Активизации познавательной деятельности на уроке физики.
материал по физике на тему
Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно физический опыт, рисунок, модель, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Активизации познавательной деятельности на уроке физики.
Учитель физики МОУ
«СОШ № 27 с углубленным изучением
отдельных предметов»
Карбовская Анна Александровна
В соответствии с приоритетным проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Таким образом, применение их на уроке не является сегодня экзотикой, и, наверное, впервые техническое оборудование школ в целом и физического кабинета в частности осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса. Речь идет не о нехватке готовых дисков в магазинах, а о готовности учителя применить все имеющиеся возможности для обучения на уроке.
Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений.
Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.
Использование презентационных материалов на уроках физики помогает:
рационализировать формы преподнесения информации (экономии времени на уроке);
повысить степень наглядности;
получить быструю обратную связь;
отвечать научным и культурным интересам и запросам учащихся;
создать эмоциональное отношение к учебной информации;
активизировать познавательную деятельность учащихся.
реализовать принципы индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На школьном уроке целью презентации может быть:
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения учителем нового материала;
- первичное закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний.
Рассмотрим первый вариант подробнее.
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком из учебника, требующим комментария и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т.к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдет в русле «угадай следующий слайд-ответ».
Над этой проблемой работаю давно. Накопился некоторый опыт, который хочу представить вам в виде презентаций.
Применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету; использование компьютера позволяет усилить мотивацию учения. Ученики становятся более самостоятельными, коммуникабельными, уверенными в себе. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника. Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно модель, физический опыт, рисунок, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений.
Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.
На школьном уроке целью презентации может быть: -актуализация знаний; - сопровождение объяснения учителем нового материала; - первичное закрепление знаний; - обобщение и систематизация знаний .
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста.
Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком из учебника, требующим комментария и т.д.
Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память.
На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т.к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдет в русле «угадай следующий слайд-ответ».
Фронтальный опрос Как определить массу тела? Что характеризует масса? В каких единицах измеряется масса? Как найти объем прямоугольного параллелепипеда? Как найти объем тела неправильной формы?
Рис. 3 Рис. 2 Рис.1 Что общего и чем отличаются рисунки 1, 2 и 3? Дайте обоснование вашего ответа с физической точки зрения. Подумай и ответь
Устные задачи на перевод единиц измерения в СИ 100 г = 0,45т = 4,5 т = 450 г = 450ц = 4,5 ц = Подумай и ответь 0,1 кг 4 500 кг 0,45 кг 45 00кг 450 кг 45 000кг
Что общего и чем отличаются приборы, изображённые на рисунках? 1 2 3 4 Подумай и ответь. Подумай и ответь
Что общего и чем отличаются данные цилиндры друг от друга? Подумай и ответь
Что общего и чем отличаются маленькие цилиндры друг от друга? Подумай и ответь
Повторяя вопрос "Строение атома", можно использовать стихотворение "Дом, который построил атом", подобное известному произведению детского писателя С.Я.Маршака.
"Дом, который построил атом" Это тучка, которая может пролиться И ручеек вновь зажурчит. А снеговик довольный стоит. Все это …..ТЕЛА , которые построила – …..ВОДА А это вода, которая в колбе хранится, Но формой она может измениться. В стакане, кастрюле, и в чашке, И в вазе непрерывно в беспорядке движутся... . А это молекула беспокойная- Из трех атомов состоящая: Два….. ВОДОРОДА да плюс ….КИСЛОРОД, И снова водица повсюду польет. А это последняя комната дома, Здесь все нам знакомо:…… ПРОТОНЫ, НЕЙТРОНЫ и ЭЛЕКТРОНЫ, ОРБИТЫ по кругу. А все это - дом, который построил ……АТОМ.
Чтобы лучше повторить, Надо нам кроссворд решить. Отгадаем все заданья! Начинаем состязанье! 2 1 3 7 5 4 6 1. ЭТО ТО ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ ВСЕ ТЕЛА. 2. ДЛИНА, ПЛОЩАДЬ, ОБЪЕМ, ТЕМПЕРАТУРА - КАК ИХ НАЗЫВАЮТ В ФИЗИКЕ? 3. ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА, КОТОРУЮ ИЗМЕРЯЮТ С ПОМОЩЬЮ ЛИНЕЙКИ. 4. ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ. 5. ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЙ 6. ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВ. 7. ЛЮБОЙ ПРЕДМЕТ, РАССМАТРИВАЕМЫЙ ФИЗИКОЙ. Тему повторив немножко, Дальше топаем дорожкой А теперь мы отдыхаем И всем классом поиграем далее
Можно использовать кратковременные тесты с выбором ответов
Проверь себя! тело вещество тело тело тело тело тело вещество вещество вещество вещество вещество стекло снег снежинка дальше
Проверим? Эти тела имеют одинаковую(ый): форму объем форму объем форму и объем форму и объем ИДЕМ ДАЛЬШЕ? ЖМИ!
Проверь себя! 100 150 200 250 мл 10 30 50 70 100 200 300 400 ° С мл Цена деления равна Определи цену деления Цена деления равна Цена деления равна 2 мл 5 мл 2 ° С 10 мл 15 мл 25 мл 10 мл 25 ° С 20 ° С выбери ответ дальше
Потренируемся? 0 100 150 200 мл 0 100 150 200 мл 0 100 200 300 мл 0 100 200 300 мл Объем тела равен: 160 мл 200 мл 100 мл 30 мл 35 мл 40 мл Объем тела равен: 0 10 20 30 мл 0 10 20 30 мл Объем тела равен: 10 мл 15 мл 20 мл Определи объем тела и выбери правильный ответ далее
Анимационные слайды – вызывают интерес и оживляют опрос.
Солнце светит в вышине, хорошо лежать на дне. Только якорь мне мешает, а такое ли бывает ? ?
Кто решит известный спор, Почему плывет линкор, Но потонет гвоздик малый, Хоть из того же он металла ? ? меню
? Ясно вы сказать могли бы, Я хотел бы очень знать, Почему живую рыбу Очень трудно удержать ? меню
Вот огурчики в банке все солёными стали, Ведь росли они на грядке, Как же соль в них попала ? ? Несомненно, это диффузии явление. ответ меню
Какой закон и кем был открыт при таких обстоятельствах ? ? меню
Какой закон и кем был открыт при таких обстоятельствах ? Эврика ? меню
Какой закон и кем был открыт при таких обстоятельствах ? ? меню
Я давно сижу на диете! Я знаю почему я перевесил, а, вы ? ? меню
Как называется след, который оставляет зайчик ? ? меню
? ответ меню
ответ ? меню
Задачник по теме: «Давление» Можно подготовить ряд слайдов в виде иллюстрированного задачника по теме прошлого урока
Объясните, кто оказывает наибольшее давление на поверхность? Почему?
Для чего у некоторых животных имеются заострённые части тела?
Объясните, какому животному легче ходить по пустыне? Почему?
Почему иглы у шприцов делают острыми?
На рисунке изображена рыба пиранья. Объясните, каким образом она использует свойство давления.
Крокодил собрался пообедать. Назовите предметы и части тела крокодила, которые используют свойства давления?
Зачем на машину водитель поставил такие колеса?
Составьте задачу и объясните ее.
Составьте задачу и объясните ее.
Составьте задачу и объясните ее.
Вывод Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно модель, физический опыт, рисунок, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности на уроках физики
Доклад на августовском совещании...
Активизация познавательной деятельности на уроках химии и внеурочной деятельности.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках хими и внеурочной деятельности....
Проектная деятельность как один из методов активизации познавательной деятельности на уроках физики
Выступление на заседании методической комиссии...
" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.
Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и ...
Активизация познавательной деятельности на уроках физики
Как пробудить у учащихся тягу к знаниям? Как оживить процесс обучения? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной. Поможет решить эти вопросы при обучении физики ...
Научно - исследовательская деятельности учащихся, как условие активизации познавательной деятельности на уроках обществознания и истории.
Выступление на августовской конференции 2015 года...
Активизация познавательной деятельности на уроках физики
В материале рассмотрены приемы работы , способствующие активизациии и развитию познавательной деятельности учащихся на уроках физики...