программа "Жар- птица"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
программа "Жар- птица" , программа по ИЗО дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhar-_ptitsa.doc | 400.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Старорусского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Утверждено На педагогическом совете МАУДО «Центр детского творчества» Протокол №1 от 30.08.2017 | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАУДО «Центр детского творчества» № 47/1 от 30.08.2017 |
Дополнительная
общеразвивающая программа
«Жар- птица»
Направленность: художественная
Уровень освоения: базовый
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор программы:
педагог дополнительного образования
Егорова А.В.
г. Старая Русса
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Жар- птица» имеет художественную направленность. Программа разработана с использованием материалов по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
В основу программы заложена идея творческого труда по освоению видов и жанров изобразительного искусства. Осуществление учебно-воспитательного процесса, даёт возможность приобщить детей к активной творческой деятельности, развивает сознательный подход к выполняемой работе и стремление к творчеству.
Уровень базовый.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-14 лет
Актуальность.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать что-то новое своими силами.
Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать.
Кроме того, соприкасаясь с изучением известных произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Педагогическая целесообразность.
Данная программа позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лучшие качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие по разным обстоятельствам.
Необходимо разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиваться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Интегрированность, преемственность содержания программ, взаимосвязь с другими типами образовательных программ.
Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории развития различных видов искусств и народного художественного творчества. Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено посещение выставок и музеев с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к родной культуре и народу, любви к близким, родному очагу, любви к природе. Данная программа разработана для детей, не имеющих начальной подготовки в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Она основана на программе «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руководством Т.Я. Шпикаловой.( издательство «Просвещение» Москва 2011- 2012гг)
Новизна программы
Данная программа, включает в себя различные виды занятий и тем, которые имеют ряд преимуществ и особенностей. Так, например занятия рисования с натуры, помогают развить глазомер, чувство формы предмета, а занятия по памяти, помогают развить образное мышление и зрительную память, такие упражнения как импровизация являются прекрасной психологической разгрузкой для обучающегося. На таких занятиях можно использовать различные техники и темы, наблюдая за процессом, педагог может отмечать, чем больше всего интересуются ученики, в ходе занятий, выявляется их эмоциональное состояние, можно даже делать выводы о том, к какой профессии склоняется обучающийся.
Основу программы, составляют темы, которые позволяют дать учащимся универсальные теоретические знания о перспективе, композиции, цветоведении, и практические умения, из области изобразительной грамоты, позволяющие в дальнейшем изображать любой интересующий их объект и пространство. Содержание многих тем дает возможность выбора объекта, модели для изображения в рамках изучаемых техник и приемов. Обобщенность некоторых тем, позволяет реагировать на окружающую действительность и события в мире, в стране, в городе. Принимать участие в различных конкурсах и выставках детских рисунков. Такой подход стимулирует в обучающемся активную жизненную позицию, инициативу и смелость в творческом самовыражении.
В программе используется метод «Учимся у великих мастеров», он заключается в том, что рассматривая произведения изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура…), педагог и обучающиеся выясняют- почему данное произведение признано шедевром. Данные упражнения помогают научиться анализировать и внимательно рассматривать произведения искусства. Вызывает желание посещать музеи и выставки, смотреть документальные фильмы. Программа «Жар- птица» дает основательную базу по ИЗО и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития.
Цель.
программы - приобщение детей к истокам русской культуры, к духовным традициям.
Задачи.
Обучающие:
- углубление знаний по истории русской культуры, знаний об истории изобразительного искусства, жанрах изобразительного искусства;
- формирование представления о видах народной росписи, характерных особенностях орнамента, цветового строя;
- знакомство с основами цветоведения и построения декоративной композиции;
- формирование умения использования литературных источников, умения работы с образцами, применения полученных знаний, умений, навыков на практике.
Воспитательные:
- развитие у обучающихся гражданственности и любви к Родине через изучение художественных произведений;
- воспитание трудолюбия, бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами;
- воспитание бережного отношение к традиционной культуре, чувства любви и уважения к творчеству народных мастеров;
Развивающие:
развитие образного мышления, эстетического вкуса и чувства прекрасного;
выявление и развитие индивидуального почерка при выполнении художественной работы, творческого подхода к работе;
развитие у воспитанников самостоятельности творческой активности;
Данная программа предлагает изучение художественных произведений, ставит целый комплекс задач, направленных на решение культурной преемственности, эстетического, художественного и нравственного воспитания.
Отличительные особенности.
Образовательная программа способствует сохранению традиций Старорусского муниципального района и Новгородской области и формированию патриотического самосознания обучающихся. Отдельные разделы программы включают региональный компонент.
Вариативность содержания, возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.
. Обучение в изостудии «Жар- птица», включённое в учебно-воспитательный процесс дополнительного образования, может быть эффективным при реализации следующих условий:
- художественное творчество, как один из компонентов эстетического воспитания детей, заключающийся в формировании личностной ориентации учащихся, в нравственно-эстетической оценки действительности;
- приёмы и методы обучения применяются с учетом возрастных особенностей и индивидуальных качеств детей;
- организация учебно-воспитательного процесса происходит на основе современных технологий, знаний и интеграции разных общеобразовательных дисциплин (художественное ремесло, история художественной культуры, основы рисунка и композиции).
Сроки реализации программы и возраст обучающихся
Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 432 (по 144 часа в каждый год).
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-14 ЛЕТ.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРОСТНОЙ КАТЕОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Младший школьный возраст, как любой значимый период в жизни человека имеет свои особенности.
У младшего школьника развито положительное отношение к себе, и он уверен в своих силах, что позволяет ему проявлять эмоциональность и самостоятельность в решении бытовых и творческих задач.
В младшем школьном возрасте воображение еще слабо развито и имеет подражательный характер.
В процессе обучения, это репродуктивное мышление имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал.
С началом учебной деятельности общение ребенка становится более целенаправленным, благодаря постоянному и активному воздействию.
Cредний школьный возраст:
усиленное вниманик к собственному внутреннему миру
развитие мечтательности, сознательный уход от реальности в фантастику.
авантюризм, балансирование на «грани» в целях .самоиспытания.
утрата внешних авторитетов, опора на личный опыт
моральный критицизм, негативизм
внешние формы нарочитой неуважительности, занозчивости.
общение является одним из главных процессов. поэтому ценностью программы является получением подростка опыта проживания своего подросткового возраста, взросления. осваивая художественную программу «Жар- птица», он познает себя, учится решать свои проблемы, общаться со сверстниками, самореализовываться.
Cтарший школьный возраст:
бурный рост, развитие и перстройка организма ребенка
стремление к познанию, активность
увеличение объема памяти, избирательность внимания
формирование активного, самостоятельного, творческого мышления
нарастание способностей к абстрактному мышлению.
Формы занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – знакомство обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – знакомство детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над творческой композицией по теме. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие – строится в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения различных учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
два раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом;
(45мин.+ 45мин)
Количество занятий и учебных часов в неделю.
4занятия, 4 часа в неделю
Количество обучающихся в группах
6-10 учащихся
Особенности набора детей
Общедоступный набор.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого года обучения дети будут знать:
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
- понятие симметрии, композиции, орнамента и ритма.
- контрасты форм, а также реалистичность и декоративность.
- свойства красок и графических материалов;
- линейную и воздушную перспективы;
- понятия: живопись и графика
- понятия: сюжет композиции, линия горизонта, силуэт, нюанс и народные росписи.
- основные приёмы работы с глиной (лепка из цельно куска и др.);
уметь:
- смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
- грамотно строить сюжетную композицию и композицию натюрморта, плановость, оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- трудолюбие;
- самостоятельность;
- уверенность в своих силах.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с живописными и графическими художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу второго года обучения дети будут знать:
- контрасты и гармонию цвета;
- основы композиции (статика, динамика), линейную и воздушную перспективу;
- понятия: зодчество, архитектура;
- понятия: скульптура, керамика и рельеф;
- рефлексы и светотень;
- понятия: монотипия, коллаж и лубок;
- акварельные техники: по- сырому и др;
- жанры: марина и батальный, портрет;
- понятия: набросок, эскиз, набойка, плакат, коллаж
уметь:
- выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
- соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
- работать с натуры;
- работать в определённой гамме;
- доводить работу от наброска или эскиза до композиции;
- использовать разнообразие выразительных средств в графике и живописи (точка, линия, пятно, ритм, цвет);
- работать с глиной и бумагой в разных техниках;
у них получат развитие
общеучебные умения и личностные качества:
- умение работать в группе;
- умение уступать;
- ответственность;
- самокритичность;
- самоконтроль;
- самоанализ;
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах изобразительного искусства, научатся обращаться с живописными и графическими художественными материалами и инструментами.
К концу третьего года обучения дети будут знать:
- основы линейной и воздушной перспективы;
- основные законы композиции;
- пропорции фигуры и головы человека;
- жанры: бытовой, анималистический, интерьер и др.;
- основы цветоведения и художественный образ произведения;
- понятия: трансформация формы, канон, символ, аллегория и др.;
- понятия: ведута, анфилада;
уметь:
- работать в различных жанрах;
- выделять главное в композиции;
- передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
- сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
- строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
- объективно оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;
у них получат развитие
общеучебные умения и личностные качества:
- умение воспринимать конструктивную критику;
- способность к адекватной самооценке;
- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
- трудолюбие, упорство в достижении цели;
- взаимопомощь
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала либо письменный по терминам);
- через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Тематические тестовые материалы
для итогового контроля по каждому году обучения.
Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 5-балльной системе педагогом и приглашёнными экспертами (ведущими педагогами студии):
0-1до2 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 3 баллов – за «неполный ответ»;
от 4 до 5 баллов – за «правильный ответ».
Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся по годам обучения.
Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
Первый год обучения
Фамилия, имя ребёнка | № | Перечень вопросов | Ответы (в баллах) | Оценка | ||
Правильный ответ | Неполный ответ | Неверный ответ | ||||
1 | Какие цвета называют основными и почему? | |||||
1А | Кто открыл цветовой спектр? | |||||
1В | Какие цвета называют смешанными или составными? | |||||
2 | Какие цвета относятся к тёплой гамме? | |||||
3 | Какие цвета относятся к холодной гамме? | |||||
4 | Что такое симметрия? | |||||
5 | Что называют орнаментом? | |||||
6 | Чем отличаются предметы, изображенные на первом и втором планах? | |||||
7 | Отличия между живописью и графикой? | |||||
8 | Какое искусство называется народным? | |||||
9. | Что такое силуэт? |
Второй год обучения
Фамилия, имя ребёнка | № | Перечень вопросов | Ответы (в баллах) | Оценка | ||
Правильный ответ | Неполный ответ | Неверный ответ | ||||
1 | Назови жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт и др.). | |||||
2 | Чем отличается эскиз от наброска?. | |||||
3 | Что ты знаешь о скульптуре? | |||||
4 | Что называют рефлексами? | |||||
5 | Какие средства выразительности графики ты знаешь? | |||||
6 | Объясни понятие набойка? | |||||
7 | Что такое линия горизонта? | |||||
8 | Какое изображение называют лубком и почему ? | |||||
9. | Объясни понятие рельеф. Какие виды рельефа ты знаешь? | |||||
10 | Объясни понятия: светотень, тень, блик? |
Третий год обучения
Фамилия, имя ребёнка | № | Перечень вопросов | Ответы (в баллах) | Оценка | ||
Правильный ответ | Неполный ответ | Неверный ответ | ||||
1. | Назови известных русских художников жанров (пейзаж, портрет, натюрморт). | |||||
2. | Что называют трансформацией природной формы? | |||||
3. | Какие средства использует художник, выделяя центр композиции? | |||||
4. | Объясни понятие канон? | |||||
5. | Что называют анфиладой? | |||||
6. | Что ты знаешь о ведуте? | |||||
7. | Что называют силуэтом? | |||||
8. | Что такое художественный образ? Аллегория? | |||||
9. | Какие виды изобразительного искусства ты знаешь? | |||||
10. | Какие акварельные техники знаешь? |
Отчетные просмотры
законченных работ обучающихся
Во время отчетных просмотров по окончании каждого из трёх лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.
Специальная таблица, позволяющая фиксировать данный аспект освоения программы (табл. 1).
Таблица 1
Таблица контроля практических умений и навыков обучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года
№ | Фамилия. имя ребёнка | Раздел программы | Замечания, рекомен- дации | Оценка по 5- балльной системе | Подпись педагога | |||
Рису-нок | Живо-пись | Компо-зиция | Лепка. | |||||
Формы подведения итогов реализации программы
В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО- викторины, ИЗО- конкурсы, ИЗО- кроссворды, участие в выставках различного уровня.
Для учёта участия детей в выставках и конкурсах автором используется следующая таблица (табл. 2).
Таблица 2
Таблица учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках за 3 года обучения по программе «Жар- птица»
Фамилия, имя ребёнка | Дата | Название конкурса, выставки | Название работы (художественный материал) | Результат |
Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им образовательной программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Содержание | Количество часов | Форма контроля | ||
Теорет. | Практич. | Всего | |||
1 | Введение в программу | 2 | - | 2 | |
1.1 | Знакомство с программой. Особенности первого года обучения. | 1 | - | 1 | |
1.2 | Правила техники безопасности в изостудии. | 1 | - | 1 | |
2 | Живопись | 3 | 27 | 30 | |
2.1 | Свойства красок. | 1 | 5 | 6 | упражнения |
2.2 | Цвет и оттенки. Нюанс. | 0,5 | 5,5 | 6 | упражнения |
2.3 | Праздник народной росписи. Правила построение композиции. | 0,5 | 5,5 | 6 | Беседа упражнения |
2.4 | Декоративный натюрморт (плоскостное изображение натюрморта в котором нет объёма, нет реалистичности.) | 0,5 | 5,5 | 6 | Беседа упражнения |
2.5 | Живописный реалистичный натюрморт(изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве,) | 0,5 | 5,5 | 6 | Беседа Практическая работа |
3 | Рисунок | 3 | 27 | 30 | |
3.1 | Волшебная линия. | 1 | 5 | 6 | Беседа Практическая работа |
3.2 | Точка. | 0,5 | 1,5 | 2 | упражнения |
3.3 | Пятно. | 0,5 | 1,5 | 2 | упражнения |
3.4 | Форма. | 0,5 | 9,5 | 10 | упражнения |
3.5 | Силуэт. | 0,5 | 9,5 | 10 | Беседа Практическая работа |
4 | Декоративное рисование | 3 | 25 | 28 | |
4.1 | Симметрия. Ритм. Контраст. | 0,5 | 3,5 | 4 | Беседа Практическая работа |
4.2 | Стилизация. | 0,5 | 5,5 | 6 | Беседа Практическая работа |
4.3 | Построение декоративных узоров. | 0,5 | 5,5 | 6 | Практическая работа |
4.4 | Роспись. | 1 | 5 | 6 | Практическая работа |
4.5 | Творческая композиция. | 0,5 | 5,5 | 6 | Творческая работа |
5 | Лепка и конструирование из бумаги | 2 | 12 | 14 | |
5.1 | Работа с бумагой. | 0,5 | 3,5 | 4 | Беседа Практическая работа |
5.2 | Лепка из глины. | 0,5 | 3,5 | 6 | Практическая работа |
5.3 | Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги) Коллаж. | 1 | 5 | 4 | Практическая работа |
6 | Выразительные средства живописных и графических материалов | 2 | 20 | 22 | |
6.1 | Цветные карандаши, фломастеры, гел. ручки, мелки, и др. | 0,5 | 5,5 | 6 | Беседа Практическая работа |
6.2 | Пастель, уголь, сангина, сепия | 0,5 | 5,5 | 6 | Творческая работа |
6.3 | Акварельные краски. | 0,5 | 3,5 | 4 | Творческая работа |
6.4 | Художественная гуашь. | 0,5 | 5,5 | 6 | Творческая работа |
7 | Пленэрные зарисовки. | 12 | 12 | ||
8 | Итоговое занятие. | 1 | 3 | 4 | |
9 | Всего | 16 | 128 | 144 |
Первый год обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы.
Тема 1.2. Правила техники безопасности в изостудии.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
Раздел 2. Живопись.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира; внутреннего мира художника и его восприятия окружающей действительности.
Тема 2.1. Свойства красок.
Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных эффектов.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение тематических заданий.
Тема 2.2. Цвет и оттенки. Нюанс.
Знакомство с цветом и его оттенками. Плавные переходы цвета. Использование различных типов кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «мазок-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Праздничный букет», «Салют».
Тема 2.3. Праздник народной росписи. Правила построения композиции.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере народной росписи. Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, свойство- приближать). Особенности холодных цветов (чувство прохлады, свойство- отдалять). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память.
Тема 2.4. Декоративный натюрморт.
Ахроматический ( черный, белый, серый) Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).
Хроматический (вся цветовая палитра).
Практическое занятие. Выполнение натюрмортов на заданную тему.
Тема 2.5. Реалистичный натюрморт.
Деления цветов на насыщенные (яркие) и менее насыщенные. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Вся цветовая палитра. Выбор колорита (теплы, холодный, смешенный).
Практическое занятие. Выполнение натюрморта на заданий тему.
Раздел 3. Рисунок.
Рисунок как графический вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Тема 3.1. Волшебная линия.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, прыгучий).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».
Тема 3.2. Точка.
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши). Творчество Джорджа Сера.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Животные леса», «Волшебные поляны».
Тема 3.3. Пятно.
Пятно как средство выразительности рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
Практическое занятие. Выполнение примерного задания: «Танец бабочек».
Тема 3.4. Форма.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое занятие. Задания-игры: «Город мечта », « Фантастическое животное».
Тема 3.5. Силуэт.
Силуэт на примере композиций из животного мира и пейзажа. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного и животного мира»; пластика живой формы). Соединение черного пятна с белым фоном бумаги;
Практическое занятие. Выполнение заданий на тему.
Раздел 4. Декоративное рисование.
Декоративное рисование и его роль в развитии детей школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.
Тема 4.1. Симметрия. Ритм. Контраст.
Понятие симметрии, ритма и контраста на примерах известных произведений изобразительно искусства. Использование вертикальных и горизонтальных линий, как вспомогательных при рисовании симметричной фигуры или симметричного изображения. Развиваем глазомер.
Практическое занятие. Задания на предложенную тему.
Тема 4.2. Стилизация.
Стилизация как трансформация и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми: яркость восприятия, плоскостное изображение, двухмерность изображения. Стилизация как способ самовыражения. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (Мезенская роспись).
Практическое занятие. Выполнение элементов росписи и создание композиции.
Тема 4.3. Построение декоративных узоров.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой и человеком (песчаные рифы, рябь на воде, деревянное узорочье домов и тд.). Узоры, придуманные художником (И.Я. Билибин). Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием различных изобразительных материалов по выбору, смешанная техника.
Тема 4.4. Роспись.
Изучение элементов Городецкой росписи. Орнамент – повторение элемента или узора через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнаментальной композиции.
Практическое занятие. Выполнение заданий на тему.
Тема 4.5. Творческая композиция.
Сюжетная композиция- это история или событие рассказанное с карандашом в руке. Создать свой творческий сюжет – это достойный и уникальный труд юного художника. Работа от наброска к эскизу до завершенной композиции. Выбор плановости и изобразительных материалов, а также формата листа, самостоятельный.
Практическое занятие. Выполнение задания на тему.
Раздел 5. Лепка и конструирование из бумаги.
Лепка из глины и пластических материалов (пластилин, соленое тесто). Приемлемые способы для начинающих. Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги.
Тема 5.1. Работа с рваной бумагой.
Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.
Практическое занятие. Выполнение задания: «Лоскутный коврик».
Тема 5.2. Мозаичные, коллажные композиции из цветной бумаги.
Изучение старинных мозаик. Использование разнофактурных материалов формирует интерес у детей к древнему и современному творчеству и в развитии мелкой моторики.
Практическое занятие. Выполнение заданий на предложенную тему.
Тема 5.3. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги).
Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).
Практическое занятие. Выполнение заданий на тему.
Раздел 6. Выразительные средства графических материалов
Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.
Тема 6.1. Цветные карандаши, гелевые ручки, мелки, фломастеры.
Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практическое занятие. Выполнение заданий на тему.
Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой. Создание разнообразных линий (штрих во всем его многообразии). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (средства выразительности графики).
Практическое занятие. Выполнение заданий на тему.
Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).
Тема 6.2. Пастель, уголь, сангина, сепия.
Художественная возможность пастели, угля, сангины, сепии. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь), размывание водой (сангина, сепия).
Практическое занятие. Выполнение заданий на тему.
Тема 6.3. Акварельные краски.
Знакомство с техниками акварели: по- сырому, сухой мазок, лессировка, гризайль. Использование бумаги для акварели.
Практическое занятие. Выполнение заданий на тему.
Тема 6.4. Художественная гуашь.
Изучение гуашевой техники на бумаге различного качества и фактур: ватман, газета, обои, оберточная и др.
Раздел 7. Пленэрные зарисовки.
Пленэрные зарисовки – важный подготовительный этап в работе обучающихся, и приятный момент общения с природой, позволяющий набрать необходимое количество впечатлений и зарисовок, на основе которых создаются композиции. На фоне нашей природы необходимо освежать восприятие цвета для развития цветоощущения.
Раздел 8. Итоговое занятие
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Второй год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Теорет. | Практич. | Всего | |||
1 | Введение в программу | 2 | - | 2 | |
1.1 | Правила техники безопасности в изостудии. | 1 | - | 1 | |
1.2 | Особенности второго года обучения. | 1 | - | 1 | |
2 | Живопись. | 3 | 29 | 32 | |
2.1 | Гармония цвета в композициях. | 1 | 9 | 10 | Беседа Практическая работа |
2.2 | Лубок. | 1 | 11 | 12 | Беседа Творческая работа |
2.3 | Монотипия. | 1 | 9 | 10 | Беседа Творческая работа |
3 | Книжная графика. | 3 | 19 | 22 | |
3.1 | Набросок. | 1 | 1 | 2 | Практическая работа |
3.2 | Жанровые композиции. | 1 | 13 | 14 | Беседа Практическая работа |
3.3 | Зодчество, архитектура. | 1 | 5 | 6 | беседа |
4 | Многоликая графика | 3 | 31 | 34 | |
4.1 | Набойка. | 1 | 13 | 14 | Беседа Творческая работа |
4.2 | Плакат. | 1 | 11 | 12 | Беседа Творческая работа |
4.3 | Гризайль. | 1 | 7 | 8 | Практическая работа |
5 | Скульптура | 3 | 21 | 24 | |
5.1 | Керамика народных промыслов | 1 | 7 | 8 | Беседа Творческая работа |
5.2 | Круглая скульптура. | 1 | 11 | 12 | Творческая работа |
5.3 | Рельеф. | 1 | 3 | 4 | Беседа Практическая работа |
6 | Правила построения композиции. | 4 | 21 | 25 | |
6.1 | Линия горизонта, воздушная перспектива. Пейзаж. | 1 | 3 | 4 | Практическая работа |
6.2 | Композиционный центр. Сюжетная композиция. | 1 | 5 | 6 | Беседа Практическая работа |
6.3 | Ритм, динамика, статика. | 1 | 9 | 10 | Беседа Практическая учебная работа |
7 | Пленэрные зарисовки. | - | 6 | 6 | |
8 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 | |
Итого: | 20 | 128 | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.
Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.
Тема 1.2. Особенности второго года обучения.
Ознакомление с учебным планом второго года обучения. Знакомство с новыми темами и практическим выполнением.
Раздел 2. Живопись.
Повторение основ цветоведения.
Тема 2.1. Гармония цвета в композициях.
Цветовая гамма декоративных и реалистичных натюрмортов и портретов. Выполнение учебных и творческих изображений на основе живописных техник (акварель, гуашь). Обязательно: рефлексы, светотень, тень, блик в реалистичных изображениях.
Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Друг мой В…», «В мастерской художника».
Тема 2.2. Лубок.
Искусство яркого пятна. (относится все же к графическому искусству)
Лубок как народное искусство, созданное на основе пословиц и поговорок. Графический оттиск с доски раскрашенный красками. Создание яркой цветовой гаммы.
Практическое занятие Выполнение композиции на тему.
Тема 2.3. Монотипия.
Монотипия- изображение полученное в одном экземпляре, выполненное красками, путем отпечатывания. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна тонкой кистью, тушью.
Практическое занятие. Выполнение композиции на заданную тему.
Раздел 3.Книжная графика.
Тема 3.1. Набросок. Эскиз.
Выполнение быстрых зарисовок по воображению и с натуры.
Тема 3.2. Жанровые композиции.
Создание творческой композиции к литературным произведениям (маринистический, батальный жанры). Передать пространство и объем предметов, использовать перспективу. Изобразительный материал по выбору.
Практическое занятие. Выполнение творческой композиции на тему.
Тема 3.3. Зодчество, архитектура.
Изучение архитектурного наследия. Рисование с натуры. Рисование по памяти и воображению. Создание макета из бумаги. Обобщение и прорисовка деталей. Прошлое и современность.
Практическое занятие. Выполнение учебной и творческой композиции по теме.
Раздел 4. Многоликая графика.
Работа над графическими изображениями: набойка(рапорт), плакат, герб.
Тема 4.1. Набойка.
Понятие о виде росписи ткани. Немного истории. Изучение этнографических образцов. Выполнение элементов композиции с использованием штампов, клеше.
Практическое занятие. Выполнение творческой композиции на тему. Возможно использование трафарета.
Тема 4.2. Плакат.
Плакат как вид графического искусства. Виды плаката.
Практическое занятие. Выполнение творческого плаката на экологическую тему; работа в группах или парах по выбору.
Тема 4.3. Гризайль.
Гризайль- акварельная техника изображения одной краской.
Создание творческой композиции с использованием акварельной техники. Формат А3.
Практическое занятие. Выполнение учебного задания по теме.
Раздел 5. Скульптура.
Знакомство с видами скульптуры.
Тема 5.1. Керамика народных промыслов.
Знакомство с народной керамикой Гжели, Скопина, Дымковской игр., Филимонова, Каргополья. Изучение форм изделий и композиций, цветовой гаммы, символов.
Практическое занятие. Лепка на заданную тему.
Тема 5.2. Круглая скульптура.
Определение круглой скульптуры. Изучение представленного материала. Лепка в миниатюре. Фигура человека и животных.
Практическое занятие. Лепка по теме.
Тема 5.3. Рельеф.
Виды рельефа. Определение. Выполнение творческой работы в любом виде рельефа. Формат произвольный.
Практическое занятие. Лепка рельефной композиции по воображению.
Раздел 6. Правила построения композиции.
Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальное и горизонтальное расположение листа). Выбор формата листа.
Тема 6.1. Линия горизонта.
Что называют линией горизонта?
Низкий или высокий горизонт композиции. Влияние расположения линии горизонта на эмоциональный настрой.
Практическое занятие. Выполнение творческой композиции в жанре пейзажа. Изобразительный материал по выбору.
Тема 6.2. Композиционный центр.
Композиционный центр – это главная часть композиции. Он расположен в зависимости от замысла художника (центр или первый план, второй план или верхняя боковая часть и тп.).
Практическое занятие. Творческая композиция на свободную тему. Формат А2, изобразительный материал гуашь.
Тема 6.3. Ритм и движение.
Наглядный пример- картины художника А. Дейнеки.
Изучаем опыт, копируем фрагменты, создаем свои, делимся находками.
Практическое занятие. Выполнение работ в виде графических набросков. Формат произвольный.
Раздел 7.Пленэрные зарисовки.
Пленэр- живопись на природе.
Неотъемлемая часть творческой жизни художника.
Развивает внимательность; раскрывает творческий потенциал; дает развитие национальному пейзажу; учит любить родной край, дорожить текущим моментом; вдохновляет.
Раздел 8. Итоговое занятие.
Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования. Просмотр творческих работ обучающихся и их обсуждение.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Третий год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Теорет. | Практич. | Всего | |||
1 | Введение в программу | 2 | - | 2 | |
1.1 | Правила техники безопасности в изостудии | 1 | - | 1 | |
1.2 | Особенности третьего года обучения | 1 | - | 1 | |
2 | Трансформация | 1,5 | 6,5 | 8 | |
2.1 | Стилизация | 0,5 | 3,5 | 4 | Беседа Творческая работа |
2.2 | Художественный образ. Аллегория | 1 | 3 | 4 | Беседа Практическая работа |
3 | Натюрморт и его изобразительные возможности | 2 | 10 | 12 | |
3.1 | Натюрморт в холодной гамме | 1 | 5 | 6 | Беседа Творческая работа |
3.2 | Натюрморт в тёплой гамме | 1 | 5 | 6 | Творческая работа |
3.3 | Интерьер | 1 | 5 | 6 | Беседа Творческая работа |
4 | Фигура и портрет человека | 2 | 10 | 12 | |
4.1 | Набросок с натуры | 1 | 5 | 6 | Практическая работа |
4.2 | Фигура человека в движении | 1 | 5 | 6 | Практическая работа |
4.3 | Силуэт | 1 | 5 | 6 | Беседа Творческая работа |
5 | Национальный пейзаж. Ведута | 4 | 26 | 30 | |
5.1 | Работа на пленэре | 1 | 4 | 5 | Упражнения Практическая работа |
5.2 | Работа по воображению | 1 | 11 | 12 | Творческая работа |
5.3 | Тематический пейзаж | 1 | 11 | 12 | Беседа Творческая работа |
6 | Декоративно-прикладное искусство. Городец | 2 | 16 | 18 | |
6.1 | Особенности русских народных промыслов | 1 | 8 | 9 | Беседа упражнения |
6.2 | Декоративная композиция (витраж) | 1 | 8 | 9 | Творческая работа |
7 | Перспектива | 4 | 20 | 24 | |
7.1 | Линейная перспектива | 2 | 10 | 12 | Беседа Творческая работа |
7.2 | Воздушная перспектива | 2 | 10 | 12 | Творческая работа |
8 | Дизайн | 4 | 20 | 24 | |
8.1 | Карнавальные маски | 2 | 10 | 12 | Беседа Творческая работа |
8.2 | Фантазийные украшения, предметы | 2 | 10 | 12 | Творческая работа |
9 | Пленэрные зарисовки. | 6 | - | 6 | |
10 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | |
Итого: | 30,5 | 113,5 | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.
Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.
Тема 1.2. Особенности третьего года обучения.
Ознакомление с учебным планом работы текущего года. Просмотр летних работ. Отбор лучших рисунков для выставки.
Раздел 2. Трансформация.
Трансформация природной формы. Создание новых образов по воображению на основе реально существующих в природе.
Тема 2.1. Стилизация.
Переработка природных форм, выявление ярких признаков с помощью различных приемов.
Практическое занятие. Примерные задания: «Чудо-рыба», «Павлин».
Тема 2.2. Художественный образ. Аллегория.
Художественный образ- уникальная работа, созданная автором, на основе чувств, явлений, ощущений. Образ образа. Творческое обобщение.
Аллегория- изображение явления, идеи, образа в виде человека или животного, птицы, предмета.
Практическое занятие. Творческое задание по теме.
Раздел 3. Жанры.
Тематические сюжетные композиции выражают отношение художника к окружающему миру, событиям прошлого. Знакомство с творчеством художников бытового жанра (К. Пластов и др.), анималистического (В. Ватагин и др.) интерьерного(А. Венецианов и др.) в изобразительном искусстве.
Тема 3.1. Бытовой жанр.
Жанр изобразительного искусства, основной темой которого является изображение повседневной жизни человека во всех его многообразных проявлениях.
Практическое занятие. Выполнение учебной работы на заданную тему .
Тема 3.2. Анималистический жанр.
Жанр изобразительно искусства раскрывающий красоту животного мира. Плавность движений, разнообразие форм и цвета. Изучение пропорций.
Практическое занятие. Выполнение учебной работы на заданную тему.
Тема 3.3. Интерьер.
Классический пример изображения интерьерного жанра- картины А. Венецианова. Жанр раскрывающий домашний мир старины глубокой. Построение комнат, оформление окон, цветовая гамма стен и потолков, уют.
Анфилада- помещения расположенные на одной оси. Стиль архитектуры 17в.- Классицизм.
Практическое занятие. Выполнение учебной работы на заданную тему.
Раздел 4. Фигура и портрет человека.
Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека.
Тема 4.1. Набросок с натуры.
Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшем корректировать изображение, исправляя ошибки. Передать в быстром рисунке характерные черты натуры.
Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски, выполненные графическими изобразительными материалами», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью».
Тема 4.2. Силуэт.
История возникновения.
Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека.
Практическое занятие. Выполнение задания на тему.
Тема 4.3. Фигура человека в движении.
Изображение фигуры человека в сложных ракурсах. Конструкция фигуры, пропорции, индивидуальность.
Практическое занятие. Примерные задания: «Фигурное катание», «Спортивные соревнования».
Раздел 5. Национальный пейзаж. Ведута.
Национальный пейзаж- это реалистичное изображение с натуры(пленэр), характерное для этой земли.
Ведута- жанр европейской живописи 18в., детальное изображение повседневного городского пейзажа.
Тема 5.1. Работа на пленэре.
Выбор мотива. Составление эскизов с натуры (пастель, уголь, карандаш)
Практическое занятие. Примерные задания: зарисовки с натуры деревьев, архитектуры.
Тема 5.2. Работа по воображению.
Зарисовки пейзажных композиций с изображением фигуры человека.
Практическое занятие. Примерные задания: «На набережной», «Центр города», «Живой мост».
Тема 5.3. Тематический пейзаж.
Пейзаж называют портретом времени. Почему?
Выразить свое отношение к событиям прошлого, через призму пейзажной композиции по воображению. Формат по выбору.
Практическое занятие. Творческое задание по теме.
Раздел 6. Декоративно-прикладное искусство. Городец.
Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм.
Тема 6.1. Особенности русских народных промыслов.
Изучение элементов городецкой росписи: розан, птица, конь.
Практическое занятие. Примерное задание: «Цветущая ветка».
Тема 6.2. Декоративная композиция (витраж)
Витраж- монументальная живопись. Изображение из цветного стекла.
Знакомство с техникой витража и её особенностями.
Практическое занятие. Использование техники аппликации.
Раздел 7. Перспектива.
Перспектива- наука, позволяющая в плоскости листа показать объем и пространство.
Тема 7.1. Линейная перспектива.
Свойство линейной перспективы- наличие точки схода и линия горизонта.
Практическое занятие. Примерное задание: «Дорога уходит в даль».
Тема 7.2. Воздушная перспектива.
Воздушная перспектива характеризуется уменьшением четкости изображения по мере удаления от зрителя.
Практическое занятие. Примерное задание: «У горного озера».
Раздел 8. Дизайн.
Дизайн (или замысел) - творческая работа, создание новых идей.
Изготовление по эскизам различных объёмных композиций, используя цветную бумагу, картон, газету, ткань.
Тема 8.1. Карнавальные маски.
Знакомство с техникой «папье-маше». Создание венецианских масок.
Практическое занятие. Примерное задание: «Карнавал».
Тема 8.2. Фантазийные украшения, предметы.
Использование различных приёмов работы с плотной и рыхлой бумагой (надрезание, сгибание, склеивание, сминание) при конструировании украшений, предметов.
Практическое занятие. Примерное задание: «Веер для К…».
Раздел 9. Пленэрные зарисовки.
Результатом деятельности учащихся, работы на пленэре стали: закрепление материалов теоретического раздела, понятие линейной перспективы, понятие воздушной перспективы, создание собственных творческих произведений.
Раздел 10. Итоговое занятие.
Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой «Жар- птица», предусмотрены следующие виды занятий:
рисование с натуры
рисование по представлению
рисование на тему
иллюстрирование
декоративная работа с элементами дизайна
аппликация
беседы об изобразительном искусстве.
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются время года и интересы учащихся.
Методы организации занятий:
словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.
наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, изображений скульптур, изображений зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.
репродуктивный метод – метод практического показа.
В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие виды:
приобретение новых знаний (теоретических)
занятия по формированию знаний, умений, навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога)
повторение, подобные занятия являются заключительными.
проверка знаний, умений, навыков
комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач) В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься со всей группой, по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.
Методы и формы работы:
беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание
демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал
работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов
организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества
организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
организация выставок детских работ
создание и развитие детского коллектива
работа с родителями
Методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы по группам (2-5 человек);
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий. Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу.
Методы, обеспечивающие уровень успеха на занятиях:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (иллюстрации, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Каталог дидактических материалов к программе
«Жар- птица»
Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд.
Перечень предметов натюрмортного фонда:
- Предметы быта:
а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);
б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);
в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);
г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).
- Предметы декоративно-прикладного искусства (расписные доски, образцы народной игрушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).
- Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, набор камней).
- Муляжи (грибы, фрукты, овощи).
- Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).
- Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты).
Техническое оснащение программы
Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в кабинете.
Стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.
Комната для занятий хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудована необходимой мебелью: столами, стульями, шкафами, мольбертами, раковиной).
Для работы имеется достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов.
Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) имеются специальные стеллажи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
- Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002. (электронная книга)
- Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002. (электронная книга)
- Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
- Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
- Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000. Как научиться рисовать : Универс. пособие для детей и взрослых сайт Российская Государственная библиотека https://search.rsl.ru/ru/record/01000663358
Как научиться рисовать : Универс. пособие для детей и взрослых / [Фиона Уатт]; Пер. с англ. М. Д. Лахути. - М. : РОСМЭН, 2000. - 95, [1] с. : цв. ил.; 31 см.; ISBN 5-8451-0242-1
Графика -- Самоучители и материалы для заочников
FB 2 00-29/77-9
FB 2 00-29/78-7
- Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005. Сайт
http://нэб.рф/catalog/000016_000021_CHONB-RU_Челябинская+ОУНБ_IBIS_85.15-427141/
- Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003. Электронная книга
- Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999. (электронная версия)
- Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003. Электронная книга
- Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
- Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002. Электронная книга
- Рисунок и живопись «Руководство для самодеятельных художников» том1, том 2 Редактор Е.С. Алексеева Государственное издательство «Искусство» Москва 1961 год
Список литературы для обучающихся
- Костина К. «Лубочные картинки»». - М, Мозаика-Синтез 2006 (электронная книга)
- Никологорская О.А «Игры с красками и бумагой». - М, Школьная пресса, 2003 (электронная книга)
- Аксенов.А.Н. «Рисунок». Панорама. 1990 г. (Электронная книга)
- Соловьева О. «Необыкновенное рисование»». - М, Мозаика-Синтез 2006 г. (электронная книга)
Интернет ресурсы
- Учебное пособие «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ» сайт Букплеер https://docplayer.ru/26054205-Uchebnoe-posobie-netradicionnye-tehniki-risovaniya.html 14.05.2018 г.
- Уроки для начинающих сайт https://naxalavu.ru/obuchenie/besplatnye-uroki-zhivopisi.html
- Законы светотени: от простых форм до портрета сайт за холстом http://zaholstom.ru/?page_id=4375 16.02.2017 года
- «Осенний колорит» https://weburok.com/763029/План-конспект-занятия-по-изобр/ 04.04.2018 г.
- Презентация на тему: Основы цветоведения
сайт https://ppt4web.ru/mkhk/osnovy-cvetovedenija0.html 19.11.2017 г.
- Конспект занятия «Веселый Петрушка» Сайт МААМ. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-veselyi-petrushka.html13.05.2018 г.
- Энциклопедия изобразительного искусства для детей сайт Образовательный портал Claw.ru http://claw.ru/a-ickust/main.html 20.05.2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...
Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.
Цель: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следовательные связи, работать с натуральными объектами, определять роль птиц в природныхсообществах...
Урок "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"
Данный урок является заключительным по теме "Птицы". Используется вместе с презентацией....
Экологические группы птиц. Птицы города.
Городские птицы чаще своих собратьев, живущих в природе, изменяют веками сложившиеся формы поведения и «изобретают» новые. Синицы делают гнёзда в вертикальных полых предметах: чугунных трубах ог...
Конспект урока биологии в 7 классе "Класс Птицы. Вслед за птицами"
Данные об автореАвтор: Кадырова Руфина Хамитовна Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область Регион: Астраханская область Характеристики ресурсаУ...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
урок развития устной речи "Птицы. Польза, приносимая людям.Части тела птиц"
повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении, среде обитания;расширение кругозора и знаний о пернатых своего родного края,формирование понимания важности заботы о ...