Основы безопасности жизнедеятельности
план-конспект урока по обж (7 класс)

Ленкина Маргарита Николаевна

Методические материалы для уроков ОБЖ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Пожарная безопасность». 2022 год

Автор

Ленкина М. Н., учитель ОБЖ МБОУ «СОШ № 3» города Бийска, Алтайского края

Предмет

ОБЖ

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

Класс

7  

Тип урока

Комбинированный

Технология урока

Технология  развития  критического мышления, ИКТ                  

Цель

Изучить правила безопасного поведения при пожарах, основные мероприятия по защите обучающихся при пожаре в здании школы

Тема

«Пожарная безопасность».

Задачи

1.Образовательные (предметные результаты)

а) знать:

- правила безопасного поведения при пожарах и способах эвакуации из горящего здания;

- основные мероприятия по защите учащихся при пожаре в здании школы;

- об основных причинах и последствиях пожара;

б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от пожаров;

в) иметь представление о последствиях пожаров и мерах, принимаемых по защите от них.

2. Развивающие (метапредметные результаты):

Развитие познавательного интереса посредством поисковой деятельности;

Осознание проблемы опасности пожаров для жизнедеятельности человека.

Развивать творческие, коммуникативные способности и речевую культуру;

Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

Формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Способствовать формированию читательской грамотности.

3. Воспитательные (личностные результаты)

Формировать культуру безопасности жизнедеятельности,

Воспитывать культуру общения при работе в мини группах и коллективе

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке:

 технологии развивающего обучения; игровые технологии; технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология коллективного взаимообучения; технология проблемного диалога (постановка проблемы; актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы; побуждающий или подводящий диалог для совместного открытия знаний; работа с учебником – продуктивное чтение, работа с практикумом – самостоятельное применение знаний); технология оценивания учебных достижений; алгоритм самооценки.

Планируемые  образовательные результаты

Предметные

Имеют желание учиться; Проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Метапредметные

         Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), сформировать  взаимоотношения с окружающими;

       Познавательные УУД: изучить поражающие факторы пожара, познакомиться с причинами возникновения пожаров; Выучить правила безопасного поведения при пожаре, правила эвакуации, познакомиться с последствиями  пожаров.

      Коммуникативные УУД: владение приемами и навыками общения со сверстниками;  готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредмтных результатов обучения.

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Личностные  результаты:

Сформировать познавательный интерес к профессии спасателя, сформировать представление о последствиях от пожаров для людей, народного хозяйства, экологии

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Пожароопасные ситуации, правила безопасного поведения во время пожара, правила эвакуации во время пожарной тревоги

Вид используемых на уроке ИКТ

Мультимедийная  установка , видеоролик о работе спасателей на пожаре, звуковой файл «Пожарная тревога»

Образовательные ресурсы

Учебник: Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов, Л. В. Сидоренко 7-9 класс

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

1.Организационный этап.

Деятельность учителя.

Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих

Деятельность учащихся.

Приветствуют учителя, слушают, принимают участие в диалоге.

Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми;

Предметные результаты

Метапредметные УУД.

Познавательные УУД:

Слушают учителя

Коммуникативные УУД:

Принимают участие в диалоге с учителем

Регулятивные УУД:

Демонстрируют готовность к уроку:

Готовят рабочее место к уроку.

Личностные результаты:

Имеют желание учиться; Проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

2. Актуализация  знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы.

Деятельность учителя.

Учитель: урок начнем с просмотра видео (видеоролик о работе спасателей на пожаре).

?Люди какой профессии показаны

?Обществу нужен их труд?

Может кто то из вас выберет эту нужную, уважаемую профессию.

?Какую чрезвычайную ситуацию вы увидели в фильме

Скажите, пожалуйста, как называется тема нашего урока.

Предлагает учащимся разбиться на группы, для ответа на проблемы.

Деятельность учащихся.Дети отвечают: «пожарные или спасатели».

Да, они спасают людей и их имущество

Дети продолжают беседу: Когда случается пожар.

В школе, дома, на улице, в лесу.

Дети отвечают название темы урока.

Дети разбиваются на группы.

Озвучивает тему урока.

Предлагает разбиться на 3 группы . В группах ответить на поставленные проблемные ситуации.

.

Работают в группах.

Рассказывают алгоритм действий.

Отчет по группам.

3.Постановка учебных задач. Формулировка образовательных, развивающих, воспитательных задач; мотивация на их принятие; планируемые результаты.

Деятельность учителя. Задает вопросы.

Как вы думаете, можно избежать пожара или хотя бы уменьшить ущерб от них?

Как можно этого добиться

? Каких знаний нам не хватает, чтобы быть в безопасности

Дети отвечают.

Если соблюдать меры предосторожности

Знать причины возникновения пожаров, знать правила поведения во время пожаров, уметь применять эти правила в конкретных ситуациях.

Вести безопасный образ жизни

Составление памятки «Действия при пожаре»

Работа по группам: 1Перегрузка электроприборов,

2 Загорелась одежда,

3 Огонь в квартире

Работают в группах. Решают ситуативные задачи

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками;  готовность к коллективным формам деятельности.

Личностные:

развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных.

4. Проверка Домашнего задания

Деятельность учителя. Задает вопросы.

Какой ущерб наносят пожары?

Дети отвечают.

Ущерб за последние годы в стране и в мире по количеству человеческих жертв; ущерб экологии, ущерб экономике и культурному наследию

Осмысление информации

Оценивают масштаб проблемы

Работа с источниками и нформации

развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных.

5.Повторение изученного  материала.

Давайте вспомним пожароопасные ситуации

1 Выполняют задание в тетради.

2Сравните свои записи с информацией в учебнике

1.Делятся своей работой

2.Дополните свои записи

3. Оформите свои предположения с помощью кластера

Предметные: изучают правила поведения.

Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам ; моделировать ситуации; сформировать  взаимоотношения с окружающими;

Познавательные

:познакомиться с причинами возникновения пожаров;

Коммуникативные:

владение приемами и навыками общения со сверстниками; готовность к коллективным формам деятельности, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностные:

развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни; социально-психологические (качество отношений с окружающими людьми);

Предлагает выполнить практическую работу.

Задание. Составление памятки «Действия при пожаре»

Характеристика различных типов пожаров.

Выполняют практическую работу.

 Составляют   памятку.

 Отвечают на задаваемые вопросы

Предлагает заполнить пункты памятки

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Звучит сирена. Учебная эвакуация из здания школы во время пожара.

Анализ правильности действий во время эвакуации, работа в группах (сопоставить свои действия с эталоном), сделать выводы о необходимости тренировки

6. Первичное закрепление.

 Раздает ученикам карточки с ситуационными задачами.

Работают в группах. Отвечают на вопросы по карточкам.

Определяют опасные ситуации, оценивают действия персонажей задачи, анализируют правильность и ошибки их действий.

Составляют правила поведения для конкретной ситуации

 

Задача 1. Задача 2. Задача 3.

Читательская грамотность

Регулятивные: уметь анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения; сформировать навыки ориентирования на местности; моделировать ситуации

Познавательные:

познакомиться с последствия  возникновения пожаров .

Личностные: 

развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных.

7.Закрепление материала.

Предлагает прочитать пункты памятки

Учащиеся  прикрепляют на плакат Памятка «Действия при пожаре» пункты действий (написанные на цветных листах, у каждой группы свой цвет)

Защита групповой работы у доски, аргументировать свои записи

Умение высказать свою точку зрения, сделать выводы

Регулятивные: 

сформировать  взаимоотношений с окружающими.

Познавательные: 

выучить правила безопасного поведения при пожаре, правила эвакуации, Коммуникативные: владение приемами и навыками общения с взрослыми;  умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: 

развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных.

7.Рефлексия.

Деятельность учащихся. Используя рисунок, анализируют, делают выводы. Устно отвечают на вопрос.

Слушают друг друга. Анализируют, оценивают правильность выполнения задания.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.

Деятельность учителя. 1.Самостоятельное применение знаний. Работа в паре.

2.Взаимопроверка.

Организует беседу с классом по вопросам:

3.Самооценка.

Проведите самооценку, поставьте себе объективную оценку за урок.

Критерии:

Оценка «5» , если нет ошибок;

Оценка «4», если допущена незначительная  ошибка;

Оценка «3», если допущены две ошибки. (слайд)

4 Задает задание на дом: поисковая работа по вопросу: обязанность и ответственность граждан при пожарной безопасности

Достигли ли вы цели урока?

Что было главным на уроке?

Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Что нового вы узнали?

Что было интересным?

Чему научились

Творческие задания:

1) придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара;

2) подобрать материал о лесных пожарах Смоленской  области

Регулятивные:

сформировать  взаимоотношений с окружающими.

Познавательные:

выучить правила безопасного поведения при пожаре, правила эвакуации, Коммуникативные: владение приемами и навыками общения с взрослыми;  умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные:

социально-психологические ( качество отношений с окружающими людьми).



Предварительный просмотр:

Как вести себя при пожаре.

Большинство пожаров происходит в жилых домах. Причины их практически всегда одинаковы - обветшавшие коммуникации, неисправная электропроводка, курение в неположенных местах и оставленные без присмотра электроприборы.

Если у вас или у ваших соседей случился пожар, главное - сразу же вызвать пожарную охрану. Если загорелся бытовой электроприбор, постарайтесь его обесточить, если телевизор - прежде всего, выдерните вилку из розетки или обесточьте квартиру через электрощит.Помните!Горящий телевизор выделяет множество токсических веществ, поэтому постарайтесь сразу же вывести из помещения людей. Накройте телевизор любой плотной тканью, чтобы прекратить доступ воздуха. Если это не поможет, через отверстие в задней стенке залейте телевизор водой. При этом старайтесь находиться сбоку: ведь кинескоп может взорваться. Проверьте, закрыты ли все окна и форточки, иначе доступ свежего воздуха прибавит огню силы. Если горят другие электрические приборы или проводка, то надо выключить рубильник, выключатель или электрические пробки, и после этого вызвать пожарных.

Если пожар возник и распространился в одной из комнат, не забудьте плотно закрыть двери горящей комнаты - это помешает огню распространиться по всей квартире и лестничной площадке. Уплотните дверь мокрыми тряпками, чтобы в остальные помещения дым не проникал. В сильно задымленном пространстве нужно двигаться ползком или пригнувшись.

Вопреки распространенному мнению, тушить огонь простой водой - неэффективно. Лучше всего пользоваться огнетушителем, а при его отсутствии - мокрой тканью, песком или даже землей из цветочного горшка.

Если вы видите, что ликвидировать возгорание своими силами не удается,немедленно уходите. Возьмите документы, деньги и покиньте квартиру через входную дверь. Если путь к входной двери отрезан огнем и дымом - спасайтесь через балкон. Кстати, самые безопасные места в горящей квартире - на балконе или возле окна. Здесь пожарные найдут вас быстрее! Только оденьтесь потеплее, если на улице холодно. Открывайте дверь на балкон осторожно, поскольку пламя от большого притока свежего воздуха может усилиться. Не забудьте плотно закрыть дверь балкона за собой.

Постарайтесь перейти на нижний этаж (с помощью балконного люка) или по смежному балкону к соседям. Но помните: крайне опасно спускаться по веревкам, простыням и водосточным трубам. Тем более не следует прыгать вниз!

Еще один путь спасения-через окно. Уплотните дверь в комнату тряпками. Как только убедитесь, что ваш призыв о помощи услышали, ложитесь на пол, где меньше дыма. Таким образом можно продержаться около получаса.

Поскольку огонь и дым распространяются снизу вверх, особенно осторожными должны быть жители верхних этажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности», урок 17 «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом».

Данная презентация иллюстрирует семнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом» по программе  «Основы безопасности жиз...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 18 «Автономное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует восемнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Автономное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

Методические рекомендации для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по предметам: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и «Безопасность Жизнедеятельности»

Методическая разработка: «Методические рекомендации для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по предметам: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и «Безопасность Жизнедеятельнос...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельности и Основы безопасности жизнедеятельности

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.07  Механизация сельского...