Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе
«Дизайн и архитектура в жизни человека» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе рабочих программ «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского 5-8 классы» / учебное пособие для общеобразовательных организаций / авт. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских Москва. Просвещение 2016.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Срок реализации программы 1 год.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство»
— развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_7_kl._.docx | 203.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красносельская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Михаила Дмитриевича Цыкина
Рабочая программа
по изобразительному искусству
7 класс
Основное общее образование
Количество часов: всего 34ч в год
(1 ч в неделю)
Учитель: Ивакина Л.С.
1 категория
13 разряд
с. Красное
2020 -2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе
«Дизайн и архитектура в жизни человека» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе рабочих программ «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского 5-8 классы» / учебное пособие для общеобразовательных организаций / авт. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских Москва. Просвещение 2016.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Срок реализации программы 1 год.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство»
— развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения, предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Тема 7 класса— « Дизайн и архитектура в жизни человека» — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т.е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-8 классах отводится
140 учебных часов, по 35 ч в каждом классе.
Данная программа предусматривает возможность изучения предмета в 7 классе в объеме 34 часов в год, из расчета 1 учебный час в неделю.
Учебная программа решает задачи художественного труда и рассматривается как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».
По мере производственной необходимости в программе вносятся необходимые коррективы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности.
Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством.
Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству в 7 классе направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
— развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты должны отражать:
— формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
— развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
— освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
— воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
— приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
— приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
— развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
— развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты
По окончании 7 класса учащиеся должны:
- уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные художественные материалы.
Виды и формы контроля
- устный (фронтальный и индивидуальный опрос уч-ся, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, конкурсы, коллективная и индивидуальная работа).
-Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Содержание темы курса
«Дизайн и архитектура в жизни человека»
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек.
Художник — дизайн — архитектура.
Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры
Основы композиции в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или
«Внесём порядок в хаос!».
Прямые линии и организация пространства.
Цвет — элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква — строка — текст.
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов.
Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
Объект и пространство.
От плоскостного изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое.
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность.
Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне.
Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Город сквозь времена и страны.
Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра.
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города.
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты — архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование
Мой дом — мой образ жизни
Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или... Под шёпот фонтанных струй.
Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одёжке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя — моделируешь мир.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры | 8ч |
2 | В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств | 8ч |
3 | Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека | 10ч |
4 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование | 7ч |
5 | Резерв | 1ч |
Всего | 34ч |
Учебно-методическое обеспечение
- «Изобразительное искусство. Дизайн в жизни человека» 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
/ под ред. Б. М. Неменского. Авт. Г.Е.Гуров, А.С.Питерских. Москва. Просвещение 2014
- «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 7 класс» - Г.Е.Гуров, А.С.Питерских.
Москва. Просвещение 2014г
Методические пособия
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–8 классы: /пособие для учителей общеобразовательных организаций / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. Москва. Просвещение 2016
- Уроки изобразительного искусства. « Дизайн в жизни человека». Поурочные разработки 7кл. Москва. Просвещение 2013г
Литература
Журнал «Изобразительное искусство в школе»
Журнал «Эскиз»
Журнал «Юный художник»
Альбом. Сокровища русского искусства. Музей Академии художеств.
Альбом. Музеи мира. Третьяковская галерея
Платонова Н.И. «Энциклопедический словарь юного художника»
Мультимедийные пособия:
Электронное пособие. ФГОС. Планирование учебной деятельности. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Технологические карты уроков (с мультимедийным сопровождением) 7 класс. По программе Б.М. Неменского
Издательство «Учитель» 2015
«Азбука искусства» (как понимать картину)
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
«Популярная художественная энциклопедия» - электронная библиотека (архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство)
Интернет ресурсы:
- Википедия.–: http://ru.wikipedia.org/wiki
- Виртуальный музей искусств- http://www.museum –online.ru
-Музеи мира - http://www.museum.ru
- Федеральный государственный образовательный стандарт. –http://www.standart.edu.ru
- http: //nsportal .ru
- Словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
- Российский образовательный портал - http://www.school.edu.ru
- www.uchitel-izd.ru –издательство «Учитель»
- Учебно-методический портал - http://www.uchmet.ru/
-Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ - http://1september.ru/
- http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства – галереи, история
искусства, дополнительные темы.
- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Календарно-тематическое планирование – 7 класс
№ п/п | № урока | Тема | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Художник – дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры. | 8 ч | ||||
1 | 1 | Введение. Мир, который создаёт человек. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. | 1 | ||
2 | 2 | Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!» | 1 | ||
3 | 3 | Прямые линии и организация пространства. | 1 | ||
4 | 4 | Цвет – элемент композиционного творчества.
| 1 | ||
5 | 5 | Свободные формы: линии и тоновые пятна. | |||
6 | 6 | Буква – строка – текст. Искусство шрифта. | 1 | ||
7 | 7 | Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования. | 1 | ||
8 | 8 | В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. | 1 | ||
В мире вещей и зданий | 8 ч | ||||
9 | 9 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. | 1 | ||
10 | 10 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | 1 | ||
11 | 11 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. | 1 | ||
12 | 12 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. | 1 | ||
13 | 13 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | 1 | ||
14 | 14 | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. | 1 | ||
15 | 15 | Форма и материал. | 1 | ||
16 | 16 | Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. | 1 | ||
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека | 9ч | ||||
17 | 17 | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. | 1 | ||
18 | 18 | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. | 1 | ||
19 | 19 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. | 1 | ||
20 | 20 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | 1 | ||
21 | 21 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн - пространственно-вещной среды интерьера. | 1 | ||
22 | 22 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 1 | ||
23 | 23 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 1 | ||
24 | 24 | Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | 1 | ||
25 | 25 | Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | 1 | ||
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование. | 7 ч | ||||
26 | 26 | Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. | 1 | ||
27 | 27 | Интерьер, который мы создаем. | 1 | ||
28 | 28 | Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй. | 1 | ||
29 | 29 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 | ||
30 | 30 | Встречают по одежке. | 1 | ||
31 | 31 | Автопортрет на каждый день. | 1 | ||
32 | 32 | Моделируя себя - моделируешь мир. | 1 | ||
33 | 33 | Резерв. | 1ч | ||
34 | 34 | Резерв. | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...