Открытые уроки
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Открытые уроки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevnya_-_derevyannyy_mir.docx | 23.91 КБ |
moy_otkrytyy_urok_garmoniya_zhilya_s_prirodoy.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока на тему: «Деревня - деревянный мир»
Цели деятельности педагога | Сформировать представления об изучаемом предмете особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): закрепят свои знания о постройках русского деревянного зодчества. Получат возможность продолжить учиться: использовать художественные материалы и инструменты для работы. Закрепят понятия «декор», усвоят начальные знания из области перспективы; смогут познакомиться с русской избой, архитектурой деревни, ее связью с окружающей средой. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, овладевают навыками коллективной работы, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, парная, коллективная |
Основные понятия и термины | Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, фронтон, причелина, наличник, изба, конек, село, деревня. |
Образовательные | Интернет-ресурсы: http://www.DemaDera.ru, http://www.razumniki.ru, http://www.gusli.su›narodnye_pesni_detiam |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация «Деревня - деревянный мир». Основа для коллективного пано «пейзаж». Музыкальный ряд: академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005) |
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты:. |
Технологическая карта урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Формируемые универсальные | Промежуточ-ный контроль |
I. Организационный момент | Эмоциональная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Уч. проверяет готовность учащихся к уроку. Добрый день, давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка – это главное условие не только хорошего настроения, но и конструктивного общения. | Приветствуют учителя, самопроверка готовности к уроку. | Фронтльная работа | Личностные: настраиваются на урок.Коммуникативные:используют способы конструктивного общения. | Наблюдение. |
II.Введение в тему. | Мотивация учебной деятельности учащихся. | Уч. нацеливает на тему и задачи урока Читает стихотворение. Как молоко парное в кружке, Чуть розовата и тепла, На крыши сонной деревушки Заря июньская текла. Она плескалась в листьях сада, Росой играла на лугах, Её медлительное стадо Несло на выгнутых рогах. Она росла и созревала, До удивления тиха, И алым светом полыхала, Как красный гребень петуха. Вздымалась кверху, Стлалась низом И, утверждая с миром связь, Рвала туман, как полог сизый, Погожим утром становясь. – Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? – Правильно, о Русской деревне - А кто-нибудь из вас живет в деревне или бывал там? - Чем вам запомнилась деревня? | Слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению. | Просмотр слайд-шоу «Русская деревня», под звучание гуслей Фронтальная работа | Личностные: самостоятельно определяют тему урока. Коммуникативные: формулируют свое мнение, позицию. | Устные |
III. Закрепление полученных знаний на уроке. IV. Творческая работа. | Фронтальная беседа, просмотр слайдов презентации. Выполнение упражнения на декорирование заготовки дома (украшение причелины, лобовой доски, наличников заготовленным кружевом из белой бумаги, путем наклеивания) | Учитель ведет фронтальную беседу, направленную на выявление полученных знаний на прошлом уроке. - Какое, жилище являлось самым распространенным в деревне? -Что означает слова – изба? - Из чего строили избы? - Давайте посмотрим еще один видеоролик. Смотрите внимательно, по окончанию его просмотра, я задам вам много вопросов на внимание. - Вспомните конструкцию избы. - Избы в селах раньше не красили и ничем не обшивали. Но дома были на удивление красивы. Чем же они были украшены? - Давайте вспомним, какие элементы дома были украшены резьбой? - А откуда люди брали идею украшения избы? - А вы встречали дома украшенные резными, растительными орнаментами? Уч. объясняет задачу практического задания, направленного на закрепление полученных знаний о декоре основных элементов дома. Повторяет правила техники безопасности. У вас на столе лежат красивые домики, какие-то мастера постарались и изготовили их для будущей композиции. Но чего-то не хватает? Что нужно сделать? - У вас на столе лежит кружево из бумаги, давайте украсим основные элементы дома. - Перед работой вспомним технику безопасности при работе с ножницами | Вспоминают полученные знания на прошлом уроке. - Изба. - В древности звучало « истьба», то есть жилище отапливаемое изнутри. - Избы строили из дерева. Просмотр видео - Брёвна скреплялись между собой, и получался венец. Венец на венец – и вырастет сруб. Двускатная крыша, окна. - Они были украшены резьбой. - Край кровли прикрывают узорные доски – причелины. Стык причелин вверху закрыт небольшим, свешивающимся полотенцем.Наличники– самая украшенная часть дома. А над ними, как и положено, чело (так красиво раньше назывался лоб) . Здесь же бывает лобовая доска. Учащиеся повторяют правила т/б, работают в парах - Украсить дома. 1. Не оставляй ножницы в раскрытом виде. 2. Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, кольцами вперед. 3.Не играй с ножницами, не подноси их к лицу, используй ножницы только по назначению. | Фронтальная работа Работа в группах | Личностные: осознают что усвоили на прошлом уроке, качество усвоенных знаний, проявляют эмоциональ- но-ценностное отношение к русскому деревянному зодчеству. Познавательные: умеют высказываться в устной форме. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формой речи; умеют договариваться, контролировать действия партнера. | Устные ответы, изделие выполненное в процессе парной работы. |
Физкультминутка | Упражнение направленное на сохранение физического здоровья. | Учитель читает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники. Мы на пальцы поднялись, Подняли вверх ручки, А теперь мы от Земли Отталкиваем тучки. Ну-ка, тучки, все домой Быстро уходите. А ребята – за столы, К работе возвратитесь. | Выполняют упражнения Школьники поднимаются на цыпочки. Вытягивают руки верх. Размахивают руками с одновременными наклонами корпуса в разные стороны. Возвращаются за свои места. | Фронтальная работа | Познавательные: знают способы расслабления и укрепления здоровья. | Наблюдение. |
V. Закрепление знаний. | Фронтальная беседа, постановка проблемы, через создание коллективного пано. | Учитель изобразительного искусства вводит в тему урока, нацеливает на размышление истоков возникновения понятий «улица», «деревня» - Жизнь человека всегда была связана с природой родного края. Красива земля русская своими полями, лесами, реками. Посмотрите, какой красивый пейзаж. Но мне кажется, чего-то не хватает? Чего же? - Совершенно верно. Давайте «заселим» наш пейзаж архитектурными сооружениями, чтобы людям было удобно и красиво жить. - Ну-ка поднимите, покажите, какие прекрасные дома у вас получились. - А вы заметили, что дома разные по размеру? - Какие дома мы наклеим в верхней части пейзажа? Большие или маленькие? Почему? - Правильно, то что дальше выглядит всегда меньше. - Посмотрите, что у нас получилось? - А почему «улица» называется «улицей» знаете? - Избы в селении выстраивались фасадом, то есть лицом, к дороге, и получалась? Что? - Теперь давайте наклеим те дома, которые побольше. Где мы их разместим? | Создают коллективное пано, путем наклеивания декорированных домов в подготовленное пространство листа. - Не хватает домов. - Сначала мы наклеим маленькие дома, так как они дальше. Учащиеся выходят и наклеивают дома на общую композицию. - У нас получилась целая улица домов. - Дома располагаются лицом (фасадом) к дороге, отсюда и название « у дороги – лицо». У- лица. - Мы их наклеим в нижней части листа. Наклеивают оставшуюся часть домов. | Фронтальная и групповая работа. Дети самостоятельно по шаблону создают сооружение | Личностные: приобретают устойчивый интерес к теме урока. Познавательные: приобретают начальные способы исследовательской деятельности. | Устные ответы, коллективное пано. |
Изучение и беседа по коллективной работе. | Учитель изо.искусства через постановку проблемы подводит учащихся к постановке темы и цели урока. Ребята, а что у нас получилось, что выросло на месте широкого поля? - А вы знаете, что означает слово «ДЕРЕВНЯ»? и чем отличается «ДЕРЕВНЯ» от «СЕЛА»? Вот это нам и предстоит узнать. | - У нас выросла деревня, село…город? | Фронтальная беседа. | Познавательные: умеют строить рассуждения, высказывать свое мнение. Коммуникативные: умеют учитывать разные мнения, слушать партнера. | Устные ответы, коллективноепано. | |
VI. Итог урока. Рефлексия | Обобщающая беседа. | Учитель изо.искусства задает вопросы по итогу урока – Что изучали сегодня на уроке? - Достигли ли цели урока? - Что было для вас самым интересным? - Что бы вы хотели еще узнать по данной теме? | Дают оценку изученному материалу, высказывают свое мнение. Оценивают свою собственную работу на уроке и работу одноклассников. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства. Регулятивные: адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников. | Устные |
Предварительный просмотр:
Урок ИЗО в 4-м классе: "Гармония с природой. Деревня — деревянный мир"
Авдеева Елена Ивановна учитель изобразительного искусства
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- Приобщение к истокам родного искусства.
- Формирование эстетических представлений о русском деревянном зодчестве.
- Развитие творческих способностей в создании художественного образа.
Задачи:
- Познакомить с традиционным образом русской деревни, конструкцией дома.
- Научить изображать образ избы.
- Дать представление о традиционных украшениях избы и их значении.
Оборудование: иллюстрации, рисунки, художественные принадлежности.
План урока:
I. Организационная часть:
Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний:
Как я люблю свои березы,
Свои леса, свои луга,
И ночи летние, и грозы,
И зиму с стужей и снега!
Люблю я речки серебристой
Хрустально-нежный разговор,
И травки бархатной, душистой.
С цветами скромными ковер.
Люблю я мирные картины
Своих полей, своих лесов,
Люблю мычание скотины,
И звуки птичьих голосов.
Я не расстанусь с этим раем,
Люблю я эту красоту.
И город с пылью и трамваем
Им ни за что не предпочту!
М. ЧЕХОВ. « В деревне»
-Ребята, как вы думаете, где такую красоту мог увидеть автор этих стихов?
- Правильно в деревне. И сегодня мы будем говорить на уроке о том, как строились деревни.
Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.
Как на Руси строили поселения? Деревни строились вдоль рек, на холмах с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном. Избы строились из обтёсанных, некрашеных брёвен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце – как тёплый, светящийся мёд. Всё это знаки обетованного мира. Эти поселения были близки природе, украшали её.
Но человек может портить природу, и этому много примеров. Пригороды застроены разными постройками с огородными участками, не соответствующими эстетическим критериям. В старину деревни имели определённый строй, и несли опыт вековых традиций.
Игра создай деревню, необходимо помнить. Что дома на переднем плане выше и крупнее, как и деревья. Работаем парами. (одноточечная перспектива)
III. Введение в тему: «Образ традиционного русского дома»
Мастер Постройки помогает понять мудрость деревянных построек старой русской архитектуры. Изба – строение лесного края. Мастера строили в основном без гвоздей, топором. Избы строились в один ряд «лицами» (окнами) на улицу отсюда и слово улица, а дворами к реке. Центром села всегда была церковь.
Изба - произошло от слова истьба, истопа, помещение где есть тепло, печь.
Конек – Чело-крыша, причелины две доски от конька до края крыши, полотенце, которое выходило из причелин, лобовая доска, клеть, подклет (подпол). Сруб, венец.
IV. Практическая часть
Создавая образ деревни, нужно иметь ввиду богатство деревянного мира: избы, амбары, сараи, риги, бани, мельницы, колодцы, церкви, часовни, ограды, ворота.
Существовало много типов изб: амбары, изба на подклети с «поветью» (второй этаж), крыльцо, гульбище (функция, образ гостеприимства).
Задание: Работа над образом традиционного русского дома – избы.
Показ приёмов работы (на доске) гуашевыми красками, широкие горизонтальные мазки с пробелами изображают бревенчатые стены. Необходимо подобрать характерный цвет дерева: серебристо-серый, золотисто-коричневый. Смежные стены решаются в контрасте. Нужно обратить внимание на то, что окна лучше изображать после того, как будут написаны стены. Резные доски украшений избы изображают контрастным цветом тонкой кистью. В ходе работы решаются задачи изображения пространства, колористической цельности образа.
V. Итог
Рефлексия, вернисаж.
VI. Задание: Подготовка художественных принадлежностей.
1. Вводная беседа.
Давным-давно, когда Россию называли Русью, не было ни больших городов, ни современных каменных зданий. Были только поля, да густые темные леса. Испокон веков Россия была лесной страной.
Богата лесами наша земля,
И лес в ней и строен, и ровен.
Когда-то и стены, и башни Кремля,
И те собирали из бревен.
Дерево являлось наиболее доступным материалом для создания предметов быта и обихода. И, конечно, из дерева русские мастера строили себе жилища.
А как же называлось такое жилище? ( Изба ) (Слайд 1)
Какой смысл в древности вкладывали в это слово? ( Это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т. е. жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.)
Отгадайте загадку и вы узнаете, какое дерево использовали для ее строительства.
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень ровно я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
Что за дерево догадались? (Сосна)
Сосна была основным материалом для строительства.
А какая часть дерева использовалась в строительстве? (Ствол)
Из стволов изготавливались различные строительные материалы: брусья, доски, бревна.
Из бревен рубили избу мужики,
Один лишь помощник-топор.
Но древние избы и ныне крепки,
И тонок на ставнях узор.
Какой инструмент был необходим при строительстве из дерева? (Топор)
А как называется профессия человека, который строит что-либо из дерева? ( Плотник)
А гвозди у плотников в старину были? (Нет)
А как же тогда бревна и брусья между собой соединялись? (При помощи вырубок)
Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составлял венец. Венец на венец – и вырастает клеть или сруб. (Слайд 2)
Срубы – это основа любого строительства на Руси. Если этот сруб предназначался для жилья, то он назывался рубленой избой. (Слайд 3, 4)
Вспомните, а что называли хоромами? (Большие избы, богато украшенные) А теремами? (Высокие сооружения с жилыми помещениями на верху) (Слайд 5)
Ребята, а кто может перечислить составные части русской избы? (Сруб, выпуски, крыша, конек, причелина, полотенце, гребень, чело, лобовая доска, наличник) (Слайд 6)
Древние мастера вкладывали глубочайший смысл не только в постройку дома, но и в его украшение. Как украшались русские избы? ( Резьбой) (Слайд 7)
Какие составные части избы обязательно украшали? (Причелины, полотенце, лобовую доску)
Какие мотивы использовались в резьбе? (Резная круглая розетка – символическое изображение солнца, изображения птиц и коней, головы коня над избой)
Какой смысл вкладывали мастера в украшение избы? ( Знаки – обереги на самых ответственных местах как бы защищали от злых духов)
Избы в деревнях раньше никогда не красили, ни чем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева.
Какие еще постройки можно встретить в деревне? (Амбары – для хранения зерна, сараи, колодцы, баньки, мельницы, богато украшенные ворота – въезд во двор, церковь) (Слайд 8)
Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. А как вы думаете, откуда древние мастера черпали свой опыт, вдохновение? ( От природы, передавали из поколения в поколение)
2.Инструктаж.
Надеюсь, и вы будете работать с вдохновением. Ваша работа будет состоять из следующих этапов:
1 Проектирование.
На этом этапе вы в каждой группе выбираете «главного мастера», который будет следить за ходом работы, и помогать другим. Затем распределяете в группе, кто какой элемент будет изготавливать, и берете соответственно названию нужный конверт. (Конверты подписаны)
2 Подготовка деталей.
Используя содержимое конверта, каждый изготавливает свой элемент.
Из какого материала лучше всего изготовить элементы построек, чтобы передать характерные особенности дерева?
3 Декорирование.
Готовые элементы панно украшаете деталями наличников, коньков, причелин и т. д.
Из какого материала изготовите детали декора?
Каким способом их удобнее изготовить?
Используем в работе клей и ножницы. Напомните правила безопасного труда.
4 Сборка панно.
Располагаете готовые элементы на заранее подготовленных вами плакатах с изображением пейзажа. Здесь ваша задача – составить композицию с передачей пространства, перспективы. (Слайд 9)
3.Игра «Перспектива».
Используя элементы, попробуйте правильно расположить все детали на листе, вспомните правила передачи перспективы. (Учащиеся по одному выходят к доске и прикрепляют элементы построек на плакате с изображением пейзажа. Далее перечисляют правила: дома не должны загораживать один другой, то, что дальше - по размеру меньше и располагается на листе выше, а то, что ближе – крупнее и располагается на листе ниже)
Когда распределите основные элементы на панно, дополните его элементами пейзажа. (силуэты деревьев, облака и т. д.)
Закончив сборку, дайте название своей деревне.
III Физ. минутка.
Чтобы работа спорилась в руках, давайте подготовим их к работе.
Нужно ставить новый дом,
Всех работать мы зовем.
Ряд за рядом бревна
Мы положим ровно!
Вот и печка и труба,
Для крылечка два столба.
Окна расписные,
Ставеньки резные.
Щели паклею забьем,
И готов наш новый дом!
А сейчас приступаем к работе.
IV Самостоятельная работа учащихся в соответствии с планом-памяткой.
Вашу работу будет сопровождать народная музыка. (Звучит фоном музыка)
За 7 минут до звонка начинаем сборку панно.
V Анализ работ.( За 2 минуты до звонка)
Группы по очереди представляют свои работы.
Правильно ли составлена композиция?
На сколько удачно декорированы элементы построек?
Выставление оценок.
VI Итог.
Мы с вами построили удивительные деревни. А сейчас возвращаемся обратно. Чем вам сегодня запомнилось наше путешествие в русскую деревню? Справились ли мы с намеченным планом? Все ли удалось? Что узнали нового интересного?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...