Новые технологии в обучении краеведения в системе дополнительного образования / БелИРО.Материалы научно -практической конференции с международным участием. Белгород,2015
статья
Практика изучения истории родного края (краеведение) показала, что обучающиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации как старыми проверенными методами, так и новыми. Краеведение подразумевает работу в первую очередь практическую работу. Как правило, изучая историю своего края в рамках школьной программы школьники получают лишь часть знаний. Поэтому необходимо найти такие источники получения знаний, которые будут интересны детям. Такими источниками могут стать исследование, проектная деятельность, компьютерные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ КРАЕВЕДЕНИЮ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В. А. Сухомлинский
В настоящее время краеведение рассматривается как самостоятельная комплексная научная дисциплина, средство образования и воспитания подрастающего поколения, которым предстоит жить и работать на территории, изучаемой краеведением. В этом смысле краеведение и наука, и практика, и способ преобразования края. Единство достигается при правильной организации краеведческого образования, что требует разработку концептуальных оснований его модели, основные элементы которой будут использованы в образовательной деятельности.
Не следует отказываться от консервативного обучения. Получение знаний путём общения педагога и детей с использованием диалога и монолога, с применением наглядного материала даёт возможность обучающимся получить минимум краеведческих знаний, которые в будущем будут пополняться и обновляться уже самостоятельно каждым.
Для развития краеведения необходимо наличие трех составляющих:
- краеведение, как основа исследовательской деятельности в выстраивании целостной картины современного мира на деталях прошлого и настоящего;
- информационные технологии, как инструмент предания формы и содержания предмета исследования, а так же его популяризации и реализации в больших масштабах;
- туризм, экскурсии как формы обучения и воспитания в реальной системе координат, когда каждый может на себе прочувствовать, увидеть, осознать условия, при которых проходили те или иные события и не теряться в абстрактных представлениях, а мыслить предметно-образно.
Какие методы и формы целесообразно применять в краеведческой работе? Как сделать краеведение интересным и нужным нынешним школьникам? Необходимо ли изменение и преобразование консервативных методов, и применение новых форм, методов, технологий? [1]
Практика изучения истории родного края (краеведение) показала, что обучающиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации как старыми проверенными методами, так и новыми. Краеведение подразумевает работу в первую очередь практическую работу. Как правило, изучая историю своего края в рамках школьной программы школьники получают лишь часть знаний. Поэтому необходимо найти такие источники получения знаний, которые будут интересны детям. Такими источниками могут стать исследование, проектная деятельность, компьютерные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии на занятиях краеведения – это интенсификация обучения, создание условий для саморазвития личности обучающихся. Использование данных технологий позволяет:
- обеспечить учащимся максимальный доступ к наглядной и чётко систематизированной учебной информации и создать условия для её успешного усвоения;
- способствовать развитию самостоятельности и творческой активности обучающихся;
- совершенствовать информационную культуру и коммуникативные компетенции обучающихся.
Во время занятия можно использовать яндекс-панораму, которая позволяет совершать виртуальные прогулки, закрепляя пройденный материал. На этапе первичного закрепления используем электронные обучающие тесты. Важную роль в активизации обучающихся на занятиях играют мультимедийные презентации, которые повышают эффективность усвоения учебного материала, предоставляют неограниченные возможности для творческой деятельности как педагога, так и обучающихся, возможность сотрудничать и развиваться, а, главное, повышают интерес детей к исследовательской деятельности, к изучению истории, культуры родного края, города.
Научно-исследовательская работа – наиболее продуктивный метод изучения истории родного края. Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащегося, направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Это не только теоретическая, а в большей степени практическая часть. Исследовательская работа в краеведении строится на чётком понимании исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для научно-исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников.
Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции. Изучение истории родного края переплетается с историей родного города, семьи, окружающих людей. Необходимо показать исследователю, как переплетается история родного края с историей страны. Это задача педагога, который в исследовании должен быть направляющей стороной, соискателем, соавтором. Если научно-исследовательская работа учащегося оригинальна или высокой степени новизна, она может стать достоянием общественности. Обеспечивают выход на общественный уровень, т.е. за пределы учебного заведения, различные итоговые формы работы по избранной теме: выступление на конференциях, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности, выход в интернет. Всё это делает исследование продуктивным, заинтересовывает учащегося в дальнейшем продолжении поиска и осмысления выбранной проблемы, активизирует познавательную деятельность, развивает креативное мышление, интерес к краеведческой работе.
Проектная деятельность. Метод проектов направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся, что важно в изучении истории родного края. При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа обучающиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные результаты, готовые к внедрению. В современном мире технологий результат метода проектов может быть таким: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка творческих работ, организация музейного уголка. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод предполагает решение проблемы, предусматривающей использовать разнообразные методы обучения, техники и технологии. Главным аспектом проектной деятельности является выбор темы проекта. Она связана с историей, культурой города, семьи, развитие и реклама декоративно-прикладного искусства малой родины, жизнь замечательных людей – земляков. Итогом могут стать выпуск книги «Родное Белогорье», постановка сценок из жизни людей данной местности, обрядовые праздники, фотоальбомы, фильмы, конференции.
Особое место занимает экскурсионная работа. Краеведение основывается на получении и применении знаний, умений и навыков не только в кабинете, но обязательно на экскурсиях, которые направлены на получение знаний, умений и навыков, приобщение учащихся к истории, культуре, воспитание любви и гордости за вклад малой родины в историю страны. Экскурсионная работа должна быть тщательно подготовлена и спланирована. Каждая экскурсия должна преследовать определённые цели и задачи, носить обучающий, развивающий и воспитательный характер. Краеведы много путешествуют: музеи, выставки, обзорная экскурсия по городу, экскурсии за пределы города, области. Они должны как можно больше увидеть, узнать. И, конечно, большое желание попробовать себя в роли экскурсовода.
Так творческим объединением «Юный экскурсовод» разработаны и проведены экскурсии: Храм-часовня Святителя Иоасафа. Пещерка, Обретение утраченных Святынь, Одна Победа. Экскурсии проводятся как на русском, так и на английском языках. Категория экскурсантов самая разнообразная: учащиеся школ, гимназий, лицеев, иностранные студенты. Экскурсии, проводимые юными экскурсоводами, интересны для школьников. Это рассказ, беседа об истории, культуре, Православная история и культура Белгородчины, Белгорода. Экскурсоводы овладевают экскурсионными универсальными знаниями и умениями, методикой проведения экскурсии. Как правило, это интеллектуальные, креативные ребята. Тем более создаются возможности для широких коммуникативно-творческих контактов детей и взрослого населения (родителей, студентов ВУЗов, иностранных туристов). Встречи с иностранными студентами обогащают обучающихся знаниями о других континентах, странах, мировых достопримечательностях, способствуют дружеским связям.
Кроме того, итогом экскурсий могут стать дневники юных экскурсоводов, выставки рисунков, сочинения, эссе, презентации, участие в краеведческих конкурсах
Положительные тенденции современного образования, такие как: ИКТ, большое количество учебной литературы, обучающих компьютерных программ, разнообразие исторической научной и научно-популярной литературы создают возможность организовать полноценное обучение краеведению в дополнительном образовании.
Краеведение – узкий пласт знаний о малой родине, который в современном образовательном процессе набирает методологический аппарат, путем проб и ошибок, оставляя те методы, формы, приёмы, технологии, которые более приемлемы для получения и приобретения учащимися знаний по истории и культуре родного края, Белогорья.
Литература
- Сидорова, А.Д. Использование различных методов и форм в изучении краеведения / А.Д. Сидорова. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/532557/
- Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ozhegov.org/words/13495.shtml.
- Интернет ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/30/picture-1005217-1522401490.jpg)
Программа научно-практической конференции с международным участием. Участие с докладом Ивановой О.В.
Программа научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»18 февра...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/30/picture-1005217-1522401490.jpg)
Участие с докладом в научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Программа научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/04/picture-517006-1728022729.jpg)
Статьи в сборниках по итогам ежегодной Всероссийской научно - практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий» в Научной Электронной Библиотеке - elibrary.ru
Публикации: "Проблемно- проектный подход в обучении: взаимодействие учителя и ученика, 2013; «Интеграция проблемного и информационного подходов в обучении на уроках английского языка»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/04/picture-1160015-1567617076.jpg)
Новые технологи в обучении краеведению в системе дополнительного образования
Какие методы и формы целесообразно применять в краеведческой работе? Как сделать краеведение интересным и нужным нынешним школьникам? Необходимо ли изменение и преобразование консервативных методов,...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/26/picture-964725-1509048566.jpg)
Публикация: Современные векторы образования: теория и практика. Статьи и материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием): 24 декабря 2019 г.; г. Коломна / Под общей редакцией: дпн, проф. С.А. Ермолаевой.
Статья "Психолого - педагогическое сопровождение приемных семей с ОВЗ",стр. 200...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/07/picture-808573-1615144394.jpg)
Участие во Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ СОЦИУМА»доклад на тему: «Специфика организации певческого музицирования на уроках с детьми дошкольного возраста»
Пение – это один из самых любимых детьми видов деятельности. Благодаря слову, песня становится доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Исходя из своего педагогиче...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1111935-1549277002.jpg)
Сборник научных материалов конференции по итогам I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ, МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРО
Сборник включает статьи участников I Всеросийской (национальной) научнопрактической конференции с международным участием «Инновационные технологии в науке: управление качеством, метрологическое ...