Активизация познавательной деятельности (изо)
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗО
Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью: готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных видах деятельности и отвечает современным требованиям, направленным на воспитание конкурентно-способной личности.
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является развитие познавательной активности учащихся. Возросшие требования к учебно-воспитательной работе, выдвигаемые перед школой, с одной стороны, сдвиги в общем развитии детей (физическом и умственном), с другой, заставляют искать новые формы работы с детьми по изобразительному искусству. Как известно, сейчас отмечается более быстрый темп формирования у детей знаний и представлений о действительности, в значительной мере эти изменения объясняются повышением общего материального уровня жизни в стране, развитием техники, оказывающей большое влияние на все стороны жизни общества, в том числе и на поток информации, приобретающий все более массовый характер. Сейчас, уже недостаточно научить детей грамотно рисовать, большое внимание уделяется развитию творчества на уроках изобразительного искусства, поощряется проявление самостоятельности по отношению к своей работе.
Для активизации познавательной деятельности учащихся я использую на уроках следующие технологии преподавания:
- систему учебно-творческих заданий, используя личностно ориентированный подход к учащимся.
- дидактические игры, театрализованный подход, тесты, поиск дополнительного занимательного материала и т.п.
- систему межпредметных связей, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Включение в программу национально-регионального компонента позволяет приобщить учащихся к истории своего края, способствует внедрению исследовательского метода обучения.
Разнообразие материалов и техники будят творческую инициативу, развивают фантазию и воображение учащихся. Не обладая достаточными навыками, подростки обычно не удовлетворяются своими слабыми рисунками и постепенно утрачивают интерес к изобразительному искусству. При выполнении же довольно сложных и нестандартных работ с использованием различных материалов, учащиеся начинают с увлечением заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате повышается мотивация учащихся, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, учащиеся становятся более активными.
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Познавательная активность школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Одно из важных условий успешного развития познавательной активности – разнообразие и вариативность работы с детьми на уроках. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Основная задача изобразительной или художественно-творческой деятельности заключается в том, чтобы развить эстетические чувства, представления и взгляды на мир и научить детей смело выражать то, что он чувствует изобразительными средствами.
К формам организации учебно-познавательной деятельности относится система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и фронтальной работы.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Для достижения наилучших результатов в обучении изобразительному искусству использую: творческие задания, работу в группах, дидактические игры. Использование разнообразных форм работы позволяет избежать однообразия и монотонности в проведении уроков, поддерживать интерес к изобразительному искусству и, соответственно, положительную мотивацию к обучению.
Решение кроссвордов, ребусов, занимательных задач, активизирует мыслительную и познавательную деятельность учащихся.
Экскурсии имеют учебно-познавательное и большое воспитательное значение. Живое общение с природой стимулирует познавательную активность учащихся к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию и любви к родному краю.
Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные “путешествия”, в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют сделать обучение интересным и разнообразным по форме. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках изобразительного искусства позволяет:
- расширять виды учебной деятельности для учащихся
- использовать на уроке современные технические средства
- активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика,
- создавать эмоциональный настрой, что положительно сказывается на развитии художественного творчества.
В рамках работы над методической темой “Развитие творческих способностей учащихся как фактор социализации личности” я разработала
- компьютерные презентации
- тесты
- наглядный материал
- раздаточный материал
- дидактический материал.
От уровня развития активно-познавательной деятельности учащегося зависит умение не только воспроизводить полученные знания, но и умение оперировать, применять их в практической деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат.
Один из принципов, способствующий развитию активной познавательной деятельности – принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создается такая проблемная ситуация, для выхода из которой учащимся не хватает имеющихся знаний, и они вынуждены активно формировать новые знания с помощью учителя и одноклассников, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащиеся получают новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.
Не менее важным при организации познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. В процессе обучения учащиеся могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями, анализируют и обобщают факты, информацию; творчески подходят к использованию этих знаний.
Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер. Процесс изучения проблемы должен носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности.
Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Основой обучения является развитие пространственного мышления учащихся, формирование их творческой, познавательной и художественно-конструкторской деятельности, самостоятельного подхода в решении различных задач. Как эффективное средство связи теории с практикой используются графические и практические работы, связанные с элементами дизайна. Изобразительное творчество находит выражение в различных материалах и техниках.
Учащиеся нашей школы принимают участие в выставочной деятельности. Добиваются высоких результатов, являются победителями и дипломантами конкурсов изобразительного искусства не только на муниципальном, но и на областном и даже международном, уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_pozn._deyat._izo.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗО
Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью: готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных видах деятельности и отвечает современным требованиям, направленным на воспитание конкурентно-способной личности.
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является развитие познавательной активности учащихся. Возросшие требования к учебно-воспитательной работе, выдвигаемые перед школой, с одной стороны, сдвиги в общем развитии детей (физическом и умственном), с другой, заставляют искать новые формы работы с детьми по изобразительному искусству. Как известно, сейчас отмечается более быстрый темп формирования у детей знаний и представлений о действительности, в значительной мере эти изменения объясняются повышением общего материального уровня жизни в стране, развитием техники, оказывающей большое влияние на все стороны жизни общества, в том числе и на поток информации, приобретающий все более массовый характер. Сейчас, уже недостаточно научить детей грамотно рисовать, большое внимание уделяется развитию творчества на уроках изобразительного искусства, поощряется проявление самостоятельности по отношению к своей работе.
Для активизации познавательной деятельности учащихся я использую на уроках следующие технологии преподавания:
- систему учебно-творческих заданий, используя личностно ориентированный подход к учащимся.
- дидактические игры, театрализованный подход, тесты, поиск дополнительного занимательного материала и т.п.
- систему межпредметных связей, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Включение в программу национально-регионального компонента позволяет приобщить учащихся к истории своего края, способствует внедрению исследовательского метода обучения.
Разнообразие материалов и техники будят творческую инициативу, развивают фантазию и воображение учащихся. Не обладая достаточными навыками, подростки обычно не удовлетворяются своими слабыми рисунками и постепенно утрачивают интерес к изобразительному искусству. При выполнении же довольно сложных и нестандартных работ с использованием различных материалов, учащиеся начинают с увлечением заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате повышается мотивация учащихся, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, учащиеся становятся более активными.
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Познавательная активность школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Одно из важных условий успешного развития познавательной активности – разнообразие и вариативность работы с детьми на уроках. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Основная задача изобразительной или художественно-творческой деятельности заключается в том, чтобы развить эстетические чувства, представления и взгляды на мир и научить детей смело выражать то, что он чувствует изобразительными средствами.
К формам организации учебно-познавательной деятельности относится система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и фронтальной работы.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Для достижения наилучших результатов в обучении изобразительному искусству использую: творческие задания, работу в группах, дидактические игры. Использование разнообразных форм работы позволяет избежать однообразия и монотонности в проведении уроков, поддерживать интерес к изобразительному искусству и, соответственно, положительную мотивацию к обучению.
Решение кроссвордов, ребусов, занимательных задач, активизирует мыслительную и познавательную деятельность учащихся.
Экскурсии имеют учебно-познавательное и большое воспитательное значение. Живое общение с природой стимулирует познавательную активность учащихся к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию и любви к родному краю.
Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные “путешествия”, в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют сделать обучение интересным и разнообразным по форме. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках изобразительного искусства позволяет:
- расширять виды учебной деятельности для учащихся
- использовать на уроке современные технические средства
- активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика,
- создавать эмоциональный настрой, что положительно сказывается на развитии художественного творчества.
В рамках работы над методической темой “Развитие творческих способностей учащихся как фактор социализации личности” я разработала
- компьютерные презентации
- тесты
- наглядный материал
- раздаточный материал
- дидактический материал.
От уровня развития активно-познавательной деятельности учащегося зависит умение не только воспроизводить полученные знания, но и умение оперировать, применять их в практической деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат.
Один из принципов, способствующий развитию активной познавательной деятельности – принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создается такая проблемная ситуация, для выхода из которой учащимся не хватает имеющихся знаний, и они вынуждены активно формировать новые знания с помощью учителя и одноклассников, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащиеся получают новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.
Не менее важным при организации познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. В процессе обучения учащиеся могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями, анализируют и обобщают факты, информацию; творчески подходят к использованию этих знаний.
Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер. Процесс изучения проблемы должен носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности.
Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Основой обучения является развитие пространственного мышления учащихся, формирование их творческой, познавательной и художественно-конструкторской деятельности, самостоятельного подхода в решении различных задач. Как эффективное средство связи теории с практикой используются графические и практические работы, связанные с элементами дизайна. Изобразительное творчество находит выражение в различных материалах и техниках.
Учащиеся нашей школы принимают участие в выставочной деятельности. Добиваются высоких результатов, являются победителями и дипломантами конкурсов изобразительного искусства не только на муниципальном, но и на областном и даже международном, уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Е.А.Худикова. Активизация познавательной деятельности школьников при обучении математике
Исходной позицией формирования творческой активности и умственной самостоятельности является воспитание внимания учащихся на основе пробуждения у них познавательного интереса. ...
Активизация познавательной деятельности на уроках информатики
интегрированные уроки...
Статья "О некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка."
Методы творческого обучения на уроках русского языка....
ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках английского языка (5 класс)
Использование ИКТ для эффективного обучения в режиме сотрудничества учитель-ученик...
Активизации познавательной деятельности на уроке физики.
Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно физический опыт, рисунок, модель, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей,...
"Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей во время самоподготовки, в условиях социально--реабилитационного центра"
Актуальность этой темы в том, как достичь оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его здоровья.Рассмотрим все методы и приемы при помощи которых достигаются положительные результат...
Особенности дидактических методов и приемов для активизации запоминания учащимися сложной терминологии в специальных (коррекционных) классах
Работа посвящена проблеме запоминания учащимися коррекционных классов сложной терминологии. В ней раскрыты возможности использования различных методов, приемов и дидактического материала на уроках с ц...