Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Гладышева Ирина Валериевна

Программа разработана на основе Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, авторской программы: Т.Я. Шпикаловой, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по ИЗО 6 класс.74.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г.Ф.Атякшева»

Рабочая  программа, рассмотрена на заседании предметного объединения

Протокол № 7 от

 25.05.   2019г.

«Согласовано»

подпись

_________________________

( роспись курирующего заместителя директора)

30.05.  2019г.

«Утверждено»

приказом

директора  Лицея  от

2019г.   №   - О

Рабочая программа учебного  предмета

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

(наименование учебного предмета)

Базовый уровень ,основное  общее, VI класс

(уровень образования)

34  часов

(количество часов, отводимых на  реализацию программы)

Гладышева Ирина Валериевна, учитель изобразительного искусства

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

Югорск, 2019 г.


Паспорт

рабочей программы

Наименование пункта

Содержание пункта

Название программы

«Изобразительное искусство» 6 класс

Авторы учебника, учебно-методического комплекса, название  учебника, год издания

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. и др. Изобразительное искусство 6 класс ОАО "Издательство "Просвещение", 2014

Реализует требований  ФГОС ООО

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  (с изменениями в приказе Минобрнауки  РФ от 31.12.2015г. № 1577);

Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса

формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа предусматривает возможность изучения курса с 5 по 8 класс в объеме 140 часов, 1 час в неделю,

итого – 35 часов в течении учебного года, из низ  5 урока (1 – час- проект, 1 час -  контрольная, 1 час – исследование, 1 час – интегрированный урок   , 1 час – экскурсия, 4 часа – региональный компонент)

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

34

Формы организации учебного процесса как способ реализации Рабочейпрограммы

На уроках –индивидуальная, парная, групповая, коллективная

Выставочная деятельность

Участие в конкурсах и олимпиадах по изобразительной деятельности


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучения на занятиях по изобразительному искусству  направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание российской гражданской идентичности : патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувству гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вест диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание;

-развитие морального сознания и компетентности  в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве, со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

-осознание значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и бережное заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Россиии мира, творческую деятельность.

Метапредметные результаты

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы  и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать  свои действия в соответствии с изменяющимися ситуацией;

-  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций  и учета интересов, формулировать, аргументировать, и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира, развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально- пространственного мышления как формы эмоционально- ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей, как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

-приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально- пространственных искусств: изобразительных, декор- прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта  работы над визуальными образами в синтетических искусствах

-приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально- пространственных искусств;

-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации, оценки произведения, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно - значимой ценности;

-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидефикации личности;

-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

  • Ученик научится:
  • - узнавать и определять выдающиеся произведения отечественных и зарубежных художников;
  • -узнавать центры традиционных русских художественных промыслов (Жостово, Палех, русский север,Сергиев Посад);
  • -узнавать мифологические,сказочные,музыкально-поэтические образы русского народного искусства;
  • -использовать правила построения рисунка с натуры
  • -воспринимать синтез искусств на примере фольклорного фестиваля мира;

  • Ученик получит возможность научиться:
  • -анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
  • -видеть и  использовать цветовое богатство окружающего мира  и передавать его в изобразительной деятельности на плоскости;
  • -передавать собственное отношение к композиционному сюжету с использованием знаний   о времени, месте происходящих событий, образе человека  определенной эпохи.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.

Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.

Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.

Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.

Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека.

Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.

Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.

Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.

Язык пластических искусств и художественный образ

Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.

Средства художественной выразительности

Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.

Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.

Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.

Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.

Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.

Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера.

Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

Виды и жанры пластических искусств

Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.

Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации

предметно-пространственнойсреды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.

Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.

Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.

Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.

Тема 6 класса –«Изучение народных художественных традиций, орнаментального изображения предметного мира в искусстве разных культур».

Тема первой четверти- «Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве»,

Темавторой четверти- «Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира»,

Тематретьей четверти – «Исторические реалии в искусстве разных народов»,

Темачетвертой четверти – «Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни».

Региональный компонент: «Национального творчества обско-угорских народов».

В средней школе в 6  классе выделяется 4 часа на региональный компонент, под общей темой «Сказки и мифы  народов крайнего Севера».

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Перед всем человечеством стоит глобальная проблема сохранения малочисленных народов, их культуры. Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках в том случае, если приобщать и формировать интерес к ней у подрастающего поколения.

Большие возможности разрешения проблемы приобщения к национальной культуре коренных народов содержит изобразительное искусство, которое в цикле учебных предметов занимает одно из ведущих мест по силе эмоционально-чувственного, воспитывающего, развивающего влияния на учащихся, так как именно художественное образования – это формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Включение элементов национального творчества обско-угорских народов в программный материал по изобразительному искусству предполагает повышение историко-культурного уровня учащихся, создает атмосферу творческого поиска, толерантности, интереса к культуре народов Севера, а сравнительный анализ культуры обских угров с культурой других народов, проживающих в регионе, и культурой России дает наиболее широкое представление о своей большой и малой Родине.

В планировании используется методическое пособие Банников В.Н. Устенко Л.Н. «Изобразительное искусство в школе» (г. Ханты - Мансийск, 2007 год)в качестверегионального компонентадля 5-7 кл.

Включение элементов национального творчества обско-угорских народов в программный материал по изобразительному искусству предполагает повышение историко-культурного уровня учащихся, создает атмосферу творческого поиска, толерантности, интереса к культуре народов Севера, а сравнительный анализ культуры обских угров с культурой других народов, проживающих в регионе и культуройРоссии, дает наиболее широкое представление о своей большой и малой Родине.

В связи с принятием Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О региональном (национально-региональном) компоненте государственного стандарта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»(принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 16 марта 2005г.),  для внедрения регионального компонента рекомендована программа «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 класс), «Изобразительное искусство» (5-9 класс) авторский коллектив под научным руководством Т.Я.Шпикаловой, интегрирующая изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство.

 Данная программа, не нарушая системы обучения, позволяет вписать в нее региональные образовательные стандарты национально-регионального компонента, в рамках преемственной системы этнохудожественного образования. Предлагаемые в программно-методическом пособии модули и темы согласуются с блоками и темами рекомендуемой программы.

    Институт повышения квалификации и развития регионального образования рекомендует, в рамках внедрения национально-регионального компонента,   организацию учебных занятий «Изобразительное искусство» по программе авторского коллектива Т.Я.Шпикаловой, с приобретением необходимого программно-методического сопровождения. С 2006 года данная программа и учебно-методические материалы к ней внесены в Федеральный перечень программного обеспечения учебного процесса.

Тема года : «Образ цветущей природы — вечная тема в искусстве»

ТЕМА 1. ЦВЕТЫ В ЖИВОПИСИ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ И НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ  

1. Осенний букет в натюрморте живописцев

Восприятие живописных натюрмортов с цветами западноевропейских (Я. Д. де Хем, Я. ван Хейсум, Б. ван дер Аст, Брейгель Старший (Брейгель Бархатный), Э. Мане, Г. Курбе, В. Ван Гог) и отечественных (И. Е. Хру-цкий, И. Н. Крамской, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Н. Н. Сапунов, П. П. Кончаловский, Н. С. Гончарова и др.) художников ХVII — начала ХХ в.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природе. Специфика художественного изображения. Композиция. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цветовые отношения. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка. Ритм. Натюрморт.

Диалог об искусстве. Живопись. Жанр натюрморта. Изображение природы разных географических широт. Сходство и различие в создании образа цветов в натюрмортах художников XVII — начала XX вв.

Творческое задание с использованием средств выразительности языка живописи.

Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага.

Советы мастера.Подведение итогов.

Страница для любознательных. Изображение цветов в живописи художественной фотографии.Задания поискового и творческого характера

2—3. Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила

Восприятие произведений народных мастеров из традиционных художественных промыслов Нижнего Тагила, Жостова.

Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Истоки и смысл искусства. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Композиция. Цвет. Объём и форма. Ритм.

Диалог об искусстве. Народный мастер — хранитель древних традиций кистевого письма. Основные элементы и цветовая гамма цветочной росписи подносов Нижнего Тагила и Жостова.

Работа по художественно-дидактической таблице «Элементы послойного письма. Жостово».

Творческое задание с использованием приёмов кистевой росписи послойного жостовского письма.Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера.Подведение итогов.

4. Осенние цветы в росписи твоего подноса

Восприятие произведений народных мастеров из Жостова.

Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно. Ритм.

Диалог об искусстве. Представление о роли народного искусства в повседневной жизни человека, в организации его материальной среды. Художественный образ цветов в росписи жостовских подносов. Способы организации композиции цветочной росписи на подносах («букет в центре», «букет в раскидку», «букет с угла», «венок».

Творческое задание с использованием приёмов послойного письма.

Материалы: кисть, акварель, гуашь, лист цветной бумаги, вырезанной по форме подноса.Советы мастера.Подведение итогов.

5—6. Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Запада и Востока

Восприятиепроизведений декоративно-прикладного искусства народов России, Западной Европы и Востока и натюрмортов отечественных (Н. Н. Сапунов) и западно-европейских (А. Матисс) художников начала XX в.

Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в развитии культуры и освоении мира. Народное традиционное искусство. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладные виды искусства. Изображение предметного мира.

Диалог об искусстве. Природные формы. Жанр натюрморта. Художественный образ цветов в живописном и живописно-декоративном натюрморте. Способы организации композиции натюрморта  (расположение предметов, цветов).

Работа по художественно-дидактическим таблицам «М. П. Верней. Проект: прямоугольный вариант, бордюр, декоративное блюдо»

Творческое задание с использованием приёмов трансформации природных форм цветка в декоративные, декоративные формы цветка, взятой из природы и переходящей в орнамент, украшающий предмет.

Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага белая или цветная.

Советы мастера. Подведение итогов

Тема 2. ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ. ХУДОЖЕСТЕННЫЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР

7. Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта

Восприятие памятников архитектуры и изделий декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, декорированных орнаментом с растительным мотивом.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Специфика художественного изображения. Композиция. Цвет. Ритм. Взаимоотношения формы и характера. Передача на плоскости и в пространстве многообразия форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Виды орнамента. Орнамент и его происхождение.

Диалог об искусстве. Главные мотивы растительного орнамента Древнего Египта. Символические значения растительных мотивов (символ Египта, знак плодородия, знак фараона). Колорит древнеегипетских орнаментальных росписей.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Варианты композиционных схем растительногоорнамента», «Последовательность исполнения растительных мотивов».

Творческое задание с использованием приёмов преобразования реальной природной формы в декоративную.Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, фломастеры, тонированная или белая бумага.Советы мастера.Подведение итогов

8. Зооморфные мотивы в искусстве Древнего Египта

Восприятие фантастических изображений египетских богов (Гор, Сехмет, Анубис) в аллегорической форме.

Основные содержательные линии. Роль искусства и деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Трансформация и стилизация форм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Орнамент и его происхождение.

Диалог об искусстве. Художественное своеобразие изображения египетских богов в аллегорической форме, фигуры человека на основе древнеегипетского канона фигуры человека на плоскости, с головой животного, с иносказательным выражением отвлечённых понятий знакомит нас искусство Древнего Египта.

Работа по художественно-дидактической таблице «Фантастические мотивы в древнеегипетском орнаменте».Творческое задание с использованием приёмов преобразования реальной природной формы в декоративную.

Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, бумага.

Советы мастера.Подведение итогов

9. Изысканный декор сосудов Древней Греции

Восприятие греческой вазописи чёрнофигурного и краснофигурного стилей — выдающихся памятников мировой художественной культуры.

Основные содержательные линии. Роль искусства и деятельности человека в развитии культуры. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Художественные материалы и художественные техники. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Истоки декоративно-прикладного искусства.

Диалог об искусстве. Разнообразие древнегреческих сосудов по форме, декору и назначению. Отличительные качества, присущие чёрнофигурным и краснофигурным вазам. Растительные и геометрические орнаменты, подчеркивающие красоту объёмной формы сосудов.Работа по художественно-дидактическим таблицам«Формы греческих сосудов», «Мотивы древнегреческих орнаментов на сосудах».Творческое задание с использованием приёмов преобразования реальной природной формы в декоративную.

Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, цветная бумага.

Советы мастера.Подведение итогов

10—11. Древние орнаменты в творчестве художников разного времени

Восприятие произведений искусства керамики (Балхары, Императорский фарфоровый завод Санкт-Петербург, чернолощёная керамика).

Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Художественный диалог культур. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Виды орнамента. Материалы декоративно-прикладного искусства.

Диалог об искусстве. Особенности отображения трансформации природных форм в декоративные в различных видах керамики в искусстве разных народов.

Значение обращения к искусству Древнего Египта и Древней Греции, как к эталону прекрасного в развитии своей культуры при постижениитайн великого мастерства.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Типы русской гончарной утвари XVIII—XX вв.», «Схема росписи ваз по мотивам древнегреческого орнамента и современного декора».

Творческое задание с использованием средств выразительности декоративно-прикладного искусства. Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь,  бумага.

Советы мастера.Подведение итогов

12—13. Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии  и  русская набойка

Восприятие лентообразных орнаментальных мотивов на предметах домашнего обихода, в печатных и тканых рисунках, отражающих природу Индии, и мотивов индийского орнамента в русской набойке.

Основные содержательные линии. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Художественный диалог культур. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношения формы и характера. Роль ритма в построении композиции в живописи, рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Семантика образа в народном искусстве. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства.

Диалог об искусстве. Особенности отображения трансформации природных форм в декоративные в разных видах текстильного орнамента в Индии и России и других странах Индии. Образ-символ слона и образ-символ популярного мотива индийская пальметта («восточный огурец»).

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Орнаментальный мотив «индийская пальметта» («восточный огурец»), «Фрагмент композиции коврика-покрывала для слона».

Творческое задание с использованием средств выразительности декоративно-прикладного искусства.

Материалы: кисть, гуашь, бумага, фломастеры.

Советы мастера.Подведение итогов

ТЕМА 3. ТРАДИЦИИ НОВОЛЕТИЯ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МИРА

14—15. Традиции встречи Нового года в современной культуре

Восприятие произведений народных мастеров на тему святок, ёлочных украшений, новогодних и рождественских открыток, масок, эскизов театральных костюмов в русском искусстве конца XIX — начала XX в.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Проектирование пространственной и предметной сферы.

Диалог об искусстве. Традиция встречи Нового года у разных народов мира и проведения праздничных карнавалов и маскарадов.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Модули человеческих фигур», «Карнавальный костюм Хозяйки медной горы (схема изготовления)», «Карнавальный костюм русского богатыря (схема изготовления)», «Карнавальный костюм мушкетёра (схема изготовления)».

Творческое задание по подготовке к Новому году силами «артели весёлых мастеров».

Материалы: кисть, гуашь, бумага белая, цветная, фломастеры и др.

Советы мастера.Подведение итогов

15—16. «Новый год шагает по планете…»

Восприятие произведений отечественных живописцев (М. И. Скотти, А. Мясоедов, В. И. Суриков, К. О. Сомов, С. Ю. Судейкин, А. В. Шевченко, А. Е. Яковлев и В. И. Шухаев) и художников Западной Европы (П. Пикассо, П. Сезан) конца XIX — начала XX в. на тему карнавала.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Художественный диалог культур. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности.

Диалог об искусстве. Культура праздника — древняя традиция. Особенности композиционных решений, красочности, насыщенности действий, характерные для участников карнавалов в разных странах мира.

Творческое задание с использованием декоративно-живописных средств в выразительности.

Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага, фломастеры, цветные мелки и др.

Советы мастера.

Тема 4.ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ В ИСКУССТВЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ

17. Каменные стражи России (XII—XVII вв.)

Восприятие древнерусских крепостей (кремли Новгорода, Владимира, Москвы, Пскова, Ростова Великого, Сергиева Посада и др.).

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.

Диалог об искусстве. Кремли России — свидетели грозных событий прошлых времён, хранители русской истории, средоточие памятников культуры, созданных народом. Богатство и разнообразие каменного зодчества России.

Творческое задание с использованием средств выразительности графики.

Материалы: тонированная или белая бумага, карандаш, мелки, фломастеры, гуашь (по выбору).

Советы мастера.

18. Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стиль в архитектуре Западной Европы. Синтез искусств

Восприятие оборонительных сооружений Западной Европы времён Cредневековья (замки Англии, Франции, Нормандии, Испании); соборы романского и готического стилей (в Париже, Шартре, Праге, Вормсе, Пизе).

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.

Диалог об искусстве. Фортификационные каменные сооружения Западной Европы. Донжон как архитектурное ядро замка. Храмы романского и готического стиля в Западной Европе. Синтез искусств.

Творческое задание с использованием графических и декоративных средств (в том числе и в технике аппликации при создании сооружения крепостного типа или собора.

Материалы: гуашь, цветные мелки, фломастеры, бумага белая и цветная.

Советы мастера.Подведение итогов

19. Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейского рыцаря в жизни и искусстве

Восприятие образа воина Древней Руси в русском искусстве XII—XX вв. (мозаичные и иконописные изображения, произведения В. А. Фаворского, Ю. П. Кугача, П. Д. Корина и др.,  в декоративно-прикладном искусстве) и образа рыцаря в искусстве Западной Европы XIII—XVI вв. (рельефы и статуи, произведения живописцев Джорджоне, В. Карраччо, Тинторетто, Тициана и др.).

Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись. Художественный диалог культур. Великие мастера русского и европейского искусства. Образ воина, защиты Отечества в жизни и искусстве. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет. Специфика художественного изображения и художественные техники.

Диалог об искусстве. Образ защитника Отечества. Особенности военного облачения русского воина и западноевропейского рыцаря. Средства художественной выразительности в передаче стойкости и храбрости русских воинов, их доброты и красоты. Разнообразие художественных средств выразительности в изображении образа рыцаря в боевом снаряжении в искусстве Западной Европы XIII—XVI вв.

Работа по художественно-дидактической таблице «Доспехи русского воина XI—XIV вв.» и «Доспехи рыцаря Западной Европы».

Творческое задание с использованием живописных и декоративных средств при создании образа русского воина или рыцаря.

Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага.Советы мастера. Подведение итогов

20. Батальная композиция.

У истоков исторического жанраВосприятие батальных композиций в разных видах искусства Западной Европы XII—XVII вв. и России XV—XX вв.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Великие мастера русского и европейского искусства.  Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Специфика художественного изображения. Специфика художественной выразительности. Виды и жанры пластических искусств. Исторический жанр. Сюжет и содержание в произведении искусства. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Особенности художественного образа в разных видах искусства.

Диалог об искусстве. Батальный жанр в искусстве России и Западной Европы. Изображение художественными средствами наиболее ответственных моментов битвы, передача исторической достоверности эпохи.

Творческое задание с использованием известных приёмов работы в разной технике (графической, живописной).

Материалы: кисть, гуашь, мелки, бумага, фломастеры, тушь (на выбор).

Советы мастера.Подведение итогов

ТЕМА 5. ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ИСКУССТВЕ РАЗНЫХ ЭПОХ

21. Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве

Восприятие произведений иконописи разных эпох (искусство Византии, Древней Руси) и образа женщины в светском искусстве Западной Европы и России.

Основные содержательные линии. Искусство и мировоззрение. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Целостность визуального образа культуры. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись. Великие мастера русского и европейского искусства. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества. Специфика художественного изображения. Условность художественного изображения. Композиция. Пропорции. Цвет. Портрет.

Диалог об искусстве. Искусство Византии и Древней Руси, воплощавшее духовные истины христианства. Новая трактовка образа женщины в эпоху Возрождения в творчестве Леонардо да Винчи и Рафаэля. Образы женщин в портретном искусстве Западной Европы XVI—XVIII вв. и в русском искусстве XVIII в.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Пропорции лица человека», «Различное эмоциональное выражение лица человека».

Творческое задание.

Материалы: простой карандаш, бумага, цветные мелки, бумага тонированная.

Советы мастера. Подведение итогов

22. Личность женщины в портретно-исторической композиции XIX — начала XX в.

Восприятие женских портретов художников XIX — начала XX в. (отечественных — О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, А. Г. Венецианова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, К. С. Петрова-Водкина и западноевропейских — Ж. О. Д. Энгра, Ф. Гойи, О. Ренуара).

Основные содержательные линии. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Великие мастера русского и европейского искусства. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Раскрытие в композиции сущности произведения. Контраст в композиции. Колорит картины. Портрет.

Диалог об искусстве. Искусство портрета России и Западной Европы XIX—XX вв. Изменение характера трактовки женского образа. Роль интерьера и костюма в портрете. Раскрытие творческого и героического начала в человеке. Композиция портрета. Эмоциональная и художественная выразительность образа портретируемого, пробуждающая лучшие человеческие чувства.

Творческое задание с использованием художественных выразительных средств живописи.Материалы: гуашь, цветные мелки, белая или тонированная бумага.

Советы мастера.

ТЕМА 6. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ

23—24. Русский народный костюм как культурное достояние нашегоОтечества

Восприятие праздничного женского и мужского наряда конца XIX в. из разных местностей России.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды в жизни человека. Семантика образа в народном искусстве. Материалы декоративно-прикладного искусства.

Диалог об искусстве. Народный традиционный костюм в русской культуре и искусстве. Знаки-символы в орнаменте русского традиционного костюма, отражающие представление русского человека о Вселенной, конструктивные особенности женского традиционного костюма и их сходство с конструкцией крестьянской избы. Эстетическая и функциональная ценность русского народного костюма как культурного достояния.

Творческое задание с использованием художественных выразительных средств графики и живописи.

Материалы: простой карандаш, белая или тонированная бумага.

Советы мастера. Подведение итогов.

Страница для любознательных. Традиционный костюм народов нашей страны как культурное наследие России

Задания творческого и поискового характера

ТЕМА 7. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. СИНТЕЗ ИСКУССТВ 

25—26. «Возьмёмся за руки друзья…» Разноликий хоровод. Вековые традиции разных народов

Восприятие традиционного костюма народов России на основе образцов одежды из музейных коллекций или используемых участниками фольклорных фестивалей, а также фотоизображений праздничных костюмов Архангельской, Новосибирской, Омской областей, Чувашии, Башкорстана, Калмыкии, Коми, Тувы и т. д., представленных в учебнике.

Основные содержательные линии. Декоративно-прикладные виды искусства. Художественный диалог культур. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

Диалог об искусстве. Характерные особенности народного традиционного костюма из разных регионов России. Бережное отношение художников к передаче этнографических признаков одежды народов из разных регионов России. Фольклорный фестиваль как обмен опытом по сохранению народных традиций и форм фольклора и популяризация традиционных народных форм досуга. Особенности художественного образа-красоты и разнообразие народного праздничного костюма в произведениях разного вида искусства и в жизни.

Работа по художественно-дидактической таблице «Традиционный костюм народов России».

Творческое задание с учётом собственных представлений о красоте народного праздничного костюма с использованием известных приёмов и техник.

Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага, фломастеры, цветные карандаши (на выбор).

Советы мастера. Подведение итогов

Тема 8 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОГРАММЕ  

27-28-29 . Региональный компонент Прилет птиц. Птицы Севера. Анималистический жанр.(сова) Символ птицы в народной игрушке. Орнамент на колыбели. Живая зыбь. «Море спит». Живая зыбь. (Иллюстрациясказок народов Севера   с элементом моря, реки Обь. Графический материал. Знакомство с архитектурой народов севера.

Восприятие фотоизображений и живописныхкартин (А. П. Остроумовой-Лебедевой, Г. Каношенкина, И. И. Подчасского, Ф. Бенуа, Д. Ж. Жакотте) с видами дворцов, дворянских усадеб.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Виды и жанры пластических искусств. Садово-парковое, ландшафтное искусство.

Диалог об искусстве. Расцвет усадебного строительства в русской культуре XVIII в. Мир усадьбы как воплощение мировоззрения, общественного и духовного самочувствия человека. Классицизм — стиль, определяющий архитектурный облик русской усадьбы середины XVII — начала XIX в. Выдающиеся русские зодчие.

Творческое задание с использованием средств выразительности графики.

Материалы: тушь, кисть, карандаш, фломастер, уголь.

Советы мастера. Подведение итогов

ТЕМА 9. КАК МИР ХОРОШ  

30. Шторм. Живописное решение композиции

Диалог об искусстве. Расцвет в живописи  в теме про море и о море. Беседа о творчестве русского художника –мариниста Айвазовского. Ознакомление с приемами – штриха вживописи, мазочной и пастозной манеры живописи.

Творческое задание. Изобразить под музыку определенное состояние моря: рассвет, заход, ночь и буря, легкий бриз и т.д. Акварель, гуашь, на формате А3.

31. Пасха- праздник весны.

Диалог об искусстве. Христианский праздник пробуждения.Символы яйца, вербы, пасхии куличи. Повторение тема –орнамент.

Творческое задание. Изобразить натюрморт из трех предметов. На столе предметы праздника, возможно у окна. В окне – церковь (вербы дерева)

Материалы: пастель, мелки, цветные карандаши.

32. Как мир хорош в своей красе нежданной.

Иллюстрация книги сказаний «Девушка Хутнай». Региональный компонент.

Диалог об искусстве. Во всех культурах отображают цветущую землю виде женщины, в виде земли- как символа, колосья пшеницы.

Творческое задание. Изобразить через образ человека – образ цветущей Земли.

Материалы: на выбор- краски или карандаши.

33. Поле зыблется цветами. Зарисовка  цветов

Творческое задание. Нарисовать поле маков, кукурузы, пшеницы или любые другие летние дикие цветы, растущие на полях.

Материал: цветные карандаши.

34. Земля пробуждается. Мир растений. Зарисовка растений.

Творческое задание: Изобразить любое растение на фоне леса или травы, или около дерева, рисование по образцу- рисование с картинки. Уделять внимание мелким деталям. Уметь вглядываться в мелкие детали.

Материалы: карандаши, гелиевые ручки

35. Радость моя, Земля! Обобщающий урок.

Творческое задание: Создать коллективное панно- проект. Работа по парам или группам.

Материалы: клей, бумага, гелиевые ручки, карандаши, краски

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тема года: «ОБРАЗ ЦВЕТУЩЕЙ ПРИРОДЫ — ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ

Тема урока

Дата

Виды контроля

План

Факт

Тема 1 «ЦВЕТЫ В ЖИВОПИСИ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ И НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (6 Ч)

1

Осенний букет. Этюд

6а,6б,6в

Входящее тестирование  Текущий контроль

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа

2

Цветы на подносах Жостово

6а,6б,6в

Текущий

Самостоятельная работа

3

Цветы на подносах Нижнего Тагила.

6а,6б,6в

Текущий

Самостоятельная работа

Опережающее задание

(сообщение о промысле Жостово)

4

Осенние цветы  в росписи твоего подноса

6а,6б,6в

Сообщение учащихся о промысле Жостово

5

Цветочные мотивы в искусстве России, Запада и Востока. Создание эскиза

6а,6б,6в

Сообщения и презентации детей

6

Цветочные мотивы в искусстве России, Запада и Востока. Выполнение в цвете

6а,6б,6в

Рубежный контроль (тематический)

Тема 2 « ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ. ХУДОЖЕСТЕННЫЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР (7 ч)

7

Растительный орнамент Древнейшего Египта

6а,6б,6в

Самостоятельная работа

8

Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта

6а,6б,6в

Групповая работа

Самостоятельная работа

9

Орнаменты  в сосудах Древней Греции

6а,6б,6в

промежуточный контроль

10

Древние орнаменты в творчестве художников разного времени

6а,6б,6в

Текущий контроль

11

Древние орнаменты в творчестве художников разного времени

6а,6б,6в

Сам работа

текущий контроль

12

Орнаментальные мотивы Индии

6а,6б,6в

Сам раб

13

Орнаментальные мотивы  в русской набойке

6а,6б,6в

Работа в группах

ТЕМА 3. ТРАДИЦИИ НОВОЛЕТИЯ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МИРА (3 Ч)

29.10

14

Традиции встречи Нового года в современной культуре. Создание композиции

6а,6б,6в

Работа в командах

Конструирование.

15

Традиции встречи Нового года в современной культуре. Выполнение в цвете

6а,6б,6в

Сам работа

выставка работ

зимняя отчетная сессия

16

Новый год шагает по планете

6а,6б,6в

Работа в парах

Тема 4.ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ В ИСКУССТВЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ (4 ч)

17

Каменные стражи Русской Земли.(12- 17 века) зарисовки крепостей

6а,6б,6в

Текущий контроль

Само работа

18

Рыцарский замок в средневековой Европе

6а,6б,6в

Самостоятельная творческая работа

19

Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря

6а,6б,6в

Самостоятельная творческая работа

Текущий контроль

20

Батальная композиция.

Составление композиции из двух человек.

6а,6б,6в

Работа в парах

Опережающее задание

ТЕМА 5. ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ИСКУССТВЕ РАЗНЫХ ЭПОХ (2 Ч)

21

Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве

6а,6б,6в

сообщения

текущий контроль

22

Личность женщины в портретном искусстве 19-20 века.

6а,6б,6в

Сообщения

Доклады

Текущий контроль

ТЕМА 6. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ (2 Ч)

23

Русский народный костюм, как культурное достояние нашего Отечества. Создание по элементам

6а,6б,6в

Творческая самост работа

24

Русский народный костюм, как культурное достояние нашего Отечества. Выполнение костюма и узоров в цвете

6а,6б,6в

Творческая самостоятельная работа

ТЕМА 7. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. СИНТЕЗ ИСКУССТВ (2 Ч)

25

внеур

Возьмёмся за руки друзья…» Разноликий хоровод. Вековые традиции разных народов

6а,6б,6в

Творческая работа

Проектная работа в группах  или выход в музей

26

Возьмёмся за руки друзья…» Разноликий хоровод. Вековые традиции разных народов

6а,6б,6в

итоговый контроль

ТЕМА 8. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОГРАММЕ(3 Ч)

27

краев

Прилет птиц.

Птицы Севера.

Анималистический жанр.(сова)

Региональный компонент

6а,6б,6в

Текущий контроль

28

краев

Символ птицы в народной игрушке.

Орнамент на колыбели.

Региональный компонент

6а,6б,6в

Самостоятельная творческая работа

29

краев

Живая зыбь. «Море спит».Живая зыбь.

( Иллюстрация  сказок народов Севера  сэлементом  моря, реки Обь. _)

Региональный компонент

Графический материал

6а,6б,6в

Самостоятельная творческая работа

ТЕМА 9. КАК МИР ХОРОШ (6ч)

30

Шторм. Живописное решение композиции

6а,6б,6в

Самостоятельная творческая работа

31

Пасха- праздник весны.

6а,6б,6в

Сам творч работа

32

краев

Как мир хорош в своей красе нежданной.

Иллюстрация книги сказаний «Девушка Хутнай» Региональный компонент.

6а,6б,6в

Самостоятельная творческая работа

33

Поле зыблется цветами.

Зарисовка  цветов.

6а,6б,6в

Работа в парах

34

Земля пробуждается

Мир растений. Зарисовка растений.

6а,6б,6в

Работа в парах

Итого 34 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...