Рабочая программа изобразительного искусства 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Матвеева Дарья Сергеевна

Рабочая программа изобразительного искусства 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_izo_5_kl_-_kopiya.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                 

 

Рабочая программа

Предмета «Изобразительное искусство»

на 2019 - 2020 учебный год

для 5 класса

Составитель: Матвеева Дарья Сергеевна

Учитель изобразительного искусства

Пояснительная записка

    Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе  программы, разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ  Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»:/Сост. Б.М. Неменский, Н.А.Горяева и д.р.- М.: Просвещение, 2016. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. №08-761 «Об изучении предметных областей „Основы религиозных культур и светской этики“ и „Основы духовно-нравственной культуры народов России“» в рабочую программу включены темы, содержащие вопросы духовно нравственного воспитания.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендациями Примерной программы общего образования второго поколения, особенностями общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказомом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»);
  • Положением о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции реализации ФГОС ООО.
  • учебному плану МБОУ «Татарская СОШ»;
  • федеральному перечню учебников;

Цель обучения предмету

      Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

Основные задачи

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Планируемые результаты

    В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;

• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;

• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;60%
  • умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);65%
  • умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);70%
  • умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;65%
  • умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира.70%

Предметные

  • понимать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • знать несколько народных художественных промыслов России.
  • умело  пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец,  Жостово и т.д.;
  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Западной Европы XVII века).
  • уметь выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства;
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

Ученик должен  уметь:

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).

 - различать по материалу, технике исполнения современное декоративно- прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

Ученик получит возможность научиться:

  • пользоваться различными графическими и живописными техниками;
  • анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
  • творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
  • в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
  • самостоятельно выбирать и использовать художественную технику;
  • осваивать навыки применения живописной фактуры;
  • выполнять художественный анализ своих работ.
  • устанавливать аналогии и использовать их в решении практической задачи;
  • использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи;
  • применять на практике знание правил линей ной и воздушной перспективы;
  • сравнивать картины по заданным критериям;
  • устанавливать аналогии для понимания закономерностей при создании эпических и романтических пейзажей;
  • организовывать перспективу в картинной плоскости.

Содержание учебного предмета, курса

    Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.

    Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Содержание  учебной темы

Содержание

Кол-во часов

«Древние корни народного искусства»

9

«Связь времен в народном искусстве»

7

«Декор - человек, общество, время»

10

«Декоративное искусство в современном мире».

9

Всего

35

1 Раздел

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

    В течение 1 раздела  «Древние корни народного искусства» учащиеся знакомятся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. В процессе знакомства с достаточно разнообразными предметами крестьянского быта пятиклассники должны осознать, почему у декоративно-прикладного искусства именно такой способ выражения (т. е. язык знака, символизирующего некую идею), совершенно непохожий на способы выражения в других видах искусства.

    Отсюда форма изображения (обобщённо-лаконичная, условно выразительная, являющаяся элементом народного орнамента) и цвет (декоративно-плоскостное пятно) как символические знаки в языке народного искусства.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

ОДНКНР «Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека»

2 Раздел

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

    Во 2 разделе «Связь времён в народном искусстве» учащиеся узнают формы бытования народных традиций в современной жизни. Сознают общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

    Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.

3 Раздел

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

О чём рассказывают нам гербы Белгородской области.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

   3 раздел «Декор – человек, общество, время».

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе.

Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

    Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.

ОДНКНР «Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий)»

4 Раздел

Современное выставочное искусство.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

4 раздел «Декоративное искусство в современном мире».

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

Календарно-тематический план

урока

Урока в теме

Дата проведения

Тема

Кол-во часов

По плану

Факти-чески

1 Раздел «Древние корни народного искусства» (9 часов)

1

1

3.09.19

Древние образы в народном искусстве.

1

2

2

10.09.19

Убранство русской избы

1

3, 4

3

17.09.19

24.09.19

Внутренний мир русской избы.

Входная контрольная работа.

2

5

4

1.10.19

ОДНКНР «Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека»

1

6

5

8.10.19

Конструкция и декор предметов народного быта.

1

7

6

15.10.19

Русская народная вышивка.

1

8

7

22.10.19

Народный праздничный костюм.

1

9

8

29.10.19

Народные праздничные обряды.

Итоговое тестирование по темам раздела 1. Древние корни народного искусства.

1

2 Раздел «Связь времён в народном искусстве» (7 часов)

10

1

12.11.19

Древние образы в современных народных игрушках

1

11

2

19.11.19

Искусство Гжели.

1

12

3

26.11.19

Городецкая роспись.

1

13

4

3.12.19

Хохлома.

1

14

5

10.12.19

Жостово. Роспись по металлу

1

15

6

17.12.19

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

1

16

7

24.12.19

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Итоговое тестирование по темам раздела 2. Связь времён в народном искусстве

1

3 Раздел «Декор-человек, общество, время» (10 часов)

17,18

1

14.01.2021.01.20

Зачем людям украшения.

2

19,20

2

28.01.204.02.20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

21,22

3

11.02.2018.02.20

Одежда говорит о человеке

2

23

4

25.02.20

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

1

24,25

26

5

6

3.03.20

10.03.20

17.03.20

ОДНКНР «Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий)»

Итоговое тестирование по темам раздела 3. Декор-человек, общество, время

2

1

4 Раздел «Декоративное искусство в современном мире» (9 часов)

27,28

1

31.03.207.04.20

Современное выставочное искусство.

2

29,30

2

14.04.20

21.04.20

Ты сам – мастер.Витраж

2

31,32

3

28.04.20

5.05.20

Ты сам – мастер.

 Мозаичное панно

2

33,34

4

12.05.20

19.05.20

Ты сам – мастер.

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

2

35

5

26.05.20

Итоговое тестирование по темам раздела 4. Декоративное искусство в современном мире

1

Всего

35

Лист корректировки

№ п/п

Причина корректировки

Основание

Дата корректировки

Согласовано с заместителем директора по УВР

1

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

2

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

3

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

4

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

5

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

6

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

7

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

8

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

9

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.

10

с «__»_________20__ г.

по «__»_________20__ г.


Учебно-методическое обеспечение

1.Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б. М. Неменский. — М., 2012.Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5- 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

2.Рабочие программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников 5-9 классы» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2011.

3.Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 кл., ФГОС: учебник. для общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская : под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.

4.Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки  5 класс  / Н.А. Горяева: под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.

5.Ефимова Л. В. Русский народный костюм / Л. В. Ефимова. — М., 1989.

6.Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. — М., 1988. —Т. 2.

7.Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2012

8.Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2011.

9.Репродукции картин художников.

10.Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Учебно-практическое оборудование.

  1. Краски акварельные, гуашевые.
  2. Тушь.
  3. Цветные карандаши
  4. Бумага А4.
  5. Бумага цветная.
  6. Фломастеры.
  7. Восковые мелки, пастель
  8. Кисти беличьи, кисти из щетины.
  9. Емкости для воды.
  10. Пластилин.
  11. Клей.
  12. Ножницы

Электронные ресурсы

1.Диск. Что такое искусство. ООО «Видеостудия Кварт» www ckvart.ru

2.  Диск «Русский народный костюм».www swavt/ru  

3. Фильм «Народные промыслы». ФГУП «Фильмофонд Центрнаучфильм». Видеостудия «Кварт». М., 2007.

Интернет ресурсы

  • http://www.renclassic.ru/Ru/33/1133/1283/

Технические средства обучения.

  1. Экспозиционный экран.
  2. Персональный компьютер
  1. Образовательные ресурсы (диски).

Модели и натурный фонд.

  1. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
  2. Керамические изделия.
  3. Предметы быта.

Оборудование класса.

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  2. Стол учительский с тумбой.
  3. Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
  4. Стенд  для вывешивания иллюстративного материал.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа"Изобразительное искусство"6 класс- школа 2100

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»7 класс-школа2100

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»8 класс-школа 2100

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5-7 классы с учетом требований ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,

Рабочая программа   Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...