Программа кружка "Творческая мастерская" для ЛОЛ с дневным пребыванием.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Предварительный просмотр:
Введение
Лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. В условиях летнего оздоровительного лагеря отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно здесь ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Сегодня в лагере учащиеся обучающиеся могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. Лето составляет значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
В рамках организации работы детского досуга в лагере была разработана программа кружка «Творческая мастерская».
Пояснительная записка
Актуальность данной программы обусловлена современными тенденциями, где ведущее место занимает человек, способный к самоактуализации в современных социально-экономических условиях. Основная доминанта самоактуализации – творческая активность.
Современные методики внешкольной деятельности в области декоративно-прикладного творчества органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.
Во внешкольной студийной деятельности заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, развития творческой мысли ребенка, знакомства с народными традициями и креативными направлениями современного декоративно-прикладного творчества.
В процессе занятий, наряду с обычными приемами обработки различных материалов, дети имеют возможность познакомиться с нетрадиционными техниками обработки, дающими более широкий и разнообразный спектр использования даже самых простых материалов.
Данная программа рассчитана на работу с детьми 6 -16 лет.
Продолжительность образовательного процесса составляет 40 – 45 минут.
Цель: организация интенсивного и познавательного досуга ребенка в летнем лагере, развитие интереса детей к творческой деятельности,
Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные (учение учиться, учение детей мыслить):
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
7) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
8) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Образовательные:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
5) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
6) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
7) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
8) осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
9) формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Методическое обеспечение программы
Формы и методы занятий
В процессе занятий могут использоваться различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия, игра-путешествие
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Педагогические технологии – личностно – ориентированная технология, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, здоровьесберегающая технология;
Дидактические материалы - раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, образцы изделий .
Тематическое планирование кружка «Творческая мастерская»
летнего оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием детей
№ п/п | тема | Количество часов | Виды практической деятельности |
1 | Открытие летней площадки. Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!». | 1 | Рисунок на асфальте. |
2 | Организационное занятие. «Давайте знакомиться». Автопортрет | 1 | Участие в викторине. Мозговой штурм «Чем бы я хотел заниматься в кружке: виды работ, темы викторин». |
3 | Нетрадиционные техники рисования. | 1 | Монотипия на пене. Цветы. |
4 | Нетрадиционные техники рисования. | 1 | Кляксография. Сакура. |
5 | Нетрадиционные техники рисования. | 1 | Веревочная монотипия. |
6 | «По сказкам Пушкина», ко дню рождения А.С. Пушкина | 1 | Работы по сказкам А.С.Пукина |
7 | Игрушки завитушки. | 1 | Изготовление из бумаги игрушек. |
8 | Волшебный мир морей и океанов | 1 | Рисуем морских обитателей. |
9 | Фенички. Изготовление фенечек для друга. | 1 | Работа с нитками. |
10 | Оригами. Шляпных дел мастера. | 1 | Изготовление из газет головных уборов. |
11 | Оригами. Бегущий гномик. | 1 | Изготовление из бумаги игрушек. |
12 | Оригами. Формула 1. | 1 | Изготовление из бумаги игрушек-машинок. |
13 | Нетрадиционные техники рисования. | 1 | Рисунок ватными палочками. |
14 | Радужное колесо. | 1 | Превращение цветового колеса в образ. |
15 | Народные промыслы. Арт проект. | 1 | 6-8 лет роспись шаблонов, 9-16 лет роспись игрушки - оригами). |
16 | Викторина. Народные промыслы. | 1 | Участие в викторине. |
17 | Звонкое лето. | 1 | Коллективная работа. |
18 | Модульное оригами. Рамка для фото из треугольных модулей | 1 | Изготовление из бумаги рамки для фото. |
19 | Модульное оригами. Домик на ножках. | 1 | Изготовление из бумаги черепашки. |
20 | АТСки для друзей | 1 | Изготовление из бумаги подарков. |
21 | Заключительное занятие «Магия творчества в моем понимании» | 1 | Изготовление итоговой работы по желанию ребят. |
Приложение 1
Рекомендации по проведению занятий и методическое
обеспечение программы.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи педагога.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Педагогу необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие кругозор детей.
Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П.
Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ.
Литература.
- Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
- Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
- Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
- Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
- Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности лагеря «Улыбка» с дневным пребыванием детей.
Программа лагерной смены в школе, на 21 день. Можно использовать как идею для разработки своей программы....
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес...
Программа летней оздоровительной площадки с дневным пребыванием детей на базе детского клуба "Факел" "Счастливые дети-счастливая Дубна!"
Цель и задачи программы. Содержание, направленность программы....
Программа деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Зеленая планета»
Лето — любимое время каждого школьника. Это наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с интересным. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое нап...
Программа психологического сопровождения лагеря с дневным пребыванием детей "САМИ"
Даная программа создана в рамках комплексной программы органирзации летнего отдыха детей в пришкольном лагере. Содержит в себе обоснование, план-сетку, мероприятия и дополнительные приложения....
Программа школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Солнышко"
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как мож...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
«Галактика Радости»Возраст детей:7-12летСрок реализации: апрель-июнь 2013 год.Составитель: Федотова Евгения Владимировна,старшая вожатая...