Рабочая программа 6 класс изобразительное искусство
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Голухинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 6 класса
по основной общеобразовательной программе базового уровня
на 2019-2020 учебный год.
Составитель: Дальгаймер О.А., учитель начальных классов.
Голуха 2019
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189;
- Основная общеобразовательная программа основного общего образования МКОУ «Голухинская СОШ».
- Авторская программа Изобразительное искусство: программы линии учебников под редакцией Б.М. Неменского:5-8 классы/М.: Просвещение, 2015.
Количестве учебных часов на которое рассчитано преподавание предмета -в год 34 ч, в неделю -1 час.
Основная цель уроков изобразительного искусства в 6 классе — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Изменения в авторскую программу внесены. В связи с тем, что авторская программа предполагает изучение предмета за 35 часов, а учебный план составлен на 34 учебные недели, объединены 34 и 35 уроки.
Оценка достижения планируемых результатов
Виды контроля.
- Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обучения. Практическая работа.
- Текущий контроль в виде практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
- Итоговый контроль. Методы диагностики – конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, тест.
Критерии оценивания творческих работ являются следующие параметры:
- техническая реализация (как решена композиция): правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание, название рисунка);
- техника выполнения (владение техникой): как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания;
- оформление (общее впечатление от работы): оригинальность, цветовое решение, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Оценка «5»: ученик проявил самостоятельность в выборе содержания, вышел на эмоциональную выразительность. Появилось отношение автора к содержанию рисунка. Умеет владеть техникой и материалами.
Оценка «4»: оригинальный замысел, эмоциональная выразительность рисунка, передача динамики. Художественно-графическими материалами автор владеет слабо.
Оценка «3»: замысел рисунка не имеет развитой формы, нет передачи эмоциональной выразительности и динамики состояния персонажей и объектов, хотя графически работа выполнена правильно.
Оценка «2»: стереотипный рисунок. Ученик не проявил самостоятельности в выборе содержания рисунка, а шел по пути репродуцирования, не проявил свой творческий потенциал.
В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Технологии, методы, формы, средства обучения.
Технологии обучения:
- Личностно-ориентированное обучение;
- Информационно-коммуникационная;
- Развития критического мышления;
- Проектная;
- Здоровьесберегающая;
- Проблемного обучения;
- Игровая;
- Групповая;
- Традиционная.
Методы обучения:
- Коммуникативный;
- Познавательный;
- Преобразовательный;
- Систематизирующий;
- Контрольный.
Формы обучения:
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Фронтальная;
- Коллективная;
- Парная;
- Учебная дискуссия;
- Разработка алгоритмов;
- Решение проблемных ситуаций;
- Исследование;
- Подготовка презентаций;
- Подготовка проектов.
Средства обучения:
- Наглядность – схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, модели;
- Учебные компьютерные программы;
- Интернет;
- Дидактические материалы;
- Тесты;
- Технические средства обучения.
Виды работ:
-практические работы,
- коллективные творческие работы,
- проекты,
-тесты
В классе обучается учащийся с задержкой психического развития. Для успешного усвоения учебного материала данным учащимся планируется работа по нормализации его познавательной деятельности.
Это способы облегчения выполнения работы, такие как:
- наглядность – картинные планы, графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;
-приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для выполнения работы;
- помощь в выполнении определенных операций;
- образцы выполнения работы;
- поэтапная проверка выполнения работы.
Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов.
Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон педагога, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп занятия должен соответствовать возможностям ученика.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зрительный образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культурная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные виды восприятия произведений искусства.
Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.
Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.-8 ч
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
Художественные материалы.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Мир наших вещей. Натюрморт.-8 ч
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и в живописи.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет. -12 ч
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX век.
Человек и пространство. Пейзаж. -6 ч
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.
Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Количество уроков | Содержание раздела, темы. |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 8 ч | ||
1 | 1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. |
2 | 1 | Рисунок — основа изобразительного творчества. |
3 | 1 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. |
4 | 1 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. |
5 | 1 | Цвет. Основы цветоведения. |
6 | 1 | Цвет в произведениях живописи. |
7 | 1 | Объемные изображения в скульптуре. |
8 | 1 | Основы языка изображения |
Мир наших вещей. Натюрморт. -8 ч | ||
9 | 1 | Реальность и фантазия в творчестве художника. |
10 | 1 | Изображение предметного мира- натюрморт. |
11 | 1 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. |
12 | 1 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. |
13 | 1 | Освещение. Свет и тень. |
14 | 1 | Натюрморт в графике. |
15 | 1 | Цвет в натюрморте. |
16 | 1 | Выразительные возможности натюрморта |
Вглядываясь в человека. Портрет.-12 ч | ||
17 | 1 | Образ человека – главная тема искусства. Проект . |
18 | 1 | Конструкция головы и ее основные пропорции. |
19 | 1 | Изображение головы человека в пространстве. |
20 | 1 | Изображение головы человека в пространстве. Повороты. Ракурсы. |
21 | 1 | Портрет в скульптуре. |
22 | 1 | Графический портретный рисунок. |
23 | 1 | Сатирические образы человека. |
24 | 1 | Образные возможности освещения в портрете. |
25 | 1 | Роль цвета в портрете. |
26 | 1 | Великие портретисты прошлого. |
27 | 1 | Портрет в изобразительном искусстве XX века. Знаменитые мастера европейского искусства. |
28 | 1 | Портрет в изобразительном искусстве XX века. Отечественные портретисты. |
Человек и пространство. Пейзаж. -6 | ||
29 | 1 | Жанры в изобразительном искусстве. |
30 | 1 | Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. |
31 | 1 | Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. |
32 | 1 | Пейзаж в русской живописи. |
33 | 1 | Пейзаж в графике. Городской пейзаж. |
34 | 1 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
учащиеся должны:
- знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
- знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
- знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
- знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
В процессе практической работы на уроках учащиеся получат возможность научиться видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
- УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.: Просвещение, 2015
Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки 6 класс. Л.А. Неменская, Л.Б. Полякова, Т.А. Мухина, Т.С. Горбачевская; под редакцией Б.М. Неменского. / М.: Просвещение, 2012
Энциклопедии по искусству, справочные издания
Альбомы по искусству
Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры
Словарь искусствоведческих терминов
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Портреты русских и зарубежных художников
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству
Музыкальный центр
Компьютер с художественным программным обеспечением
Проектор
Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций
Экран
Аудиозаписи по музыке, литературные произведения
Фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; виды изобразительного искусства; творчество отдельных художников; народные промыслы; декоративно-прикладное искусство; художественные технологии
Презентации
Модели и натурный фон
Муляжи
Гербарии
Изделия декоративно -прикладного искусства
Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
Драпировки
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары и др.)
Игры, куклы, маски
- ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№п/п | Дата | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внёсшего изменения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...
- Мне нравится (1)