«Компетентностно-ориентированнное обучение экологии в системе дополнительного образования»
статья по естествознанию на тему
В статье рассматриваются вопросы копетентностно-ориентированного обучения эколого-биологических дисциплин в системе дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_kompeten-_orien_obuch.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №2
поселка городского типа Суходол
муниципального района Сергиевский Самарской области
структурное подразделение «Поиск»,
446540, с. Сергиевск, ул. Гарина-Михайловского, 25
Статья на тему: «Компетентностно-ориентированнное обучение экологии в системе дополнительного образования»
Автор:
Жидова Светлана Федоровна,
педагог дополнительного образования,
объединение «Юный эколог»
Суходол 2015
Содержание
- Компетентностно-ориентированное обучение в системе дополнительного образования………………………………………… 3
- Компетентностно-ориентированное обучение экологии в системе дополнительного образования………………………………………… 5
- Список использованной литературы…………………………………. 8
- Компетентностно-ориентированное обучение в системе дополнительного образования.
Дополнительное образование предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования, его углубления, совершенствования, в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни.
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования и др. В связи с этим, реализация компетентностно-ориентированного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается ребёнок. В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Причем, источник может быть даже более значимый, чем школьное образование.
Характеристики компетентностно-ориентированного обучения:
1. Усиление личностной направленности образования, что проявляется в обеспечении активности учащихся в образовательном процессе, увеличении возможностей выбора.
2. Развивающая направленность и построение возрастосообразного образования. Цель развивающего образования – личностное развитие, реальное продвижение. Знания, умения и навыки выступают не целью, а средством в процессе развития ребенка.
3. Требование научить решать социально и личностно значимые проблемы и жизненно важные задачи в каждом возрасте, которое реализуется путем: освоения новых видов деятельности, в рамках которых обучаемые могут самостоятельно решать проблемы; освоения новых способов решения проблем в различных видах деятельности.
4. Ориентация на саморазвитие личности, которое базируется на постулатах: осознании самоценности каждой личности, ее уникальности; неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, в том числе ее творческого саморазвития; приоритете внутренней свободы – свободы для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней.
Необходимость введения компетентностного-ориентированного подхода в образовательный процесс УДОД:
1. Пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, ибо все учащиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области.
2. Переформулировка целей образования: на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения.
3. Изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов; в качестве ведущего дидактического средства предлагается использование метода проектов.
4.Отказ от традиционных процедур оценивания учащихся и образовательных программ.
Сущностные признаки компетентности:
1. Постоянно изменяются (с изменением мира, с изменением требований к «успешному взрослому»);
2. Ориентированы на будущее (проявляются в возможностях организовать свое образование, опираясь на собственные способности, с учетом требований будущего);
3. Имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);
4. Пpоявляются в умении осуществлять выбор исходя из знания Себя в конкретной ситуации;
5. Проявляются в мотивации на непрерывную самообразовательную деятельность.
Универсальной компетентностью, на которой базируются достижение ключевых компетентностей во всех сферах самоопределения человека является информационная. Она является основой интеграции всех компетентностей, обеспечивает профессиональную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации.
В состав информационной компетентности входят обобщенные, универсальные умения, обладающие свойством широкого переноса. Это те умения, которые учащиеся могут использовать при решении широкого круга задач не только в рамках одного предмета, но и на уроках по другим предметам, а также в разнообразной практической деятельности. Информационная компетентность помогает ребенку обучаться, позволяет выпускникам стать более гибкими, соответствовать запросу работодателей; помогает быть более успешным в дальнейшей жизни.
Переориентация общего образования от «знаниевого» подхода к определению целей и оценке его результатов, к подходу, основанному на оценке значимости получаемого образования для развития личности, ее социализации и самореализации изменяет принципы организации образовательного процесса.
Направления обновления дополнительного образования с позиций компетентностного подхода:
1. Пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, так как все ученики могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно учителю нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успехов той или иной сфере деятельности;
2. Изменение технологий, методов и форм обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов;
3. Изменение позиции учителя, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации;
4. Создание открытого образовательного пространства, позволяющего каждому выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным потребностям.
В соответствии с логикой выделенных образовательных областей, с ориентацией на ценности, характерные для каждого возраста школьников могут быть выделены следующие компетентности:
- ценностно-смысловая;
- общекультурная;
- учебно-познавательная;
- коммуникативная;
- социально-трудовая;
-личностного самосовершенствования
Формы проявления компетентностей достаточно многообразны, так как связаны с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Выделение указанных компетентностей носит условный характер. Все виды компетентностей необходимы и самоценны, в процессе взросления человека они обогащаются, взаимодействуют между собой. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных компетентностей для реализации на разных уровнях.
- Компетентностно-ориентированное обучение экологии в системе дополнительного образования
Современные условия диктуют необходимость воспитания новых людей, обладающих чувством ответственности, и благоразумного отношения друг к другу и среде своего обитания. Сегодня необходимо искать пути более эффективной социализации подрастающего поколения, поскольку деятельность нынешних школьников определяет «вектор будущего мирового сообщества».
Эффективная реализация научного потенциала на занятиях естественно – биологического цикла в целом, и на занятиях экологического объединения в частности, способствует использованию идей компетентностного подхода, выраженного в компетентностно – ориентированном экологическом образовании. Компетентностно-ориентированное обучение решает задачи по внедрению в учебно – воспитательный процесс продуктивных форм и методов мотивации при изучении предметов данного направления. Идеи компетентностно – ориентированного образования на занятиях детского экологического объединения позволяет педагогу создать условия для привития опыта познавательной деятельности, осуществления творческой деятельности, которые в современной литературе носят название компетентность.
Внедрение идей компетентностно – ориентированного экологического образования на занятиях позволяет педагогу решать ключевые проблемы в работе с детьми первого, второго и третьего года обучения:
- сохранение здоровья и обеспечение успешности каждого воспитанника на основе оптимизации социального пространства занятия;
- создание условий для привития опыта учебно – практической самостоятельности и личной ответственности, навыков образовательного самоопределения, самореализации.
Использование идей компетентностно – ориентированного образования обеспечивает реализацию основных принципов развивающего обучения, которая выделяет в структуре занятия 4 основных компонента:
- поставку учебной задачи;
- учебные действия;
- действия контроля и оценки.
Организации работы школьников по следующей схеме построения образовательно - воспитательного пространства на занятиях позволяет формировать базовые навыки деятельности по предмету экология:
– это пространство подготовки, представленное разнообразием форм, методов и средств деятельности (КТД, создание разных видов проектов, результаты самостоятельной и практической работы);
- это пространство опыта (момент предъявления воспитанником своего результата, продукта своей деятельности на НПК, конкурсах экологической направленности).
Выше обозначенные приемы и методы обеспечивают насыщенность и многообразие образовательной среды. Внедрение идей компетентностно – ориентированного образования на занятиях экологического объединения способствуют также созданию ситуации успеха через введение элементов индивидуализированного обучения на основе вариативности домашних заданий, учитывающих уровень потребностей, интересов, способностей и возможностей воспитанников. Поэтому образовательно - воспитательный процесс протекает в условиях мотивированного управления самостоятельной учебно – познавательной деятельностью воспитанников, что существенно меняет роль как педагога, так и воспитанников, так как в этом случае именно им принадлежит инициатива в определении содержания самостоятельной работы на занятии. При компетентностно – ориентированном образовании дети получают опыт участия в дискуссиях, осмыслении и планировании собственной деятельности при изучении более глубоких и сложных вопросов по экологии. Компетентностно – ориентированное экологическое образование создает условия для самообучения, как одного из ведущих принципов образовательно - воспитательного процесса. Современным школьникам необходимы навыки социальной адаптации, что предопределяет активное внедрение проектных, исследовательских методов и средств обучения, которые помогают обучающимся в их самоутверждении, самоизменении. Групповая форма работы на занятиях решает многие вопросы, связанные с вопросами межличностного взаимодействия обучающихся и помогает им овладеть новыми способами в установлении контактов между собой. В процессе такой работы воспитанники учатся понимать друг друга, высказывать и отстаивать свою точку зрения, но и, самое важное, они учатся слушать и слышать, оценивать. При выполнении индивидуального задания необходимо обучать детей оценивать самих себя, друг друга. Совместная групповая деятельность способствует воспитанию объективности, доброжелательности и ответственности за учебные достижения. В данном взаимодействии дети приобретают опыт социальных отношений, наращивают предметные компетентности. На основе оптимального сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы на занятиях создается ситуация успеха, которая обеспечивает эффективную мотивацию для превращения предметных знаний по экологии в универсальные средства решения учебно – познавательных задач.
Приобретаемые теоретические знания на занятиях детского экологического объединения закрепляются практическими исследованиями и природоохранными проектами. При этом проявляется осознание посильного вклада каждого воспитанника в сохранение биологического разнообразия природы родного села, формируется потребность постоянной заботы, положительных, целесообразных действий с природой.
Список использованной литературы:
1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ВЛАДОС, 2002.
2. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования» (в условиях школы надомного обучения)
Проблема здоровьесбережения детей во время обучения названа одной из основных проблем образовательного процесса. Вопрос ...
Путешествие в прошлое Земли. Итоговое занятие в системе дополнительного образования детей творческого объединения "Игровая экология"
Данная методическая разработка итогового занятия расчитана на 2 академических часа. Занятие может проводится в режиме годового обощения материала и (или) итогового контроля.Путешествие в про...
"Основные методы преподавания экологии в системе дополнительного образования"
В своей статье я посторалась освятить все стороны своей деятельности при занятиях экологией с детьми. Я поделилась опытом работы и думаю, что он сможет быть полезным педагогам, посвятившим себя изучен...
Путешествие по сказочной планете. Занятие по промежуточной аттестации в системе дополнительного образования обучающихся творческого объединения "Игровая экология"
Занятие в системе дополнительного образования творческого объединения "Игровая экология" раскрывает тему "Путешествие по сказочной планете". Ребята узнают как природа может показать и "рассказат...
Новые технологи в обучении краеведению в системе дополнительного образования
Какие методы и формы целесообразно применять в краеведческой работе? Как сделать краеведение интересным и нужным нынешним школьникам? Необходимо ли изменение и преобразование консервативных методов,...
Новые технологии в обучении краеведения в системе дополнительного образования / БелИРО.Материалы научно -практической конференции с международным участием. Белгород,2015
Практика изучения истории родного края (краеведение) показала, что обучающиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации как старыми проверенными методами, так и новыми. Краевед...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...