Рабочая программа по ИЗО 8 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Сорокина Наталья Викторовна

Рабочая программа по ИЗО 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_izo_8_klass.docx40.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена и одобрена

на заседании методического

объединения

руководителем МО

_______/Сорокина Н.В/

«__»___________2018 г.

Согласована

с заместителем директора

по УВР

________/Марченкова Г.А../

«____»____________2018 г.

Утверждена

руководителем

образовательного

учреждения
_________/Михалкина Е.В./

«___» __________2018 г.

Рабочая программа

учебного курса «Изобразительное искусство»

в 8 классе

Составитель : Сорокина Наталья Викторовна

2018-2019 учебный год

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентированы на работу по программе:

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2013.

Специфика учебного предмета

Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)

Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.

Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти  знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.

Изучение конструктивных искусств в 8 классе  прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный). 

Цели и задачи

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Содержание учебно-методического комплекта

Программа (авторская)

Примерная программа начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г.

Рабочие программы «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011 г.

Учебник

«Дизайн и архитектура в жизни человека» 8 класс. Под редакцией Б. М. Неменского. М. «Просвещение» 2012 г.

Методическое пособие

«Изобразительное искусство» 8 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. Волгоград «Учитель» 2006 г.

Место предмета в учебном плане

Действующий в настоящее время Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 г., предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-9 классах в объеме 175 часов. Настоящая программа предусматривает изучение курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю (35 часов в год).

Раздел II. Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

1

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

8

2

Художественный язык конструктивных искусств.

8

3

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

12

4

Образ человека и индивидуальное проектирование.

6

34

Раздел II1. Содержание учебного курса

Дизайн и архитектура в жизни человека.

Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек.

Художник – дизайн – архитектура.

Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры:

  • Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
  • Прямые линии и организация пространства.
  • Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
  • Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
  • Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение, как элементы композиции.
  • Многообразие форм полиграфического дизайна.

Художественный язык конструктивных искусств:

  • Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
  • Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
  • Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
  • Важнейшие архитектурные элементы здания.
  • Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.
  • Форма и материал.
  • Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:

  • Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого.
  • Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
  • Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
  • Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
  • Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
  • Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
  • Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Образ человека и индивидуальное проектирование:

  • Мой дои – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.
  • Интерьер, который мы создаем.
  • Дизайн и архитектура моего сада.
  • Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
  • Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
  • Автопортрет на каждый день.
  • Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна.
  • Моделируешь себя – моделируешь мир.

Раздел 1V. Тематический поурочный план

№ урока

Тема урока

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. 8 часов.

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

Задания:

  1. Расположить на формате один большой прямоугольник и обрезая его добиться баланса массы и поля.
  2. Уравновесить композицию с одним небольшим прямоугольником и двумя разновеликими.

Знать

- определение композиции и ее закономерности;

- типы композиций;

- центр внимания в композиции: доминанта;

Уметь

организовывать пространство, создавая уравновешенную композицию.

2

Прямые линии и организация пространства.

Задания:

  1. Введение в композицию от трех до пяти прямых линий.
  2. Выполнение коллажно – графических работ с разными композициями.

Знать образно-художественную осмысленность простейших плоскостных композиций.

Уметь выполнять коллаж на заданною тему.

3

4

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

Создание композиции из произвольного количества простейших цветных геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста.

Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.

Уметь

- применять локальный цвет при создании композиции;

- определять средства художественной выразительности.

5

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

Создать эскиз эмблемы или торговой марки, состоящей из одной (максимум двух) букв и симметрического изображения.

Знать определение шрифта: буквы, объединенные одним стилем графического начертания.

Уметь использовать шрифты в композиции.

6

7

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение, как элементы композиции.

Задания:

  1. Прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике.
  2. Изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката.

Знать

- искусство композиции лежит в основе графического дизайна;

- отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины.

Уметь применять правила дизайнерской грамоты.

8

Многообразие форм полиграфического дизайна.

Макет разворота (обложки) книги или разворот журнала (по выбору учащихся).

Знать

- историю полиграфии;

- изобразительный стиль книги или журнала.

Уметь выполнять коллажную композицию.

Художественный язык конструктивных искусств. 8 часов.

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.

Задания:

  1. Прочтение плоскостных изобразительных композиций как чертежа – схемы.
  2. Баланс объема и поля на макете.
  3. Баланс объемов.

Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств.

Уметь прочитать плоскостные композиции.

10

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Задания:

  1. Прочтение линии как проекции объекта.
  2. Построение трех уровней рельефа.
  3. Добавление архитектурного объекта.

Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции.

Уметь подобрать материал, образно выражающий природную среду.

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

Создание из бумаги макета дома, построенного из модульных объемов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.

Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счет большого композиционного разнообразия и гармонии форм).

Уметь моделировать из бумаги.

12

13

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Проектирование объемно – пространственного объекта из важнейших элементов здания.

Знать главные архитектурные элементы здания.

Уметь использовать элементы здания в макете проектируемого объекта.

14

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.

Задания:

  1. Аналитическое упражнение – исследование формы вещей.
  2. Проектное упражнение на функциональное использование формы.
  3. Создание тематической образно – вещной инсталляции на выбранную тему.

Знать

- определение красоты как наиболее полного выявления функции вещи;

- понятие инсталляция.

Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения.

15

Форма и материал.

Проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги – скороходы, ковер – самолет, автомобиль и т.п. (полуфантастическое соединение функций).

Знать

- особенности влияния развития технологии на изменение формы вещи;

- взаимосвязь формы и материала.

Уметь использовать разнообразные материалы.

16

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения.

Знать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства.

Уметь работать по воображению.

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. 12 часов.

17

18

Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого.

Графическая зарисовка или фото – коллаж исторического здания или уголка города определенного стиля и эпохи.

Знать

- основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм;

- памятники архитектуры.

19

20

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего».

Знать

- основные школы: Баухауз, ВХУТЕМАС;

- имена архитекторов начала ХХ века.

Уметь создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами.

21

22

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

Задания:

  1. Аналитическое прочтение схем городов.
  2. Макетно–рельефное моделирование фрагмента города.

Знать

- различные композиционные виды планировки города;

- роль цвета в формировании пространства.

Уметь создавать композиционный макет пространства.

23

24

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

Создание рисунка проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой и т.д.

Знать особенности роли малой архитектуры и архитектурного дизайна среды.

Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами.

25

26

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

Рисунок-проект одного из общественных мест с использованием дизайнерских деталей интерьера (можно фрагмент).

Знать особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий.

Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению.

27

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (детский парк, сквер с фонтаном и т.п.), использование имитирующих фактур.

Знать термин ландшафтная архитектура.

Уметь создавать архитектурные образы различными материалами.

28

Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Коллективная работа – создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов.

Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве.

Образ человека и индивидуальное проектирование. 7 часов.

29

Мой дои – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

Технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) – основная конфигурация.

Знать принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны.

Уметь работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта.

30

Интерьер, который мы создаем.

Эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты. Зонирование помещения.

Знать принципы организации пространства квартиры.

Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения.

31

Дизайн и архитектура моего сада.

Задание:

  1. Создание плана земельного участка.
  2. Макетирование фрагмента сада из природных материалов (по выбору учащихся).

Знать

- композиционные приемы паркового дизайна разных стилей;

- фитодизайн (икебана).

Уметь использовать разнообразные материалы в макетировании.

32

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Создание своего собственного проекта вечернего платья – рисунок или рельефный коллаж.

Знать

- законы композиции в одежде;

- два композиционных принципа конструкции костюма.

Уметь работать над эскизом костюма.

33

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

Проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, улицы, работы и т.п.), подбор цветовой гаммы.

Знать

- демократичность в моде;

- принцип функциональности.

Уметь трансформировать одежду.

34

Автопортрет на каждый день. Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна.

  1. Рисование прически и макияжа на фотографии.
  2. Упражнения в нанесении макияжа и создании прически на «живой натуре».

Знать

- каждая эпоха рождает свой стиль и моду;

- грим и прическа являются продолжением костюма;

профессии стилиста и визажиста.

Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся

 Учащиеся должны понимать:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времён в народном искусстве;

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;

-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Учащиеся должны уметь:

отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

объединять в индивидуально-коллективной работе творческие  усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся

Оценка "5" 

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4" 

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2" 

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
  • не справляется с поставленной целью урока.

Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

www.artvek.ru/dekor07.html

www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html

http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551

www.museum.ru/N31505

http://franky-boy2livejournal.com/191069.html

http://www.ellada.spb.ru




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...