Рабочая программа по ИЗО 9 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 9а класса разработана на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству для 5 – 9 классов». Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских . Издательство - М.: Просвещение, 2010 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_9a_2018-2019gg.docx | 70.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Рабочая программа по изобразительному искусству для 9а класса разработана на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству для 5 – 9 классов». Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских . Издательство - М.: Просвещение, 2010 г.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства в 9 классе 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год(35 учебных недель).
2.Общие цели учебного предмета
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
3.Общая характеристика учебного предмета.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 9 класса — «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» — является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства — театр, кино, телевидение — непосредственно связанные с изобразительными и являются сегодня господствующими.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства – живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему вида художественной деятельности.
Приоритетной целью художественного образования является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций, а также систему взаимодействия искусства с жизнью, привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства является задача развития у ребенка способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения вводятся коллективные задания, которые используются при оформлении школьных интерьеров.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности – форма, пропорции, пространство, тональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция – осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
4.Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане школы
Курс изобразительного искусства рассчитан на 35 часов. Согласно учебному плану школы в 9а классе на изучение курса отводится 1 час в неделю, 35 учебных недель.
5.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемогомироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка -главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
6.Результаты изучения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
- Формирование чувства гордости за свою Родину, великих русских художников и архитекторов; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности поддержать беседу с другими людьми о разных направлениях в искусстве, произведениях и достигать в нем взаимопонимания;
- Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Изобразительное искусство»
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; об отечественной и мировой культуре; о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении человека;
- Ознакомление с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- Владение основной терминологией и классификацией прикладного искусства;
- Способность к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
7.Содержание тем учебного материала
Общая тематика курса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА (КИНО, ТЕАТР, ТЕЛЕВИДЕНИЕ)».
Основное содержание курса представлено следующими разделами:
Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств (8 часов).
Синтетические искусства и изображение.
Роль и место изображения в синтетических искусствах.
Театр и экран – две грани изобразительной образности
Сценография или театрально-декорационное искусство – особый вид художественного творчества.
Сценография как искусство и производство
Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска.
Театр кукол
Театрализованный показ проделанной работы
Сценография как искусство и производство
Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств (9часов).
Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.
Фотография – расширение изобразительных возможностей.
Грамота фотографирования и операторского мастерства
Фотография - искусство светописи.
Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии.
Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.
События в кадре. Информативность и образность фотоизображения
Фотография и компьютер.
«Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (10 часов)
Кино - запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж.
Игровой (художественный)фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.
Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка.
Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка.
Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм
Искусство анимации, или, когда художник больше, чем художник
Искусство анимации, или, когда художник больше, чем художник
Живые рисунки на твоем компьютере. Создание любительской анимации.
Живые рисунки на твоем компьютере. Создание любительской анимации.
«От большого кино к твоему видео». Итоговый просмотр творческих работ.
Экран – искусство – зритель. (8часов).
Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества.
Видеоэтюд в пейзаже и портрете.
Видеосюжет в интервью, репортаже и очерке.
Современные формы экранного языка.
Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека.
Искусство – зритель - современность. Итоговый просмотр творческих работ
8. Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
9а класс (1 ч в неделю, всего 35ч).
Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Тема урока | № урока | Кол- во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||||
Раздел 1.Изобразительный язык и эмоционально - ценностное содержание синтетических искусств. (8ч) | ||||||
Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусств. Исследование визуально-пластического облика спектакля, раскрытие его игрового характера. Жанровое многообразие театральных спектаклей; единство правды и вымысла на сцене; роль художника в содружестве драматурга, режиссера и актера в спектакле, коллективность творчества – основа синтетических искусств. | Понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театре и на киноэкране. Приобретать представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли художника-сценографа в содружестве драматурга, режиссера и актера. Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства | Синтетические искусства и изображение. Роль изображения в синтетических искусствах. | 1 2 | 1 1 | ||
Актер – основа театрального искусства и носитель его специфики. Это определяет роль сценографии и художника в театре. Сценография – элемент единого образа спектакля. Оформление живет только через актера, благодаря его игре. Природа актерской игры и основы актерского искусства. Изменения театрального здания и сцены вследствие эволюции художественных и общественных задач театра. Устройство сцены и принципы театрального макетирования. | Понимать соотнесение правды и условности в актерской игре и сценографии спектакля. Узнавать, что актер – основа театрального искусства и носитель его специфики. Представлять значение актера в создании визуального облика спектакля. Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актера, благодаря его игре. Получать представление об истории искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены.) | Театр и экран – две грани изобразительной образности | 3 | 1 | ||
Различия в творчестве сценографа и художника-живописца. Основные задачи театрального художника: создание пространственно- игровой среды спектакля и внешнего облика актера (т.е. создание образа места действия и костюма). Типы декорационного оформления спектакля: живописно-декорационное, конструктивное, условно-метафорическое и др. историческая эволюция театрально-декорационного искусства. Анализ драматургического материала – основа режиссёрского и сценографического решения спектакля. Условность художественно-образного языка сценографии. Отличие бытовой среды от сценической, вещи в жизни от вещи на сцене. Основы режиссёрско-сценографической и актерской грамоты | Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника. Понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа. Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов. Приобретать представление об исторической эволюции театрально-декорационного оформления и уметь их творчески использовать в своей сценической практике. Представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и художнических профессий людей, участвующих в их оформлении. | Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества. | 4 | 1 |
Этапы и формы работы театрального художника: от эскиза и макета до их сценического воплощения. Производственно-технологическая составная сценографии: как и с кем работает художник. Театральные службы и цеха – столярно-сварочный, пошивочно- костюмерный, бутафорский, световой, гримерный, монтировочный. Театральное здание и устройство сцены. Элементы декорационного оформления спектакля: жесткие и мягкие декорации. Этапы создания сценического оформления. | Получать представления об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их воплощения на сцене в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и иными цехами. Уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля. | Сценография как искусство и производство | 5 | 1 | ||
Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима и прически от сценических. Костюм – средство характеристики персонажа. Виды театральных зрелищ: цирк, эстрада, шоу, в которых костюм является главным элементом сценографии. Технологические особенности создания театрального костюма в школьных условиях. Внешнее и внутреннее перевоплощение актера. Фантазия и вера в происходящее (если бы это была не сцена, а море или дворец) рождают естественность действий. Маска как средство актерского перевоплощения. | Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового. Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его ка средство внешнего перевоплощения актера (наряду с гримом и прической и др.) Уметь применять в практике любительского театра художественно-творческие умения по созданию костюмов для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа. Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является. | Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска. | 6 | 1 | ||
Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актера в создании образа персонажа. Виды театра кукол и способы работы с ними. Технология создания простейших кукол на уроке. Игра с куклой формы актерского перевоплощения и средство достижения естественности в диалоге. | Понимать иобъяснять, в чем заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссера и актера в процессе создания образа персонажа. Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля, участвуя в нем в качестве художника, режиссера или актера. | Театр кукол | 7 | 1 | ||
Анализ этапов создания театральной постановки: от читки пьесы и макета до генеральной репетиции и премьеры. Важнейшая роль зрителя как участника спектакля. Многофункциональность современных сценических зрелищ и их культурно-общественная значимость. Единство творческой природы театрального и школьного спектаклей. Творческие упражнения и этюды – эффективная форма развития театрального сознания учащихся. | Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля. Осознать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т.е. на глазах у зрителя – равноправного участника сценического зрелища. Развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоционально-художественного впечатления – катарсиса. | Театрализованный показ проделанной работы | 8 | 1 |
Раздел 2. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств. (9ч) | ||||||
Становлении фотографии как искусства: от подражания живописи к поиску своей образной специфики и языка. Фотография новое изображение реальности, новое соотношение объективного и субъективного. История фотографии: от дагерротипа до компьютерных технологий. Фотографическое изображение – не реальность, а новая художественная условность, несмотря на свое внешнее правдоподобие. Центральное положение темы: фотографию делает искусством не аппарат, а художническое видение фотографирующего. | Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на все его правдоподобие. Различать особенности художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография. Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом. Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и фотографии. | Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств. Фотография – расширение изобразительных возможностей | 9 10 | 1 1 | ||
Опыт изобразительного искусства – фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и в фотографии:общее и различное. Дар видения иотбора – основа операторского мастерства. Практика фотокомпозиции и съемки: выбор объекта и точки съемки, ракурс и крупность плана как художественно-выразительные средства в фотографии. | Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит дар виденья мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни ее неповторимость в большом и малом. Владеть элементарными основами грамоты фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса и крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии. Уметь применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т.д. | Грамота фотографирования и операторского мастерства | 11 | 1 | ||
Свет – средство выразительности и образности. Фотографии – искусство «светописи», когда свет является не только техническим средством, а ее изобразительным языком. | Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии. Уметь работать с освещением (а также с точкой съемки, ракурсом и крупностью плана) для передачи объема и фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта. Приобретать навыки композиционный (кадрирование) и тональной обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ. | Фотография искусство светописи. | 12 | 1 | ||
Операторская грамота съёмки фотонатюрмотра. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Образные возможности цветной и черно-белой фотографии. Световые эффекты и атмосферные состояния природы (дождь, туман, восход) как объект съемки. Цвет в живописи и фотографии (авторски-сочиненный и природно-фиксирующий). Графическая природа черно-белой фотографии. Фотопейзаж – хранилище визуально-эмоциональной памяти об увиденном | Осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную неповторимость фотопейзажа и уметь применять в своей практике элементы операторского мастерствапри выборе момента съемки природного или архитектурного пейзажа с учетом его световыразительного состояния. Анализировать и сопоставлять художественную ценность черно-белой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи. | Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии. | 13 | 1 |
Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение или изображение конкретного человека? Постановочный и репортажный фотопортреты. Типичное и случайное при передачи характера человека в фотографии. Операторская грамота репортажного фотопортрета: оперативность в выборе момента и места съемки, передача эмоционально-психологического состояния и др. | Приобретать представления о том, что образность портрета в фотографии достигается не путем художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния конкретного человека. Овладевать грамотой операторского мастерства при съемке фотопортрета. Снимая репортажный портрет, уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определенного душевно-психологического состояния человека. При съемке постановочного портрета уметь работать с освещением для передачи характера человека. | Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. | 14 | 1 | ||
Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории общества и жизни человека. Визуальная информативность фоторепортажа. Методы работы над событийном репортажем: наблюдение, скрытая и открытая съемка с отвлечением и др. Семейная фотохроника- история в родных лицах, запечатленная навсегда память о близких. Операторская грамота фоторепортажа: оперативность съемки, нацеленность и концентрация внимания на событии и др. | Понимать и объяснятьзначение информационно-эстетической и историко документальной ценности фотографии. Осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике. Уметь анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству. | События в кадре. Информативность и образность фотоизображения. | 15 | 1 | ||
Фотография – остановленное и запечатленное навсегда время. Правда и ложь в фотографии. Возрастающая роль фотографии в культуре и средствах массовой информации. Возможности компьютера в обработке фотографического материала. Значение фотоархива для компьютерного коллажа. Компьютер: расширение художественных возможностей или фальсификация документа? | Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке фотоснимка исправление его отдельных недочетов и случайностей переходит в искажение запечатленного реального события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией. Постоянно овладевать новейшими компьютерными технологиями, повышая свой профессиональный уровень. Развивать в себе художнические способности, используя для этого компьютерные технологии и Интернет. | Фотография и компьютер. «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся. | 16 17 | 1 1 | ||
Раздел 3. Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (10ч) | ||||||
Кино – синтез слова, звука, музыки, но прежде всего это движущееся экранное изображение. Экранное изображение - эффект последовательной смены кадров, их соединение – т.е. монтаж, который рождает экранный образ, придает смысл изображаемому и является языком кино. Художественная условность пространства и времени в фильме. Эволюция и жанровое многообразие кинозрелища: от «Великого Немого» до прихода в кинематограф звука и цвета. | Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нем, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова.Приобретать представление о кино как о пространственно-временном искусстве, в котором экранное время и все изображаемое в нем являются условностью. Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма. Иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства. | Кино - запечатленное движение.Изобразительный язык кино и монтаж Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм. | 18 19 | 1 1 | ||
Коллективность художественного творчества в кино. Художественная роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма. Специфика творчества художника постановщика в игровом фильме. Многообразие возможностей творческого выражения в кино. | Приобретать представление о коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только творческие работник, но и технологи, инженеры, и специалисты многих иных профессий. Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией. Узнавать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссера, оператора и художника. Приобретать представление о роли художника- постановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино. | Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. | 20 | 1 | ||
Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции рассматриваются в трех аспектах: сценарном, режиссёрском и операторском. Фильм - «рассказ в картинках». Значение сценария создании фильма. Сценарий – литературно-текстовая запись будущего фильма. Раскадровка изобразительная зпаись фильма, в которой планируется монтажная последовательность планов. Понятие кадра и плана. Простейшая покадровая запись предстоящей съемки со схематическими зарисовками – наилучшая сценарная форма для любительского видео. Воплощение замысла. Художническая природа режиссёрско-операторской работы в создании фильма. Искусство видеть и осознанно выражать свою мысль на киноязыка – основа зрительской и творческой кинокультуры. Образ как результат монтажного соединения планов. Азбука композиции «кинослова» и «кинофразы». Последовательный и параллельный монтаж событий. Организация действия в кадре – главная задача режиссера.
| Осознавать единство природы творческого процесса в фильме-блокбастере и домашнем видеофильме. Приобретать представление о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы. Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его простейшие формы. Излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение «кинослова» и кинофразы. Осознавать единство природы творческого процесса в фильме-блокбастере и домашнем видеофильме. | Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка. | 21 | |||
Фильм - «рассказ в картинках». Значение сценария создании фильма. Сценарий – литературно-текстовая запись будущего фильма. Раскадровка изобразительная запись фильма, в которой планируется монтажная последовательность планов. Понятие кадра и плана. Простейшая покадровая запись предстоящей съемки со схематическими зарисовками – наилучшая сценарная форма для любительского видео. | Приобретать представление о творческой роли режиссера в кино, овладевать азами режиссерской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами. Приобретать представление о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы. Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его простейшие формы. Излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение «кинослова» и кинофразы. | Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка. | 22 | 1 | ||
Искусство анимации, или когда художник больше чем художник. Многообразие образного языка кино, вбирающего в себя поэзию и драму, сухую информацию и безудержную фантазию. Многообразие жанровых киноформ: от большого «метра» игровых блокбастеров до мини-анимации или видеоклипов. Истрия и специфика рисованного фильма, его эволюции от «мультика» до высокого искусства анимации, в котором роль художника соизмерима с ролью режиссера. Компьютерный анимационный фильм. Возможности компьютерной анимации для большого экрана и школьного телевидения или любительского видео. Разные типы компьютерных анимационных мини-фильмов, опыт их создания и основные этапы творческой работы. Значение сценарно-режиссёрских знаний для построения сюжета и монтажа анимационной «кинофразы». Роль звукового оформления и типичные ошибки при создании звукоряда в любительской анимации. | Приобретать представления об истории и художественной специфике анимационного кино (мультипликации). Учиться понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма и реализовывать свои художнические навыки и знания при съемке. Узнавать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и ее монтажа. Приобретать представления о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними. Уметь применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации. Давать оценку своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения. | Искусство анимации, или когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоем компьютере. Создание любительской анимации. «От большого кино к твоему видео» Итоговый просмотр творческих работ | 23-24 25-26 27 | 2 2 1 | ||
Раздел 4. Экран – искусство - зритель (8ч) | ||||||
Телевидение – новая визуальная технология. Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища. При множественности функций современного телевидения – просветительской, развлекательной, художественной – его доминанту составляет информация. Телевидение –мощнейший социально-политический манипулятор. Художественный вкус и культура – средство «фильтрации» и защиты от пошлости и разложения, льющихся с телеэкрана. Интернет – новейшее коммуникативное средство, активизирующее социальное и художественно-творческое выражение личности в процессе создания собственных видеосюжетов и визуальной информации. Актуальность и необходимость зрительской и творческой телеграмоты для современных школьников. | Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т.д. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т.е. «сиюминутное» изображение на экране реального события, свершающегося на наших глазах в реальном времени. Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, не проводить все время перед экраном. | Информационная и художественная природа телевизионного изображения | 28 | 1 | ||
Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т.е. прямой эфир. Опыт документального репортажа – основа телеинформации. Принципиальная общность творческого процесса в любительском и телевизионном видеосюжете или репортаже. Основы школьной тележурналистики. | Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики. Приобретать и использовать опыт документальной съемки для формирования школьного телевидения. | Съемка :дела операторские и дела режиссёрские. | 29 | 1 | ||
Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества. Метод кинонаблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме и телерепортаже. Событие и человек в реалиях нашей действительности – главное содержание телеинформации. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре – основная задача авторов-документалистов. Средства достижения правды на телеэкране и в собственных видеосюжетах. Фиксация события, пусть долгая и кропотливая съемка, но не инсценировка. Режиссерско-операторская грамота рассматривается на примере создания видеоэтюда и видеосюжета. | Понимать, что кинонаблюдение – это основа документального видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео. Приобретать представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво, без нарочитой подготовленности человека к съемке. | Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества. | 30 | 1 | ||
Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Дальнейший этап освоения кинограмоты: от «видеофразы» к «видеоэтюду».Анализ драматургического построения экранного действия на примере фрагментов документальных телефильмов (3-5фрагментов). Видеоэтюды на передачу настроения; пейзажные, архитектурные или портретные зарисовки, в которых воплощается образно-поэтическое видение мира и человека. Коипозиция видеоэтюда: драматургическое взаимодействие изображения и звука. | Понимать эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нем человека и природы. Учиться реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту творчества в практике создания видеоэтюда. Представлять и объяснять художественные различия живописного пейзажа, портрета и их киноаналогов, чтобы при создании видеоэтюдов с наибольшей полнотой передать специфику киноизображения. | Видеоэтюд в пейзаже и портрете. | 31 | 1 | ||
Художественно-информационное сообщение о событии любой значимости – содержание видеосюжета, который может решаться как интервью, репортаж с места события или очерк. В них, в отличии от видеоэтюда, главное – не эмоционально-поэтичесое видение и отражение мира, а его осознание. Авторская подготовленность к выбору и освещению в проведении съемки. Большая роль слова в сюжете: в кадреи за кадром, в виде «внутреннего монолога» или комментария. Музыка и слово преобразуют содержание «картинки» и создают новую смысловую образность. Конрапункт в сочетании изображения и звука (слышу – одно, вижу - другое), расширяющий эмоционально-смысловое содержание сюжета. | Понимать информационно-репортажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нем события и человека. Уметь реализовывать режиссерско-операторские навыки и знания в условиях оперативной съемки видеосюжета. Понимать и уметь осуществлять предварительную творческую и организационную работу по подготовке к съемке сюжета, добиваться естественности и правды поведения человека в кадре не инсценировкой события, а наблюдением и «видеоохотой» за фактом. Уметь пользоваться опытом создания видеосюжета при презентации своих сообщений в Интернете. | Видеосюжет в интервью, репортаже и очерке. | 32 | 1 | ||
Киноязык и киноформы не являются чем-то застывшим и неизменным. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения: от реалити-шоу до видеоарта. Анализ специфики сюжетно-изобразительного построения и монтажа видеоклипа, а также зависимость ритма и стилистики «картинки» от музыкальной или текстовой фабулы. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет-пространстве. | Получать представление о развитии форм и киноязыка современных экранных произведений на примере создания видеоклипа и т.п. Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном построении. В полной мере уметь пользоваться архивами Интернета и спецэффектами компьютерных программ пи создании, обработке, монтаже и озвучивании видеоклипа. Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений. | Современные формы экранного языка. | 33 | 1 | ||
Позитивная и негативная роль СМИ в формировании сознания и культуры общества. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющих моду и стандарты масс культуры. Экран – не пространство культуры, а кривое зеркало отражающее пошлость и бездуховность. Развитие художественного вкуса и овладение богатствами культуры – путь духовно-эстетического становления личности. | Узнавать,что телевидение, прежде всего, является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т.д. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т.е. «сиюминутное» изображение на экране реального события, свершающегося на наших глазах в реальном времени. | Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека. | 34 | 1 | ||
Прозрение и дар художника дают нам истинное понимание мира и самих себя. Лучше ли модный фильм простого рисунка от того, что он создан при помощи компьютера? Никакая новая технология в искусстве не отменяет художественные произведения своих предшественников. Кино не отменяет театр, телевидение не отменяет художественные достижения кино, а все они вместе не отменяют живопись, музыку и поэзию. Истинное искусство – бессмертно. Оно вечный спутник человека на дороге длиною в жизнь. | Понимать и объяснять роль телевидения в современном мире, его позитивное и негативное влияния на психологию человека, культуру и жизнь общества. Осознавать и объяснять значение художественной культуры и искусства для личностного духовно-нравственного развития и своей творческой самореализации. Развивать культуру восприятия произведений искусства и уметь выражать собственное мнение о просмотренном и прочитанном. Понимать и объяснять, что новое и модное не значит лучшее и истинное. Рассуждать, выражать свое мнение по поводу своих творческих работ одноклассников. Оценивать содержательное наполнение и художественные достоинства произведений экранного искусства. | Искусство – зритель - современность. Итоговый просмотр творческих работ | 35 | 1 |
9.Планируемые результаты в конце изучения учебного предмета, курса.
По окончании основной школы учащиеся 9 класса будут:
- знать о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;
- об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве;
- об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных наследия мирового искусства;
- о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная, (живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;
- о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение и т. д.), специфике их образного языка;
- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;
- о том что, художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;
- о декоративных искусствах как пособие организации социального общения и социальной среды;
- основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторство;
- основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.
- уметь использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;
- работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;
- понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
- творчески относится к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы, фигуры и лица человека;
- высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...