Сценарий открытого урока по ИЗО на тему "Портретное искусство"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Урок усвоения нового материала. В течение данного занятия произойдёт знакомство учащихся с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий открытого урока по ИЗО на тему "Портретное искусство" | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого урока по ИЗО на тему "Портретное искусство"
01.06.2020
Содержимое разработки
Класс | 6 |
Тип урока | Урок усвоения нового материала. |
Тема урока | Образ человека – главная тема в искусстве. |
Цель урока | Образовательные: В течение данного занятия произойдёт знакомство учащихся с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета. Развивающие: учащиеся должны развить понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; сформировать умение выполнять и защищать проекты по заданной теме. Воспитывающие: учебное занятие поспособствует воспитанию у учащихся нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству. |
Методы и формы обучения | Беседа, практический, индивидуальная, фронтальная, информационные, здоровьесберегающие и игровые технологии. |
Термины, понятия | Портрет, автопортрет |
Образовательные ресурсы | http://geek-nose.com/virtualnye-ekskursii-po-muzeyam Портал, на котором размещены ссылки 10 виртуальных экскурсий по различным галереям мира. http://artchallenge.ru/gallery/index-ru.html Интернет-ресурс, на котором можно подробно изучить творчество большинства известных художников начиная с эпохи Возрождения до наших дней. http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html Интернет-журнал «Школьнику». Там можно найти ссылки на виртуальные экскурсии по музеям России. yandex.ru/maps Панорамы на Яндекс.Картах могут вам показать не только улицы различных городов, но так же могут завести в залы Третьяковской галереи, музей им. А.С. Пушкина и в другие не менее интересные места |
Оборудование для детей: для учителя: | Альбомы для рисования; карандаши простые; цветная бумага; магниты; стикеры; маркеры. ИКТ — персональный компьютер, проектор |
Зрительный ряд | Отрывок из анимационного фильма «Пластилиновая ворона» — песня Г. Гладкова «О картинах» на стихи А. Кушнера. Цикл фотографий залов Государственной Третьяковской галереи, составленных по принципу «Виртуальная экскурсия». Презентация по теме «История портрета». Презентация «Детские рисунки – копии великих мастеров» |
Планируемый результат
Предметные результаты: Метапредметные результаты: Личностные результаты: | Познакомиться с историей возникновения портретного искусства, научиться принимать активное участие в обсуждении нового материала. Постараться выполнить учебную задачу урока и понять её. Знать и освоить работу с компьютером, книгой, художественными принадлежностями. Уметь применять полученные знания в ходе творческой работы. Уметь подготавливать рабочее место перед практической деятельностью и убирать его после работы, во время работы держать в чистоте. Уметь опираться на полученные знания и справляться с практическим заданием. Научиться обмениваться мнениями, излагать своё мнение в диалоге, адекватно выражать эмоции, работать в паре. Регулятивные УУД: уметь поставить перед собой цель освоить тему урока с помощью учителя; знать, как выявить вместе с учителем проблемы урока. Познавательные УУД: уметь находить способы решения поставленных проблем на уроке уметь излагать своё мнение Коммуникативные УУД: знать, как вести небольшой диалог по теме урока, уметь анализировать полученные результаты. Анализировать деятельность. Уметь слушать объяснения учителя. Уметь уважительно относиться к результатам своего труда и труда своих одноклассников. | ||
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Уважительно относиться к искусству; понимать роль культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Овладевать выразительными средствами изобразительного искусства – композицией, цветом, линией, различными художественными материалами для выполнения собственного художественно-творческого замысла; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре; уметь организовывать место работы. | Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; научиться выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. | Оказывать помощь и сотрудничество в процессе творческой деятельности; овладевать умением вести диалог; уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; формулировать свои мысли в устной речи, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого. |
Технология изучения
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя. | Формы и приёмы организации работы. Деятельность учащихся. |
I. Организационный этап. Актуализация знаний. Повторение изученного материала. | Для зрителей: вступительная беседа. — Здравствуйте, . Проверка готовности. На партах у вас разложены пакеты с индивидуальными проектными заданиями. Сейчас вы их не трогайте, мы к ним ещё вернёмся. Сегодня у нас очень насыщенный урок, мы должны многое успеть сделать, так что настраиваемся на интенсивную работу и будьте внимательны. Для начала, вместе с Григорием Гладковым вспомним жанры живописи. Включается видеозапись с отрывком из анимационного фильма «Пластилиновая ворона. Песня «О картинах» (продолжительность 2мин.). Вопрос: — Что вам напомнил мультфильм? | Фронтальная. Организация рабочего места. Фронтальная. Все вместе повторяют последнюю строчку песенки. Ответ: — Что есть натюрморт! — И пейзаж! — И портрет! |
II. Изучение нового материала. Ученики самостоятельно формулируют тему урока. Постановка проблемной ситуации. Объяснение нового материала. Проектное задание Начало беседы | Вопрос: — И какой вывод вы сделали? — Что мы будем изучать сегодня? Утверждение: — Да, сегодня мы начнём изучать портретное искусство. Мы подошли к изучению самой трудной, но и самой интересной теме в искусстве – образ человека – главная тема в искусстве. Вся третья четверть посвящена изучению этой темы, а в конце вы должны выполнить творческий проект. И для этого прямо сейчас отправимся в виртуальную экскурсию по залам одного из самых известных музеев мира — Государственной Третьяковской галерее в Москве, чтобы увидеть картины великих русских художников. Это скриншоты панорам Третьяковской галереи из интернет-сервиса «Яндекс. Карты». Включается презентация «Третьяковская галерея» (продолжительность 1 мин.). Вот мы и «пробежали» по залам «Третьяковки». Теперь вы имеете представление о том, где хранятся известные шедевры отечественных художников и как выглядит музей изнутри. Особое внимание обратите на интернет-адреса официальных сайтов различных музеев, а так же ссылки на другие интересные страницы в интернете. Используя возможности Интернет-ресурсов, вы должны выполнить самостоятельный проект в конце 3-й четверти. Предоставленные адреса помогут вам самостоятельно совершить виртуальные экскурсии и рассмотреть более внимательно любое произведение. Работа над проектом подразумевает, что вы досконально изучите теоретическую часть темы, что позволит вам справиться с практической частью- созданием портрета. В рамках этого проекта вы узнаете:
С этими техниками вы будете знакомиться на следующих уроках. Но вы должны дополнительно собирать и изучать необходимую информацию по теме. Для зрителей и художников самой интересной темой всегда останется человек. Как не похожи мы друга! Вроде бы устроены все одинаково: глаза, нос, губы – а всматриваешься в лица и поражаешься человеческой индивидуальности! Особый путь жизни каждого человека оставляет след в его облике. Вопрос: — Так что же такое портрет? Утверждение: — Верно! В переводе с латыни звучит как «извлечение сущности» — выявление внутреннего содержания. Художник обычно не ставит перед собой задачу воплотить эпоху, но он обязательно передаёт через призму своего времени и то, как он его (время) видит. А зритель воссоздаёт прошедшую эпоху по её лицам. В каждом образе можно увидеть идеалы эпохи, понимание окружающего мира, характер жизни. Именно это мы ценим в портретах. Включается презентация «История портретного искусства».
В это же время в России создают свои проникновенные, душевные портреты Рокотов, Левицкий, Боровиковский. Портрет «Струйсткой» Ф. Рокотов. …Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач… (Н.А. Заболоцкий, «Портрет», отрывок)
Когда мы смотрим на портреты нам ближе и понятнее сами художники, их чувства, мысли, переживания, отношения к окружающим людям. Это был самый общий обзор истории портрета, из которого видно – насколько разнообразно и многолико искусство портрета. | Совместное формулирование темы урока. Ответ: – Что мы будем изучать новый жанр в искусстве — портрет! Ответ: — Образ определенного реального человека. |
III. Практическая работа. Творческая практическая работа. Анализ и самооценка творческих работ. | — А теперь физкультминутка — встаньте, пожалуйста. 1. Тренировка для мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно (8-10 раз). 2. Исходное положение стоя. Делаем «Замочек» - одна рука за голову, другая – за лопатки. «Потянуть» несколько раз, меняя положение рук. 3. Исходное положение сидя. Ноги согнуть, стопы параллельны друг другу. Приподнять пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны. — Размялись? Продолжим. Жан Шарден говорил: «Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создается вовсе не ими». Вопрос: — Что же художнику помогает создавать картины? Объявление: — Вы будете работать попарно и помогать друг другу. Сейчас, не рисуя лица, вы попытаетесь передать эмоцию. Для начала, каждый из вас должен решить, какую эмоцию он хочет изобразить, потом попросите своего напарника изобразить эту эмоцию, а затем визуализировать её чёрным или красным маркером на специальной заготовке (жёлтый круг, ⌀ 17см) — сделать «смайлик». Выполнить упражнение надо очень быстро, по очереди меняясь обязанностями с напарником. Можно нарисовать несколько «смайликов». Подпишите с обратной стороны фамилию и загаданную эмоцию. Объявление: — Ну что же, будем угадывать? Краткое обсуждение и выставление «оценок» стикерами:
| Ответ: — Чувства! Эмоции! Душа! Индивидуальное выполнение творческого задания. Попарно помогают друг другу тем, что по просьбе меняют мимику. Выставка работ. Дети крепят «смайлики» на доске. Затем угадывают основные эмоции: радость, удивление, страх, злость. |
IV. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. Домашнее задание. | Подводим итоги урока: — Молодцы! Почти все справились с работой. Для тех, кто не справился – даем второй шанс, дома потренироваться. Вопрос: — Что нового вы сегодня узнали? — Почему не каждое изображение человека можно назвать портретом? — Как можно объяснить то, что в художественном портрете присутствует авторская позиция художника? А теперь пришло время папок с домашней работой на третью четверть. Проектное индивидуальное задание у каждого на столе. Выполнять работу поэтапно – что-то мы будем делать на уроке в школе, теоретическую часть вам предстоит выполнить самостоятельно, а поможет вам в этом литература и интернет-ресурсы, адреса сайтов у вас есть. К следующему уроку вам понадобятся альбом и простой карандаш. Кому что-то непонятно – задавайте вопросы. Вопрос: —Вам понравилось рисовать мимику? Оценки в журнал я выставлю по стикерам. Убирайте свои рабочие места. Спасибо за урок! А теперь бонус – презентация №4 «Детские рисунки – копии великих мастеров» | Ответы: — Историю портрета, и что такое «виртуальный музей». — Потому что, портрет- это изображение реального человека даже если он жил очень давно. А еще бывает собирательный образ. Ответ: —Интересно и весело было строить рожицы. —Было интересно фантазировать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого урока по истории России
Сценарий открытого урока по истории России, 6 класс, по УМК В.П.Попова, А.Ф.Киселева(апробация комплекта издательства «Дрофа»)....
План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."
Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего п...
Сценарий открытого урока «Уроки профилактики наркомании»
«Уроки профилактики наркомании»...
Сценарий открытого урока, Английский в фокусе, 6 класс, модуль 3, урок "On the move".
Данный урок разработан с использованием метода активизации, которому обучает школа Китайгородской. Отличительной особенностью урока является подчинение всех заданий единому сценарию, а также преоблада...
Сценарий интегрированного урока в 6 классе (история - искусство - литература) Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»
Сценарий интегрированного урока в 6 классе (история - искусство - литература). Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»...
Открытый урок в рамках предметной недели "Искусство"
План - конспект для 1 класса...
Сценарий открытого урока по английскому языку для обучающихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка. Тема урока - Clothes.
Данный материал включает сценарий открытого урока по английскому языку для обучающихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка. Тема урока - "Clothes".Презентацию и разадто...