Разработка урока изо в 5 классе по теме «Русский национальный костюм»
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Технологическая карта урока «Русский национальный костюм»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_izo_v_5_klasse_po_teme_russkiy_natsionalnyy_kostyum.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока изо в 5 классе по теме «Русский национальный костюм»
Цели:
Учебные:
Познакомить учащихся с особенностями русского национального женского костюма.
Формировать интерес к истокам русской культуры.
Развивать навыки работы с декоративной композицией.
Воспитательные: Способствовать развитию национального самосознания учащихся.
Формировать художественно-творческую активность.
Воспитывать патриотизм.
Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.
Развивающие:
Способствовать развитию творческой фантазии.
Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление).
Оборудование и материалы: Фигурки человека, иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде, детские работы, презентация « Русский народный костюм»,
русская народная музыка, бумага, кисти, акварельные краски, гуашь, русские народные костюмы.
Эпиграф: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим».
Ход урока
I. Оргмомент
Проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
II. Сообщение темы и цели урока
–Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение:
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Она проста и хороша.
Да, верно, тема урока: «Русский народный праздничный костюм» (открывается тема урока в презентации). Прочтите эпиграф к уроку.
«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим».
Костюм крестьянки – он традиционно носил национальные черты. Прослушайте внимательно стихотворение и запишите элементы русского костюма, о которых вы услышите. Кто из вас внимательнее слушает и больше сделает записей.
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы –
Все те же сарафаны надевались,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским, Девушки носили.
По верх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали,
А к юбкам пришивали бубенцы.
-Итак, сколько элементов одежды было названо и какие?
Сарафан, понёва, рубаха, юбка, фартук, армяк, кокошник, венцы, кики, запон.
Сколько головных уборов было названо и какие?
Кокошник, венцы, кики
О сарафане вам расскажет…(выступление уч-ка)
Сарафан - одежда свободного покроя - он не должен был подчёркивать линии фигуры. Шьётся сарафан с широкими проймами или на лямках. Вырез может быть округлым или прямоугольным. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки. Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал - парчу, китайку, шерстяной гарус.
Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом.
Особую роль в украшении сарафанов играли пуговицы, они порой достигали размеров куриного яйца.
Сарафан одевался на длинную рубаху. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава.
Орнамент мог быть растительным, геометрическим, зооморфным или смешанным. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным воздействием, поэтому и размещался он в тех местах, где заканчивалась одежда. В тоже время, окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость. И завершал костюм русской женщины головной убор. Ему уделялось особое внимание.
Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник".
Под пение песен девушки пряли, ткали, готовили себе приданое, с пением ходили они по деревне в теплые летние вечера, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды - так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний.
Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.
Понёва – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.
Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник – головной убор типа чепца
Проведение динамической паузы.
Физминутка
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(вращение головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головой в разные стороны)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
(руки накрест перед собой)
Практическая работа учеников.
– Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)
нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
наплечные – охраняли руки,
наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
– Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)
Выберите один из вариантов костюма: сарафанный или понёвный комплекс и изобразите его
Немало важной частью костюма являлся пояс. Раньше ходить без пояса Считалось грехом. На новорождённого сразу после крещения надевали поясок. Ширина пояса могла составлять от 1 до 10см. В зависимости от моды пояса повязывались то на талии, то под грудью. Девушки носили на них съёмные карманы - "лакомники". Женщины прикрепляли к ним небольшие кошельки для денег, ключи, а иногда даже куриную косточку "вставанку", что по поверью помогало им просыпаться рано по утрам.
Снять с человека пояс, распоясать его, означало обесчестить его. Вот откуда берет корни выражение "распоясавшийся человек"- человек недостойного поведения.
-Дополните свой костюм поясом.
Домашнее задание
Подобрать зрительный материал о народных гуляниях (масленица и др.) Составим коллективную работу «Наш весёлый хоровод» из ваших сегодняшних работ.
Итог урока.
Ученики выходят к доске со своими работами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»
Цели и задачи: Познакомиться с разнообразием народов Ро...
урок краеведения в 5 классе по теме "Русский народный костюм"
Урок краеведения в 5 классе по теме "Русский народный костюм"...
проект на тему "Русский национальный костюм"
В школе проводилось мероприятие посвящённое 20- летию со дня принятия Конституции РФ, "Я живу в России". Каждый класс готовил проект и защищал его. Нами была выбрана тема "Русский национал...
разработка урока в 3 классе по теме "Певцы русской старины"
разработка урока...
Метадическая разработка урока ритмики с использованием ИКТ тема: "Русский лирический танец". 6 класс.
Метадическая разработка урока ритмики с использованием ИКТ тема "Русский лирический танец"...
Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе по теме "Русский народный костюм"
Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе по теме "Русский народный костюм"....