Программа по изобразительному искусству 6 класс. Б.М.Неменский
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Пояснительная записка + калндарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка | 35.76 КБ |
календарно-тематическое планирование | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 6 А класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
- Приказ МОиН РФ от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральные государственные стандарты основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «СОШ р.п.Красный Октябрь» (утверждена приказом директора от 28.08.2017 года №16);
- Учебный план МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждён приказом директора от 29.06.2017 года №140).
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского: М.Просвещение 2015 г., утверждённый приказом директора ОУ от от 20.05.2016 года №92.
Состав УМК:
- Горяева Н.А.: Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник по изобразительному искусству для 6 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2015.
- Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 6 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2015.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе — является развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания, развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Поставленная цель реализуется в конкретных задачах обучения:
- формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
На обучение предмету «Изобразительное искусство» отводится 35 часов в год (1 час в неделю).
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся и реализации программы развития универсальных учебных действий образовательной программы МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь».
Учебно-тематический план в 6 классе «Изобразительное искусство в жизни человека»
№ | Наименование раздела учебного курса | Всего часов | Количество часов | ||
Практические занятия | Контрольные и диагностические материалы | ||||
1. | Виды изобразительного искусства | 8 ч. | 8ч. | 1 ч. Обобщение – контрольный тест «Виды изобразительного искусства и основы образного языка». | |
2. | Мир наших вещей. Натюрморт | 9 ч. | 9 ч. | 1 ч. Обобщение – зачёт "Мир наших вещей. Натюрморт" | |
3. | Вглядываясь в человека. Портрет | 9 ч. | 9 ч. | 1 ч. Обобщение. Защита проекта «Великие портретисты». | |
4. | Человек и пространство в изобразительном искусстве. | 9 ч. | 9 ч. | 1ч. Обобщение. Защита проекта «Человек и пространство в изобразительном искусстве» | |
Всего | 35ч. | 35 ч. | 4 |
1 раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 ч.)
Первая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых.
1.Изобразительное искусство в семье пластических искусств
2.Рисунок- основа изобразительного творчества
3.Линия и ее выразительные возможности.
4.Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен.
5.Цвет. Основы цветоведения.
6.Цвет в произведениях живописи.
7 Объемные изображения в скульптуре.
8.Основы языка изображения.
2 раздел «Мир наших вещей. Натюрморт» (9 ч.)
Изображение предметного мира в изобразительном искусстве! разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения в натюрморте
1.Реальность и фантазия в творчестве художника.
2.Изображение предметного мира. Натюрморт.
3.Понятие формы Многообразие форм окружающего мира.
4.Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
5.Освещение. Свет и тень.
6.Натюрморт в графике.
7.Цвет в натюрморте.
8.Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
3 раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» (9 ч.)
Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами.
1.Образ человека- главная тема искусства.
2.Конструкция головы человека и ее пропорции.
3.Изображение головы человека в пространстве.
4.Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
5.Портрет в скульптуре.
6.Сатирические образы человека.
7.Образные возможности освещения в портрете.
8.Портрет в живописи.
9.Роль цвета в портрете.
10.Великие портретисты (обобщение темы)
4 раздел «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч.)
Изображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения пространства и их мировоззренческий смысл.
1.Жанры в изобразительном искусстве.
2.Изображение пространства.
3. Правила воздушной и линейной перспективы.
4.Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.
5.Пейзаж – настроение. Природа и художник.
6.Городской пейзаж.
7.Выразительные возможности изобразительного искусства.
8.Язык и смысл.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» является приоритетным для формирования следующих УУД: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета на ступени обучения (отражены в образовательной программе МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь»)
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся (См. приложение №1).
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:
-наблюдение;
-беседа;
-фронтальный опрос;
-опрос в парах;
-практикум.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу шестого класса:
В результате изучения изобразительного искусства шестиклассник научится:
Учащиеся должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
- известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
Учащиеся должны уметь:
- работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
- выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
- пользоваться различными графическими техниками
- оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы 6 класса:
- Таблицы по цветоведению, перспектив,
- Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
- Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями рабочей программы.
- Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.
Технические средства обучения
Компьютер
Классная магнитная доска с креплениями для таблиц.
Интернет – ресурсы
- http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал.
- http://smallbay.ru/autograf.html – просветительский и образовательный ресурс.
- http://school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция Цифровых образовательных ресурсов.
- http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей.
- http://www.museum.ru/ - портал посвященный всем музеям России и мира.
- http://www.art-education.ru/AE-magazine/about.htm - научный журнал «Педагогика
- искусства».
- 9.http://art-in-school.narod.ru/ - научно-методический журнал «Искусство в школе».
- http://www.1september.ru/ - Издательский дом «Первое сентября».
- http://www.rusiskusstvo.ru/journal/ - журнал «Русское искусство».
- http://historic.ru/ - электронная библиотека.
- http://www.arthistory.ru/ - изобразительное искусство. История, стили, художники,
- картины.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия. Свободная энциклопедия.
- http://tmn.fio.ru/works/83x/311/index.htm - история костюма.
Дополнительная литература:
- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;
- коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
- Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
- С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
- О.В.Павлова, Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование
по изобразительному искусству 6 А класс
№ /п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
по плану | по факту | |||
1 четверть. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 часов). | ||||
1. | Повторный инструктаж по О.Т. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | 1 | 07.09 | |
2. | Рисунок – основа изобразительного творчества. | 1 | 14.09 | |
3. | Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. | 1 | 21.09 | |
4. | Пятно как средство выражения. Композиция, как ритм пятен. | 1 | 28.09 | |
5. | Чёрное и белое – основа языка графики. Цвет. Основа цветоведения. | 1 | 05.10 | |
6. | Цвет в произведениях живописи. | 1 | 12.10 | |
7. | Объёмные изображения в скульптуре. | 1 | 19.10 | |
8. | Обобщение – контрольный тест «Виды изобразительного искусства и основы образного языка». | 1 | 26.10 | |
2 четверть.«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 часов). | ||||
10. | Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 | 09.11 | |
11. 12. | Изображение предметного мира-натюрморт. | 2 | 16.11 23.11 | |
13. | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 | 30.11 | |
14 | Изображения объёма на плоскости и линейная перспектива. | 1 | 07.12 | |
15. | Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. | 1 | 14.12 | |
16. | Цвет в натюрморте. | 1 | 21.12 | |
17. | Обобщение – зачёт «Мир наших вещей. Натюрморт». | 1 | 28.12 | |
3 четверть.«Вглядываясь в человека. Портрет» (11 часов). | ||||
18 | Повторный инструктаж по О.Т. Образ человека – главная тема в искусстве. | 1 | 18.01 | |
19 | Конструкция головы человека и её пропорции. | 1 | 25.01 | |
20 | Изображение головы человека в пространстве. | 1 | 01.02 | |
21 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | 1 | 08.02 | |
22 | Портрет в скульптуре. | 1 | 15.02 | |
23 | Сатирические образы человека. | 1 | 22.02 | |
24 | Образные возможности освещения в портрете. | 1 | 01.03 | |
25 | Портрет в живописи (проект) Роль цвета в портрете. | 1 | 15.03 | |
26 | Обобщение. Защита проекта«Великие портретисты». | 1 | 22.03 | |
4 четверть.«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 часов). | ||||
27. | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | 05.04 | |
28. | Изображение пространства. | 1 | 12.04 | |
29. | Правила линейной и воздушной перспективы. | 1 | 19.04 | |
30 | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. | 1 | 26.04 | |
31 | Пейзаж – настроение. Природа и художник (проект). | 1 | 03.05 | |
32 | Городской или сельский пейзаж. | 1 | 10.05 | |
33. | Городской или сельский пейзаж. | 1 | 17.05 | |
34.35. | Обобщение. Защита проекта «Человек и пространство в изобразительном искусстве» | 1 | 24.05 |
Календарно - тематическое планирование
по изобразительному искусству 6 Б класс
№ /п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
по плану | по факту | |||
1 четверть. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (9 часов). | ||||
1. | Вводный инструктаж по О.Т. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | 1 | 02.09 | |
2. | Рисунок – основа изобразительного творчества. | 1 | 09.09 | |
3. | Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. | 1 | 16.09 | |
4. | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | 1 | 23.09 | |
5. | Цвет. Основы цветоведения. | 1 | 30.09 | |
6. | Чёрное и белое-основа языка графики. | 1 | 07.10 | |
7. | Цвет в произведениях живописи. | 1 | 14.10 | |
8. | Объёмные изображения в скульптуре. | 1 | 21.10 | |
9. | Обобщение. Контрольный тест "Виды изобразительного искусства и основы образного языка" | 1 | 28.10 | |
2 четверть.«Мир наших вещей. Натюрморт» (9 часов). | ||||
10. | Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 | 11.11 | |
11. | Изображение предметного мира-натюрморт. | 1 | 18.11 | |
12. | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 | 25.11 | |
13. 14. | Изображения объёма на плоскости и линейная перспектива. | 1 | 02.12 | |
15. | Освещение. Свет и тень. | 1 | 09.12 | |
16. | Натюрморт в графике. | 1 | 16.12 | |
17. | Цвет в натюрморте. | 1 | 23.12 | |
18. | Обобщение-зачёт «Мир наших вещей. Натюрморт». | 1 | 30.12 | |
3 четверть.«Вглядываясь в человека. Портрет.» (9 часов). | ||||
19. | Повторный инструктаж по О.Т. Образ человека – главная тема искусства. | 1 | 20.01 | |
20. | Конструкция головы человека и её пропорции. | 1 | 27.01 | |
21. | Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | 1 | 03.02 | |
22. | Портрет в скульптуре. | 1 | 10.02 | |
23. | Сатирические образы человека. | 1 | 17.03 | |
24. | Образные возможности освещения в портрете. | 1 | 03.03 | |
25. | Портрет в живописи (проект). | 1 | 10.03 | |
26. | Роль цвета в портрете. | 1 | 17.03 | |
27. | Обобщение. Защита проекта«Великие портретисты». | 1 | 24.03 | |
4 четверть.«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 часов). | ||||
28. | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | 07.04 | |
29. | Изображение пространства. | 1 | 14.04 | |
30. | Правила линейной и воздушной перспективы. | 1 | 21.04 | |
31. | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. | 1 | 28.04 | |
32. | Пейзаж – настроение. Природа и художник (проект) | 1 | 05.05 | |
33. | Городской или сельский пейзаж. | 1 | 12.05 | |
34. | Городской или сельский пейзаж. | 1 | 19.05 | |
35 | Обобщение. Защита проекта «Человек и пространство в изобразительном искусстве» | 1 | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»
Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...