Рабочая программа Радуга
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)

Никитина Татьяна Васильевна

В основе программы курса «Изобразительное творчество» лежит программа «Изобразительное искусство и художественный труд», которая разработана под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского и учитывает методические рекомендации в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_raduga.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         В основе программы курса «Изобразительное творчество» лежит программа «Изобразительное искусство и художественный труд», которая разработана под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского и учитывает методические рекомендации в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста. Изменения и дополнения в программу внесены с учётом духовно-нравственных приоритетов воспитания. Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании».  Преподавание курса ведётся на культурологической основе.

      Преподавание религиозно-познавательных дисциплин, не

сопровождающихся совершением религиозных обрядов и имеющих

информативный характер, может входить в программу государственных

учебных заведений. Этому есть подтверждение в следующих документах:

  • Конституция Российской Федерации, ст. 28, 29, 44;
  • Федеральный закон «О свободе совести», ст. 5;
  • Конвенция о правах ребёнка, ст. 13, 14, 15;
  • Семейный кодекс, ст. 54 — 60;
  • Закон об образовании. Письмо от 04.06.99, ст. 14.

Художественное образование – один из важнейших способов  развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала. При ограниченном времени на изучение искусств в школе важнейшей задачей становится интенсификация, повышение эффективности художественно-эстетического образования.  Программа «Изобразительное творчество»  имеет прикладное предназначение и реализуется в кружковой форме организации.

Актуальность программы.

Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла. «Духовное в искусстве» - раздел знакомящий с древнерусским искусством, иконописью, с произведениями, воспевающими лучшие человеческие качества, с творческими подвигами художников-подвижников. Современное искусство разнообразно, каждый может сделать выбор идти в сторону доброго и светлого.

Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

Новизна программы.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой  подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются  условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения. Для этого в программе предусмотрены темы «Фабрика  пятен», «Превращения образов».

«Арт-игры» - это подборка развивающих и познавательных игр,

помогающих через нестандартные формы знакомиться с историей искусств, научиться коллективному творческому взаимодействию. «Свободное творчество» - это время и возможность для фиксирования и воплощения творческих идей, предложений детей, развития личной фантазии и воображения.

Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Объясняя детям, что художник "глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, нужно подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.

Главные цели:

 – формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной;

- развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через  изобразительное искусство.

 

 Ведущими задачами художественной студии является:

-  предоставление детям возможности освоить и развить художественные навыки;

-  способствовование  духовно-нравственному воспитанию, эстетическому  развитию детей, приобщить их  к непреходящим общечеловеческим ценностям;

- познакомить учащихся с красотой и богатством русского      декоративно-прикладного искусства;

    -  выявление наиболее художественно одаренных детей;

     -  подготовка к самостоятельной жизни и труду.

 

Особенности методики и организации образовательного процесса.

Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированный урок, групповые занятия, коллективная работа, урок-игра, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

Содержание программы строится как восхождение по ступенькам познания ребёнком (и каждым человеком) огромного и увлекательного мира искусства. Шаг за шагом от темы «Искусство и ты» через тему «Искусство вокруг нас» к теме «Каждый народ — художник» ребёнок постигает духовное содержание искусства, его образный язык и возможности художественных различных материалов.

Тема каждого года обучения в программе оригинальна. Не повторяются темы четвертей и темы уроков. Каждый урок — новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребёнка. Единство их в каждом уроке обязательно. Темы занятий, представленных в данной программе, в основном соответствуют темам, представленным в программе Б.М.Неменского, а возможности педагога расширяются за счёт условий учреждения дополнительного образования, где каждой теме отводится значительно больше часов. Это позволяет педагогу   претворить в жизнь принцип: «Искусство должно постигаться неспешно: оно не только изучается, но и проживается. Это единственный, соответствующий искусству способ передачи его опыта». Всё познание строится исходя из личности ребёнка, как постижение искусства своего народа, расширяясь постепенно, до охвата искусства всего мира. 

 Особенностью программы является  выделение большего,  чем в других программах, количества часов на изучение русских народных промыслов.  Изучение декоративно-прикладного искусства русского и северного  обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре. Изучая декоративно-прикладное искусство, учащиеся учатся соединять знания и умения техники росписи по дереву с художественной фантазией, присущей детскому воображению, создают не только красивые, но и полезные изделия. Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в воспитании активной, нравственной, творческой личности, изучающей духовное наследие предыдущих поколений.

Структура программы.

Программа имеет 3 направления деятельности.

1.Основы рисования.

2.Композиция.

3.Азбука народного искусства.

1.Основы рисования

Рисунок - один из основных предметов в  системе  обучения изобразительному искусству.   Будучи  основой  реалистического изображения действительности,  он является средством художественного образного выражения мыслей,  чувств, представления художника, его отношения к миру.

Учебный рисунок  раскрывает перед учащимися принципы построения на плоскости,  дает знания,  навыки необходимые для самостоятельной работы, а также художественную культуру.

На уроке рисунка необходимо с первых уроков научить детей эмоционально воспринимать  натуру  и посильно изображать ее на плоскости листа различными графическими материалами.

Во всех работах необходимо решать  задачу  композиционной цельности листа. С первого задания необходимо учить умению выбирать формат в зависимости от поставленных задач.  Переходить к изучению законов перспективы,  светотени надо после того, как учащиеся  освоят необходимые первичные знания.

Учащиеся должны научиться сознательно пользоваться  этими законами в  рисунке.  Основное место в этом блоке занимают рисунок натюрмортов, пейзажей копирование произведений  великих мастеров, зарисовки с натуры, упражнения.

Кроме заданий указанных в тематическом  плане, педагог   по своему усмотрению  дает  краткосрочные  задания - это наброски человека, животных, отдельных предметов. Краткосрочные работы можно выполнять мягкими материалами (уголь, мелки, пастель и т.д.) Необходимо требовать от учащихся тщательной законченности каждого задания.

Учащиеся овладевают  выразительными  возможностями   подачи формы, характера  предметов,  знакомятся  с понятием наглядной перспективы изучают основы перспективного построения  простейших геометрических тел и их сочетание.

Изучается распределение  светотени  на  предметах  разной формы. Перед  каждым  заданием педагог проводит объяснительную беседу, в которой знакомят  учащихся  с  основными  принципами учебного рисунка,  дает  понятие  о построение, с применением в рисунке зрительной перспективы, об источнике света и распространения освещения по предмету о роли светотени в рисунке,  как средстве передачи объема,  о характере формы предмета, о тенях собственных и падающих, о рефлексах и бликах.

В дополнение к практическому рисованию приводятся примеры и анализы  образцов рисунков старых мастеров классического рисунка и живописи, посещение художественных выставок и галерей.

Живопись является одним из важнейших разделов  учебного процесса.  Необходимо прививать учащимся любовь к изображению окружающего мира во всем его цветовом  богатстве, раскрывая у детей точность живописного восприятия,  живописную культуру изображения,  основанную на изучении изобразительного и теоретического наследия. Для решения этих задач необходимо дать понятие о  холодных,  теплых,  дополнительных  и сближенных цветах, объяснить, что такое локальный цвет, что такое тон в живописи. Необходимо воспитывать у учащихся умение видеть большими  отношениями,  видеть  влияние одного цвета на другой,  влияние света на цвет. Дать понятие о цветовой гармонии, о декоративности цвета, многообразии цветовых оттенков.  Ученик должен узнать, что такое свет, тень, полутень, блик,  цветовой рефлекс.  Иметь представления о технических возможностях живописных материалов. Основным материалом должна быть гуашь, применяется также акварель. В процессе  обучения  ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии (на плоских формах). Затем на простых цветовых объемах (с учетом теплых и холодных цветов),  далее на более  сложных формах и  с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами, и, наконец, в условиях пространственно-воздушной  среды,  как  в закрытом помещении, так и под открытым небом. Учащиеся должны научиться вести последовательную  работу  над  натюрмортом:  закомпоновать, конструктивно построить, завершить работу в цвете. Все задания выполняются на бумаге  А5 - А2 формата. Формат должен соответствовать задачам к композиционному решению постановки.  Все сведения даются в процессе практической работы  над  постановкой, а  также при разборе и обсуждении произведений классической живописи и современных художников. 

2.Композиция

Важным разделом в формировании художественного  образного мышления у детей является работа над композицией.  В изостудии учащиеся знакомятся с  основными  закономерностями  композиции (ритмом, симметрией, асимметрией, пропорциями  и т.д.) и средствами выражения  своих  замыслов  приучаются самостоятельно выполнять композиционное задание.

     Композиция, развивая  образное  мышление, приучает   учащихся, изображать действительность не пассивно,  а творчески. Композиционное решение определяется темой, образным строем, отношением учащихся к изображаемому,  индивидуальными особенностями детей. Очень важно дать учащимся понятие композиции,  как организации художественного произведения, направленной  на создание  выразительной гармонии, цельности. Слово "выразительная" сразу связывает композицию с содержанием,  как основной целью работы художника.  В слово "гармония" заключено и "ритм",  и отбор форм и цветов и соподчинение частей композиции в интересах выражения идеи,  замысла и конечно "музыкальное" поэтическое звучание целого. Для успешной работы в области композиции надо развивать у учащихся наблюдательность, умение подмечать  в  жизненных явлениях самое главное и характерное.

Закон композиции, теоретические  положения  могут  быть

понятными учащимися только тогда, когда они тут же проверяются практической работой. Необходимо научить выбрать формат и размер листа в зависимости от композиционного замысла, дать понятие об организации изобразительной плоскости,  ее  единстве  и цельности на основе соподчинения и гармонии. Дать  понятие ритма:  научить детей обращать внимание  на выразительность пятна, линии, штриха.

Очень важно в учебных композициях добиваться построения фигур человека и  животных  с  правильными пропорциями,  передачи характерного движения, выразительности образа. Преподавателю следует внимательно относиться к каждому обучающемуся,  учитывать его возраст,  индивидуальные наклонности,  и оказывать практическую помощь в пластическом решение композиции, а также в выборе темы для композиции. Для лучшего усвоения материала некоторые задания следует повторять  в  каждом  следующем учебном году, постепенно усложняя их. Если в младших  группах   требования   элементарны,  то   в    старших       следует

проводить более углубленную работу. Предварительно делать наброски, зарисовки, собирать материал для будущих композиций, раскрывать смысловое содержание будущего произведения. Учитывая возрастные особенности детей, рекомендуется проводить кратковременные задания по  2-4 часа каждое. Наиболее удачные  работы  следует сохранять для отчетных выставок и для показа учащимся в процессе работы.  В  последнем   году обучения происходит  окончательное  закрепление навыков и знаний, приобретенных   за время пребывания в изостудии.

3.Азбука народного искусства.

Народная игрушка и лучшие образцы декоративно-прикладного искусства могут стать эффективным материалом в художественном воспитании детей. Этот блок учебный программы направлен на формирование у детей любви и понимания культуры родины, своего края, знания и уважения традиций предков.  Именно  через знакомство  с традиционным народным искусством дети смогут по-настоящему соприкоснуться с культурным наследием. Народные промыслы донесли до нас многовековой художественный опыт народных мастеров, соприкосновение с которым при соответствующем педагогическом руководстве может способствовать обогащению художественной культуры ребенка, и в частности усилить пластическую, графическую и цветовую выразительность его собственных рисунков. Думается, что не менее важна роль, которую может сыграть знакомство с народным искусством  и в воспитании навыков творческого, эмоционального восприятия природы, шедевров мирового  искусства.

Здесь уместно будет заметить, что образный строй  народной игрушки, росписей, вышивок, несмотря на глубину и сложность, открыт пониманию ребенка, иногда даже доступнее его восприятию, чем произведения взрослого современного профессионала-художника. Поэтому система упражнений на восприятие образного строя народного искусства может стать хорошим началом в воспитании навыков, необходимых потом и при встречах с искусством профессиональным. Необходимо добавить, что от педагога зависит глубина и сила творческого восприятия ребенка, его «вхождение в образ». Педагогу следует позаботиться о том, чтобы, не навязывая собственных оценок и уже готовых решений, не допуская затвердения в сознании ребенка высказываний-стереотипов, добиться его собственного, свежего, эмоционального восприятия с последующим переводом в образ-рисунок или поделку. Эта задача тесно сопряжена с другой: научить ребенка через слово, рисунок, музыку передать пережитое. Вот почему так важно ввести произведения других видов искусства (фольклор музыкальный, поэтический). И конечно, ввести тонко, не расширяя, а усиливая главное направление.

Так, восприятию образов народной игрушки, усилению его способствуют и беседы-пересказы легенд о ее происхождении, о технологии, и знакомство с древними обрядами (которые построены на синтезе фольклора музыкального, поэтического, изобразительного), прослушивание частушек, забористых дразнилок, потешек и небылиц. Важно педагогу провести беседы и упражнения на выявление и усвоение основных художественных особенностей разных видов народных промыслов, затем предложить обучающимся творческие задания, предусматривающие обязательное использование характерных художественных приёмов.

При изучении   народных промыслов используются беседы с диапозитивами о промыслах, мастерах, рассматривание образцов и фото фрагментов; выполнение упражнений из рабочих тетрадей; выполнение рисунков с использованием понравившихся образцов, копирование; свободные композиции по теме.

  Итоговый анализ результатов работы складывается из следующих критериев: а) образность, б) пластическая, графическая, цветовая выразительность в) композиция, г) фантазия, д)декоративность.

Эта система дифференцированного анализа поможет преподавателю изучить индивидуальность ребенка, чтобы в дальнейшем наблюдать и регулировать его развитие.

Численность группы — 12-15 человек. Программа рассчитана на четыре года  обучения.

Первый год обучения (возраст детей 8-10  лет) - 68 часа;

Второй год обучения  (возраст детей 10-14лет)-68 часа;

Третий год обучения  (возраст детей13-15лет) - 68 часов.

Четвертый  год обучения  (возраст детей15-16лет) - 68 часов

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей.

Для воспитания и развития навыков творческой работы, учащихся программой предусмотрены следующие основные методы:

  1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
  2. репродуктивных (работа по образцам);
  3. частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
  4. творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
  5. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же  возможностей других материалов).

В учебно-воспитательный процесс включены также следующие формы проведения занятий:

а) экскурсии в музей, выставочные залы и на природу;

г) чаепитие;

д) открытые занятия «День открытых дверей»;

е) соревнования;

ж) занятие-эксперимент;

з) коллективное творчество.

Программа «Изобразительное творчество» предполагает обучение рисованию и декоративно-прикладному творчеству, знакомство с историей искусств, походы в музеи, на выставки, творческие встречи с художниками, совместную работу с родителями. В кружке проводятся запланированные родительские собрания. Кроме того, для родителей существует постоянная возможность присутствовать на занятиях, а также непосредственно участвовать в творческом процессе, в проводимых выставках. Работа взрослых вместе с детьми над поставленными задачами, участие в беседах об искусстве, в обсуждение результатов помогает воспитательному и обучающему процессу, дает возможность детям более серьёзно относиться к занятиям и своему труду. Родителям не участвующим  постоянно в творческом процессе предлагается участвовать в создании коллективных работ,  в праздничных занятиях и массовых мероприятиях, проводимых в учебном заведении Центр «Исток».

 В рамках программы запланирован цикл бесед, посвящённый народному календарю, праздничные занятия, работа на пленэре, а также конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры.

Такие формы работы способствуют развитию познавательной активности, расширяют кругозор, способствуют сплочению коллектива.

Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству.  С этой целью педагоги знакомят детей с историей развития ремесла, творческими работами народных мастеров. На примере этих работ и работ педагога учащиеся вначале подражают, копируют, а в дальнейшем сами составляют свои орнаменты и композиции. В каждую работу воспитанники привносят что-то свое, личное,  отражают собственное видение.

          На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.   Словесные методы - рассказ и беседа – сопровождаются  демонстрацией пособий,  иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической  работе,  которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы на занятиях  способствует обсуждение выполненных изделий.  Программой также предусмотрены посещения выставок,  встречи с народными мастерами, творческие и поисковые экспедиции, экскурсии в краеведческие музеи.  

Условия реализации программы.

Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 15 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. В дополнение к общему освещению должно быть предусмотрено местное освещение. Стены кабинета должны быть окрашены (оклеены обоями) в светлые тона. Столы необходимо расположить таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ученика.

Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию руководитель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приёмов росписи в народном творчестве, технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов и др. материалы для показа их детям.

Бумагу и карандаши для выполнения личных программных работ учащиеся приобретают сами, для выполнения работ общественно-полезного значения и коллективных их обеспечивает учреждение.

Для реализации  программы необходимо дидактическое обеспечение:

         а)  Наглядные пособия, образцы работ, сделанные кружковцами;

б)  Слайды, видео-аудио пособия;

в) Иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;

г)  Схем , технологические карты;

д)  Индивидуальные карточки

Критерии определения уровня освоения программы.

Как  итог  реализации программы ежегодно проводятся выставки детских работ к праздникам и  в конце учебного года — итоговая выставка; кроме этого, работы учащихся  принимают участие  в городских и окружных конкурсах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать кружок на следующий учебный год.

Важнейший  показатель  эффективности  проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям, то педагог близок к цели.

ПЛАН  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

Экскурсии «Любование природой»

сентябрь

Экскурсия в храм

октябрь

Посещение  краеведческого музея

                                                        

ноябрь                                  

                                                                        

        

Рождественский праздник

январь

Участие в выставке народного прикладного творчества

«Зеркало природы»                                                                          

февраль

Участие в выставке народного прикладного творчества

 «От истоков к современности»

март

Посещение городских, областных выставок

народного творчества и изобразительного искусства.

в течение года

Участие в городской выставке-конкурсе

«Пасхальная радость»

апрель

Участие в городском мероприятии, посвященного

 дню Города, празднику Троица

                                             

май, июнь

                         ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. «ИСКУССТВО   И   ТЫ»

 

Цель: Развивать важнейшее для художественного творчества умение изображать и  видеть мир глазами творца - художника. 

Основные задачи:

  • научить пониманию образности самих художественных материалов;
  • помочь овладеть приемами рисования красками, мелками, тушью; конструирования из бумаги;
  • донести до понимания детей, о чем говорит искусство;
  • учить детей цветом и линией передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с красками.

Предполагаемый результат первого учебного года:

  • узнают, чем и как работает художник;
  • научатся изображать, украшать, конструировать;
  • смогут понимать, о чем говорит искусство;
  • научатся говорить посредством художественного языка.

Учебно-тематический план первого года обучения

ТЕМА

Теория

Практика

Всего

Введение

1

1

2

1

Чем и как работает художник?

Гуашь. Как работать кистью.

Цветовой спектр.

Графические материалы.

Фабрика пятен.

Лепим из теста.

Аппликация и коллаж.

1

1

1

1

2

2

4

4

16

Итоговое занятие

2

  2

2

Ты изображаешь, украшаешь, строишь.

Узоры и украшения в природе.

Что такое орнамент.

Символы славян.

Изображения животных и растений в росписях народных мастеров.

Мастер изображения всматривается в природу.

Мастер постройки.

   2

2

2

2

4

4

4

20

Итоговое занятие. Мини-выставка

       

2

  2

3

О чем говорит искусство?

Природа и её творец.

Пространство жизни.

Времена года.

Образ человека в искусстве.

  2

1

1

4

4

  12

Итоговое занятие

2

  2

4

Как говорит искусство?

Композиция и её законы.

Колорит.

Свободное творчество.

  2

2

2

4

  10

Итоговое занятие. Выставка

2

   2

                                                                                            Итого:

  9

59

  68

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 «ИСКУССТВО   И   ТЫ»

ВВЕДЕНИЕ

      Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство детей друг с другом и с учителем. Беседа с детьми о содержании, целях и задачах первого года обучения. Экскурсия на природу. Любование природой. Посещение Детской художественной галереи. Определение начального уровня знаний, умений и навыков детей.

1. ЧЕМ И КАК РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК?

Художник работает красками. С какими ещё материалами работает художник? Гуашь. Как работать кистью? Цветовой спектр. Что такое цветовой круг. Волшебная белая. Волшебная чёрная. Волшебные серые. А серые могут быть цветными! Графические материалы. Художник рисует мелками и тушью. Пастель. Восковые мелки. Что может линия? Что такое скульптура? Лепим из теста. Бумага, ножницы, клей. Что такое аппликация? Аппликация и коллаж. Неожиданные материалы. Фабрика пятен.

Что ты знаешь и умеешь?

  1. ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ, СТРОИШЬ.

 Мастер Изображения всматривается в природу. Линия горизонта.  Узоры и украшения в природе. Мастер украшения фантазирует. Растительные формы в росписи народных мастеров. Что такое орнамент. Символы славян. Солярные знаки в изображении народных мастеров. Изображения животных и растений в росписях народных мастеров. Приёмы изображения птиц и рыб. Приёмы обобщённых форм изображения человека на древних образах. Мастер постройки. Постройки в природе. Конструируем природные формы. Образ здания.  Что ты знаешь и умеешь?

3.О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

 Природа и её творец. Пространство жизни. Художник изображает природу весёлой, таинственной, нежной, грустной. Времена года. Художник изображает настроение. Художник выражает характер и настроение животных. Образ человека и его характер в живописи и графике. Образ человека и его характер в скульптуре. Человек и его украшения. Как могут говорить украшения?

Что ты знаешь и умеешь?

4. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

Композиция и её законы.Что такое ритм пятен? Ритм и движение пятен. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен, линий и форм — средство выразительности любой композиции. Колорит. Тёплые цвета. Холодные цвета. Что выражают тёплые и холодные цвета? Тихие цвета. Свободное творчество. Что ты знаешь и умеешь?

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.  «ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС».

Цель: Научить детей понимать язык искусства и его высокое предназначение.

Основные задачи:

  • помочь детям увидеть труд художника в окружающей жизни и, как достояние всего народа;
  • развить воображение и образное мышление, формировать наблюдательность и внимательность;
  • усовершенствовать владение различными художественными материалами;
  • познакомить детей с различными видами и жанрами изобразительного искусства

- сформировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям художественных произведений;

Предполагаемый результат второго учебного года

  • откроют для себя и полюбят всё богатство и разнообразие проявлений труда художника в окружающей жизни;
  • обретут опыт художественного мышления (изобразительного, декоративного, конструктивного);
  • включатся в круг художественной жизни через три формы художественной деятельности: изображение, украшение и конструирование;
  • познакомятся с различными видами и жанрами изобразительного искусства, узнают о его духовном предназначении.

Учебно-тематический план второго года обучения

ТЕМА

Теория

Практика

Всего

Введение

   2

2

4

1

Искусство в твоем доме.

Работа дизайнера.

Создание книги.

Украшаем росписью предметы.

Фабрика пятен.

   2

2

4

4

4

16

Итоговое занятие

2

2

2

Искусство на улицах твоего города.

Памятники архитектуры.

Удивительный транспорт.

Городской пейзаж.

   2

2

2

4

10

Итоговое занятие. Мини-выставка

2

2

3

Художник творит для людей.

Духовное в искусстве.

Иконопись.

Художник в театре и цирке.

   2

6

6

4

20

Итоговое занятие

2

2

4

Художник и музей.

Виды и жанры.

Шедевры русского искусства.

Превращение образов.

Свободное творчество.

   2

2

2

2

4

12

Итоговое занятие. Выставка

2

2

                                                                                 Итого:

  10

58

68

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

«ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС».

ВВЕДЕНИЕ

      Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Беседа с детьми и содержании, целях и задачах второго года обучения. Нам помогают Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Дом в котором будем жить.  Художественные материалы.

  1. ИСКУССТВО В ТВОЁМ ДОМЕ

 Работа дизайнера.Твои игрушки. Игрушки старины. Посуда у тебя дома. Обои и шторы у тебя дома. Самый лучший дом. Мамин платок. Создание книги. Иллюстрируем сказку. Твои книжки. Открытки. Труд художника для твоего дома. Украшаем росписью предметы. Фабрика пятен. Свободное творчество.

 Что ты знаешь и умеешь?

2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА

     Памятники архитектуры. Какой он, наш город? Парки, скверы, бульвары. Ажурная каменная кладка. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт.  Труд художника на улицах твоего города. Городской пейзаж. Город твоей мечты.

Что ты знаешь и умеешь?

  1. ХУДОЖНИК  ТВОРИТ ДЛЯ ЛЮДЕЙ.

Духовное в искусстве. Храмовое действо как содружество искусств. Росписи храмов. Образы и сюжеты христианской живописи. Иконопись. Образы Спасителя. Образы Богородицы. Образы христианских праздников. Открытки своими руками. Художник в цирке и содружество искусств. Художник в театре и содружество искусств.Что ты знаешь и умеешь?

4. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ

Музей в жизни города. Виды и жанры искусства. Картина — особый мир. Музеи искусства. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура   в музее и на улице. Шедевры русского искусства. Художественная выставка. Каждый человек — художник! Превращение образов. Свободное творчество.Что ты знаешь и умеешь?

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ «ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ»

Цель: Изучение азбуки народного декоративно-прикладного искусства и родной культуры.

Основные задачи:

  • познакомить детей с истоками русского народного искусства;
  • развить художественное воображение и восприимчивость к культурному наследию предков;
  • научить работать с разнообразными художественными и природными материалами;
  • расширить и закрепить знания по традиционному народному декоративно-прикладному искусству.

Предполагаемый результат третьего учебного года:

  • узнают больше о русском народном искусстве и культурном наследии своей Родины;
  • обретут и разовьют художественное чутьё и вкус;
  • научатся работать с новыми художественными и природными материалами;
  • научатся использовать знания по традиционному народному и декоративно-прикладному искусству в своей художественной деятельности.

Учебно-тематический план третьего года обучения.

Теория

Практика

Всего

Введение

2

2

4

1

Истоки родного искусства.

Деревня деревянный мир.

Мир русской избы.

 Древние города Руси.

Древние соборы и храмы.

Защитники земли русской.

Лубочные картинки.

2

2

2

2

2

2

4

16

Итоговое занятие

2

2

2

Русские народные промыслы.

Русский изразец.

Русская народная живопись.

Искусство гжели.

Традиционный русский костюм.

2

6

4

6

4

22

3

Народные праздники.

Рождество.

Масленница.

Жаворонки.

Светлое Христово воскресение.

2

4

4

2

2

14

4

Красота славянской культуры.

Духовное в искусстве.

Свободное творчество.

Итоговое занятие. Мини-выставка

2

2

4

2

10

                                             Итого:

10

58

68

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

«ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ»

ВВЕДЕНИЕ

      Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Беседа с детьми о содержании, целях и задачах третьего года обучения. Искусство родного края. Какой он мой край? Декоративная рамка для  рисунка в народном стиле. Художественные материалы.

1. ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА

Деревня — деревянный мир. Пейзаж родной земли. Царицын – город на Волге. Мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта.  Древние соборы и храмы. Древние города Русской земли. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах. Лубочные картинки. Защитники земли русской.

Итоговое занятие.

2.РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.

Русский изразец. Русская народная живопись. Мезенская роспись. Пермогорская роспись. Городецкая роспись. Узоры Полхов-Майдана. Филимоновская игрушка. Тульская игрушка. Искусство гжели. Традиционный русский костюм. Орнаменты старинных вышивок. Русское кружево. Русская набойка. Платок для мамы и бабушкина шаль.

Итоговое занятие. Мини-выставка.

3.НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ.

Народные праздники. Покров. Рождество. Копирование иконописных сюжетов рождества. Подарки и открытки. Масленница. Дымковская игрушка на ярмарке-свистунье. Жаворонки. Светлое Христово воскресение. Традиционные писанки. Пасхальный натюрморт.

Итоговое занятие. Мини-выставка.

4.КРАСОТА СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Духовное в искусстве. Красота славянской культуры. Письменность славян. Искусство создания книги.Язззык древних орнаментов. Календарь предков.  Берегиня и обереги. Лето красное пришло. Русская берёзка. Свободное творчество.

 Итоговое занятие. Выставка.

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. «КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК»

Цель: Дать представление о  великом разнообразии художественных проявлений народов и о единой гуманистической основе мирового искусства.

Основные задачи:

  • познакомить детей с искусством других народов мира, помочь увидеть общие гуманистические основы разных культур;
  • расширять владение  практическими и теоретическими навыками;
  • научить работать с современными  художественными материалами;
  • расширить и закрепить знания по традиционному народному и современному искусству.

-     знакомить с различными стилями разных художников,     графиков,  скульпторов, с шедеврами    мирового искусства.

Предполагаемый результат четвёртого учебного года:

  • познакомятся с искусством других народов, научатся видеть общие гуманистические основы разных культур;
  • обретут и разовьют владение  практическими и теоретическими навыками;
  • научатся работать с современными  художественными материалами, выработают свой творческий стиль;
  • научатся использовать знания по традиционному народному и современному декоративно-прикладному искусству в своей художественной деятельности.;
  • познакомятся с различными стилями разных художников,     графиков,  скульпторов, с шедеврами мирового искусства, расширят свои представления о мировом искусстве.

Учебно-тематический план четвёртого учебного года.

ТЕМА

Теория

Практика

Всего

Введение

2

2

4

1

Древние корни – искусство Руси

Древние образы.

Пейзажи родной земли.

2

2

6

10

Итоговое занятие

2

2

2

Искусство объединяет народы

Общие ценности всех народов.

Древняя Эллада.

Страна восходящего солнца.

Народы гор и степей.

Европейские города Средневековья.

2

2

2

2

2

2

12

Итоговое занятие. Мини-выставка

2

2

3

Связь времен в народном искусстве

Народная игрушка.

Народная живопись.

Хохлома.

Жостово

2

4

4

4

4

18

Итоговое занятие.

2

2

4

Декор — человек, общество, время.

Древний Египет

Китай – сад живописи.

Искусство икэбаны.

Символы народов.

Свободное творчество

2

2

2

4

2

4

16

. Итоговое занятие. Выставка

2

2

5

Итого:

10

58

68

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

«КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК».

          ВВЕДЕНИЕ

      Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Беседа с детьми о содержании, целях и задачах третьего года обучения. Каждый народ изображает, украшает, строит. Автопортрет. Декоративная рамка для портрета в народном стиле. Художественные материалы.

  1. ДРЕВНИЕ КОРНИ РУСИ

Пейзажи родной земли. Древние образы в языке орнаментов славян. Мир русской избы – образ вселенной. Неразгаданные тайны.Храмы Руси. Щепа: роспись, тиснение и резьба по бересте.

Итоговое занятие.

2.ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ.

Общие для всех народов представления о главных ценностях человеческой жизни. Материнство. Мудрость старости. Сопереживание. Герои-защитники. Юность и надежды.

Древняя Эллада. Страна восходящего солнца.

Народы гор и степей. Европейские города Средневековья.

Итоговое занятие. Мини-выставка.

3.СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

      Древние образы в народном искусстве. Древние образы в современных народных игрушках. Каргапольская игрушка. Русская народная вышивка. Красота человека в произведениях русских художников.  Народный праздничный костюм. Искусство Гжели. Народная живопись. Мезенская роспись. Пермогорская роспись. Городецкая роспись. Хохломская роспись. Жостово: роспись по металлу. Итоговое занятие.

  1. ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ.

 Древний Египет. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. Символы народов. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Китай – сад живописи. Искусство икэбаны. Декоративное искусство в современном мире. Ты сам мастер. Итоговое занятие. Выставка.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Программа с краткими методическими рекомендациями «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством народного художника России академика РАО Б. М. Неменского.
  2. Учебный комплект:
  • учебник Е. И. Коротеевой «Искусство и ты», под редакцией Б. М. Неменского и    рабочая тетрадь «Твоя мастерская. 1», авторы Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.;
  • учебник «Искусство вокруг нас», под редакцией Б. М. Неменского и

       рабочая тетрадь «Твоя мастерская. 2», под редакцией Б. М. Неменского;

  • учебник Л. А. Неменской «Каждый народ — художник»

       рабочая тетрадь «Твоя мастерская. 3», под редакцией Б. М. Неменского;

  • учебник Н. А. Горяевой, О. В. Островской «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», под редакцией Б. М. Неменского и

       рабочая тетрадь «Твоя мастерская. 5», под редакцией Б. М. Неменского.

Издание рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ на 2000-2001 учебный год.

  1. Программа педагога дополнительного образования

 МОУ Центр «Истоки» Кульковой Г.Н. «Изобразительное искусство: познание себя и мира».

4.   Программа члена Союза художников  Казахстана,

 Телеушева  Т.Н.  в соавторстве с искусствоведом Клявиной И.М.

  1. Шевченко Л.Л. «Православная культура» экспериментальное учебное

пособие 1-4 год обучения. 2005 .

  1. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям»

М., 2003

  1. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999
  2.  Барская Н. А. «Сюжеты и образы древнерусской живописи». М., 1993
  3. Миловский А. «Народные промыслы» , М., 1994

  1. Семёнова М. «Мы – славяне», Санкт-Петербург, 1997

  1. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»

  1. «Слово о живописи из сада с горчичное зерно.», М., 1969

  1. Жегалова С.К. «Русская народная живопись»

  1. Паррамон Х.М. «Как копировать шедевры живописи»

  1. «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре.», М., 1991

  1. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся»  2002 г.

  1. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим.»  2001 г.

  1. Супрун В.И. «Православия святые имена», Волгоград, 1996

Список литературы для детей:

1. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991.

2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.

3. Расписные изделия мастеров Урала. - М., 1983.

        5. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.

  1. Шевченко Л.Л. «Православная культура» экспериментальное учебное

пособие 1-4 год обучения. 2005 .

  1.  Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям»

М., 2003

  1. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся»  2002 г.

  1. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим.»  2001 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"

Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"...

Рабочая программа по ритмике для 1 классов "Ритмическая радуга"

Автор-составитель Прядко Виктория Геннадьевна...

Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"

Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...

Рабочая программа танцевального кружка "Радуга"

Рабочая программа танцевального кружка "Радуга " для 1-4 курсов студентов педагогического колледжа .Данная программа направлена на углубленное освоение дисциплин "Детский бальный танец и современный "...

Рабочая программа по дополнительному образованию изостудии "Радуга"

Программа для занятий с учащимися во вне урочное время....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная радуга»

Рабочая программа по курсу "Внеурочная деятельность" в 5-х классах. Театральная игра способствует развитию личности учащихся, развитию детского воображения, памяти, всех видов творчества....

Рабочая программа "Радуга детства"

Программа «Радуга детства» разработана на основании:- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;- постановления Главного гос...