Конспект урока "Городецкая роспись", 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Конспек урока по изобразительному искусству для обучающихся пятого класса (ФГОС ООО). Тема: Городецкая роспись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по изобразительному искусству для 5 класса "Городецкая роспись" | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет | Изобразительное искусство | |
Класс | 5 класс | |
Учитель: | Малюкова Т.В. | |
Тип урока | Комбинированный урок | |
Тема урока | Городецкая роспись | |
Цель урока | Познакомить учащихся с историей развития Городецкой росписи и произведениями промысла, научить элементам городецкой росписи. | |
Основные термины, понятия | Городецкая роспись, розан, купавка | |
Оборудование | Оборудование для учителя: Зрительный ряд: ИКТ- презентация, картинки; фото. Оборудование для учащихся: альбом, гуашь, акварель, кисти. | |
Зрительный ряд | Рисунки, фото, таблицы. | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Ресурсы | |
Фронтальная, индивидуальная | Учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н. А. Горяева, О. В. Островская; Мультимедийный комплекс; Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point | |
Планируемый результат | ||
Предметные умения - Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся; - Умение компоновать рисунок; | Личностные УУД: Сформировать: - уважительное отношение к культуре и искусству своей страны; - целостное мировоззрение; - коммуникативную компетентность в общении со сверстниками; - потребность в самостоятельной практической творческой деятельности; Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; - развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала; - осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников; - развивать интерес к декоративно- прикладной деятельности; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулировать свои затруднения при решении учебных задач. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | 2 | 3 | 6 |
I. Организационный момент (2 мин) Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку Начинается урок, Он пойдет ребятам в прок. Постарайтесь все понять, Много нового узнать! | Отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к происходящему | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; |
II. Подготовка к изучению нового материала (3 мин) Повторение и закрепление пройденного материала и подготовка обучающихся к изучению нового материала | Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства. Давайте вспомним. Вам необходимо выполнить задание. Внимание на доску. | Получив целевую установку слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к загадкам, отвечают на вопросы. | Личностные: проявляют эмоционально – ценностное отношение к русским народным промыслам. |
III. Изучение нового материала (11 мин) Иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Городецкая роспись». Просмотр презентации «Городецкая роспись» | У нас на доске висят иллюстрации, рассмотрите их и послушайте стихотворение: Есть на Волге город древний, По названью – Городец. Славиться по всей России Своей росписью, творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя, Чудо – птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры Тонко вывела рука! Городецкий конь бежит, Вся земля под ним дрожит! Птицы яркие летают, И кувшинки расцветают! Кто скажет с каким промыслом мы сегодня будем знакомиться? (Городецкая роспись) Презентация: Все эти прекрасные вещи делают мастера Городца. Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». И сегодня мы познакомимся с историей этого промысла, и вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи. На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился занов Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран. Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. В отличие от прялок из других губерний России, нижегородские были разборные, с узким гребнем и широкой дощечкой для сидения – донцем (или «дёнцем»). После работы крестьянка вынимала гребень из копыла и вешала донце на стену как украшение избы. Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей жизни. Девушки брали их на зимние вечёрки-посиделки. Часто прялки дарили на свадьбу: жених – невесте, отец – дочери. Прялка передавалась по наследству, её берегли и хранили. Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. Сюжетами для Городецких мастеров служила сама жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий, охоты, изображение барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами. Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи. В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила Откройте учебник на странице 84, прочитайте и рассмотрите рисунок с основными этапами росписи. Как называется первый этап? (замолевок) Каким этапом является прорисовка? (вторым) Как называется завершающий этап? (оживка) Какими цветами делают оживку? (черным, белым) Вспомним правила композиции городецких узоров. Посмотрите как вы можете украсить вещи городецкими узорами. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений народных промыслов, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство» Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях народных промыслов; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте городецкой росписи и других народных промыслах. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строит понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их. |
IV.Физкультминутка (2 мин) | Немного отдохнем и начнем работать. | Выполняют физ. упражнения по музыку. Гимнастика для глаз. Круговые движения рук, Вдох и выдох, взгляд на потолок, взгляд на пол, сели на свои места. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. |
V. Творческая практическая деятельность (20 мин) Роспись макета кухонной доски элементами городецкой росписи Музыкальный фон: русские народные мелодии. | А теперь давайте и мы поработаем, как городецкие мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера? (Подмастерье) Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Это –разделочные доски. По форме они напоминают донце прялки. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья). У каждого из вас есть карточки – подсказки. Удачной работы! (Фоном, тихо звучит русская народная музыка)
| Составляют план работы над заданием. Выполняют работу акварельными красками или гуашью. | Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка |
VI. Итог урока. Рефлексия (5 мин) Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа | На доске – выставка ваших работ. Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы! -Наши доски расписные, Посмотрите, вот какие: Всё хотим вам показать И подробно описать. С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? (С городецкой росписью.) Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать? (Розан, купавка, ромашка.) На каких изделиях выполняется роспись? (Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде)). Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились? - Предлагает оценить факт достижения цели урока: Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Моё настроение… | Рассматривают выставку, оценивают работу свою и одноклассников. Отвечают на вопросы. | Познавательны: выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать Личностные: уменить провести самооценку и организовать взаимооценку Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание (2 мин.) | Объясняет обучающимся д/з (найти иллюстрации, фотографии предметов быта, украшенных элементами городецкой росписи) Домашнее задание: рабочая тетрадь стр.15. Учебник стр.82-85. Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания. | Записывают д.з. | Личностные: - умение проявить самостоятельность в поисках заданного материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями".
Презентация к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями" создана в л...
Конспект занятия "Роспись тарелочки"
Конспект занятия "Роспись таресочки представляет собой занятие по росписи тарелочни изготовленной детьми на гончарном круге...
План-конспект занятия "Роспись на бересте"
Урок обобщения и закрепления пройденного материала "Роспись на бересте" в изостудии "Фантазия" Балаклавского ДДиЮТ города Севастополя...
План-конспект занятия "Роспись на бересте"
Занятие по обобщению и закреплению пройденного материала "Роспись на бересте" в изостудии "Фантазия" Балаклавского ДДиЮТ гороа Севастополя...
План-конспект занятия "Роспись на бересте"
Занятие по обобщению и закреплению пройденного материала "Роспись на бересте" в Балаклавском ДДиЮт города Севастополя...
Конспект занятия «Роспись и декорирование объемных поверхностей»
Конспект занятия по витражной росписи....
Конспект занятия "Роспись кухонной утвари. Петриковская роспись"
Знакомство учащихся с петриковской росписью....