Методический проект "Достучаться до сердец"
проект по изобразительному искусству (изо, 8 класс)
Современные школьники подвержены воздействию динамичных ритмов жизни. Они предпочтут традиционной книге комикс, видеоролик, мультфильм. А между тем, именно книги, особенно произведения духовно-нравственной тематики, способствуют развитию, совершенствованию внутреннего мира ребёнка. Как в наш стремительный век привлечь внимание учащихся к чтению художественных произведений? Одним из таких способов является новая форма – буктейлер. Это короткий, яркий, содержащий вопросы ролик, который поможет обратить внимание, заинтересовать, сподвигнуть на чтение книги и в конечном итоге - достучаться до сердец. На следующем этапе с учениками можно организовать по произведению разнообразные виды деятельности: иллюстрирование, выразительное чтение, инсценирование, диалог, викторины, анализ эпизодов, а за этим придёт самое главное – собственное осмысление, выводы и как итог – желание самому стать чище, добрее, внимательнее к окружающим, потребность помогать тем, кто в этом нуждается.
Произведения для буктрейлеров выбраны не случайно. Это произведения русских писателей - рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор» и повесть Л.А.Чарской «Сибирочка». Для нынешних школьников, постоянно подвергающихся вирусу цинизма, равнодушия, жестокости, будет полезным чтение книг этих авторов, несущих милосердие, сострадание, оптимизм и веру.
При создании буктрейлеров был использован приём интеграции всех видов искусств: литературы, изобразительного и визуального искусства, музыки, художественного чтения, интернета. Учитывалась психология детей: им свойственно увлечение яркими картинками, стремление разгадать тайны и ответить на поставленные вопросы.
Данный методический проект отвечает требованиям ФГОС СОО, так как отличается современной формой, способствует формированию духовно-нравственных качеств личности школьников, может быть использован в урочной и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 81 КБ |
buklet.docx | 822.72 КБ |
Предварительный просмотр:
БУКТРЕЙЛЕР КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ТЕМАТИКИ
Е.Н. Чернухина,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель русского языка и литературы высшей категории,
Н.Е.Сидорова,
учитель изобразительного искусства,
ОРКСЭ, ОДНКНР высшей категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
г.Железногорска Курской области.
Внедрение ФГОС требует новых подходов к обучению и воспитанию, отвечающих запросам современных школьников и их родителей. Но хотя времена меняются, неизменной остаётся роль книги, которая даёт колоссальную возможность для всестороннего развития ребёнка. Чтение – основа образования. Как правило, читающие дети заметно отличаются от своих сверстников: они имеют достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, обладают положительными ценностными установками, у них развита фантазия и художественное мышление, они умеют воспринимать красоту окружающего мира.
К сожалению, отсутствие интереса к чтению в среде нынешних школьников по-прежнему вызывает беспокойство. Существует множество причин, затрудняющих нынешним учащимся любить книгу так, как это было, например, у молодёжи прошлого века. А между тем, трудно переоценить роль книги и в духовно-нравственном воспитании школьников. Кажется, что эти аксиомы не требуют доказательств, однако на деле всё обстоит дело гораздо сложнее. Привлечь к чтению качественной литературы весьма сложная задача, потому что нельзя заставить насильно читать - пользы от этого не будет никакой.
Нынешние достижения современных технологий прочно вошли в жизнь ребёнка и имеют безграничные возможности. С горечью приходится признать, что на этом фоне традиционную книгу многие дети воспринимают как нечто архаичное. К тому же, сегодняшнее молодое поколение не знает о существовании тех авторов, которыми зачитывались их бабушки и дедушки, родители. Кроме того, среди обилия издательской продукции в красочных обложках непросто найти интересную и полезную для ума и души литературу. Вот и сидят часами наши школьники в интернете, выискивая себе развлечения, порой даже и не подозревая, сколько можно прочитать в книгах, которые они относят к разряду устаревших. В поисках решения этой проблемы был найден современный способ продвижения книги – буктрейлер, где интерес к книге вызывается воздействием двух видов искусств: искусства слова и изобразительного искусства.
Если говорить просто, то это небольшой художественный видеоролик, созданный по мотивам книги, продолжительностью не более 3 минут. В нашей стране буктрейлер появился в 2010 году как способ рекламы. Первыми этот приём подхватили библиотеки, чтобы повысить уровень читательского спроса. Нужно признаться, что они в этом преуспели. Буктрейлер даёт всё, что нужно нынешнему поколению школьников: яркие зрительные и звуковые образы, быстроту смены картинок, краткость. Иллюстрации помогают заинтересовать детей прочтением книги, способствуют более глубокому восприятию образов главных героев, раскрытию сюжета. И всё это выглядит так заманчиво, что сразу хочется взять книгу и прочитать. Словом, этот способ является для современных школьников привлекательным, а потому может стать действенным.
Первое знакомство с особенностями буктрейлера подсказало, что с таким же успехом он может использоваться на школьных уроках при изучении разных предметов, где, помимо параграфов и страниц из школьных учебников, требуется чтение книг. Из практики известно, что среди учащихся, например, не очень популярны произведения классиков. По опросам выявлено, что дети в основном читают произведения зарубежных авторов, фантастику, детективы, а классические произведения считают скучными и неинтересными. Хотя по опыту можно сказать, что если их заинтересовать книгой, то они с удовольствием её прочитают.
При дальнейших наблюдениях и более глубоком изучении вопроса стало понятно, что буктрейлер даёт возможность интеграции многих направлений: литературы, изобразительного искусства, православной культуры, музыки.
Знакомство с материалами интернета позволило сделать вывод о том, что в основном в буктрейлерах продвигаются книги по мотивам фантастической и детективной литературы – ведь эти жанры изначально захватывают подростков, настраивают на зрелищность, таинственность. Наше направление деятельности заключается в продвижении качественной классической литературы, предполагающей через слово духовно-нравственное и социальное развитие школьников посредством приобщения их к ценностям православной культуры, к отечественным культурно-историческим и духовно-нравственным традициям. Исходя из этого, была поставлена следующая
Цель:
освоение новой формы для пропаганды чтения, привлечения внимания к книгам духовно-нравственной тематики в работе с детьми на уроках литературы, изобразительного искусства, ОРКСЭ, ОДНКНР, во внеурочной и внеклассной деятельности.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы конкретные
Задачи:
- изучить исторические и методические материалы об особенностях создания буктрейлеров по произведениям художественной литературы,
- подготовить буктрейлеры по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» и повести Л.А.Чарской «Сибирочка»
Данный методический проект предназначен для учителей и классных руководителей, которые могут использовать его в урочной, внеурочной и во внеклассной деятельности. Особенно продуктивен он в работе с учащимися 4-6 классов. Фактические данные проекта могут быть использованы при изучении в школе курса литературы, истории, православной культуры, при составлении спецкурсов по истории духовной культуры.
Говоря о практической результативности использования буктрейлеров, то можно с уверенностью сказать, что они вызовут большой интерес у педагогов и школьников, будут востребованы в образовательной деятельности.
Ожидаемые результаты
- приобщение детей через использование приёма буктрейлера к чтению качественной художественной литературы,
- рост читательской активности в школьной среде,
- побуждение в ребёнке потребности самосовершенствования, самовоспитания и духовного роста.
Вначале мы ознакомились с историей жанра и узнали, что история буктрейлеров началась в 2002 году, а широкой публике трейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году. В России этот жанр впервые появился позже – в 2010 году.
По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:
- игровые (мини-фильм по книге)
- неигровые (при создании буктрейлера могут использоваться иллюстрации, фотографии, развороты изданий, текстовые материалы, фотографии, диаграммы, звуковое оформление, видеофрагменты)
- анимационные (мультфильм по книге)
Видеоматериалы можно классифицировать и по содержанию:
- повествовательные (ролики, презентующие основу сюжета произведения)
- атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции)
- концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста)
В ролике длиной около трех минут информацию о книге надо подать так, чтобы сразу захотелось её прочитать. В целом это должно быть похоже на аннотацию к изданию, но с использованием современных видеосредств.
Использование этого жанра уже стало популярным в работе библиотек, поэтому в какой-то степени можно использовать накопленный опыт. Буктрейлеры могут создаваться по книгам забытых авторов, писателей-юбиляров, произведениям определённой тематики, краеведческим находкам, классикам и современникам. Соединение смысловой нагрузки с простотой восприятия визуальной информации особенно эффективно помогает в пропаганде книги и чтения.
Свои буктрейлеры мы решили сделать неигровыми, атмосферно-повествовательными.
Мотивации в выборе произведений для создания буктрейлера могут быть самыми разными, в зависимости от той цели, которую ставит перед собой создатель видеоролика. Учитывая, какое большое влияние оказывает книга духовно-нравственного содержания на развитие личности ребёнка, мы решили продвигать книги данной тематики. Перед нами стояла задача выбрать произведения из русской классики, которые не очень распространены и не входят в школьную программу, но несут при этом огромный нравственный заряд. Было решено остановиться на рассказе А.Куприна «Чудесный доктор» и повести Л.Чарской «Сибирочка». Мы постараемся объяснить, почему было принято такое решение.
Рассказ «Чудесный доктор» был написан в 1897 году и, по словам автора, основан на реальных событиях. В произведении наблюдаются все признаки рождественского рассказа. Куприн повествует о двух братьях Мерцаловых из бедной семьи, которые долгое время голодали. Они забрели на богатые улицы города. Прохаживаясь улицами с красивыми витринами и ярко украшенными домами, дети столкнулись с жестокостью со стороны богачей. В семье Мерцаловых сложилась тяжёлая ситуация. Глава семьи оказался на грани самоубийства. Но всё кардинально изменила случайная встреча с доктором, который помог вылечить больную дочку Мерцаловых, поддержал семью морально и материально, зародил надежду на будущеее. Это был доктор Пирогов, который подарил бедной семье праздник Рождества. Пожилой врач помогает бескорыстно, даже не называя своего имени. Рассказом «Чудесный доктор» Куприн показывает, что милосердие, сострадание, бескорыстие, доброта делают наш мир более счастливым. Всё это востребовано и в наши дни.
Лидия Алексеевна Чарская…Для представителей старшего поколения, росшего в эпоху советской школы, это имя вряд ли что скажет, да и сейчас, несмотря на попытки вернуть Чарскую читателю, нельзя говорить о массовом интересе к этому автору. А между тем, в дореволюционной России, в первое двадцатилетие 20 века, книги Лидии Чарской били рекорды по популярности у читателей, мгновенно расходились с прилавков, особенно были востребованы у юношества.
В то время в Петербурге выходил журнал "Задушевное слово" для детей младшего и старшего возраста. Лидия Чарская стала ведущей писательницей этого журнала, и за 20 лет литературной деятельности она написала около 80 произведений! Литературный труд давал автору большую духовную радость.
Чарская прекрасно разбиралась в детской психике, улавливала животрепещущие темы, строила свои произведения в соответствии с детской и юношеской логикой, быстро откликалась на актуальные события. Именно эти способности делали её творчество таким востребованным, в библиотеках на произведения Чарской всегда стояла очередь, а благодарные читатели засыпали письмами. С приходом советской власти книги писательницы были объявлены буржуазно-пошлыми, сентиментальными, вредными для строителей коммунизма, поэтому исчезли от читателя почти на целый век.
О чём же писала Лидия Чарская? О вере, доброте, любви к ближнему, сострадании, самоотверженности, трудолюбии. Книги Чарской сегодня особенно актуальны, потому что в нашей стране существует дефицит произведений для детей, где бы с такой любовью, теплотой описывались взаимоотношения между родными, друзьями, одноклассниками. В сюжете каждой книги рассматриваются взаимоотношения детей и родителей, одной из важных проблем нынешнего века, когда нередко приходится говорить об отчуждении, равнодушии членов семьи друг к другу, неуважительном отношении детей к своим родителям. В книгах Лидии Чарской даны образцы тёплых, доверительных отношений, взаимопонимания между взрослыми и детьми. Привлекут читателей и захватывающие сюжеты произведений, колоритные образы героев, яркий, эмоциональный язык рассказов, повестей, романов. И одна из таких книг - повесть «Сибирочка». Это удивительная история о девочке, на долю которой выпали тяжёлые испытания, но встречи с добрыми людьми помогали их преодолевать.
Главным звеном при создании буктрейлера является сценарий. История, описанная в книге, у нас уже есть, осталось только интересно преподнести ее. Чем надо поделиться со зрителем? В чем главная мысль? Пишем ответы на эти вопросы в нескольких предложениях. У нас получается синопсис — скелет будущего сценария. Придумываем, что будет показано в ролике, а что оставлено за кадром. Этим будет предоставлен зрителю простор для фантазии.
Итак, был продуман сюжет и написан текст. Сюжет – это основа видеоролика, то, из чего он будет состоять. Начало буктрейлера по рассказу А.Куприна связано со светлым праздником Рождества Христова. На фоне Рождественских картинок даётся завораживающий текст: «Рождество - это светлый праздник, который несёт людям добро и радость. В Рождество принято дарить подарки. А ещё в этот день может произойти чудо, как это случилось в рассказе А.Куприна «Чудесный доктор». Затем идут картинки по канве сюжета с краткими надписями, чтение отрывка вслух, которые в то же время не раскрывают сути. Здесь важно внести интригу и выстроить сценарий таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать, что будет дальше, можно только прочитав книгу. В конце буктрейлера с этой целью были выстроены вопросы:
- Что изменило решение Мерцалова?
- Почему встреча с незнакомцем стала чудом?
- Кто был этот человек?
- Пришло ли Рождество в дом Мерцаловых?
И в конце видеоролика идёт приглашение, своего рода – призыв:
- На эти вопросы вы найдёте ответы, если прочитаете рассказ А.Куприна «Чудесный доктор»
По повести Л.Чарской «Сибирочка» сценарий был построен так: даны короткие сведения об авторе, после знакомства с которыми у детей сразу возникнет вопрос: «А почему книги Л.Чарской били рекорды по популярности?» Затем будет предложен видеосюжет – чтение детям отрывка из книги и следующая фраза: «Все секреты раскроются, когда прочитаете книгу...» Это ещё больше может подогреть интерес к произведению. Напряжённая, тревожная музыка, серые тона усиливают эмоции и подталкивают к тому, чтобы полностью прочитать книгу. Этому же способствуют и интригующие вопросы:
- Как сложилась судьба малютки?
- Какие люди встретились на пути девочки?
- Что оберегало девочку и помогало ей?
Мы исходили из того, что видеоролик не может быть длинным, трех минут будет вполне достаточно — это оптимальное время для удержания внимания зрителя. Следует раскрывать не всю книгу, чтобы концовка видеоролика осталась открытой и произведение действительно «зацепило» потенциального читателя.
После продумывания сюжета были подобраны материалы для ролика: найдены нужные картинки, фотографии, отсканированы иллюстрации книг, снято свое видео, подготовлены аудиозаписи, звуковое сопровождение. В буктрейлере по А.И. Куприну был освоен и применён приём футажа, использованный во вступлении к видеоролику для создания рождественского настроения, радостного ощущения предстоящего праздника. Футаж (от англ. footages - кадры) довольно обширное понятие. По сути, он является основой для создания видеокомпозиции с элементами анимации.
Это оказалось для нас сложным, так как до этого опыта по созданию подобного жанра мы не имели. Остановились, на наш взгляд, на самой доступной:
Windows Movie Maker. Эту программу могут использовать начинающие. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту.
При создании буктрейлеров может использоваться звуковое оформление: мелодии из кинофильмов, классические произведения, песни, звуки природы, стук, скрип и другие звуковые эффекты.
Звук поможет создать атмосферу, настроение, выразить эмоции. Например, нами была взята музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик» для создания атмосферы Рождества. Можно для подготовки звукового материала использовать специальную программу, но и удобно выполнить операции по монтажу звука в YouTube .
Изучив основы создания буктрейлера, подготовив два видеоролика, мы пришли к следующим выводам.
- Буктрейлер, на первый взгляд кажущийся несколько легкомысленным приёмом, способен решать серьёзные задачи.
- С помощью буктрейлеров можно познакомить даже нечитающего человека с замечательными авторами, интересными и действительно качественными книгами.
- С использованием разнообразных буктрейлеров, созданных по качественной художественной литературе , в сознание учащихся внедряется мысль о благотворном влиянии чтения на развитие личностных духовно-нравственных качеств.
Демонстрировать видеоролики можно всюду, где собирается детская аудитория : на уроках, во внеурочной деятельности и просто в холлах школ, где установлены телевизоры. Данный методический проект с рекомендациями по созданию буктрейлера может быть полезен учителям общеобразовательных учреждений, классным руководителям, педагогам дополнительного образования.
И уже можно сказать о первом итоге. Из 19 учащихся, просмотревших буктрейлеры, большинство заинтересовалось предложенными произведениями. За книгами А.Куприна «Чудесный доктор» и Л.Чарской «Сибирочка» в школьную библиотеку обратилось 12 человек, 3 человека – в городскую. Также поступили предложения от школьников старших классов об участии в создании буктрейлеров. Это станет следующим этапом развития нашего проекта.
Литература
1.Капустина, С. Учитесь сочинять буктрейлеры[Текст] / Светлана Капустина // Библиотека. – 2014. – №11. – С. 48-49.
2.Петрова, Г. Как делать буктрейлер [Текст] / Галина Петрова // Современная библиотека. – 2015. – №7. – С. 28-37.
Интернет-ресурсы.
1. Бондаренко М., Скринкаст: лучше один раз увидеть! /М. Бондаренко, С. Бондаренко // «Мир ПК», № 10, 2010: [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.osp.ru/pcworld/2010/10/13004912/
2. Буктрейлер - современный способ продвижения книг[Электронный ресурс] // Режим доступа: .http://wikisibiriada.ru/index.php/Буктрейлер__современный_способ_продвижения_книг.
3. Васюкович А. Как сделать буктрейлер? [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://tvoya1kniga.ru/kak-sdelat-buktreyler
4. Гущина, Д. Памятка для создания буктрейлера [Электронный ресурс] / Д. Гущина. – Режим доступа: http://school-of-inspiration.ru/pamyatka-dlya-sozdaniya-buktrejlera.
1. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. М., 2005.
2.Огарков А.А. Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении. Вологда – Тотьма, 2012.
3.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2011.
4.Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: 2ч/ Е.А.Быстрова,Л.В.Кибирева,Ю.Н.Гостева и др.; под ред.Е.А.Быстровой.-2-е изд.- М,: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Предварительный просмотр:
Ожидаемые результаты
- приобщение детей через использование приёма буктрейлера к чтению качественной художественной литературы,
- рост читательской активности в школьной среде,
- побуждение в ребёнке потребности самосовершенствования, самовоспитания и духовного роста
Авторы проекта –
Сидорова Наталья Евгеньевна,
учитель изобразительного искусства,
ОРКСЭ и ОДНКНР
Чернухина Елена Николаевна,
заместитель директора
по воспитательной работе,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №4»
г. Железногорска Курской области
Методический проект
«Достучаться
до сердец»
(Буктрейлер как способ привлечения современных школьников
к чтению произведений духовно-нравственной тематики)
- Буктрейлер - небольшой художественный видеоролик, созданный по мотивам книги, продолжительностью не более 3 минут
Цель проекта:
освоение новой формы для пропаганды чтения, привлечения внимания к книгам духовно-нравственной тематики в работе с детьми на уроках литературы, изобразительного искусства, ОРКСЭ, ОДНКНР, во внеурочной и внеклассной деятельности.
Задачи:
- изучить исторические и методические материалы об особенностях создания буктрейлеров по произведениям художественной литературы,
- подготовить буктрейлеры по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» и повести Л.А.Чарской «Сибирочка»
Как создать буктрейлер?
- Выбираем книгу
- Классифицируем
а) по способу:
игровые
неигровые
анимационные
б) по содержанию
повествовательные
концептуальные
атмосферные
- Пишем сценарий
- Собираем необходимые материалы (фото, футажи, рисунки, звуки, музыку, записываем закадровый текст, снимаем видео)
- Монтируем с использованием специальных программ
(Movavi Video Suite 12, Windows Movie Maker и др.)
Наша альтернатива –
интересные и полезные книги!
Это книги о милосердии и сострадании, о дружбе и искренней вере
Советуем снять буктрейлер
по забытым произведениям
русских классиков:
- Л.А.Чарская. Джаваха.
- Л.А.Чарская. Под сенью старого сада.
- Л.А.Чарская. Сестра Марина.
- Ю.Яковлев. Рыцарь Вася.
- Ю. Яковлев. Реликвия.
- Ю.Яковлев. Багульник.
- А.Куприн. Ёлка в капельке.
- А.Фёдоров-Давыдов. Хаврошина ёлка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное кафе "Поэзия сердец"
Проект «Театр шаговой доступности». Гоголева О.Ю., учитель высшей категории,Смирнова М.А., учитель высшей категории,Витовтова М.С., заместитель директора по воспитательной работе. Лите...
Литературное кафе "Поэзия сердец"
Проект «Театр шаговой доступности». Гоголева О.Ю., учитель высшей категории,Смирнова М.А., учитель высшей категории,Витовтова М.С., заместитель директора по воспитательной работе. Лите...
Воспитательная система класса "Содружество Счастливых Сердец"
ВСК разработана для классного руководителя 5-9 классов. Содержит все основные направления воспитания. Имеет разработку занятий с родителями и полный план воспитательной работы с 5 по 9 класс....
ПРОГРАММА ИСТОРИЧЕСКОГО КЛУБА для учащихся9- 11-х классов средней школы «ПАМЯТЬ НАШИХ СЕРДЕЦ»
В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три приоритетных направления: военно – патриотическое,ист...
ПРОГРАММА ИСТОРИЧЕСКОГО КЛУБА для учащихся9- 11-х классов средней школы «ПАМЯТЬ НАШИХ СЕРДЕЦ»
В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три приоритетных направления: военно – патриотическое,ист...
План работы детской школьной организации " Республика отважных сердец"
" Республика отважных сердец" детская школьная организация, входящая в районную организацию " Юные патриоты России"...
Презентация детской школьной организации " Республика отважных сердец"
История становления гашей организации...