Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов "Праздник русской березки"
классный час по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Цели :
- Познакомить учащихся с одним из традиционных праздников русского народа.
- Показать самобытность народа, его умение веселиться и отдыхать.
- Содействовать воспитанию уважительного отношения к культурным ценностям и организации досуговых развлечений.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания учащихся по истории родного края;
- Расширять словарный запас учащихся;
- Учить работать с дополнительной информацией по теме: энциклопедиями, книгами, интернет - ресурсами;
Воспитательные:
- Прививать чувство патриотизма и стремление к творчеству;
- Воспитывать любви к своей Родине, чувство гордости за бесценное наследие своего родного края;
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать и делать выводы;
- Провести исследовательскую работу по теме, учить создавать и защищать творческие проекты;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_dlya_uchashchihsya_7.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов "Праздник русской березки"
Выполнила учитель изо Ершова Н.В.
Цели :
- Познакомить учащихся с одним из традиционных праздников русского народа.
- Показать самобытность народа, его умение веселиться и отдыхать.
- Содействовать воспитанию уважительного отношения к культурным ценностям и организации досуговых развлечений.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания учащихся по истории родного края;
- Расширять словарный запас учащихся;
- Учить работать с дополнительной информацией по теме: энциклопедиями, книгами, интернет - ресурсами;
Воспитательные:
- Прививать чувство патриотизма и стремление к творчеству;
- Воспитывать любви к своей Родине, чувство гордости за бесценное наследие своего родного края;
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать и делать выводы;
- Провести исследовательскую работу по теме, учить создавать и защищать творческие проекты;
Формировать УУД:
Личностные УУД:
- Учить осознавать себя как гражданина, как представителя русского народа, воспитание чувства гордости за бесценное наследие; стремление к красоте.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке самостоятельно.
- Учиться, совместно с учителем, формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях и в интернете.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, фотография и др.).
- Перерабатывать полученную информацию.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
Место проведения: березовый лес.
Оборудование: мультимедийная установка, Масленичная кукла, шары, музыка, печенье "жаворонки".
Ход мероприятия
слайда | Действия учителя | Действия учеников |
Организационный этап | ||
| Цель этапа (учитель). | Цель этапа (ученик). |
| Основа летней обрядности русского народа связана с датой летнего солнцестояния. Многие обряды были перенесены на Семик-Троицу- праздник, завершавший весенний период и знаменовавший наступление лета. Семик – четверг Троицкой недели. Название Семик объясняется тем, что Троицкая неделя- седьмая после Пасхи К этому дню относились такие обычаи: ходить в поле смотреть, в каком состоянии озимые посевы, совершали там обрядовую трапезу и ритуальные действия. Так обход поля с березовыми веткамив руках связан с магией плодородия; березка, оставленная во ржи, охраняла поле от града, заморозков и червей; брошенная в воду- обеспечивала влагу. | Дети водят хоровод и поют. Ржица-матушка колосилася, Во ржи свинушка поросилася. Семьдесят поросят, да все свиночки, Все свиночки, да все пестренькие, Хвостики у них востренькие |
Целеполагающий этап | ||
| Цель этапа (учитель). | Цель этапа (ученик). |
К этому дню в некоторых уездах готовили яичницу, а в Тамбовской пекли пироги и с ними обходили поля. Во время обхода останавливались и отведывали хлеб и яичницу. | Участники приступают к трапезе. | |
Когда все поля обойдены, а еда съедена, девушки начинали кататься по траве и приговаривать:»Расти, расти, трава, к лесу, а рожь к овину». Это делалось для того, чтобы был хороший урожай не болела спина во время жатвы. | Участники делают кувырки и другие упражнения | |
1 | Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее, заречную, С нарядными оплечьями, То ясную, кипучую, То грустную плакучую Она всегда с подружками Весною хороводится, Милуется, как водится, Идет где не горожено, Поет, где не положено, Под ветром к дому клонится И гнется , но не ломится. | Дети водят хоровод и поют. Пошли девушки под белую березоньку, Ли-ле, ли-ле, ли –ле! Где девушки шли, там ржи густы. Где ребята шли, там ржи пусты |
Этап получения новых знаний | ||
| Цель этапа (учитель). | Цель этапа (ученик). |
| О снова обрядности Троицы-культ растительности, которая в это время начинает расцветать. У русских это вылилось в культ березки, ставшей символом русской природы. Ветвями берез украшали дома снаружи и внутри . | Дети водят хоровод и поют Не радуйтесь, дубы, Не радуйтесь, зеленые. Не к вамдевушки идут, Не к вам красные! Не вам пироги несут, Лепешки, яичницу, Ио, ио , Семик да Троица. Радуйтесь, березы, Радуйтесь, зеленые! К вам девушки идут… |
2-5 | ||
| ||
| В обряде завивания ( заламывания) березки и заплетании венков участвовали только девушки. Завивали венки по разному: скручивали ветки вроде венка, заплетали косички, перевязывали ветки лентами, пригибали их к траве, иногда заламывали верхушку березу. Каждая девушка завивала березку на себя, а во многих местах и на всех родных | Березка, березка, Завивайся кудрявая! К тебе девушки пришли, К тебе красные пришли. С пирогами, со пшеничными Пирога принесли Со яичницей |
| При завивании березок девушки кумились, а когда развивали их, раскумлялись. Станговились как бы кровными родственниками. | Поют Покумимся, кума, покумимся, Чтобы нам с тобой не браниться, Вечно дружиться Кумушки, покумитеся, Где сойдетеся,-поклонитеся, Домой пойдете- не бранитеся, Распроститеся. |
6 | Под пение две девушки, лучшие подруги, подходят с двух сторон к березе и троекратно целуются через завитую ветку. При этом обе кумы обмениваются вещами, которые снимают с себя- платками, лентами, бусами, кольцами. | Дети водят хоровод и поют Береза моя, березонька, Береза моя белая, Береза моя кудреватая! Стоишь ты, березонька, Осередь далинушки. На тебе, березонька, Листья бумажные, Под тобой, березонька, Трава шелковая. Близ тебя, березонька, Красны девушки В Семик поют, Под тобой, березонька, Красны девицы Венок плетут. |
7 | В приготовлении и съедании яичницы в Семик была своя особенность. Ее готовили сообща и ели только девушки. Это было своего рода посестримство, скреплявшее, как и кумление девичий союз | Дети водят хоровод и поют Уж мы, девушки, дело сделали, Уж мы белу березоньку завили, Уж мы первый веночек-за батюшку, Уж второй венок-за матушку, А третий венок-за себя |
.на Троицу девушки приходили развивать венки и смотрели, сохранились они или развились., считалось если венок завял, то девушка или умрет или выйдет ( в некоторых местах ) замуж. Вечером плели венки и бросали их в реку. Если венок тонул, это означало, что изменит любимый или девушка умрет. Если венок плыл по течению, то смотрели в какую сторону плывет венок, значит и замуж она выйдет в ту сторону. | ||
| Физкультминутка.. | Поют русскую народную песню «Во поле береза стояла» с движениями. |
Рефлексивно-оценочный этап | ||
| Цель этапа (учитель). А теперь давайте вспомним, с чем связано происхождение праздника Семик и Троица и какие элементы ему присущи · Анализ и оценку деятельности ученика. Эти элименты имеют разное происхождение. Исконным для праздника перехода от весны к лету является внесение в дом распустившихся веток. Эти действия связаны с культом растительности, они являлись аграрным магичеким обрядом. Зелень должна была обеспечить пладородие, урожай, принести здоровье живущим в доме и домашнему скоту, предохранить отвсегонечистого и вредоносного. В основе завиванияберезок и других действий, возможно была инициация ( достижение девушками поры зрелости) | Цель этапа (ученик). Украшение домов Завивание березок Бросание веток в воду Общая трапеза |
| На этом наше путешествие закончилось |
- Бачинин В.А. Духовная культура личности М., 1988.
- А.Ф. Некрылов. Круглый год М., 2017.
- Василенко В.М. Русское прикладное искусство М., 1962.
- Энциклопедия зимних праздников С. Петербург 2015 г. изд. Роспекс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "Конкурс весёлых и смекалистых"
Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "Конкурс весёлых и смекалистых"...
Химический марафон (внеклассное мероприятие для учащихся 8 классов)
Цель: через внеклассную работу по предмету способствовать развитию интереса учащихся к изучению химии....
Внеклассное мероприятие для учащихся 7 – 9 классов "Русский язык и могуч, и велик!"
Это коллективный проект. Учащиеся из разных классов делятся на группы: социологи, корреспонденты, учёный совет. Каждый собирает материал по своей части проблемы. Мероприятие освещает актуальные пробле...
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов. Тема: Особенности русского национального кукольного театра ( с кукольным представлением «Петрушка Уксусов»).
На занятии рассматриваются особенности русского национального кукольного театра, рассказывается о самой главной кукле - Петрушке, рассматриваются образы кукол других национальных театров, показывается...
Внеклассное мероприятие для учащихся 4 – 5 классов. «Русской речи Государь по прозванию Словарь»,подготовлен учителем английского языка Сиволаповой Р. А.
Интересное мероприятие, способствующее привитию навыков пользования словарями. Учит самостоятельно получать ответы на вопросы, что играет огромную роль в самообразовании читателя....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО РУССКОЙ ЛАПТЕ».
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО РУССКОЙ ЛАПТЕ...
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 – 11 классов «Герои земли Русской»
Добрый день, дорогие ребята! Мы сегодня собрались здесь, чтобы поговорить о русской воинской доблести, о защитниках нашей Отчизны, вспомним тех, кто защищал нашу родную Русь во время войн и наше...