Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе "Сказочная гжель"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Методическая разработка выполнена по всем требованиям ФГОС 2 поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnaya_gzhel.docx | 123.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
- Разработала и подготовила урок: Ольховская Елена Всеволодовна
- Тема урока: Сказочная Гжель
- Возраст обучающихся: 5 клаcc
- Название предмета: изобразительное искусство
- Авторы: УМК под редакцией Б.М.Неменского
- Вид урока: урок-сообщение, изучение новых знаний.
- Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с элементами проблемного обучения и урока формирования умений и навыков).
- Цель урока:
- образовательный аспект: познакомить обучающихся с Гжельской керамикой, разнообразием посудных форм, особенностью
росписи, формировать практические умения и навыки рисования с образца, учить детей составлять узор по мотивам гжельской
росписи, совершенствовать навыки работы с красками.
- воспитательный аспект: создать условия для формирования нравственно-эстетического отношения к истории и культуре своей
Родины; способствовать эстетическому воспитанию школьников, осознанию связи изучаемых тем для понимания и
формирования окружающего пространства мира, способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии, стимулировать
стремление своими руками создавать красоту
- развивающий аспект: развивать творческое мышление, активность, эмоциональное восприятие, развивать такие качества как
усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками, дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
- Проблемы, решаемые обучающимися: научиться составлять узор по мотивам гжельской росписи, узнать об искусстве гжельского
промысла, особенностях гжельской росписи, создать проект росписи тарелки.
- Планируемые результаты:
Предметные: владеть знаниями о специфике и особенностях выполнения узоров гжельской росписи;
использовать в своей творческой работе разнообразные композиционные решения, освоить приемы гжельского кистевого мазка,
создать проект росписи тарелки.
Регулятивные УУД: развитие способности к поэтапному планированию выполнения работы ( от простого - к сложному)
Уметь самостоятельно создавать эскиз будущего узора; давать определение изученных понятий: керамика, майолика, фаянс,
Фарфор, капелька, мазковая роспись.
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа декора;
самостоятельное моделирование узора гжельской росписи.
Коммуникативные УДД: взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме, планирование учебного
сотрудничества, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, умение вступать в диалог и
участвовать в обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Личностные результаты: стремление к самостоятельной творческой деятельности; развитие творческого потенциала ученика в
условиях активизации воображения и фантазии; проявлять интерес к истории и культуре своего народа.
10. Оборудование: презентация «Сказочная Гжель», схемы-таблицы с изображением гжельских узоров, художественные материалы
Гжельская керамика и иллюстрации с её изображением, вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
11. Этапы урока:
- Организационный этап (1-2 мин).
- Актуализация знаний (15 мин.).
- Физкультминутка (2 мин).
- Этап закрепления новых знаний (5 мин.).
- Творческое практическое задание (15 мин).
- Заключительный этап (3 мин).
- Домашнее задание (2 мин.)
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся (УУД) | ||||||||||||||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Осуществляе-мые действия | Формируе-мые умения | Осуществляемые действия | Формируемые умения | Осуществля- мые действия | Формируе-мые умения | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||||
1.Организаци-онный этап. Подведение к цели урока. Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | В кабинете оформлена выставка изделий из гжельской керамики и работ, выполненных обучающимися прошлых лет. В кабинете звучит музыка Цели и задачи: для учителя – Познакомить обучающихся с Гжельской керамикой, разнообразием посудных форм, особенностью росписи. -Создать условия для формирования нравственно-эстетического отношения к истории и культуре своей Родины. Способствовать эстетическому воспитанию школьников, осознанию связи изучаемых тем для понимания и формирования окружающего пространства мира. -Развивать творческое мышление, активность, эмоциональное восприятие. Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня продолжаем изучение народных промыслов России. На предыдущих уроках мы узнали и научились росписям игрушек. Каких? Дымковская, Каргопольская и Филимоновская игрушки. Учитель: Назовите отличия в Учитель: Назовите отличия в росписи этих игрушек. - Филимоновская игрушка немного вытянутая, стройная. Используются малиновые, жёлтые, зелёные цвета. - Каргопольская – формы неуклюжие, сказочные. Узоры состоят из кругов, крестов и точек. - Дымковская игрушка особенная: много оборок, косичек, жгутиков. Роспись состоит из кругов, точек и пятен различного цвета. Учитель: Молодцы! Продолжим изучение ещё одного промысла, с которым вы познакомились в начальной школе. Что же это за промысел? Деревня в Подмосковье Прославилась теперь. Известно всем в народе Её названье – Гжель. Кто же вспомнит, что такое Гжель? Сообщения обучающихся. ( Приложение 1) | Организован-ное самоуправле-ние | Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов. | Взаимодейст-вие с учителем и друг с другом | Планирование учебного сотрудничест-ва | Осуществле-ние мотивацион-ной установки на предстоящую работу | Волевая саморегуля-ция | |||||||||||
2. Этап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала. Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами. 3. Физкультминут-ка | Цели и задачи: для учителя – научить учеников особенностям росписи точек и прямых линий, бордюров, капелек и цветов Учитель: Центр Гжели собрал вокруг себя 3 десятка деревень. Гжель, от слова «жечь». В мире существует несколько видов похожей синей росписи. Это в Германии и Голландии. Но русская гжель узнаётся сразу, по неповторимой форме, народному орнаменту. Сама глиняная посуда называется – керамика, если покрыта глазурью (жидким стеклом) – майолика. Посуда из белой глины называется фаянс, а из особенной белой глины – фарфор. Мастера для росписи используют краску, которая называется кобальт (чёрный), а при обжиге и покрытии глазурью приобретает голубой или синий цвета, в зависимости от толщины слоя краски) Учитель: Какая характерная особенность росписи гжели? *Использование красок 2 видов: белой и синей, а также их оттенков. (На подставке прикреплён лист ватмана, на котором учитель показывает приёмы рисования, а ребята повторяют) Учитель: Представим, что мы в мастерской гжельской росписи. Мастера росписи применяют необычный мазок «мазок на одну сторону». Он представляет особую трудность и требует определённых навыков. Попробуем работать используя их технику рисования. Сначала простые приёмы, а затем усложним. По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой Иду по мягкой травушке Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками). И любо мне, и весело, Смотрю по сторонам, Голубеньким и синеньким Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами). | Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями гжельского народного промысла.
| Научатся выполнять эскизы и простейшие композиции, кистевые упражнения | Взаимодейст-вуют друг с другом
| Понимание расположе-ния узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек
. | Выполняют последователь-но необходимые операции разработанно-го алгоритма узора. | Осуществляют взаимокон-троль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться. | |||||||||||
4.Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала. Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося. | Цели и задачи: для учителя – закрепить навыки основных приёмов росписи, применяемых в традициях промысла гжель. для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков основных приёмов росписи, применяемых в традициях промысла гжель. Каждому обучающему даётся карточка «Распиши тарелку» | Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости | Умение использовать в гжельской росписи традиционные мотивы и символические элементы. | Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений: а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия; б) с опорой на схемы – демонстрация выполненных приемов и упражнений | Построение монологических высказы-ваний,умение строить в коммуника-ции понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет. | Самоконтроль и взаимо-контроль выполнения задания и упражнения в парах | Планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей, обнаружи-вать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы и исправлять ошибки. | |||||||||||
5.Этап «Первичная проверка понимания». Задача: проверить усвоение новых понятий, способов оформления изделия | Учитель: Ответьте на вопросы.
Кроссворд. | Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант.
| Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции. | Организуют самоуправление, озвучи-вают и мотивационно комменти-руют вариант ответа. | Развивают принципы коллектив-ного творчества и сотрудничес-тва по конкретной теме. | Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи. | Принимают и сохраняют поставлен-ную учебную задачу | |||||||||||
6.Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи. Задача: выбор орнамента | Учитель. – Ребята! А сейчас выберите себе набросок цветка и постарайтесь его расписать в технике гжельских мастеров. (Приложение 2)
| Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи цветка, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора. |
Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предваритель-ные эскизы. | В парах кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски | Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществля-емых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся | Осуществ-ляют взаимоконт-роль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предваритель-ных рисунках по форме объекта. | Принимают и сохраняют поставлен-ную –учите-лем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона оригинального образца гжельской росписи | |||||||||||
7.Этап «Применение освоенного в практической деятельности» Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся. 8.Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении» Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов. | Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения; Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс деятельности обучающихся, демонстрирует удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе. | Анализируют оригинальные произведения Мастера с целью выполнения практической задачи – росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности. | Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционно-го кистевого письма с использова-нием приемов и технологий в росписи кистевым мазком. | Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комменти-руют их. | Рефлексия своих действий, сравнитель-ный визуальный анализ продуктив-ного творчества с комментированием своих действий в подгруппах. | Осуществ-ляют самоконтроль и взаимо-контроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве : от первичного подмалевка – до полного «разживоч-ного» кистевого письма по объемной форме. | Вносят необходи-мые коррективы по ходу практичес-кой деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи. | |||||||||||
Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Дымковская глиняная, Гжельская. | ||||||||||||||||||
9.Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов. Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне. | Выставка работ Цели и задачи: обобщение темы урока, подведение итогов урока, организация и комментирование детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся. Молодцы, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера гжельской росписи. Вы славно и творчески поработали на уроке, и каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен. Все еще раз подтвердили девиз : «Кто создал хоть однажды красивую вещь, будет стараться сделать и другую» Спасибо всем за творческий труд. (Кому интересно, можно предложить посмотреть дома фильмы о «Гжели» | Анализ дельты «УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку | Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктив-ной деятель-ности в парах | Взаимодействуют с друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуаль-ные оценки. | Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен -ного алгоритма оценки работ и сравнитель-ных характеристик с оригинальном | Осуществляют самооценку и взаимо-оценку в парах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументиро-ванно оценки. | Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практичес-ких работах корректи -ровку и недопуще-ния повторения подобных ошибок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР
Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....
Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме "Вазопись" с использованием ЭОР
В данном архиве имеется подробный конспект урока и презентация....
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...
Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс
Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)
Урок продолжает цикл уроков 2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»
Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся мотивации к познанию, развитие творческих спос...
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс
Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...