Урок изобразительного искусства в 5 классе. Тема "Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Урок изобразительного искусства в 5 классе.
Тема урока: «Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта».
Название технологии для организации урока с позиции системно-деятельностного подхода: технология фасилитации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 5 классе.
Тема урока: «Особенности декоративно-прикладного искусства
Древнего Египта».
Цель: познакомиться с особенностями декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Задачи:
Обучающая:
- закрепить умение соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе;
Развивающая:
- развивать наблюдательность, зрительную память, ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию;
Воспитательная:
- способствовать воспитанию эстетического вкуса.
Оборудование:
- учебник «Изобразительное искусство», авторы Н. А. Горяева, О.В.Островская (под редакцией Б.М. Неменского);
- карточки и листы с заданиями для работы в группе, куклы – фараоны, набор бумажной одежды, листы плотной бумаги, гуашь, пастель, кисти, карандаши, ластики, ручки, презентация.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Форма организации деятельности учащихся: групповая работа.
Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Декор-человек, общество, время»
Этапы урока | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся |
1.Организаци-онный момент. | На столах разложены папки с заданием, материалы для рисования, учебники по изоискусству. - Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет вам приятные минуты общения и наполнит души радостью от совершённых открытий. | Дети рассаживаются по желанию за 4 стола по 4-5 человек. |
2.Повторение пройденного материала. | Организация беседы: Учитель держит в руках шкатулку с украшениями и читает стихотворение: Бусы, серьги, диадемы, Перстни, кольца, пектораль, Золотые нити, жемчуг, Позумент, парча, эмаль Парики, бриллианты, яшма, Изумруд, помада, тени… Всё прекрасно без сомнения! Служит всё для … (украшения) -Каждая эпоха славна своими украшениями и костюмами. Рассмотрите картинки на слайдах и скажите, для чего люди с древних времён украшали себя?
| Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы по Д/З: (1.Ожерелье из клыков -демонстрация силы и ловкости. 2.Пышный головной убор из перьев вождя племени - желание выделить себя среди соплеменников и т.д. 3.Пышное платье царя всея Руси - олицетворение силы, достоинства и могущества Русского государства. |
3.Введение в тему урока. | Поэтапное знакомство с дополнительным материалом: Предлагаю перенестись в древний мир, а в какую страну, определите по описанию: - Голубым лотосом пересекает безжизненную пустыню могучая африканская река, в долине которой была сосредоточена жизнь людей. -Яркое солнце, тёплый климат создали прекрасные условия для жизни. - Откровенная мечта жителей этой страны о продолжении жизни после смерти нашла воплощение в особой культуре. Это культ мёртвых. - Фараон – полновластный правитель этой страны - почитался, как сын Бога на Земле. -Наш путь лежит в Древний Египет - удивительную, полную загадок страну.(Слайд №5) | Высказывают свои предположения (Правильный ответ: Египет Слайд №4) (Если отгадают с первой или второй попытки, оставшаяся информация просто озвучивается.) |
4. Целеполага-ние. | Организация викторины с использованием презентации (ситуация незнания) 1)Определите, на какой картинке изображён фараон. Поднимите карточку с номером. (Детям выдан набор карточек с цифрами 1, 2, 3, 4,5) Слайд № 6 2) Определите символы власти фараон. Слайд №7 3) Какой из этих украшений лишний? Слайд № 8 4) Какая картинка ассоциируется с Древним Египтом? Слайд № 9 -Мнения разделились. Хотели бы вы узнать ответы на эти вопросы? -На эти и другие вопросы постараемся ответить сегодня на уроке, в процессе игры «Мировое кафе». Правила игры вам известны. (Приложение №1). -Сегодня вы будете в роли исследователей Древнего Египта. | Рассматривают картинки на слайдах. Выбирают ответ при помощи карточек. Осознают цель урока, отвечая на вопросы викторины о Древнем Египте. |
5.Знакомство с новым материалом. | Организация групповой работы – Мировое кафе. - Группе за первым столом предстоит ответить на вопрос о символах власти фараона и его костюме. Задание: - прочитайте текст в учебнике на стр.108-109 и определите, каковы символы власти фараона и отличительные черты его костюма; - «оденьте фараона» Группа за вторым столом определит, как флора и фауна «подсказала» египетским ювелирам и ремесленникам создать свои знаменитые изделия. Задание. (Приложение №3) 3 столик - вы сами побудете в роли ювелиров. (На столе приготовлены учебники, карандаши, гуашь, пастель, палитра, баночка с водой, салфетка, бумага.) Задание: прочитайте материал учебника на стр.115-116. Рассмотрите иллюстрации. Выполните эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства: солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения- пекторали, браслета и др. 4 столик - попробуете решить одну из проблем археологии. Задание: - на карточках вы видите предметы, которые были найдены в гробницах египтян. Приложение № 4 Ответьте на вопросы: - как египтяне использовали эти предметы? - предположите, какой вывод сделали археологи, изучив данные предметы? Ответить на эти вопросы вам помогут фрагменты наскальных рисунков. Свои ответы запишите. | 1 столик. Одевают бумажную куклу в костюм фара-она после анализа текста. (Для каждой команды -отдельная кукла). (Приложение №2) 2 столик Соотносят предмет декоративного творчества с объектом флоры или фауны 3 столик. Выполняют эскиз ювелирного украшения. 4 столик Сообща решают проблему, высказывают свою точку зрения, находят решение. Записывают ответы. |
Обмен информацией - презентация работы групп. - Прошу выйти хозяина первого столика и продемонстрировать результаты своей работы. - Я вам предлагаю вернуться к викторине, которую мы проводили в начале урока – сейчас, надеюсь, вы точно определите, где изображён фараон. Как вы определили фараона? Оценка деятельности участников группы | Дети демонстрируют бумажных кукол в нарядах фараонов. (Приложение №5) Правильный ответ викторины: фараон под №5 | |
-Приглашаю хозяина второго столика, он нас познакомит с тем, как флора и фауна помогла египетским ремесленникам и ювелирам создавать уникальные украшения, которыми мир восторгается и сейчас. -И снова возвращаемся к вопросу викторины. Сейчас вы сможете ответить на вопрос, какое украшение лишнее? Оценка деятельности участников группы | Учащиеся соотносят картинки с изображением украшений и природных объектов. Приложение №6 Ответы детей. Правильный ответ: лишнее украшение-подвеска с двуглавым коньком под №3. Среди древнеегипетских символов коня нет. | |
-Приглашаю хозяина третьего столика. Продемонстрируйте, какие украшения у вас получились. Оценка деятельности участников группы | Демонстрация работ учащимися Приложение №7 | |
-Приглашаю хозяина четвёртого столика. Какие открытия вы сделали, поработав в роли археологов и выполнив задания? (Хозяин столика при ответе использует дополнительный материал, предоставленный ему на карточке ранее) (Приложение №8) -И снова вопрос из викторины. Какая картинка ассоциируется с Древним Египтом? Оценка деятельности участников группы | Ответы детей: -предметы, найденные при раскопках, служили для косметических средств. Дети отвечают на вопрос викто-рины: карт. №1 | |
Рефлексия | Ребята, сегодня вы были в роли исследователей. Оцените свою работу. Перед вами пирамида. Она состоит из ярусов. Нижний ярус – работал мало, второй - работал удовлетворительно, третий- работал достаточно активно и самый верхний яру - работал очень активно. Где находитесь вы? Выложите магнит на выбранный ярус. - Спасибо, что каждый из вас стремился как можно больше узнать нового об искусстве Древнего Египта. Слайд №10 | Оценивают свою работу. Выкладывают магниты. |
Домашнее задание. | Прочитать страницы учебника 108-116. Ответить устно на вопросы на стр.117. | Записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок изобразительного искусства Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства. «Открытка. 9 мая – День Победы!»
· Познакомить с особенностями создания открытки. Научить выполнять открытку, используя различные материалы....
Мастер-класс по декоративно-прикладному искусству "Зимняя сказка"
Мастер-класс по изготовлению сувенира "Ёлочка"...
декоративно-прикладное искусство Древнего Египта.
Урок ИЗО в 5 классе по ФГОС....
Презентация к уроку "Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства"
Презентация "Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства" для урока по технологии в 5 классе "Основы композиции и законы восприятия цвета при создании изд...
Презентация к уроку ИЗО в 6 классе "Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта" по программе Т.Шпикаловой
Тема урока: Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта Цель урока: Знакомство с древнеегипетским орнаментом, с символическим значением растительных мотивов. Дети учатся выражать свое личное пон...
Авторская программа для обучающихся 6-7 классов «Татарское декоративно-прикладное искусство как средство развития татарской речи у русскоязычных учащихся»
Образовательная программа «Татарское декоративно-прикладное искусство как средство развития татарской речи у русскоязычных учащихся» относится к гуманитарной направленности. В условиях бил...
Урок изобразительного искусства 5 класс по теме "Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Древняя Греция
Урок посвящен декоративно-прикладному искусству Древней Греции - удивительную, полную загадок и чудес страну, одна из цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями...