Конспект урока по ИЗО "Гжельская роспись"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Сатышева Татьяна Валерьевна

Данный урок для 5 класса.Урок - открытие новых знаний.Развивает умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство в 5 классе

по программе Б.М.Неменского

Учитель МБОУ СОШ №55

Сатышева Татьяна Валерьевна, высшая категория,

Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

II ЧЕТВЕРТЬ: «Связь времени в народном искусстве»

Тема урока:  «Искусство Гжели».

Цели урока:

-по содержанию: знать об искусстве гжельского

промысла, особенностях гжельской росписи;

-по способу работы: освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи.

Задачи урока:

Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, , продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи. Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Здоровьесберегающая: Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности

УУД

Личностные:  осознавать необходимость  уважительного отношения к культуре народа,  произведениям декоративно-прикладного искусства,  значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.

Регулятивные : применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. Анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства,  освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание урока

Примечания

1)Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу, чтобы атмосфера нашего урока стала теплой и дружелюбной.

2)Актуализация знаний

Ребята, а вы помните, с какими русскими народными промыслами мы знакомились на прошлых уроках? (Ответы детей)

 Сейчас я предлагаю вам провести групповую взаимопроверку, которая покажет нам, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков. Отметьте, пожалуйста, правильные, на ваш взгляд, ответы на вопросы теста.

  1. Как называются знаки, обозначающие солнце, землю, воду:

 а) водные                          б) солярные

       2.    Как называется орудие для ручного прядения:

               а) прялка                          б) иголка

       3.    Как называется главный угол в избе:

               а) синий                            б) красный

       4.    Чем украшали рубахи по подолу и рукавам:

              а) роспись                         б) вышивка

       5.    Из какого материала изготавливается дымковская игрушка:

              а) глина                              б) дерево

Итак, проверим результаты теста

Раздаточный материал

Слайд 1

3)Целеполагание.

Усвоение новых знаний.

Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с русскими народными промыслами.

Что ж, давайте по порядку,
Загадаю я загадку.
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым тему урока назовёт.
Снежно-белая посуда, расскажи нам
Ты откуда?!
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими нежными, красивыми!

Итак, тема нашего урока “ Искусство Гжели”. А что бы вы хотели узнать об этом промысле? (Ответы детей)  Сегодня мы узнаем, что такое Гжель, об особенностях этого промысла и о приемах росписи.
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие к народным умельцам, в мир красоты, добра, в мир удивительных творений, в сине-голубую сказку.
Почему она так называется?
Сейчас поймете:
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать,  да людей порадовать.
Думали, думали и придумали! Нашли они в своей стороне глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков.  Сами гжельцы любили говорить, что небо у них как нигде в России – синее-синее! Вот и задумали они перенести эту синеву на посуду. Рисовали узоры из цветов, капелек, сеточек, полосочек. Так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Всего одна краска…  А КАКАЯ НАРЯДНАЯ И ПРАЗДНИЧНАЯ РОСПИСЬ!
Само название села говорит о многом. Посмотрите внимательно на слово. Из каких согласных звуков оно состоит?
Из звонких или глухих? (Ответ детей)
Верно! Звуки слова звенят, также как и знаменитый гжельский фарфор. Название села Гжель происходит от старинного русского слова «Гжель», «жечь» или «обжечь».
Изначально, гжель была из красной глины многоцветной, роспись красная, желтая, зеленая. Называлась она МАЙОЛИКА.
Сейчас цвет гжельской росписи сочно-синий, ярко-голубой. Синий цвет – символ мечты и счастья. Этот цвет часто упоминается в фольклорных произведениях (в частушках, в пословицах и поговорках),в стихах и сказках.
Вы дома должны были подобрать примеры русского фольклора с упоминанием синего цвета (Ответ детей)  

А кто сможет дать характеристику синего цвета?  
(Ответ детей: основной, холодный, сближенный с голубым и фиолетовым, контрастный оранжевому)
Что же изготавливают гжельские мастера? Глиняные чайники, квасники, блюда, чашки, фигурки людей и животных, часы, подсвечники и многое другое… Изделия обжигают в специальной печи при определенной температуре, расписывают только вручную и покрывают белоснежной глазурью, каждое изделие уникально и неповторимо.
Самый излюбленный узор – гжельская роза, иногда она изображается крупно, широкими мазками, иногда тонкой кистью.
Мастера гжели для росписи применяют особый мазок тенями  - в нем виден постепенный переход от светлого к темному (демонстрация техники гжельского мазка) Мазки кладут широкими круговыми движениями. Мазок – пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, округлая. Подчеркивает форму цвета и создает самостоятельный узор.  

Кроме того в гжельской росписи используются и различные приемы украшения бордюров: завитки, дуги, сеточки, травинки, точки

 

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7.0

Слайд 7.1, 7.2, 7.3

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10, 11

Слайд 12

4)Физкультминутка

А теперь давайте отдохнем, а потом продолжим работу:

Наши синие цветки распускают лепестки.                          

Ветерок чуть дышит,                                                                

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки,                                                                  

Тихо засыпают,    

Головой качают.                                                                        

5) Практическая работа

Ну а сейчас вам предстоит самим стать чудо-мастерами и создать свой эскиз гжельской посуды с использованием основных элементов росписи.
А что нам необходимо для работы?
- альбомный лист
- контурный шаблон модели посуды, форму которой вы выберите по желанию
- гуашь синего и белого цветов
- кисть
- баночка с водой
- салфетка для удаления лишней влаги
- палитра


Используя синюю и белую гуашь, а также палитру создайте узор по мотивам Гжели для своей формы посуды без предварительного рисунка карандашом.
Ребята, на что необходимо обратить внимание при выполнении работы?
- композиция (крупные элементы располагаются в центре вокруг  более мелкие детали, дополнения, элементы  не должны мешать друг другу, смещаться в сторону, их не должно быть слишком много или слишком мало)
- выразительность
- аккуратность

Не забывайте о правилах работы с художественными материалами и , конечно,  о технике безопасности.
Итак, приступаем к работе.
Желаю вам успехов!

Слайд 13

6) Подведение итогов.

Ребята,  вы отлично потрудились,  ваши работы получились яркими и выразительными. Я предлагаю вам проверить полученные знания, разгадав кроссворд.

А сейчас, из предложенного зрительного ряда выберите изображения промысла, с которым вы сегодня познакомились.

Раздаточный материал

Слайд 14

7) Д/з

Я предлагаю вам дома поискать изображения (иллюстрации, рисунки, фото) изделий Гжельской росписи для создания альбома, посвященному этому промыслу.

Кроме того, вам необходимо закончить дома практическую работу, начатую на уроке.

Это и будет вашим домашним заданием.

8)рефлексия

Ребята, вам понравилась работа, которую мы сегодня проделали на уроке?
А где вы испытывали затруднения? (Ответ детей: изучили еще один промысел, узнали его историю, научились владеть кистевой росписью)

Ребята, спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства "Жостовская роспись"5 класс.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией и музыкальным сопровождением....

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Конспект урока ИЗО "Городецкая роспись", презентация к уроку.

Конспект может быть использован при проведении урока ИЗО или во внеклассной работе...

конспект урока изо в 5 кл. "Хохломская роспись"

История развития и современное производство хохломской росписи, поэтапное выполнение работы....

Конспект урока ИЗО с использованием АМО "Городецкая роспись"

Конспект урока ИЗО с использованием АМО...

Конспект урока изобразительного искусства в 7 классе Тема: «Городецкая роспись»

Урок представляет собой беседу с последующим выполнением тестового задания и выполнением эскиза разделочной доски с городецкой росписью...

Конспект урока "Городецкая роспись", 5 класс

Конспек урока по изобразительному искусству для обучающихся пятого класса (ФГОС ООО). Тема: Городецкая роспись....