Программа 7 по изобразительному искусству 7 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Программа разработана на основе Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, авторской программы: Т.Я. Шпикаловой, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_izo_7.docx | 75.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей им. Г.Ф.Атякшева»
Рабочая программа, рассмотрена на заседании предметного объединения Протокол № 7от 25.05. 2019г. | «Согласовано» _________________________ ( роспись курирующего заместителя директора) 30.05. 2019г. | «Утверждено» приказом директора Лицея от 2019г. № - О |
Рабочая программа учебного предмета
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
(наименование учебного предмета)
Базовый уровень, основное общее, VII класс
(уровень образования)
34 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Гладышева Ирина Валериевна, учитель изобразительного искусства
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Югорск, 2019 г.
Паспорт рабочей программы
№ | Наименование пункта | Содержание пункта |
Название программы | «Изобразительное искусство 7 класс» | |
Авторы учебника, учебно-методического комплекса, название учебника, год издания | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. и др. Изобразительное искусство 7 класс ОАО "Издательство "Просвещение", 2014 | |
Реализует требований ФГОС ООО | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1577); | |
Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса | формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности | |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | Программа предусматривает возможность изучения курса с 5 по 8 класс в объеме 140 часов, 1 час в неделю, итого – 35 часов в течении учебного года, из низ 9 уроков (1 – час- проект, 1 час - контрольная, 1 час – исследование, 1 час – интегрированный урок, 1 час – экскурсия, 4 часа – региональный компонент) | |
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа | 34 | |
Форма организации учебного процесса как способ реализации Рабочейпрограммы | На уроках- форма работы парная, групповая, коллективная, индивидуальная Участие в конкурсах и олимпиадах по изобразительной деятельности |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучения на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувству гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовностии способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вест диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве, со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и бережное заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Россиии мира, творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющимися ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать, и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
-развитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира, развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально- пространственного мышления как формы эмоционально- ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей, как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
-приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально- пространственных искусств: изобразительных, декоративно - прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опытаработы над визуальными образами в синтетических искусствах;
-приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально- пространственных искусств;
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации, оценки произведения, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно - значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидефикации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Ученик научится:
-определять жанровую разновидность пейзажей;
-представлять отличительные черты русской дворянской усадьбы 18-19 века;
-знать и определять произведения современных художников- фантастов и космонавтов на космическую тему;
-создавать символику орнаментальных мотивов;
- выполнять построение фигуры человека в движении с учетом пропорций тела.
Ученик получит возможность научиться:
-проявлять свою зрительскую компетентность при восприятии произведений искусства разных эпох и народов;
-применять правила линейной и воздушной перспективы в изображении городского и сельского пейзажа;
-выполнять конструктивное построение формы, объемы предметов, их содержательной связи;
-проявлять творческую активность в выборе средств художественной выразительности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.
Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.
Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.
Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.
Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека.
Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.
Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.
Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.
Язык пластических искусств и художественный образ
Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.
Средства художественной выразительности
Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.
Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.
Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.
Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка. Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.
Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера.
Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.
Виды и жанры пластических искусств
Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.
Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.
Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.
Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.
ТЕМА 7 КЛАССА –«ЧЕЛОВЕК И РУКОТВОРНЫЙ МИР В ИСКУССТВЕ».
Тема первой четверти- «Человек и среда его обитания в их взаимопроявлениях в изобразительном искусстве».
Тема второйчетверти-«Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира».
Тема третьей четверти– «Исторические реалии в искусстве разных народов».
Тема четвертойчетверти– «Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни».
ТЕМА 1. «ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ЕГО ОБИТАНИЯ В ИХ ВЗАИМОПРОЯВЛЕНИЯХ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»
1. Городской пейзаж. Гармония природы и архитектуры.
Творческое задание. Изобразить на большом формате простым карандашом или мягким материалом конструкции большого дома (мостов, домов, дороги). Возможны разные ракурсы: вид сверху, вид снизу, вид из окна, вид с моста.
Материалы: соус, уголь, сангина. Лак для закрепления работы
2.Сельский пейзаж.
Восприятие картин русских художников Саврасова, Шишкина, Куинджи.
Творческое задание: Изобразить лиро- эпическую зарисовку сельского пейзажа. Без людей. Возможные деревянные постройки- забор, старый дом, сарай, коровник. Обязательно наброски животных: корова, гусь, петухи, утки, кошки или собаки. Возможен колодец. Много берез.
ТЕМА 2 НАТЮРМОРТ. ВЕЩИ, КОТОРЫЕ РАССКАЗЫВАЮТ О ХОЗЯИНЕ
Восприятие картин русских и европейских художников бытового натюрморта (Питер ванн дер Вейден, Никола Пуссен, Петров- Водкин, Сарьян и другие).
Творческое задание. Изобразить на столе только предметы одного человека, которые раскрывают его профессию(любую) – столяр, парикмахер и т.д.
Материалы: пастель, цветные карандаши.
3.Ожившие вещи. Натюрморт предметов быта, зарисовки
Восприятие картин художников по композиции, по цветоведению.
Диалог об искусстве, где раскрываются законы создания предметов в перспективе. Мастера европейского искусства периода VIII-IX века. Всматривание в каждую деталь. Орнамент.
Творческое задание: нарисовать предметы профессииискусства(театра, цирка, киноискусства, скульптора, живописца, мастера-ювелира, мастера-камнереза, мастера-книгоиздания, и т.д.)
Материалы: гелиевые ручки, фломастеры, пастель, цветные карандаши
4. Натюрморт и человек. Натюрморт по профессии
Восприятие картин по композиции, по цветовоедению.
Диалог об искусстве, где раскрываются законы создания предметов в перспективе. Мастера европейского искусства периода VIII-IX века. Всматривание в каждую деталь. Орнамент.
Творческое задание: нарисовать предметы профессии искусства(театра, цирка, киноискусства, скульптора, живописца, мастера-ювелира, мастера-камнереза, мастера-книгоиздания, и т.д.). Продолжить и закончить данную работу в цвете.
Материалы: гелиевые ручки, фломастеры, пастель, цветные карандаши
5. Атрибуты искусства в твоем натюрморте
Творческое задание: детальная проработка мелких деталей в предыдущей композиции
Материалы: цветные карандаши
6. Декоративный натюрморт
Восприятие картин по декоративной композиции. Искусство авангарда XX века: Пикассо, Малевич., Марк Шагал. Упражнение на шкалу растяжки одного цвета – серым, белым и черным цветом. Влияние цвета на психику человека. Его значение в нашей жизни.
Диалог об искусстве современных течений. Что есть современное искусство. Зачем деформация формы и цвета? Для чего деформация классического искусства?
Творческое задание: изобразить натюрморт на столе, ваза и два предмета, могут бытьфрукты овощи. Дары осененного урожая.
Материалы: гуашь, краски, формат альбомный
ТЕМА 3. ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА В КОМПОЗИЦИИ.(3 ч)
7-8-9. Предметы интерьера дома. Зарисовка. Интерьер моей комнаты.
Творческое задание: построить на формате А3 интерьер комнате сов семи законами линейной перспективы. По линейке на линии горизонта выбрать одну точку схода и простроить мебель (3- 4 предмета в комнате) Обязательное построение окна, картины, ковра и двери, стол.)
Материалы: простой карандаш. Легкий тон.
ТЕМА 4. МИР РУССКОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ КАК ДОСТОЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ИСКУССТВЕ
10.Архитектурный облик дворцовой усадьбы XVII — второй половины XVIII в. Особенности паркостроения.
Восприятие фотоизображений и живописных картин (А. П. Остроумовой-Лебедевой, Г. Каношенкина, И. И. Подчасского, Ф. Бенуа, Д. Ж. Жакотте) с видами дворцов, дворянских усадеб.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Виды и жанры пластических искусств. Садово-парковое, ландшафтное искусство.
Диалог об искусстве. Расцвет усадебного строительства в русской культуре XVIII в. Мир усадьбы как воплощение мировоззрения, общественного и духовного самочувствия человека. Классицизм - стиль, определяющий архитектурный облик русской усадьбы середины XVII - начала XIX в. Выдающиеся русские зодчие.
Творческое задание с использованием средств выразительности графики.
Материалы: тушь, кисть, карандаш, фломастер, уголь.
Советы мастера. Подведение итогов
11. Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца XVIII — середины XIX в. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека и его духовной жизни.
Восприятие изображений парковых построек, интерьеров дворцов усадеб Кусково и Останкино, особняка усадьбы Мураново; живописных произведений С. Ю. Жуковского, Н. В. Путяты и др.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Виды и жанры пластических искусств. Архитектурный образ.
Диалог об искусстве. Своеобразие подмосковных усадеб (сочетание торжественности и интимности). Полифункциональность подмосковных усадеб. Архитектурные особенности в построении главного здания - особняка (использование классического ордера в пластической обработке фасада, фронтонов треугольной формы).
Творческое задание с использованием средств выразительности языка графики и живописи.
Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, цветные мелки, акварель, гуашь, кисть, бумага. Советы мастера. Подведение итогов
12. Светский костюм русского дворянства XVIII—XIX столетий
Восприятие произведений отечественных живописцев Ф. С. Рокотова, И. Н. Никитина, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского, И. П. Аргунова, портретистов провинциальных городов (Г. Островского, Е. Д. Камеженкова, К. Л. Христинек, Г. Кучина); иллюстраций модных журналов первой половины XIX в.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет. Язык пластических искусств. Средства художественной выразительности.
Диалог об искусстве. Парадные и интимные портреты. Автопортрет как выражение самосознания, самооценки личности художника в соотнесении с судьбой целого поколения или сословия. Отражение в портрете значимости частной жизни, ценности творческой личности, её богатой духовной жизни.
Одежда, костюм портретируемых как средство отражения общественного и семейного положения человека, средство воплощения идеала человека определённой эпохи. Полифункциональность одежды человека. Принципы её конструкции (симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, варьирование ритмов). Особенности мужской и женской дворянской одежды XVIII — первой трети XIX в. Модные журналы, костюмы популярных актеров - источник распространения моды.
Работа по художественно-дидактической таблице «Костюм и аксессуары женской дворянской одежды». Творческое задание с использованием средств выразительности языка графики. Материалы: акварель, гуашь, фломастеры, цветные карандаши.
Советы мастера. Подведение итогов
13—14. Русская скульптура XVIII — начала XIX в. в пространстве города, дворянской усадьбы и парка
Восприятие произведений отечественных скульпторов (Е. Д. Ермолина, М. И. Козловского, И. И. Теребенёва, Ф. Г. Гордеева, И. П. Прокофьева, И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина, Ф. И. Шубина); памятников западно-европейской скульптуры (Фидия и его учеников, Микеланджело, Донателло, Ж. Гужона, Л. Бернини, Ж. А. Гудона) .
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Великие мастера русского и европейского искусства. Образы мира, защиты Отечества в жизни и искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Изобразительные виды искусства. Скульптура.
Диалог об искусстве. Отечественная скульптура в петровскую эпоху. Самобытность русской скульптуры и становление её разнообразных видов: декоративная пластика (архитектурный рельеф), круглая станковая скульптура (памятник, статуя), скульптурный портрет (бюст), архитектурно-художественный ансамбль. Средства художественной выразительности в трактовке индивидуальных особенностей скульптурных портретов современников их достоверности и убедительности. Мастерство скульптора в передаче черт лица, взгляда, костюма, причёски портретируемого.
Работа по художественно-дидактической таблице «Кукла из мятой бумаги».
Творческое задание с использованием художественно-выразительных средств скульптуры для передачи движения в объёмной композиции.
Материалы (по выбору): простой карандаш, фломастер.
Советы мастера. Подведение итогов
15—16. Быт и традиции русского дворянства XVIII - начала XIX в. в жизни и искусстве
Восприятие произведений художников, отразивших в своих произведениях быт и традиции русского дворянства (Е. В. Честнякова, К. А. Сомова, Н. Е. Ефимова), а также произведений живописи на библейские темы (А. Рублёв).
Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Художественный образ - основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения.
Диалог об искусстве. Праздники и развлечения в усадьбе как отражение светской культуры. Подготовка к празднику (игровые приспособления, театральные представления, литературные и музыкальные вечера, разнообразные игры). Рождественский кукольный театр-вертеп. Подготовка и проведение Рождественского праздника.
Работа по художественно-дидактической таблице «Последовательность изготовления вертепного ящика и фигур вертепного действа».
Творческое задание с учётом художественно-выразительных средств условной передачи образов персонажей вертепного театра.
Материалы: простой и цветной карандаши фломастеры, пластилин шампуры деревянные, цветные лоскуты ткани и ленты, циновки, кусочки рогожи, пластиковая тарелка, фольга и цветная бумага. Советы мастера. Подведение итогов
ТЕМА 5.НАРОДНЫЙ МАСТЕР — НОСИТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
17—18. «Без вышивки в доме не обойтись…»
Восприятие изделий, вышитых традиционной вышивкой, бытовавшей в Тверской, Архангельской, Олонецкой, Рязанской, Смоленской, Владимирской губерниях; текстильных кукол в исполнении И. В. Агаевой, М. Мишиной.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.
Диалог об искусстве. Вышитое полотенце и его функции. Полотенце - оберег, символ благополучия, благопожелания. Символика цвета и мотивов вышивки. Возрождение старинных традиций рукоделия. Тряпичная игрушка, её духовная ценность. Текстильная кукла как одно из средств передачи младшему поколению жизненного опыта, накопленного старшими. Особенности вышивки разных регионов России. Преобладающая цветовая гамма в узорах русской вышивки. Сохранение и развитие традиций вышивки современными мастерицами.
Работа по художественно-дидактическим таблицам «Приёмы вышивания цветка и листьев: тамбурный шов-цепочка, тамбурный шов–петля с прикрепом»; «Последовательность изготовления игрушки зайчика и ридикюля-лакомника».
Творческое задание с использованием традиционных приёмов вышивки и изготовления текстильных изделий-сувениров. Материалы: простой карандаш, бумага.
Советы мастера. Подведение итогов
19—20. «Размётные травы, цветы, сказочные птицы и быстроногие кони и олени»
Восприятие расписных прялок Русского Севера, украшенных шенкурской, мезенской, борецкой, пучужской росписями, деревянных изделий с хохломской, полхов-майданской росписью.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.
Диалог об искусстве. Роспись по дереву. Бытование народных росписей по дереву в разных регионах России. Конструктивные особенности и пропорции основных объёмов прялок разных регионов России. Многоцветный мир узорочья росписи на прялках. Разнообразие мотивов и приёмов исполнения, своеобразие колористического решения в живописных и графических видах росписи по дереву.
Творческое задание с использованием традиционных конструкций и средств выразительности мезенской росписи прялок из дерева.
Материалы: гуашь (чёрного и красного цвета), деревянные заготовки, материалы для грунтовки, лак. Советы мастера. Подведение итогов
21—22. «Каков мастер, такова и работа»
Восприятие традиционных игрушек из глины, выполненных мастерами А. Силкиной, В. Маркиным, У. И. Бабкиной, А. Г. Карповой, Т. Н. Зоткиным, П. А. Ивановым, В. В. Ковкиным.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.
Диалог об искусстве. Школы народного мастерства лепки глиняной игрушки разных регионов России. Устойчивость образов и тем в народной игрушке, связь её с другими видами народного искусства. Своеобразие пластического, колористического, орнаментального решения глиняных игрушек из разных школ народного мастерства. Связь между материалом, техникой исполнения и художественной формой глиняной игрушки. Известные мастера-игрушечники.
Работа по художественно-дидактическим таблицам «Последовательность лепки свистульки», «Принципы звукоизвлечения из глиняных игрушек-свистулек», «Последовательность лепки вазы из пласта глины».
Творческое задание с учётом традиционных приёмов лепки и росписи, средств художественной выразительности. Материалы: глина, стеки, тычок, колки, баночка с водой.
23—24. Русские ювелирные украшения России XVII—XX вв. Традиции и современность
Восприятие фотоизображений ювелирных изделий, выполненных в разных техниках (серебро, позолота, чернь (Великий Устюг), живопись на эмали (Ростовская финифть), серебро, (Москва), а также произведений русских портретистов (А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Я. Стрешнева и др.), запечатлевших своих героинь (светских дам и крестьянок XVII - начала XX в.) в праздничной одежде.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.
Диалог об искусстве. Ювелирное искусство как один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Национальный характер украшений Древней Руси. Виды ювелирных украшений в женском праздничном костюме. Материалы для ювелирных украшений и средства художественной выразительности в создании декоративного образа. Особенности орнаментики, характер мотивов, колористического решения ювелирных изделий, выполненных в разных техниках.
Работа по художественно-дидактическим таблицам «Украшения-сувениры на школьную ярмарку», «Схема конструирования кулона-оберега — «колотка».
Творческое задание с учётом традиционных технологических приёмов; связи формы с её практическим назначением; связи декора с формой украшения; с учётом текстуры и фактуры материала.
Материалы (по выбору): простой карандаш, линейка, ножницы, бумага, полоски бересты (или плотной бумаги — имитация бересты), разноцветные лоскутки и полоски ткани, картон, нитки толстые, шерстяные или синтетические, иголка, спица (на выбор).
Советы мастера. Подведение итогов
25—26. Весенняя ярмарка - праздник народного мастерства и традиционное явление в культуре России
Восприятие произведений палехского мастера Н. И. Бабурина, художника К. Ф. Юона, изобразивших в своих работах ярмарочный торг.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека и общества. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между праздниками, между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Проектирование пространственной и предметной среды.
Диалог об искусстве. Традиции проведения народных ярмарок на Руси. Атрибуты, увеселения и развлечения ярмарок. Возрождение традиций ярмарочных торгов в разных уголках России. Особенности композиционного и колористического решения произведений художников.
Творческое задание с использованием живописных и графических средств выразительности в оформлении школьной ярмарочной площадки.
Материалы (по выбору): фломастеры, кисти, гуашь, акварель, бумага альбомная (для эскизов) и ватман.
Советы мастера. Подведение итогов
ТЕМА 6.ЧЕЛОВЕК В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ И ИСКУССТВЕ. ТЕХНИКА И ИСКУССТВО
27. Галактическая птица
Восприятие произведений живописи А. Соколова, А. Леонова, В. М. Васнецова, посвящённых полёту человека.
Основные содержательные линии. Роль искусства в художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности.
Диалог об искусстве. Космическая тема в искусстве. Красота и целесообразность — один из ведущих принципов художественного конструирования космических кораблей. Отражение в произведениях реальных и вымышленных сюжетов. Своеобразие живописной техники, связанной с темой космоса.
Творческое задание с использованием выразительных средств графики.
Материалы (по выбору): карандаш, тушь, перо, фломастеры, уголь, сангина, цветные мелки, тонированная или белая бумага, картон. Советы мастера. Подведение итогов
28—29. В «конструкторском бюро» новых космических кораблей
Восприятие произведений «космической живописи» А. Соколова, А. Леонова, отразивших в своём творчестве, многообразие форм космических аппаратов.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Искусство и мировоззрение. Выражение в искусстве представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль искусства в создании материальной среды человека. Реальность и фантазия в искусстве. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной сферы. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности.
Диалог об искусстве. Разнообразие и красота форм летательных аппаратов. Живая природа как источник конструкторских идей в космостроении.
Работа по художественно-дидактической таблице «Строение крыльев птиц и схемы летательных аппаратов».
Творческое задание с учётом пропорций и конструктивных особенностей формы космической техники.
Материалы (по выбору): упаковочные материалы, полиэтиленовые флаконы, бутылки, фольга, проволока, плотная бумага, картон, клей ПВА, скотч, ножницы и др.
Советы мастера. Подведение итогов
ТЕМА 7. ГЕРОИКА И ИСКУССТВО
30—31. Образ защитника отечества в портретной живописи XVIII—XIX вв. и XX в.
Восприятие живописных и графических произведений отечественных (П. Д. Корина, П. П. Кончаловского, И. Н. Никитина, О. А. Кипренского, В. Л. Боровиков-ского, К. С. Петрова-Водкина, Ф. С. Богородского, Г. М. Коржева, И. А. Серебряного, В. С. Климашина, Ф. П. Решетникова, К. И. Финогенова, П. А. Кривоногова, И. И. Интезарова, В. Чеканюка, И. Былинского) и зарубежных живописцев (Ф. Хальса, А. Ж. Гро, Х. ван Р. Рембрандта, Т. Жерико), отразивших в своих произведениях образ военного человека.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Образ мира, защиты Отечества в жизни и искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Виды и жанры пластических искусств. Живопись, графика, скульптура. Портрет.
Диалог об искусстве. Тема защиты Отечества в изобразительном искусстве. Художественные приёмы передачи героического облика воина. Композиционные, графические и живописные приёмы отражения в портрете мужественности, храбрости и других героических черт. Творческое задание с использованием графических и живописных средств выразительности по представлению.
Материалы: простой карандаш, бумага. Советы мастера. Подведение итогов
ТЕМА 8. СПОРТ И ИСКУССТВО
32. Образ спортсмена в изобразительном искусстве.
Восприятие произведений отечественных художников (М. Г. Манизера, А. А. Дейнеки, С. Лучишкина, И. М. Чайкова, Б. Окорокова) и зарубежных (Мирона, Рафаэля, Т. Жерико) художников разных эпох, создававших в своём творчестве образ человека-спортсмена.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Великие мастера русского и европейского искусства. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Изобразительные виды искусства.
Диалог об искусстве. Прославление спортсменов в разнообразных видах искусства. Средства художественной выразительности, использованные художниками в произведениях для передачи силы, мужества, стойкости выносливости спортсменов, их желания достичь наивысших результатов.
Работа по художественно-дидактической таблице «Схематические фигуры человека в движении».
Творческое задание.Выполнение набросков фигур людей (спортсменов) с учетом пропорций. Изобразить характер движения с использованием средстввыразительностиграфики (толщина линии, штриховка, пятно).
Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, пастель, шариковая ручка. Советы мастера. Подведение итогов
33—34. «Спорт, спорт, спорт»
Восприятие произведений отечественных художников XX в. (И. А. Городецкой, Д. Д. Жилинского, С. М. Намитоковой-Мапафовой, Т. Б. Оболенской, Б. А. Тальберга, О. П. Рапай-Маркиша, Б. А. Савостюка, А. Н. Са-мохвалова), создавших замечательные образы людей спорта.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Великие мастера русского и европейского искусства. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Изобразительные виды искусства. Сюжет и содержание в произведении искусства.
Диалог об искусстве. Тема спорта в изобразительном искусстве. Созвучность образного строя художественных произведений атмосфере состязаний, накалу спортивных страстей и эмоций. Средства художественной выразительности в передаче напряженности момента состязаний или отдыха после победы, или ожидания выступлений.
Творческое задание с применением известных средств художественной выразительности и использованием графических или живописных материалов.
Материалы (по выбору): карандаш, акварель, гуашь, цветные мелки, монотипия, бумага.
Советы мастера. Подведение итогов
Тематическое планирование
Тема года: «Человек и рукотворный мир в искусстве»
№ п/п | Тема урока | Дата | Виды контроля | |||
план | факт | |||||
«ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ЕГО ОБИТАНИЯ В ИХ ВЗАИМОПРОЯВЛЕНИЯХ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ», (2 Ч) | ||||||
1. | Городской пейзаж. Гармония природы и архитектуры. | 05.09 | 7а 7б 7в | Входящий контроль тестирование .словарная работа по терминам | ||
2. | Сельский пейзаж | 12.09 | 7а 7б 7в | Текущий контроль творческая самостоятельная работа | ||
НАТЮРМОРТ. ВЕЩИ, КОТОРЫЕ РАССКАЗЫВАЮТ О ХОЗЯИНЕ.(4 Ч) | ||||||
3. | Ожившие вещи. Натюрморт предметов быта.зарисовки | 19.09 | 7а 7б 7в | Творческая самостоятельная работа | ||
4 | Натюрморт и человек. Натюрморт по профессии | 26.09 | 7а 7б 7в | Творческая самостоятельная работа | ||
5 | Атрибуты искусства в твоем натюрморте | 03.10 | 7а 7б 7в | Творческая самостоятельная работа | ||
6 | Декоративный натюрморт | 10.10 | 7а 7б 7в | Творческая самостоятельная работа Текущий контроль | ||
ТЕМА 3. ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА В КОМПОЗИЦИИ.(3 ч) | ||||||
7 | Предметы интерьера дома. Зарисовка. | 17.10 | 7а 7б 7в | Творческая самостоятельная работа Опережающее задание-сообщение | ||
8 | Интерьер моей комнаты | 24.10 | 7а 7б 7в | Творческая самостоятельная работа | ||
9 | Обобщающий урок. | 14.11 | 7а 7б 7в | Итоговый контроль выставка рисунков | ||
Тема 4.МИР РУССКОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ КАК ДОСТОЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ИСКУССТВЕ (7 ч) | ||||||
10. | Внешний облик дворянского особняка | 21.11 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
11. | Интерьер дворянского особняка по описанию | 28.11 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
12. | Зарисовка мебели дворянской усадьбы 18 века | 05.12 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
13 | Светский костюм 18 века. мужской | 12.12 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
14 | Светский костюм 18 века. Женский | 19.12 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
15 | Скульптурный портрет в интерьере дворянского дома 18 века | 26.12 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
16 | Дворянские праздники в усадьбе Внеурочная деятельность | 26.12 Внеурочная деятельность | 7а 7б 7в | Рубежный контроль Самостоятельная творческая работа выставка работ рисунков в зимнюю зачетную сессию | ||
Итого 16 уроков | ||||||
Тема 5.НАРОДНЫЙ МАСТЕР — НОСИТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (10 ч) | ||||||
17. | Вышивка. Народное искусство как часть художественной культуры. | 09.01 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
18. | Выполнение узора по мотивам народной вышивки. | 16.01 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
19. | Художественная роспись по дереву. Мезенская роспись.. | 23.01 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
20 | Выполнение сюжетной композиции ДПИ: северодвинская, полхов-майдановская. | 30.01 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
21 | Глиняная игрушка. Создание эскиза из элементов росписи Дымка. | 06.02 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
22 | Ювелирное искусство — традиции и современность. Эскиз | 13.02 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
23 | Создание эскиза- проекта. Одежда костюм для современного человека- современный костюм. | 20.02 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
24 | Моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма. | 27.02 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
25 | Традиции ярмарочных гуляний. Создание плаката, афиши. внеурочная деятельность | 06.03 Внеурочная деятельность | 7а 7б 7в | Текущий контроль проектная работа в группах или тематический интегрированный праздник | ||
26. | Обобщающий урок. | 13.03 | 7а 7б 7в | Итоговый контроль выставка работ участие в конкурсах рисунка Одаренные дети России | ||
Тема 6.ЧЕЛОВЕК В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ И ИСКУССТВЕ. ТЕХНИКА И ИСКУССТВО (3 ч) | ||||||
27. | Космическая тема в искусстве. Галактическая птица | 20.03 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
28. | Творчество космонавта А. Леонова.Пейзажи космоса. Внеурочная деятельность | 22.03 Внеурочная деятел-сть | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
29. | Создание коллективной композиции на темы «Перед стартом», | 03.04 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа Работа в группах | ||
ТЕМА 7. ГЕРОИКА И ИСКУССТВО (2 Ч) | ||||||
30 | Защитник Отечества в портретной живописи. «Пришел солдат с фронта», «Мой дед — герой войны». | 10.04 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
31 | Фон в портрете .Цветовое решение военных событий. | 17.04 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
ТЕМА 8. СПОРТ И ИСКУССТВО (3 Ч) | ||||||
32 | Образы победителей Олимпийских игр в античной скульптуре. Наброски человека | 24.04 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
33 | Спортивный праздник в твоей композиции. | 08.05 | 7а 7б 7в | Текущий контроль Самостоятельная творческая работа | ||
34 | Исполнение композиции живописными материалами. Завершение работы. | 15.05 | 7а 7б 7в | Итоговый контроль тестирование | ||
Обобщение ( 1 час) | ||||||
Итого: 34 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»
Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...