Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе "Сказочная гжель"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Методическая разработка выполнена по всем требованиям ФГОС 2 поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnaya_gzhel.docx123.64 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

  1. Разработала и подготовила урок: Ольховская Елена Всеволодовна
  2. Тема урока: Сказочная Гжель
  3.  Возраст обучающихся: 5 клаcc
  4. Название предмета: изобразительное искусство
  5. Авторы: УМК под редакцией Б.М.Неменского
  6. Вид урока: урок-сообщение, изучение новых знаний.
  7. Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с элементами проблемного обучения и урока формирования умений и навыков).
  8. Цель урока:

- образовательный аспект: познакомить обучающихся с Гжельской керамикой, разнообразием посудных форм, особенностью      

  росписи, формировать практические умения и навыки рисования с образца, учить детей составлять узор по мотивам гжельской  

  росписи, совершенствовать навыки работы с красками.

            - воспитательный аспект: создать условия для формирования нравственно-эстетического отношения к истории и культуре своей  

              Родины; способствовать   эстетическому воспитанию школьников, осознанию связи изучаемых тем для   понимания и          

              формирования окружающего пространства мира, способствовать развитию  эстетического вкуса и фантазии, стимулировать  

              стремление  своими руками   создавать красоту

           -  развивающий аспект:   развивать творческое мышление, активность, эмоциональное восприятие, развивать такие качества как  

              усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками, дать возможность детям почувствовать себя  народным   мастером. 

  1. Проблемы, решаемые обучающимися: научиться  составлять узор по мотивам гжельской  росписи, узнать об искусстве гжельского    

            промысла, особенностях гжельской росписи, создать проект росписи тарелки.

  1. Планируемые результаты:

            Предметные: владеть знаниями о специфике и особенностях выполнения узоров гжельской росписи;

            использовать в своей творческой работе разнообразные композиционные решения, освоить приемы гжельского кистевого мазка,  

            создать проект росписи тарелки.

            Регулятивные УУД: развитие способности к поэтапному планированию выполнения работы ( от простого -  к сложному)

            Уметь самостоятельно создавать эскиз будущего узора; давать определение изученных понятий: керамика, майолика, фаянс,                

              Фарфор, капелька,  мазковая роспись.

            Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа декора;

            самостоятельное моделирование узора гжельской росписи. 

            Коммуникативные УДД: взаимодействуют  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме,   планирование учебного  

            сотрудничества, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, умение вступать в диалог и  

            участвовать в обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

           Личностные результаты: стремление к самостоятельной творческой деятельности; развитие творческого потенциала ученика в  

           условиях  активизации воображения и фантазии; проявлять интерес к истории и культуре своего народа.

     10.  Оборудование: презентация «Сказочная Гжель», схемы-таблицы с изображением гжельских узоров, художественные материалы

Гжельская керамика и иллюстрации с её изображением, вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;

     11. Этапы урока:   

  • Организационный этап (1-2 мин).
  • Актуализация знаний (15 мин.).
  • Физкультминутка (2 мин).
  • Этап закрепления новых знаний (5 мин.).
  • Творческое практическое задание (15 мин).
  • Заключительный этап (3 мин).
  • Домашнее задание (2 мин.)

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся (УУД)

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляе-мые действия

Формируе-мые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществля-

мые   действия

Формируе-мые умения

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Организаци-онный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

В кабинете оформлена

выставка изделий из гжельской керамики  и работ, выполненных обучающимися прошлых лет. В кабинете звучит музыка

Цели и задачи:

для учителя – Познакомить обучающихся с Гжельской керамикой, разнообразием посудных форм, особенностью росписи.

-Создать условия для формирования нравственно-эстетического отношения к истории и культуре своей Родины. Способствовать эстетическому воспитанию школьников, осознанию связи изучаемых тем для понимания и формирования окружающего пространства мира.

-Развивать творческое мышление, активность, эмоциональное восприятие.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости!  Сегодня  продолжаем изучение народных промыслов России. На предыдущих уроках мы узнали и  научились росписям игрушек. Каких?

Дымковская, Каргопольская и Филимоновская игрушки.

Учитель: Назовите отличия в Учитель: Назовите отличия в росписи этих игрушек.

- Филимоновская игрушка немного вытянутая, стройная. Используются  малиновые, жёлтые, зелёные цвета.

- Каргопольская – формы неуклюжие, сказочные.  Узоры состоят из кругов, крестов и точек.

- Дымковская игрушка особенная: много оборок, косичек, жгутиков. Роспись состоит из кругов, точек и пятен различного цвета.

Учитель: Молодцы! Продолжим изучение ещё одного промысла, с которым вы познакомились в начальной школе. Что же это за промысел?

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её названье – Гжель.

Кто же вспомнит, что такое Гжель?

Сообщения обучающихся.                   ( Приложение 1)

Организован-ное самоуправле-ние

Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов.

Взаимодейст-вие  с учителем и друг  с другом

Планирование учебного сотрудничест-ва

Осуществле-ние   мотивацион-ной  установки на предстоящую  работу

Волевая

 саморегуля-ция

2. Этап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.

3. Физкультминут-ка

Цели и задачи:

 для учителя – научить учеников особенностям росписи точек и прямых линий, бордюров, капелек и цветов

 Учитель: Центр Гжели собрал вокруг себя 3 десятка деревень. Гжель,  от слова «жечь». В мире существует несколько видов похожей синей росписи. Это в Германии и Голландии. Но русская гжель узнаётся сразу, по неповторимой форме, народному орнаменту. Сама глиняная посуда называется – керамика, если покрыта глазурью (жидким стеклом) – майолика.

Посуда из белой глины называется фаянс, а из особенной белой глины – фарфор.

Мастера для росписи используют краску, которая называется кобальт (чёрный), а при обжиге и покрытии глазурью приобретает голубой или синий цвета, в зависимости от толщины слоя краски)

Учитель: Какая характерная особенность росписи гжели?

*Использование красок 2 видов: белой и синей, а также их оттенков.

(На подставке прикреплён лист ватмана, на котором учитель показывает приёмы рисования, а ребята повторяют)

Учитель: Представим, что мы в мастерской гжельской росписи. Мастера росписи применяют необычный мазок «мазок на одну сторону». Он представляет особую трудность  и требует определённых навыков. Попробуем работать используя их технику рисования. Сначала простые приёмы, а затем усложним.

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким

Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями гжельского народного промысла.

        

Научатся выполнять эскизы и простейшие композиции, кистевые упражнения

Взаимодейст-вуют друг с другом

        

Понимание расположе-ния узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек

 

.

Выполняют последователь-но необходимые операции разработанно-го алгоритма узора.

Осуществляют взаимокон-троль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться.

4.Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Цели и задачи:

для учителя – закрепить навыки основных приёмов росписи, применяемых в традициях промысла гжель.

для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков основных приёмов росписи, применяемых в традициях промысла гжель.

Каждому обучающему даётся карточка «Распиши тарелку»

Изобразительное искусство - Мультимедиа - Каталог файлов - Сайт методиста Газимагомедовой Оксаны

Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости

Умение использовать в гжельской росписи традиционные мотивы и символические элементы.

Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений:  

а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия;

б) с опорой на схемы – демонстрация выполненных приемов и упражнений

Построение монологических высказы-ваний,умение строить в коммуника-ции понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет.

Самоконтроль и взаимо-контроль выполнения задания и упражнения в парах

Планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей, обнаружи-вать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы и исправлять ошибки.

                                                                                                      5.Этап «Первичная проверка понимания».

Задача: проверить усвоение новых понятий, способов оформления изделия

Учитель: Ответьте на вопросы.

  • Этот цвет используется в гжельской росписи. (голубой)
  • Как называют глиняные изделия, обожжённые в печи? (керамика)
  • Именно они преобладают в росписи посуды.  (цветы)
  • Какого цвета гжельская керамика?  (белого)
  • Как называют самую тонкую керамику?  (фарфор)
  •  Как называется  самый излюбленный узор – гжельская роза.

Кроссворд.

C:\Documents and Settings\Женька\Мои документы\Мои рисунки\kross1.JPG

Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант.

 

 Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции.  

Организуют самоуправление, озвучи-вают и мотивационно комменти-руют вариант ответа.

Развивают принципы коллектив-ного творчества и сотрудничес-тва по конкретной теме.

Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи.

Принимают и сохраняют поставлен-ную учебную задачу

6.Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи.

Задача: выбор орнамента

Учитель.

– Ребята! А сейчас выберите себе набросок цветка и постарайтесь его расписать в технике гжельских мастеров. (Приложение 2)

                             

Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи цветка, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора.

 

Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предваритель-ные эскизы.

В парах кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски

Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществля-емых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся

Осуществ-ляют взаимоконт-роль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предваритель-ных рисунках по форме объекта.

Принимают и сохраняют поставлен-ную –учите-лем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона оригинального образца гжельской росписи

                                                                            7.Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся. 

8.Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов.

Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;

Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс деятельности обучающихся,  демонстрирует     удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе.

Анализируют оригинальные произведения Мастера с целью выполнения практической задачи – росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности.

Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционно-го кистевого письма с использова-нием приемов и технологий в росписи кистевым мазком.

Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комменти-руют их.

Рефлексия своих действий, сравнитель-ный визуальный анализ продуктив-ного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.

Осуществ-ляют самоконтроль и взаимо-контроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве : от первичного подмалевка – до полного «разживоч-ного» кистевого письма по объемной форме.

Вносят необходи-мые коррективы по ходу практичес-кой деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи.

Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Дымковская

глиняная, Гжельская. 

9.Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Выставка работ

Цели и задачи:

обобщение темы урока, подведение итогов урока, организация и комментирование  детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.

 Молодцы, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера гжельской росписи.

Вы славно и творчески поработали на уроке, и каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.

Все еще раз подтвердили девиз : «Кто создал хоть однажды красивую вещь, будет стараться сделать и другую»

 Спасибо всем за творческий труд. (Кому интересно, можно предложить посмотреть дома фильмы о «Гжели»

Анализ дельты  «УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку

Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктив-ной деятель-ности в парах

Взаимодействуют с друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуаль-ные  оценки.

Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен -ного алгоритма оценки работ и сравнитель-ных характеристик с оригинальном

Осуществляют самооценку и взаимо-оценку в парах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументиро-ванно оценки.

Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практичес-ких работах корректи -ровку и недопуще-ния повторения  подобных ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР

Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)

Урок продолжает цикл уроков  2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся  мотивации к познанию, развитие творческих спос...

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс

Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...