Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов "Праздник русской березки"
классный час по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Ершова Наталья Валерьевна

Цели :

  1. Познакомить учащихся с одним из традиционных праздников русского народа.
  2. Показать самобытность народа, его умение веселиться и отдыхать.
  3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к культурным ценностям и организации досуговых развлечений.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять знания учащихся по истории родного края;
  2. Расширять словарный запас учащихся;
  3. Учить работать с дополнительной информацией по теме: энциклопедиями, книгами, интернет - ресурсами;

Воспитательные:

  1. Прививать чувство патриотизма и стремление к творчеству;
  2. Воспитывать любви к своей Родине, чувство гордости за бесценное наследие своего родного края;

Развивающие:

  1. Развивать умение сравнивать и делать выводы;
  2. Провести исследовательскую работу по теме, учить создавать и защищать творческие проекты;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_dlya_uchashchihsya_7.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов "Праздник русской березки"

Выполнила учитель изо Ершова Н.В.

Цели :

  1. Познакомить учащихся с одним из традиционных праздников русского народа.
  2. Показать самобытность народа, его умение веселиться и отдыхать.
  3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к культурным ценностям и организации досуговых развлечений.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять знания учащихся по истории родного края;
  2. Расширять словарный запас учащихся;
  3. Учить работать с дополнительной информацией по теме: энциклопедиями, книгами, интернет - ресурсами;

Воспитательные:

  1. Прививать чувство патриотизма и стремление к творчеству;
  2. Воспитывать любви к своей Родине, чувство гордости за бесценное наследие своего родного края;

Развивающие:

  1. Развивать умение сравнивать и делать выводы;
  2. Провести исследовательскую работу по теме, учить создавать и защищать творческие проекты;

Формировать УУД:

Личностные УУД: 

  • Учить осознавать себя как гражданина, как представителя русского народа, воспитание чувства гордости за бесценное наследие; стремление к красоте.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке самостоятельно.
  • Учиться, совместно с учителем, формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях и в интернете.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, фотография и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.

Место проведения: березовый лес.

Оборудование: мультимедийная установка, Масленичная кукла, шары, музыка, печенье "жаворонки".

Ход мероприятия

слайда

Действия учителя

Действия учеников

Организационный этап

 

Цель этапа (учитель).
· Взаимные приветствия учителя и учащихся.

Цель этапа (ученик).
· Взаимные приветствия учителя и учащихся.

 

Основа летней обрядности русского народа связана с датой летнего солнцестояния. Многие обряды были перенесены на Семик-Троицу- праздник, завершавший весенний период и знаменовавший наступление лета. Семик – четверг Троицкой недели. Название Семик объясняется тем, что Троицкая неделя- седьмая после Пасхи

К этому дню относились такие обычаи: ходить в поле смотреть, в каком состоянии озимые посевы, совершали там обрядовую трапезу и ритуальные действия. Так обход  поля с березовыми веткамив руках связан с магией плодородия; березка, оставленная во ржи, охраняла поле от града, заморозков и червей; брошенная в воду- обеспечивала влагу.

Дети водят хоровод и поют.

Ржица-матушка колосилася,

Во ржи свинушка поросилася.

Семьдесят поросят, да все свиночки,

Все свиночки, да все пестренькие,

Хвостики у них востренькие

Целеполагающий этап 

 

Цель этапа (учитель).
· Организация и направление к цели познавательной деятельности учащихся.
· Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Цель этапа (ученик).
· Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала

К этому дню в некоторых уездах готовили яичницу, а в Тамбовской пекли пироги и с ними обходили поля. Во время обхода останавливались и отведывали хлеб и яичницу.

Участники приступают к трапезе.

Когда все поля обойдены, а еда съедена, девушки начинали кататься по траве и приговаривать:»Расти, расти,  трава, к лесу, а рожь к овину». Это делалось для того, чтобы был хороший урожай не болела спина во время жатвы.

Участники делают кувырки и другие упражнения

1

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную плакучую

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Милуется, как водится,

Идет где не горожено,

Поет, где не положено,

Под ветром к дому клонится

И гнется , но не ломится.

Дети водят хоровод и поют.

Пошли девушки под белую березоньку,

Ли-ле, ли-ле, ли –ле!

Где девушки шли, там ржи густы.

Где ребята шли, там ржи пусты

Этап получения новых знаний

 

Цель этапа (учитель).
· Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса.
· Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению.

Цель этапа (ученик).
· Восприятие и переработка информации (содержание материала).
· Активность сознательной деятельности; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание практической значимости изучаемого материала.

 

О снова обрядности Троицы-культ растительности, которая в это время начинает расцветать. У русских это вылилось в культ березки, ставшей символом русской природы. Ветвями берез украшали дома снаружи и внутри

.

Дети водят хоровод и поют

Не радуйтесь, дубы,

Не радуйтесь, зеленые.

Не к вамдевушки идут,

Не к вам красные!

Не вам пироги несут,

Лепешки, яичницу,

Ио, ио , Семик да Троица.

Радуйтесь, березы,

Радуйтесь, зеленые!

К вам девушки идут…

2-5

 

 

В обряде завивания ( заламывания) березки и заплетании венков участвовали только девушки. Завивали венки по разному: скручивали ветки вроде венка, заплетали косички, перевязывали ветки лентами, пригибали их к траве, иногда заламывали верхушку березу. Каждая девушка завивала березку на себя, а во многих местах и на всех родных

Березка, березка,

Завивайся кудрявая!

К тебе девушки пришли,

К тебе красные пришли.

С пирогами, со пшеничными

Пирога принесли

Со яичницей

 

При завивании березок девушки кумились, а когда развивали их, раскумлялись. Станговились как бы кровными родственниками.

Поют

Покумимся, кума, покумимся,

Чтобы нам с тобой не браниться,

Вечно дружиться

Кумушки, покумитеся,

Где сойдетеся,-поклонитеся,

Домой пойдете- не бранитеся,

Распроститеся.

6

Под пение две девушки, лучшие подруги, подходят с двух сторон к березе и троекратно целуются через завитую ветку. При этом обе кумы обмениваются вещами, которые снимают с себя- платками, лентами, бусами, кольцами.

Дети водят хоровод и поют

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза моя кудреватая!

Стоишь ты, березонька,

Осередь далинушки.

На тебе, березонька,

Листья бумажные,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Близ тебя, березонька,

Красны девушки

В Семик поют,

Под тобой, березонька, Красны девицы

Венок плетут.

7

В приготовлении и съедании яичницы в Семик была своя особенность. Ее готовили сообща и ели только девушки. Это было своего рода посестримство, скреплявшее, как и кумление девичий союз

Дети водят хоровод и поют

Уж мы, девушки, дело сделали,

Уж мы белу березоньку завили,

Уж мы первый веночек-за батюшку,

Уж второй венок-за матушку,

А третий венок-за себя

.на Троицу девушки приходили развивать венки и смотрели, сохранились они или развились., считалось если венок завял, то девушка или умрет или выйдет ( в некоторых местах ) замуж.

Вечером плели венки и бросали их в реку. Если венок тонул, это означало, что изменит любимый или девушка умрет. Если венок плыл по течению, то смотрели в какую сторону плывет венок, значит и замуж она выйдет в ту сторону.


 

Физкультминутка..

Поют русскую народную песню «Во поле береза стояла» с движениями.

Рефлексивно-оценочный этап

 

Цель этапа (учитель).
· Известный историк Н.М. карамзин писал « празднование Семика и народный обычай завивать в сей день венки в рощах также остаток древнего суеверия»

А теперь давайте вспомним,  с чем связано происхождение праздника Семик и Троица и какие элементы ему присущи

· Анализ и оценку деятельности ученика.

Эти элименты имеют разное происхождение. Исконным для праздника перехода от весны к лету является внесение в дом распустившихся веток. Эти действия связаны с культом растительности, они являлись аграрным магичеким обрядом. Зелень должна была обеспечить пладородие, урожай, принести здоровье живущим в доме и домашнему скоту, предохранить отвсегонечистого и вредоносного. В основе завиванияберезок и других действий, возможно была инициация ( достижение девушками поры зрелости)

Цель этапа (ученик).
· Осознание учениками значимости полученных результатов. Ответы

Украшение домов

Завивание березок

Бросание веток в воду

Общая трапеза

 

На этом наше путешествие закончилось

  1. Бачинин В.А. Духовная культура личности М., 1988.
  2. А.Ф. Некрылов. Круглый год М., 2017.
  3. Василенко В.М. Русское прикладное искусство М., 1962.
  4. Энциклопедия зимних праздников С. Петербург 2015 г. изд. Роспекс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "Конкурс весёлых и смекалистых"

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "Конкурс весёлых и смекалистых"...

Химический марафон (внеклассное мероприятие для учащихся 8 классов)

Цель: через внеклассную работу по предмету способствовать развитию интереса  учащихся к изучению химии....

Внеклассное мероприятие для учащихся 7 – 9 классов "Русский язык и могуч, и велик!"

Это коллективный проект. Учащиеся из разных классов делятся на группы: социологи, корреспонденты, учёный совет. Каждый собирает материал по своей части проблемы. Мероприятие освещает актуальные пробле...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов. Тема: Особенности русского национального кукольного театра ( с кукольным представлением «Петрушка Уксусов»).

На занятии рассматриваются особенности русского национального кукольного театра, рассказывается о самой главной кукле - Петрушке, рассматриваются образы кукол других национальных театров, показывается...

Внеклассное мероприятие для учащихся 4 – 5 классов. «Русской речи Государь по прозванию Словарь»,подготовлен учителем английского языка Сиволаповой Р. А.

Интересное мероприятие, способствующее привитию навыков  пользования словарями. Учит самостоятельно получать ответы на вопросы, что играет огромную роль в самообразовании читателя....

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 – 11 классов «Герои земли Русской»

Добрый день, дорогие ребята! Мы сегодня собрались здесь, чтобы поговорить о русской воинской доблести, о  защитниках нашей Отчизны, вспомним тех, кто защищал нашу родную Русь во время войн и наше...