Проект "Изба-творение русских древоделов"
проект по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Творческий проект 5 класса.
Цель: научить самостоятельно добывать знания об устройстве русской избы, развивать интерес к прошлому и настоящему своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bsn_proekt_pyatogo_kl_2018-19.docx | 912.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ООШ с.Поповка Хвалынского района Саратовской области
Проект
«Изба-творение русских мастеров»
Выполнили учащиеся 5 класса
Руководитель: Бородина Светлана Николаевна
2018- 2019 уч. год
Паспорт проекта
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: изобразительное искусство
Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 11-12 лет.
Состав проектной группы: Бабанова Д, Богачев Н, Гладкова Е, Ульянин А., Шахалиев С.
Тип проекта: исследовательский, творческий
Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к традициям русского народа.
Цель проекта: учиться самостоятельно добывать знания об устройстве русской избы; развивать интерес к прошлому и настоящему своей страны
Задачи проекта:
1. Познакомиться с устройством деревенской избы.
2. Познакомится с внутренним убранством
3. Провести опрос детей с целью выяснения знаний названий и назначения предметов.
4. Изготовить макет русской избы
Необходимое оборудование: бумага белая, цветная, картон, карандаш, линейка, угольник и ножницы клей ПВА, клей «Титан».
Продукт проекта: макет «Изба-творение русских мастеров» для школьного музея
Принципы реализации проекта:
- дифференциации и индивидуализации
- природосообразности
-диалогического общения
-доступности
- системности
- последовательности
Формы реализации проекта:
-просмотр фильма «Устройство избы»
-беседа «Убранство русской избы».
-выполнение рисунков
-практические занятия: изготовление макета русской избы с резным убранством фасада
-изучение литературы
Практическая значимость.
Результаты исследования по данной теме будут способствовать возрождению интереса к историческим знаниям, приобщению к источникам культуры своего народа, вовлечению людей в исследовательскую деятельность. А также позволит открыть в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
План реализации проекта
Подготовительный этап:
1) Разработка и утверждение плана работы над проектом.
2) Просмотр фильма «Устройство избы»
3) Просмотр презентации «Как жили на Руси. Русская изба».
4) Сбор и анализ литературы по данной теме. Посещение библиотеки.
Основной этап:
1) Беседа «Убранство русской избы».
2)Кроссворд
3) Практические занятия: изготовление макета русской избы
Заключительный этап:
1) Анализ и оценка эффективности деятельности, проведенной по проекту.
2) Презентация проекта
Содержание
Паспорт проекта……………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………….4
Основная часть
1.История русской избы…………………………………………..………5
2.Конструкция русской избы……………………………………..………6
3.Внешнее убранство избы………………………………………………11
4.Внутреннее убранство избы………………………………… ………..12
5. Схема постройки дома…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………16
Приложение
1. Пословицы и поговорки о русской избе и ведении хозяйства………17
2. Кроссворд……………………………………………………………….18
Ведение
Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Первоначально это были земляные дома (землянки), затем по мере развития человечества появились деревянные и каменные. Из истории России мы знаем, что уже в ХVI - XVII веках большинство зданий на Руси строилось из дерева. Нам захотелось узнать, как строили на Руси, что собой представляла русская изба, что означают узоры на фасаде избы, а также самим побывать в роли строителя, изучая и создавая макет русской избы.
Основная часть
1.История Русской избы
Изба – это деревянный срубный бревенчатый дом, который являлся самым распространенным жилищем русского крестьянина преимущественно в сельской местности. Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». "Истьбой" или "истопкой" в летописях назвали отапливаемый жилой сруб, то есть дом с печкой, а если печки не было, то эту постройку именовали «клеть».
Деревянная изба издавна была самым распространенным жилищем русского крестьянина. Не смотря на то, что в настоящее время остались лишь избы не старше XIX века, они сохранили все традиции строительства и обустройства. По внешнему виду русского дома можно было определить социальный статус, вероисповедание, национальность его хозяев. В одной деревне не было двух совершенно одинаковых домов, ведь каждая изба несла в себе индивидуальность и отражала внутренний мир рода, в ней проживающего.
Для ребенка дом- это первая модель внешнего большого мира, он «кормит» и «взращивает» дитя, дитя «впитывает» из дома законы жизни в большом взрослом мире.
Дом традиционно в русском языке используется как синоним слова «родина». Если у человека нет чувства дома – то нет и чувства родины! Привязанность к дому, забота о нем считались добродетелью. Дом и русская изба- воплощение родного, безопасного пространства. Использовалось слово «дом» и в смысле «семья» — так и говорили «На холме четыре дома» — это означало, что четыре семьи. В русской избе под одной крышей жили и вели общее хозяйство несколько поколений рода – деды, отцы, сыновья, внуки.
Дом понимался в народной культуре как центр главных жизненных ценностей – счастье, достаток, процветание рода, вера. Одной из функций избы и дом была функция защитная. Резное деревянное солнце под крышей – пожелание счастья и благополучия хозяевам дома. Изображение роз (которые на севере не растут) – пожелание счастливой жизни. Львы и львицы в росписи – языческие обереги, отпугивающие своим страшным видом зло.
Русский дом (изба) подобно Вселенной делился на три мира, три яруса: нижний – это подвал, подполье; средний – это жилые помещения; верхний под небом – чердак, крыша.
На крыше – тяжелый конек из дерева – знак солнца. В доме обязательно была домашняя божница. Интересно о коньке написал С. Есенин: «Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним – колеснице» (Некрасова М,А. Народное искусство России. – М., 1983)
Дом строился очень пропорционально и гармонично. В его конструкции – закон золотого сечения, закон природной гармонии в пропорциях. Строили без измерительного инструмента и сложных расчетов – по чутью, как душа подсказывала.
В русской избе иногда жила семья из 10 или даже 15-20 человек. В ней готовили пищу и ели, спали, ткали, пряли, ремонтировали утварь, занимались всеми домашними работами
2.Конструкция русской избы.
Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание — «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.
По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен «в лапу» концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой. По конструкции изба представляет собой квадратный или прямоугольный сруб. Стены состоят из горизонтальных бревенчатых венцов – рядов, связанных по углам врубками. Русская изба проста и лаконична, а живописная симметрия построек несет в себе настоящий русский уют и гостеприимство. Деревянные здания сохранили свою актуальность и сегодня. Многие отдают предпочтение бревенчатым жилищам благодаря свежести и экологической чистоте этих построек.
В плане срубы делали в виде четырехугольника («четверик»), либо в виде восьмиугольника («восьмерик»). Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.
Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался «клетью». «Клеть клетью, поветь поветью», — говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом — поветью. Обычно сруб ставился на «подклете» — нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз — «повал». Это интересное слово, происходящее от глагола «повалиться», часто использовалось на Руси. Так, например, «повалушей» называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать (повалиться) из натопленной избы.
Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.
Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую — «самцовую». Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен, которые и называли «самцами». На них ступеньками клали длинные продольные жерди — «дольники», «слеги» (ср. «слечь, лечь»). Иногда, правда, самцами называли и концы слег, врубленные в стены. Так или иначе, но вся кровля получила от них свое название.
Любимым местом для возведения деревни и строительства русских изб был берег реки или озера. Крестьяне при этом руководствовались и практичностью – близость к реке и лодке как средству передвижения, но и эстетическими причинами. Из окон избы, стоящей на высоком месте, открывался красивый вид на озеро, леса, луга, поля, а также на свой двор с амбарами, на баню у самой реки.
Благополучным местом для строительства избы считалось место, на которое ложиться отдыхать рогатый скот. Ведь коровы рассматривались нашими предками как плодородная живительная сила, ведь корова часто была кормилицей семьи.
Выбирая место для строительства дома, мужчины гадали – использовали эксперимент. Женщины в нем никогда не участвовали. Брали овечью шерсть. Ее помещали в глиняный горшок. И оставляли на ночь на месте будущего дома. Результат считался положительным, если к утру шерсть отсыреет. Значит, дом будет богатым.
Рубить дом начинали ранней весной (Великим постом) или в другие месяцы года в новолуние.
Не рекомендовалось строить дом на дороге или на перекрестке. Ведь дом – воплощение спокойствия, постоянства, стабильности, а не постоянных изменений как дорога.
Дом на Руси имел много названий: изба, хата, терем, холупы, хоромы, хоромина и храм. Да, не удивляйтесь –храм! Хоромы (изба) приравнивались к храму, ведь храм – это тоже дом, Дом Божий! А в избе всегда был святой, красный угол.
Крестьяне относились к дому как к живому существу. Даже названия частей дома похожи на названия частей тела человека и его мира! Это особенность именно русского дома – «человеческие», то есть антропоморфные названия частей избы:
- Чело избы – это ее лицо. Челом могли называться фронтон избы и наружное отверстие в печи.
- Причелина – от слова «чело», то есть украшение на челе избы,
- Наличники – от слова «лицо», «на лице» избы.
- Очелье – от слова «очи», окно. Так называлась и часть женского головного убора, так же называлось и украшение окна.
- Лоб – так называлась лобовая доска. Были и «лобовины» в конструкции дома.
- Пята, стопа – так называлась часть дверей.
Дом пятистенок
Дом-пятистенок – тип дома, передняя изба которого имеет капитальный бревенчатый переруб в срединной части, образующий два помещения внутри одного сруба. В плане жилая часть имела пять стен, две из которых располагались параллельно улице, а три – перпендикулярно. К избе по-прежнему пристраивались сени и большой хозяйственный двор. Пятистенки возводили состоятельные крестьяне уже во второй половине XVIII века. Но и в конце XIX столетия такие дома встречались редко.
Дом четырёхстенок
Дом-четырёхстенок – классический вариант крестьянского жилища. Состоит из утеплённого сруба (собственно избы) и пристроенных к нему сеней, защищающих вход от непогоды. Данный тип построек рассматривается как простейший вариант, от которого берёт начало эволюция деревянного домостроения. Как правило, строительством четырёхстенного жилого дома ограничивались беднейшие крестьяне.
Дом шестистенок
Дом-шестистенок (изба с прирубом) – в эволюции деревянного домостроения занимает промежуточное место между домом-четырёхстенком и пятистенком. В момент расширения жилой части к основному срубу пристраивался «прируб». Расстояние между срубами составляло 20-40см. Горизонтальный план постройки менялся. Теперь он имел шесть стен, две из которых были параллельны, а четыре перпендикулярны улице. Отсюда название дома – «шестистенок». Согласно масштабам жилой части перестраивался хозяйственный двор. Затем дом заново перекрывался крышей.
Дом-двор типа "брус"
Дом-двор (Дом однорядной связи) типа «брус» - характерный для Русского Севера тип дома, в котором жилая часть дома и хозяйственный двор находятся под единой двухскатной кровлей. В плане дом представляет собой вытянутый прямоугольник. Внутреннее пространство дома-двора разделяется широкими сенями на две неравные части: меньшая (жилая) часть выходит на главный фасад, а большая (хозяйственный двор) уходит на задворки.
Кошель
Дом "кошелем" предназначался для нескольких семей, связанных между собой узами родства. Это родовое гнездо клана. Кошел, кошма - вместилище, большая корзина.
Благодаря устройству музея-заповедника в Кижах стал широко известен дом из села Ошевнева, поражающий своими размерами. Дом имеет два жилых этажа. Такие дома назывались "двужирными" или "двужильными". Над зимним жильем располагался еще третий летний этаж - светелка. В доме объединены четыре избы, два жилых летних помещения, большая клеть, которая могла использоваться как под жилье, так и для хозяйственных нужд , гигантский хозяйственный двор, занимающий примерно 2/3 площади дома. Дом был обстроен с трех сторон открытой галереей с нарядными резными балясинами. Для дома "кошелем" характерна сложная асимметричная прямоскатная кровля.
Дом-«глаголь»
Вот изогнулась избенка «крюком», буквой «Г», да так и получила название «глаголь» по наименованию буквы в церковнославянском алфавите. Здесь все хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым, то есть сзади и сбоку от сеней. Выходит так называемый «двор с отливом», укрывшийся под «полой» двускатной крыши, общей для избы и хозяйственной части. Так как крыша двора – продолжение одной из сторон крыши, покрывающей избу и конюшню, то стены двора делали значительно ниже стен жилой части.
Изба - двойня
Изба-двойня – представляет собой два самостоятельных сруба, плотно приставленных друг к другу. Они имеют общие сени и крышу. Вершина крыши проходит над серединой дома. Срубы имеют приблизительно одинаковые размеры. Каждый из них служит избой. Фасад такого дома чаще всего имеет симметричное решение, хотя встречаются и фасады на семь окон (три окна в одной избе, четыре – в другой)
Дом "о два конька"
«Дом о два конька» - конструкция крестьянского дома, избы которого укрыты отдельными кровлями с параллельным или перпендикулярным расположением охлупней и коньков. На таком доме красовалось два конька, его называли «дом под двумя конями», «дом с оврагом».
Курная изба
Курная («чёрная», «рудная») изба – изба, отапливаемая по-чёрному. Изба представляла собой собственно жилище человека, немыслимое без обогрева. Печь в курной избе не имела дымохода. Во время топки печи дым заполнял всё пространство избы, поднимался вверх и выходил через волоковые окна и деревянный дымоход наружу. Несмотря на минусы в процессе эксплуатации, курная изба имела ряд преимуществ. Сажа и копоть оседали на стенах, защищая брёвна от проникновения влаги. Печь долго хранила тепло, требовала меньше дров. Сруб курной избы служил дольше.
Переруб – внутренняя бревенчатая стена, выполненная одновременно с основным срубом, врубленная в него с остатком. Использовался для разделения помещений внутри сруба и для придания жёсткости конструкции основной стены.
Горница
Горница («горняя» - находящаяся на «горнем», возвышенном месте) – парадное помещение в крестьянском жилище. Во второй половине XIX века обустраивалась без печи и эксплуатировалась как жильё только в тёплое время года. Летом в хорошо освещённой горнице женщины занимались рукоделием. Здесь же выделялось спальное место для молодожёнов. На рубеже XIX-XX веков состоятельные крестьяне обустраивают в горнице печи-голландки, что значительно расширяет функции помещения. Часто горница служила местом для приема и размещения гостей.
ТАИНСТВЕННЫЕ УЗОРЫ
Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы. Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы:
Растительный орнамент. Это символ нарождающейся жизни и плодородия. Растительный орнамент из переплетающихся побегов и ветвей символизирует мирового древо.
Солнце. Все солярные знаки связаны с приобретением и приумножением как материальных, так и духовных благ и считаются очень сильными, мужскими знаками. Солнце изображалось в разных видах, и не всегда это был круг. Часто встречается его изображение в виде ромба с исходящими из центра лучами. Его сопровождают солярные спутники – конь и птица, которые, согласно мифологии, являются «носителями». В наличниках советского времени, а в особенности в послевоенный период, солярный знак превратился в цветочек, либо его заменяла пятиконечная звезда.
Вода. Несет в себе сакральный смысл очищения. От нее зависит урожай и благосостояние семьи. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дарующей жизнь.
Земля. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы — так обозначается вспаханное и засеянное поле.
Поле – ромб или квадрат, разделенный внутри на четыре части. В целом, ромб или квадрат с точкой посередине – это то, что может родить. Возможны бесчисленные вариации с ромбами, квадратами и точками.
Женщина — берегиня. Иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги. Парные фигурки берегинь в наличниках советского времени превратились в знак карточной масти «пики».
Самым загадочным мотивом в оформлении наличника считают дракона — он встречается довольно редко, но никто не знает, откуда он здесь появился.
4.Внутреннее убранство избы
Центральное место в доме занимала печь. У наших предков даже было в быту такое выражение – «плясать от печки». Так говорили потому, что при постройке избы сразу решали самый важный вопрос: где сложить печь. Все остальное размещали в зависимости от расположения печки. Печь в крестьянской семье любили все. Ведь она и грела, и кормила, и светила, и мыла, и сушила, и даже лечила. Ставили печку не прямо на полу, а делали для нее массивный сруб – опечье. На настиле опечья ставилась сама печь, а под настилом оставляли пустое место – подпечье. Там хранили ухваты, кочерги, чтобы мешать дрова в печке, печные лопаты и прочую утварь. А в нижнюю часть подпечья зимой пускали кур, чтобы он в тепле лучше несли яйца. Внутри печи располагалась топка (или горнило) – где горели дрова, которая бывала такой большой, что в ней мог легко поместиться взрослый человек. Но для чего же ему было лезть в печь? А чтобы попариться, ведь печка еще и отличная банька, пар в которой исцеляет от множества болезней. Из протопленной печки выгребали золу и угли, а потом на широких лопатах бережно сажали туда болеющих, чтобы они в такой баньке прогрелись и вылечились. А вместо мыла служила печная зола, которую также добавляли в различные мази и отвары. Печь также прекрасная сушилка: сушит валенки и рукавицы, а также грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Она же и стиральная машинка. В большой чугунный горшок с водой женщины складывали белье, туда же опускали мешочек с золой и ставили в печь. Удивительно, что зола темно-серая, почти черная, а белье от такого кипячения становилось белым- белым, да еще и прочным. А еще печка предсказывала погоду: если дрова в печи горели с треском – к морозу, с гудящим шумом – к бурану.
На печи обычно спали старики или дети. Но более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник. Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы.
Главным местом любого крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница, на которой хранилась святая вода, освещенные верба, пасхальное яйцо и Библия. Божницу украшали вышитыми полотенцами – рушниками. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался. Крестьяне любили и почитали иконы: их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. У икон зажигали лампады – специальные небольшие сосуды с маслом. В красном углу под иконами ставился большой обеденный стол, который по праздникам покрывали вышитой скатертью. Вообще стол осмыслялся как аналог храмовому престолу. Столешницу почитали «божьей ладонью», дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом.
Очень важная деревенская мебель – лавка. Их в доме было много, и все они были разные и играли свою роль. Некоторые были вделаны прямо в стены дома, а были и переносные. Они назывались скамейками. Их приставляли к неподвижным лавкам, чтобы на ночь устроить постель пошире. Ведь спали в избе тоже на лавках. Отец семейства обычно спал на лавке под названием «коник» (уменьшительное от слова конь). Боковину этой лавки украшал вырезанный из доски силуэт конской головы. Кониками (или койниками) называли ящики или лавки для хранения конских сбруй, рыболовных принадлежностей и различных инструментов. От слова «койник» впоследствии и произошло всем известное слово «койка» - кровать. Была в избе и длинная женская лавка, которая располагалась вдоль стены с окнами. На ней сидели за рукоделием и женщины и бабушки, и даже девочки, которые уже с шести лет начинали прясть пряжу. Лавка для гостей называлась красной. А вот «нищая» лавка, расположенная у двери или у калитки, получила такое название потому, что на нее мог садиться или путник, чтобы передохнуть или подкрепиться. Также была еще посудная лавка. На ней не сидели, а ставили повседневную посуду и готовили еду, поэтому она была выше всех остальных. Возле печки находилась кутная лавка, там стояли ведра с водой.
Если встать на середину избы и посмотреть наверх, то мы увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб. Когда же в доме рождался младенец, то для новорожденного подвешивали к матице нарядную люльку. Мать привязывала к ней какую-нибудь веревку, и, если вдруг ребенок заплачет, можно было потянуть за нее и покачать люльку.
Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник – глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны, воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле.
В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции. Добро хранилось в сундуках, поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами и закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья. Домашняя утварь, то есть предметы обихода, такие как горшки, крынки для молока, короба с крышками, корзины, сплетенные из ивовых прутьев, бочки и лукошки, а также красиво расписанные деревянные ложки тоже в основном были сделаны своими руками. Шли столетия, а крестьянская изба с ее домашней нехитрой утварью передавалась из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов.
5. Схема постройки дома
1.Вырежи из картона заготовку-каркас избы
2.Заготовь бревнышки в виде бумажных трубочек
3.Заготовь полотенце, причелины, окна, двери, трубу для дымохода
4.Склей каркас дома из картонных заготовок
5.Обклей каркас бревнышками
6.Установи слеги курицы
7.Установи поток, крышу, охлупень
8.Проведи монтаж дверей, окон, трубы
9.Покрась избу в коричневый цвет
10.Закрепи резной декор на фасаде избы
11.По желанию покрой лаком законченную работу
Заключение
Изучая тему русской избы, мы поняли, что дом – это не только жилая постройка, но дом – это и родина, и семья. Человек строит и обустраивает свое жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром. Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, а также во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение. В жизни человека дом имеет большое значение. С дома начиналась жизнь человека, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем. Прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.
В ходе работы над проектом мы сами добывали знания, узнали много нового и интересного о прошлом своей страны, о традициях строительства и обустройства русской избы и можем поделиться своими знаниями с другими. Возникали трудности, но командный дух и поддержка одноклассников быстро все разрешали. Мы выполнили макет русской избы, который хотим передать в музей нашей школы.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О РУССКОЙ ИЗБЕ И ВЕДЕНИИ ХОЗЯЙСТВА
- Дома и стены помогают.
- Всякий дом хозяином держится. Дом красится хозяином.
- Каково на дому – такого и самому.
- Наживи хлевину, а там и скотину!
- Не по дому господин, а дом по господину.
- Не дом хозяина красит, а хозяин – дом.
- Дома – не в гостях: посидев, не уйдешь.
- Добрая жена дом сбережет, а худая – рукавом растрясет.
- Хозяйка в дому – что оладушек в меду.
- Горе тому, кто непорядком живет в дому.
- Коли изба крива – хозяйка плоха.
- Каков строитель – такова и обитель.
- У нашей хозяюшки все в работе – и собаки посуду моют.
- Дом вести – не лапти плести.
- В доме хозяин больше архиере
- Животинку дома заводить – не разиня рот ходить.
- Дом невелик, да лежать не велит.
- Что в поле ни родится, всё в доме пригодится.
- Не хозяин, кто своего хозяйства не знает.
- Не местом ведется достаток, а хозяином.
- Домом не управил – так и городом не управить.
- Деревня богата, так и город богат.
- Добра голова сто рук кормит.
Список используемой литературы
1. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.
2. Александрова Л.А. Деревянное зодчество Руси. М.: Белый город 2003.
3. Улыбашева М. Русская изба от печки до лавочки. Москва, 2015.
4. Рапопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1988.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1977.
6. Электронная всемирная энциклопедия «Википедия».
Кроссворд «Русская изба»
Цель: выявление уровня знаний и представлений детей о внутреннем устройстве жилых помещений и быте древних славян.
По горизонтали:
5. Ограда для двора в старину. (Плетень.)
7. Тонкая длинная щепка из сухого дерева, зажигаемая для освещения дома. (Лучина.)
8. Предмет в каждом доме, служащий для отопления и приготовления пищи. (Печь.)
11. Керамическая плитка для облицовки стен и печей. (Изразец.)
12. Большой ящик для хранения вещей с крышкой и с замком. (Сундук.)
13. Предмет обстановки, на котором и сидели, и спали. (Лавка.)
По вертикали:
1. Помещение в избе – комната. (Клеть.)
2. Название скатерти в старину. (Столешница.)
3. Настил из досок для сна в избе под потолком между печкой и противоположной ей стеной. (Полати.)
4. Подставка для лучины. (Светец.)
6. Как в старину называлась кухня. (Поварня.)
9. Деревянный крестьянский дом. (Изба.)
10. Предмет, который висел в каждом доме в красном углу. (Икона.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Методическая разработка урока: «Изба – творение русских мастеров-древоделов»
Методическая разработка урока: «Изба – творение русских мастеров-древоделов» по программе изобразительное искусство Т. Я. Шпикаловой и по учебнику Изобразительное искусство Т. Я. Шпикалово...
Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"
Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...