Занятие по теме "Удивительный мир искусства"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5, 6 класс)
Данное занятие можно использовать на уроках, занятиях и внеклассных мероприятиях. Конспект позволяет модифицировать. добовляя, изменяя информацию по вашему предмету. Задания можно усложнять в зависимости от возраста детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir_iskusstva.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по теме: «Удивительный мир искусства».
Подготовлен: преподавателем
МБОУ ДО «Детская художественная
школа им А.М.Герасимова»
Хатунцевой Светланой Николаевной
Цель урока: расширить эрудицию обучающихся в области
изобразительного искусства.
Задачи: 1. Познакомить учащихся со значением изобразительного искусства в жизни людей.
2. Развивать образное мышление и творческое воображение;
3. Способствовать воспитанию эстетических взглядов и
познавательных интересов к искусству;
- Воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: Мультимедиапроектор, экран, оформление, доска, магниты, пастель, листы-задания, фломастеры, столы, стулья, рамки, скотч, карточки с номерами, тонированная бумага.
Ход урока.
Звучит песня «Мир искусства», дети заходят в класс и садятся за столы.
- Здравствуйте, ребята!
- Ребята, вы любите рисовать?
- А как вы думаете, нужно ли уметь рисовать, или можно прожить без
искусства? (ответы детей)
Конечно, уже первобытные люди стали украшать свои пещеры рисунками. Египтяне создавали величайшие скульптуры, и архитектурные сооружения Греков удивляют своей красотой до сих пор. Значит искусство необходимо человеку.
Интересен тот факт, что очень многие выдающиеся люди самых разных специальностей серьезно занимались рисунком.
Джордано Бруно сам делал рисунки к своим книгам. Галилей в молодости так хорошо рисовал, что друзья уговаривали его избрать карьеру живописца. Сохранился автопортрет и пейзажи Коперника. Хорошо рисовали и многие поэты Пушкин, Лермонтов, Маяковский. Один из выдающихся хирургов офтальмологов Владимир Петрович Филатов много занимался живописью и его кабинет был больше похож на мастерскую.
Чем объяснить такой интерес к искусству людей самых разных профессий. Тут дело, наверное, не только в художественной склонности, которая может быть у любого человека. Рисование развивает качества одинаково нужные учёному, врачу, писателю и рабочему.
- Как вы думаете, какие качества развивает изобразительное искусство? (ответы детей)
Рисование, прежде всего, развивает способность видеть. У человека вырабатывается острый и точный глаз, развивается наблюдательность. Он видит гораздо больше, глубже, точнее.
- Давайте проверим вашу наблюдательность? Кто знает ответ, поднимайте
руки (вопросы по известным картинам русских художников). - Какие фрукты вошли в название полотна и лежат у девочки на столе в
картине Валентина Александровича Серова? (Персики) - Какого животного изобразил Исаак Ильич Левитан на картине «Март».
(Лошадь) - Сколько охотников на привале в картине Перова? (Трое)
- Какие птицы вьют гнезда, и вошли в название картины Алексея
Кондратьевича Саврасова? (Грачи).
Молодцы! По вашим ответам понятно, что вы очень наблюдательные.
Еще рисование развивает творческую фантазию. Вы можете возразить, что логическое мышление важнее. Но это неверно, очень интересную мысль выразил известный математик Вейерштрасс, учитель Софьи Ковалевской «Не может быть истинным математиком тот, кто в душе не поэт».
Образное мышление необходимо каждому человеку, без него невозможна творческая человеческая мысль.
Наше следующее задание позволит вам проявит свою творческую фантазию.
Из предложенного овала путем дорисовывания внутри или вне его, создать реальный образ. (Раздаю листы с овалами, и ребенок выбирает фломастер из стаканчика) На это задания у вас 3 минуты, но я уверена вам этого будет достаточно, и вы справитесь. (Беру работы, которые ребята закончили, и демонстрирую остальным). Посмотрите, сколько интересных образов получилось и ни у кого рисунки не совпадают. Молодцы.
Рисование развивает немаловажное качество координация между рукой и глазом.
Трижды герой Советского Союза Иван Кожедуб сказал однажды, что в многочисленных воздушных боях, где исход борьбы решают доли секунд ему помогало умение рисовать. Способность руки управляющей самолетом, мгновенно реагировать на то, что увидел глаз. Это качество одинаково необходимо и шоферу и рабочему за станком и хирургу, делающему сложную операцию.
- А как вы владеете этим качеством?
Я вам буду задавать вопросы, варианты ответов на все вопросы, будут на экране под номерами. Ваша задача, выслушав вопрос, найти ответ и поднять карточку с нужным номером.
( Раздаю карточки, прошу детей разложить их на столе перед собой). Готовы? Приступаем!
- Человек, который пишет картины? (Художник)
- Коллективное посещение музея с познавательной целью? (Экскурсия)
- Жанр искусства изображающего образ человека? (Портрет)
- Рисунок к тексту, поясняющий его. (Иллюстрация)
- Портрет художника выполненный им самим. (Автопортрет)
- Жанр искусства, в котором изображают предметы? (Натюрморт)
- Картина с изображением природы. (Пейзаж)
- Краски, разводимые водой. (Акварель)
- Рисунок, выполненный с натуры. (Этюд)
Вот и все вопросы, вы практически все поднимали карточки одновременно. Значит у вас координация между слухом, глазом и рукой развита хорошо.
Вы когда нибудь видели, как работают художники или скульпторы? У вас есть такая возможность. Работать им приходится стоя давайте, и мы немного отдохнем, встанем и выйдем из за парты. Представим себя художниками, ведь фантазии у нас развита хорошо, мы это уже проверили. Действия будем выполнять, как если бы делали это по - настоящему. Взяли лист бумаги, подошли к мольберту, прикрепили лист на кнопки, отходим, берем кисть, мочим ее в воде, набираем краску и начинаем рисовать портрет. Глова, плечи, волосы, глаза, нос, рот, уши, в зависимости от того кого вы рисуете. Дополните изображение деталями. Закончили. Отошли, посмотрели. Помыли кисть, оставили работу дали ей высохнуть, а сами возвращаетесь на рабочее место. Немного отдохнули. Продолжим.
Какие качества еще развивает рисунок. Рисунок выполненный в цвете, развивает у вас цветовосприятие. Кроме этого вы стараетесь найти гармонию цвета в работе и это качество, бесспорно, пригодится вам в повседневной жизни.
Вы хотите выглядеть ярко и эффектно, ваш наряд должен быть контрастным по цвету: сине - желтым, красно - зеленым, фиолетово – оранжевым, вам хочется затеряться в толпе быть не заметным, вы выберете спокойные тона. Вы решили сделать ремонт, найти мебель под обои, разбить цветник на даче для того чтобы это сделать красиво не обязательно приглашать дорогостоящих мастеров качество цветовосприятия вам помогут развить в художественной школе, а так же если вы будете наблюдать за красотой цветовых отношений в природе.
Сейчас мы попробуем создать гармонию цвета, нарисовав натюрморт. Но сначала посмотрим на работы мастеров.
Зачитываю авторов и название картин: И. Машков «Ананасы и бананы», «Натюрморт с виноградом и раком», В.Стожаров «Братина с квасом», Н.Козочкин «Натюрморт с апельсинами», А.Куприн «Натюрморт на круглом столе».
- Можно догадаться какая из названных картин, где находится? (Да.)
Если внимательно посмотреть, можно увидеть ряд правил в построении натюрморта. Предметы крупные по величине на втором плане, мелкие на переднем. Все предметы связаны между собой по смыслу. Немного перекрывают один другой. Обязательно включена ткань-драпировка, объединяющая предметы. Показана плоскость горизонтальная, на которой стоят предметы и вертикальная за предметами.
Наш с вами натюрморт будет называться «Ваза с цветами» (раздаю тонированные листы и пастель).
- Скажите, пожалуйста, что в нашем натюрморте будет главное? (цветы).
Правильно. Они должны быть яркими и контрастными с фоном вашей
бумаги.
Ваза не должна бросаться в глаза. Цвет вазы должен быть спокойным, вспомним, если ваза хрустальная и в неё налить воды она станет голубой.
Первое, что делает художник, выбирает расположения листа. У вас на листе нарисован овал, основа вазы. Если вы хотите чтобы ваза была высокой
- лист берете вертикально, если низкой - горизонтально. Расположили?
Теперь, возьмем материал, которым мы будем выполнять работу. Это -
пастель.
- Вы рисовали, на асфальте или доске мелом или мелками? Значит, вам будет
проще. Пастель это тоже мелки только профессиональные.
Берем светлый мелок или по цвету вазы. Дальше мы дорисовываем форму вазы. У тех, у кого горизонталь рисуем дугу - отверстие для цветов, и дугу в нижней части вазы - это донышко, что бы ваза устойчиво стояла на плоскости. У тех, у кого вертикаль пририсовываем две параллельные или чуть наклонные линии, которые тоже завершаются дугами. Вазы готовы. Нарисуем плоскость, на которой будут стоять предметы. И, конечно же наметим предметы на переднем плане. Они должны быть разными по величине и перекрывать вазу и друг друга.
- Что, можно изобразить? (фрукты, конфету, цветочек, и т.д.)
А теперь делаем все это в цвете. Цветы рисуются обобщенно, можно взять два цвета, между цветами в пространстве рисуем листики, листья и за цветами. Стебельки не рисуем. Пастель, осыпается, поэтому аккуратнее с одеждой. Её можно растирать пальцем, немного сдуть лишнее. Что бы у предметов появился объем и они лучше стояли на плоскости художники рисуют собственные и падающие тени. Тень в большинстве случаев бывает холодной, рисуется сразу от предмета и лежит по горизонтали. С противоположной стороны на всех предметах свет, он теплый. Возьмите светло желтую пастель и наметим свет и белым цветом блик. Работа завершена. Пастели свойственно осыпаться. Придете домой, и сбрызните работу или лаком для волос или сладким сиропом. Понравилось рисовать пастелью?
Вытрите руки влажной салфеткой.
Для ваших работ вы можно сделать рамочку, которую можно повесить на стене или если прикрепите ножку поставить на стол (демонстрирую рамочку из плотного картона и ножку к ней). И смотря на эту работу, вы вспоминали, что умение рисовать, вам пригодиться не только в повседневной жизни, но и на профессиональном поприще.
На этом наш урок завершен, спасибо за сотрудничества. И выходя под звуки прекрасной песни, взяв свои работы и фломастер оставить его в оранжевом стакане, если вам понравился урок и в зеленом, если вы все - таки считаете, что рисовать уметь необязательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».
Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик»....
«Реализация здоровьесберегающего подхода на хоровых занятиях в детской школе искусств»
В данной статье рассматривается вопрос актуальности здоровьясбережения и реализации здоровьесберегающего подхода на хоровых занятиях в условиях детской школы искусств....
Повышение мотивации к занятию творчеством на уроках искусства
Методические рекомендации преподавателям изоискусства, для повышения интереса учащихся к занятию творчеством, а так же по применению метода проектов....
Занятие «Путешествие по стране «Хорео - Графия»» из цикла занятий по истории хореографического искусства (программа «Мир танца»).
Занятие построено в форме путешествия с использованием ИКТ. Применение указанных технологий в дополнительном образовании существенно облегчает процесс преподавания учебного ма...
УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
Урок специальности (обучение навыкам игры на музыкальном инструменте) представляет собой основную форму работы с учащимся и проходит индивидуально. На ...
конспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему: "Бабочки красавицы"
Цель занятия: Создать стилизованный образ бабочки.В ходе занятия дети знакомятся с особенностями цикла развития бабочки, её строением, этапами появления бабочки.Детям предлагается из...
Методические особенности организации исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии и занятиях по декоративно-прикладному искусству
Восстановить историческую память народа, знать и понимать культуру своей Родины – вот такая задача поставлена перед современной системой образования. С каждым годом всё большее число...