Рабочая программа изобразительного искусства 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Рабочая программа изобразительного искусства 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_5_kl_-_kopiya.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Предмета «Изобразительное искусство»
на 2019 - 2020 учебный год
для 5 класса
Составитель: Матвеева Дарья Сергеевна
Учитель изобразительного искусства
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе программы, разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»:/Сост. Б.М. Неменский, Н.А.Горяева и д.р.- М.: Просвещение, 2016. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. №08-761 «Об изучении предметных областей „Основы религиозных культур и светской этики“ и „Основы духовно-нравственной культуры народов России“» в рабочую программу включены темы, содержащие вопросы духовно нравственного воспитания.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендациями Примерной программы общего образования второго поколения, особенностями общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказомом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»);
- Положением о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции реализации ФГОС ООО.
- учебному плану МБОУ «Татарская СОШ»;
- федеральному перечню учебников;
Цель обучения предмету
Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Основные задачи
- формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;
• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;
• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;60%
- умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);65%
- умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);70%
- умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;65%
- умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира.70%
Предметные
- понимать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России.
- умело пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и т.д.;
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Западной Европы XVII века).
- уметь выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
Ученик должен уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно- прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
Ученик получит возможность научиться:
- пользоваться различными графическими и живописными техниками;
- анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
- самостоятельно выбирать и использовать художественную технику;
- осваивать навыки применения живописной фактуры;
- выполнять художественный анализ своих работ.
- устанавливать аналогии и использовать их в решении практической задачи;
- использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи;
- применять на практике знание правил линей ной и воздушной перспективы;
- сравнивать картины по заданным критериям;
- устанавливать аналогии для понимания закономерностей при создании эпических и романтических пейзажей;
- организовывать перспективу в картинной плоскости.
Содержание учебного предмета, курса
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Содержание учебной темы
Содержание | Кол-во часов |
«Древние корни народного искусства» | 9 |
«Связь времен в народном искусстве» | 7 |
«Декор - человек, общество, время» | 10 |
«Декоративное искусство в современном мире». | 9 |
Всего | 35 |
1 Раздел
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
В течение 1 раздела «Древние корни народного искусства» учащиеся знакомятся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. В процессе знакомства с достаточно разнообразными предметами крестьянского быта пятиклассники должны осознать, почему у декоративно-прикладного искусства именно такой способ выражения (т. е. язык знака, символизирующего некую идею), совершенно непохожий на способы выражения в других видах искусства.
Отсюда форма изображения (обобщённо-лаконичная, условно выразительная, являющаяся элементом народного орнамента) и цвет (декоративно-плоскостное пятно) как символические знаки в языке народного искусства.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
ОДНКНР «Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека»
2 Раздел
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Во 2 разделе «Связь времён в народном искусстве» учащиеся узнают формы бытования народных традиций в современной жизни. Сознают общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
3 Раздел
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
О чём рассказывают нам гербы Белгородской области.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
3 раздел «Декор – человек, общество, время».
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе.
Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
ОДНКНР «Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий)»
4 Раздел
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
4 раздел «Декоративное искусство в современном мире».
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Календарно-тематический план
№ урока | № Урока в теме | Дата проведения | Тема | Кол-во часов | |||
По плану | Факти-чески | ||||||
1 Раздел «Древние корни народного искусства» (9 часов) | |||||||
1 | 1 | 3.09.19 | Древние образы в народном искусстве. | 1 | |||
2 | 2 | 10.09.19 | Убранство русской избы | 1 | |||
3, 4 | 3 | 17.09.19 24.09.19 | Внутренний мир русской избы. Входная контрольная работа. | 2 | |||
5 | 4 | 1.10.19 | ОДНКНР «Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека» | 1 | |||
6 | 5 | 8.10.19 | Конструкция и декор предметов народного быта. | 1 | |||
7 | 6 | 15.10.19 | Русская народная вышивка. | 1 | |||
8 | 7 | 22.10.19 | Народный праздничный костюм. | 1 | |||
9 | 8 | 29.10.19 | Народные праздничные обряды. Итоговое тестирование по темам раздела 1. Древние корни народного искусства. | 1 | |||
2 Раздел «Связь времён в народном искусстве» (7 часов) | |||||||
10 | 1 | 12.11.19 | Древние образы в современных народных игрушках | 1 | |||
11 | 2 | 19.11.19 | Искусство Гжели. | 1 | |||
12 | 3 | 26.11.19 | Городецкая роспись. | 1 | |||
13 | 4 | 3.12.19 | Хохлома. | 1 | |||
14 | 5 | 10.12.19 | Жостово. Роспись по металлу | 1 | |||
15 | 6 | 17.12.19 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | 1 | |||
16 | 7 | 24.12.19 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Итоговое тестирование по темам раздела 2. Связь времён в народном искусстве | 1 | |||
3 Раздел «Декор-человек, общество, время» (10 часов) | |||||||
17,18 | 1 | 14.01.2021.01.20 | Зачем людям украшения. | 2 | |||
19,20 | 2 | 28.01.204.02.20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 2 | |||
21,22 | 3 | 11.02.2018.02.20 | Одежда говорит о человеке | 2 | |||
23 | 4 | 25.02.20 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | 1 | |||
24,25 26 | 5 6 | 3.03.20 10.03.20 17.03.20 | ОДНКНР «Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий)» Итоговое тестирование по темам раздела 3. Декор-человек, общество, время | 2 1 | |||
4 Раздел «Декоративное искусство в современном мире» (9 часов) | |||||||
27,28 | 1 | 31.03.207.04.20 | Современное выставочное искусство. | 2 | |||
29,30 | 2 | 14.04.20 21.04.20 | Ты сам – мастер.Витраж | 2 | |||
31,32 | 3 | 28.04.20 5.05.20 | Ты сам – мастер. Мозаичное панно | 2 | |||
33,34 | 4 | 12.05.20 19.05.20 | Ты сам – мастер. Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». | 2 | |||
35 | 5 | 26.05.20 | Итоговое тестирование по темам раздела 4. Декоративное искусство в современном мире | 1 | |||
Всего | 35 |
Лист корректировки
№ п/п | Причина корректировки | Основание | Дата корректировки | Согласовано с заместителем директора по УВР |
1 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. | |||
2 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. | |||
3 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. | |||
4 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. | |||
5 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. | |||
6 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. | |||
7 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. | |||
8 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. | |||
9 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. | |||
10 | с «__»_________20__ г. по «__»_________20__ г. |
Учебно-методическое обеспечение
1.Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б. М. Неменский. — М., 2012.Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5- 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Рабочие программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников 5-9 классы» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2011.
3.Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 кл., ФГОС: учебник. для общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская : под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.
4.Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки 5 класс / Н.А. Горяева: под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.
5.Ефимова Л. В. Русский народный костюм / Л. В. Ефимова. — М., 1989.
6.Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. — М., 1988. —Т. 2.
7.Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2012
8.Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2011.
9.Репродукции картин художников.
10.Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Учебно-практическое оборудование.
- Краски акварельные, гуашевые.
- Тушь.
- Цветные карандаши
- Бумага А4.
- Бумага цветная.
- Фломастеры.
- Восковые мелки, пастель
- Кисти беличьи, кисти из щетины.
- Емкости для воды.
- Пластилин.
- Клей.
- Ножницы
Электронные ресурсы
1.Диск. Что такое искусство. ООО «Видеостудия Кварт» www ckvart.ru
2. Диск «Русский народный костюм».www swavt/ru
3. Фильм «Народные промыслы». ФГУП «Фильмофонд Центрнаучфильм». Видеостудия «Кварт». М., 2007.
Интернет ресурсы
- http://www.renclassic.ru/Ru/33/1133/1283/
- http://www.heyhey.ru/tag/фараон/
- http://fcior.edu.ru/
- http://school-collection.edu.ru/
- http://jivopis.ru/
- http://izoselfportrait.narod.ru/
- http://www.art-catalog.ru/
- http://www.plakaty.ru/
- http://www.nearyou.ru/
- http://www.kulturamira.ru/
Технические средства обучения.
- Экспозиционный экран.
- Персональный компьютер
- Образовательные ресурсы (диски).
Модели и натурный фонд.
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Керамические изделия.
- Предметы быта.
Оборудование класса.
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- Стенд для вывешивания иллюстративного материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа"Изобразительное искусство"6 класс- школа 2100
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»7 класс-школа2100
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»8 класс-школа 2100
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...
Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5-7 классы с учетом требований ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...
Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс
Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...