет и/или явление; 2.2 Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; 2.3 Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; 2.4 Строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; 2.5 Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; 2.6 Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; 2.7 Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; 2.8 Строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; 2.9 Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; 2.10 Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. | Постановка и решение учебных задач, включающая моделирование Поэтапное формирование умственных действий Метод ментальных карт Кейс-метод Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
3. Смысловое чтение | 3.1 Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); 3.2 Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; 3.3 Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; 3.4 Резюмировать главную идею текста; 3.5 Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); 3.6 Критически оценивать содержание и форму текста; 3.7 Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; 3.8 Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов); 3.9 Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. | Стратегии смыслового чтения Дискуссия Метод ментальных карт Кейс-метод Дебаты Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации | 4.1 Определять свое отношение к природной среде; 4.2 Анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; 4.3 Проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; 4.4 Прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; 4.5 Распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; 4.6 Выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. | Эколого-образовательная деятельность |
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем | 5.1 Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; 5.2 Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; 5.3 Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; 5.4 Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью; | Применение ИКТ Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на, использование Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Коммуникативные универсальные учебные действия | ||
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество) | 1.1 Определять возможные роли в совместной деятельности; 1.2 Играть определенную роль в совместной деятельности; 1.3 Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; 1.4 Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; 1.5 Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; 1.6 Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); 1.7 Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; 1.8 Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; 1.9 Выделять общую точку зрения в дискуссии; 1.10 Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; 1.11 Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); 1.12 Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. | Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Дискуссия Эколого-образовательная деятельность Кейс-метод Метод проектов (групповые) Дебаты |
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация) | 2.1 Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; 2.2 Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); 2.3 Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; 2.4 Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; 2.5 Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; 2.6 Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; 2.7 Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; 2.8 Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; 2.9 Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя; 2.10 Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. | Организация учебного сотрудничества Дискуссия Кейс-метод Дебаты Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на коммуникацию Учебно-исследовательская деятельность |
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) | 3.1 Целенаправленно использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; 3.2 Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; 3.3 Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; 3.4 Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; 3.5 Использовать информацию с учетом этических и правовых норм; 3.6 Создавать информационные ресурсы разного типа, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. | Применение ИКТ Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на использование ИКТ для обучения Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
1.3. Предметные планируемые результаты
Класс | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность |
5 класс |
|
|
6 класс |
|
|
7 класс |
|
|
2. Содержание учебного предмета
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты.
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер) древних жителей Южного Урала (палеолитическая живопись Игнатиевской пещеры; писаницы оз. Б. Аллаки, Айская группа писаниц в Саткинском районе). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Традиционные жилища народов Южного Урала как отражение уклада жизни. Орнамент как основа декоративного украшения (орнаменты керамики бронзового века Южного Урала). Праздничный национальный костюм – целостный художественный образ народов Южного Урала. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение в культуре народов Южного Урала. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных и художественных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте, каслинское литье, златоустовская гравюра на стали, камнерезное искусство Урала). Связь времен в искусстве (гербы и эмблемы Челябинской области).
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Пространственные искусства на улицах Челябинска (живопись, мозаичные полотна на зданиях, витражи в оформлении железнодорожного вокзала). Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения в живописи художников Южного Урала. Природа и художник. Южноуральский пейзаж в работах А. М. Васнецова, Н. А. Русакова. Городской пейзаж в живописи И. Л. Вандышева. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника.
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В. А. Тропинин, И. Е. Репин, И. Н. Крамской, В. А. Серов). Великие портретисты прошлого Д. Г. Левицкий, Ф. С. Рокотов, К. П. Брюллов – создатели портретной галереи династии Демидовых. Портрет в изобразительном искусстве XX века (К. С. Петров-Водкин, П. Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека в деревянной скульптуре Урала. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, на примере памятника «Орленок» в Челябинске).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве.
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А. А. Иванов, И. Н. Крамской, В. Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К. П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Исторический жанр в творчестве И. Вандышева и Ю. Данилова. Урал в исторической живописи русских художников В. Сурикова, В. Перова, К. Лебедева, М. Боткина. Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве скульпторов Южного Урала. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю. И. Пименов, Ф. П. Решетников, В. Н. Бакшеев, Т. Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И. Я. Билибин, В. А. Милашевский, В. А. Фаворский). Анималистический жанр (В. А. Ватагин, Е. И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных в «зверином стиле» искусства кочевых (скифо-сарматских) народов Южного Урала.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн.
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш. Э. ле Корбюзье). Конструктивизм первой половины ХХ века в городах Южного Урала. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Хай-тек в Челябинске. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица) на примере «соцгородов» Челябинска. Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства в создании образа Челябинска. Русская усадебная культура XVIII-XIX веков на примере усадьбы князей Белосельских-Белозерских в Катав-Ивановске и Белого дома в Кыштыме. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI-XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий) и Строгановская (уральская) школа иконописи. Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву) и «псевдошатровый» стиль в начале ХХI века в Челябинске. Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко в архитектуре Урала (Тобольск, Верхотурье). Мусульманская архитектура на Южном Урале, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека.
Искусство полиграфии.
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое). Художник-график детских книг Южно-Уральского книжного издательства А. В. Гилёв. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский) исторических личностей Урала XVIII в. (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, работы неизвестных художников). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В. В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков). Классицизм в усадебной архитектуре Южного Урала (усадьба князей Белосельских-Белозерских в Катав-Ивановске, Белый дом в Кыштыме). Классицизм в храмовой архитектуре Южного Урала: ранний классицизм XVIII в. (церковь Иоанна Предтечи в Кыштыме, Христорождественский собор в Челябинске), зрелый классицизм XIX в. (Казанско-Предтеченский Храм в Катав-Ивановске, Церковь Дмитрия Солунского в Симе, Церковь Казанской иконы Божией Матери в Нижнем Уфалее, церковь Александра Невского в п. Наследницкий; церковь Николая Чудотворца в п. Николаевка, церковь Иконы Знамения Пресвятой Богородицы в с. Воскресенское, Верхнеапостольская церковь в с. Нижнепетропавловском, Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Большой Куяш, Свято-Троицкий Храм в Златоусте). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф. И. Шубин, М. И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П. А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И. Н. Крамской, В. Г. Перов, А. И. Куинджи). Уральские темы в творчестве художников «Товарищество передвижников» (В. Г. Перов, В. И. Суриков, А. М. Васнецов, К. В. Лебедев, С. В. Иванов). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. Д. Поленов). Тема уральской природы в пейзажной живописи XIX века (А. М. Васнецов, А. К. Денисов-Уральский). Исторический жанр (В. И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт-Петербурге). «Русский стиль» в храмовой архитектуре модерна на Южном Урале (Дмитриевская церковь в с. Алабуга, церковь в с. Селезян, церковь Рождества Христова в Кыштыме, Церковь Покрова в с. Булзи, Церковь Спаса Преображения Казанско-Богородицкого женского монастыря в г. Троицке и т.д.). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М. О. Микешин, А. М. Опекушин, М. М. Антокольский). Монументальная скульптура второй половины XIX в. в изделиях каслинского завода (П. К. Клодт, М. Д. Канаев, Н. А. Лаврецкий, Е. Баумгартен).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества.
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель, А. Н. Померанцев, В. И. Шервуд, А. А. Фёдоров). Модерн на улицах Челябинска (Пассаж бр. Яушевых, дом Данцигера-Высоцкого, здание электростанции Колбина, Торговый дом Стахеевых, дом Архипова) и Троицка (гостиница Башкирова, Пассаж бр. Яушевых). Эклектика в архитектуре Челябинска (торговый дом Валеева, купеческие особняки на Кировке). Псевдорусский стиль в Челябинске начала ХХ века (церковь Александра Невского, Свято-Троицкая церковь, дом Хованова). «Псевдоготика» в Челябинске начала ХХ века (Католический костел Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Музей УОЛЕ. Музеи Челябинска.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А. Я. Головин, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.) в творчестве С. Г. Васильева. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С. М. Эйзенштейн, С. Ф. Бондарчук, А. А. Тарковский, Н. С. Михалков). Вклад в развитие кинематографа жителей и уроженцев Южного Урала Л. Л. Оболенского, С. А. Герасимова, А. Пороховщикова (игровое кино), С. В. Мирошниченко (документальное кино), И. В. Трусковский (звукорежиссер и кинокомпозитор, работает в Голливуде). Челябинск кинематографический и кинофестивальный. Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты. Вклад уроженцев Южного Урала в искусство телевидения: Е. А. Гинзбург (основатель телевизионных музыкальных шоу), В. Дусмухаметов (ситкомы), И. Полежайкий и С. Ярушин (КВН), Н. Табашников (познавательное ТВ «Моя планета»). Художественно-творческие проекты.
3. Тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство»
5 класс (35 часов)
Наименование учебника: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс.
Авторы: Горяева Н. А, Островская О.В. / под ред. Неменского Б.М.
Издательство «Просвещение»
Учет НРЭО. Краеведение. Челябинская область. / под ред. В.М.Кузнецова. – Челябинск: АБРИС
№ п/п | Тема с учетом НРЭО | Материал учебника | Текущий контроль успеваемости |
Древние корни народного искусства (9 часов) | |||
1 | Древние образы в народном искусстве. Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер) древних жителей Южного Урала | С. 12-19 §1 | |
2-3 | Убранство русской избы. Традиционные жилища народов Южного Урала как отражения уклада жизни | С. 20-29 §3-5 | |
4 | Внутренний мир русской избы. Традиционные жилища народов Южного Урала как отражения уклада жизни | С. 30-35 §5 | |
5 | Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки | С. 36-43 | |
6 | Русская народная вышивка | С. 44-49 | |
7-8 | Народный праздничный костюм. Праздничный костюм народов Южного Урала | С. 50-59 Глава 1 | |
9 | Народные праздничные обряды. Обобщение темы. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение в культуре народов Южного Урала | С. 60-63 Глава 1 | Практическая работа № 1 |
Связь времен в народном искусстве (8 часов) | |||
10 | Древние образы в современных народных игрушках | С. 66-75 | |
11 | Искусство Гжели | С. 76-81 | |
12 | Городецкая роспись | С. 82-85 | |
13-14 | Хохлома | С. 86-91 | |
15 | Жостово. Роспись по металлу. Златоустовская гравюра на стали | С. 92-95 §23 | |
16 | Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла. Орнамент как основа декоративного украшения (орнаменты керамики бронзового века Южного Урала) | С. 96-103 | Практическая работа № 2 |
17 | Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы | Контрольная работа № 1 | |
Декоративное искусство в современном мире (10 часов) | |||
18 | Зачем людям украшения. Узор чугунных кружев: каслинское и кусинское литьё | С. 106-107 §21 | |
19-20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | С. 108-117 | |
21-23 | Одежда говорит о человеке | С. 118-123 | |
24-25 | Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» | С. 124-133 | |
26 | О чём рассказывают гербы и эмблемы. Гербы и эмблемы Челябинской области | С. 134-139 | Практическая работа № 3 |
27 | Роль декоративного искусства в жизни человека (обобщение темы) | §24 | |
Декор, человек, общество, время (8 часов) | |||
28 | Современное выставочное искусство | С. 142-176 | |
29-30 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж). Пространственные искусства на улицах Челябинска | С. 175-179 | |
31-32 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно, лоскутная аппликация или коллаж). Мозаики на улицах Челябинска | С. 168-173 | |
33 | Создание декоративной композиции (нарядные декоративные вазы, декоративные игрушки из мочала или декоративные куклы) | С. 180-189 | Практическая работа № 4 |
34-35 | Повторительно-обобщающий урок | Контрольная работа № 2 |
6 класс (35 часов)
Наименование учебника: Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс
Авторы: Неменская Л.А. / под ред. Неменского Б.М.
Издательство «Просвещение»
Учет НРЭО. Краеведение. Челябинская область. / под ред. В.М.Кузнецова. – Челябинск: АБРИС
№ п/п | Тема с учетом НРЭО | Материал учебника | Текущий контроль успеваемости |
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (9 часов) | |||
1-2 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | С. 8-23 | |
3 | Рисунок – основа изобразительного творчества | С. 24-29 | |
4 | Линия и ее выразительные возможности | С. 30-33 | |
5 | Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен | С. 34-37 | |
6 | Цвет, основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи | С. 38-47 | Практическая работа № 1 |
7 | Объемные изображения в скульптуре. Изображение фигуры человека и образ человека в деревянной скульптуре Урала | С. 48-51 §20 | |
8-9 | Основы языка изображения (обобщение темы) | С. 52-53 | |
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) | |||
10-11 | Реальность и фантазия в творчестве художника | С. 56-57 | |
12 | Изображение предметного мира. Натюрморт | С. 58-61 | |
13 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | С. 62-63 | |
14 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | С. 64-67 | |
15 | Освещение. Свет и тень | С. 68-75 | |
16 | Натюрморт в графике | С. 76-77 | Практическая работа № 2 |
17 | Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) | С. 78-87 | Контрольная работа № 1 |
Человек и пространство в изобразительном искусстве (10 часов) | |||
18 | Образ человека – главная тема искусства. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества | С. 90-101 §20 | |
19 | Конструкция головы человека и ее пропорции | С. 102-105 | |
20 | Изображение головы человека в пространстве. Строгановская (уральская) школа иконописи | С. 106-107 | |
21 | Портрет в скульптуре. Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве скульпторов Южного Урала | С. 108-111 §20 | |
22 | Графический портретный рисунок и выразительность образа | С. 112-115 | |
23 | Сатирические образы человека | С. 116-119 | Практическая работа № 3 |
24 | Образные возможности освещения в портрете | С. 120-121 | |
25-26 | Портрет в живописи. Роль цвета в портрете | С. 122-125 | |
27 | Великие портретисты. Обобщение темы. «Великие портретисты прошлого» Д. Г. Левицкий, Ф. С. Рокотов, К. П. Брюллов – авторы портретной галереи династии Демидовых | С. 126-135 | |
Человек. Пространство и пейзаж (8 часов) | |||
28 | Жанры в изобразительном искусстве | С. 138-141 | |
29 | Изображение пространства. Пространственное искусство на улицах Челябинска | С. 142-145 | |
30 | Правила линейной и воздушной перспективы | С. 146-147 | |
31 | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Уральские темы в творчестве художников «Товарищество передвижников» | С. 148-151 | |
32 | Пейзаж – настроение. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Тема уральской природы в пейзажной живописи XIX века. Пейзаж настроения в живописи художников Южного Урала | С. 152-167 §22 | Практическая работа № 4 |
33 | Городской пейзаж. Городской пейзаж в живописи И. Л. Вандышева | С. 168-171 §22 | |
34-35 | Выразительные возможности изобразительно искусства – язык и смысл | С. 172-173 | Контрольная работа № 2 |
7 класс (35 часов)
Наименование учебника: Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс
Авторы: Гуров Г. Е., Питерских А. С. / под ред. Неменского Б.М.
Издательство «Просвещение»
Учет НРЭО. Краеведение. Челябинская область. / под ред. В.М.Кузнецова. – Челябинск: АБРИС
№ п/п | Тема с учетом НРЭО | Материал учебника | Текущий контроль успеваемости |
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – Дизайн – Архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры (8 часов) | |||
1-2 | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции | С. 13-20 | |
3-4 | Прямые линии и организация пространства | С. 21-22 | |
5 | Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы, линии и пятна | С. 23-28 | |
6 | Буква – строка – текст. Искусство шрифта | С. 29-32 | |
7 | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Южноуральский художник-график детских книг А. В. Гилёв | С. 33-40 | Практическая работа № 1 |
8 | Многообразие форм графического дизайна | С. 41-46 | |
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (8 часов) | |||
9 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность. Классицизм в храмовой архитектуре Южного Урала | С. 49-53 | |
10 | Архитектура – композиционная организация пространства | С. 54-58 | |
11 | Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Модерн на улицах Челябинска | С. 59-64 §19 | |
12 | Важнейшие архитектурные элементы здания. Эклектика в архитектуре Челябинска | С. 65-70 §19 | |
13-14 | Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального. Вещь как сочетание объемов | С. 71-75 | Практическая работа № 2 |
15 | Роль и значение материала в конструкции. Монументальная скульптура второй половины XIX в. в изделиях каслинского завода | С. 76-82 §21 | |
16 | Цвет в архитектуре и дизайне | С. 76-82 | Контрольная работа № 1 |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека (9 часов) | |||
17 | Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. «Лицо современного города» | С. 89-102 §21 | |
18 | Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Современная архитектура в Челябинске | С. 103-110 | |
19-20 | Живое пространство города Город, микрорайон, улица. Жилое пространство города на примере районов Челябинска | С. 111-116 | |
21-22 | Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды | С. 117-119 | |
23 | Природа и архитектура. Организация архитектурно – ландшафтного пространства. Роль садово-паркового искусства в Челябинске | С. 120-127 | |
24-25 | Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление | С. 133-136 | Практическая работа № 3 |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры (10 часов) | |||
26 | Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома | С. 137-142 | |
27 | Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн жилого пространства | С. 143-146 | |
28 | Дизайн и архитектура моего сада. Фонтаны Челябинска | С. 147-154 §20 | |
29 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды | С. 155-161 | |
30-31 | Мой костюм – мой облик Дизайн современной одежды | С. 162-168 | Практическая работа № 4 |
32 | Грим, визаж и парикмахерское искусство в практике дизайна | С. 169-173 | |
33 | Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна | С. 169-173 | |
34-35 | Моделируя себя – моделируешь мир | С. 174 | Контрольная работа № 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 2 класса по программе Н.М.Сокольниковой
Структура рабочей программы по учебному предмету "Изобразительное искусство" для 2класса :планируемые результаты учебного предмета (личностные результаты ,метапредметные результаты :регуляти...
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса по программе Б.М.Неменского
Структура рабочей программы учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса по программе Б.М.Неменского :планируемые результаты учебного предмета (личностные результаты, метапредм...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 7 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 7 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как...