занятие:Искусство Гжели
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Клыкова Татьяна Владимировна

Беседа и занятие: «ГЖЕЛЬ»

Тема: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».

Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

Задачи занятия:

Образовательные:

формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла 

Развивающие:

создание условий для развития познавательного интереса к рисованию , творческих способностей, внимательности и точности исполнения;

развитие пространственного и логического мышления, памяти, воображения и внимания;

развитие художественной фантазии учащихся.

развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, межличностные отношения 

Воспитательные:

воспитание аккуратности, самостоятельности, этики взаимоотношений;

воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника .

Оборудование, учебно–методические материалы.

Для учащихся: синяя гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги,раскраски.

Для учителя: Компьютер, проектор, изделия в гжели ,  презентация, фонограмма русских народных мелодий

Ключевые понятия: керамика, майолика, фаянс, мазок с тенями.

I. Организационный момент (1-2 мин.).

II. Актуализация знаний (10 мин.).

Сегодня, ребята, мы начинаем разговор о русских народных промыслах. О том, что создают народные мастера, какие мотивы и цвета используют в своей работе, а так же попробуем освоить основные приёмы гжельской росписи. И вот перед нами один из промыслов: «Сказочная Гжель». (слайд 3)

Слушаем выступление воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие для 5 класса19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа и занятие: «ГЖЕЛЬ»

Тема: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».

Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

Задачи занятия:

Образовательные:

формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла 

Развивающие:

создание условий для развития познавательного интереса к рисованию , творческих способностей, внимательности и точности исполнения;

развитие пространственного и логического мышления, памяти, воображения и внимания;

развитие художественной фантазии учащихся.

развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, межличностные отношения 

Воспитательные:

воспитание аккуратности, самостоятельности, этики взаимоотношений;

воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника .

Оборудование, учебно–методические материалы.

Для учащихся: синяя гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги,раскраски.

Для учителя: Компьютер, проектор, изделия в гжели ,  презентация, фонограмма русских народных мелодий

Ключевые понятия: керамика, майолика, фаянс, мазок с тенями.

I. Организационный момент (1-2 мин.). 

II. Актуализация знаний (10 мин.).

Сегодня, ребята, мы начинаем разговор о русских народных промыслах. О том, что создают народные мастера, какие мотивы и цвета используют в своей работе, а так же попробуем освоить основные приёмы гжельской росписи. И вот перед нами один из промыслов: «Сказочная Гжель». (слайд 3)

Слушаем выступление воспитателя.

Сообщение 1:

-В 60 км. от Москвы находится известный художественный центр, который объединяет около 30 сёл, в которых на протяжении 200 лет изготовляют гжельскую керамику. Керамика-это изделия выполненные из глины. Вот как раз глины в этом районе очень большие запасы (Слайд 3).

- Гончарную глину добывают, изготовляют изделие, затем обжигают в печи, а после этого расписывают сине-белым цветом (Слайд 4-5).

- Но не всегда гжельские изделия были двух цветов, изначально она была разноцветной и изготовлялась из цветной глины, такие изделия называются – майолика (Слайд 6). Изготовляли чаще всего Квасники и кумганы - кувшины, в которых хранили и подавали квас или воду (Слайд 6). 

- Вслед за майоликой появились фаянсовые и фарфоровые изделия. Это изделия, выполненные из белой глины (Слайд 7). 

Сообщение 2:

- Что же изготовляют гжельские мастера?

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

животные и птицы невиданной красы (Слайд 8). 

-Кроме посуды мастера Гжели создают мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных , сценки из жизни (Слайд 9). 

- А какие краски используют в своей работе?

 Незатейливый узор

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Атрибуты сказки!

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синие картины.

-А что рисуют на посуде народные мастера

Какие розы и пионы.

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Сообщение 3:

- Дело мастера боится.

- Всякий человек на деле познаётся.

- Гляди не на человека, а на его дело.

- Работа хороша, если в ней польза и душа.

Сообщение 4:Предлагаю прочитать детям.

 Гжель! Земля моя родная,

Сколько лет и сколько зим

Ты цветёшь, не увядая,

Полыхая голубым.

В этом пламени чудесном

Вижу буйный твой расцвет.

В сочетании небесном

Белый цвет и синий цвет.

Древний край в обличье новом

Как шекспировский сонет,

Ты звучишь высоким словом –

Белый цвет и синий цвет.

И для всей родной России

Не одну уж сотню лет

Даришь ты свой бело-синий,

Сине-белый свой букет!

- Молодцы! Все отлично справились с заданием.

«Играет нежная свирель,

И замирает в восхищенье

Жемчужина России – Гжель,

Где поселилось вдохновенье.

Здесь каждый – мастер и творец…»

 III. Этап закрепления новых знаний (5 мин).

- С каким народным промыслом мы сегодня с вами познакомились? (Гжель.)

– Какой материал используют гжельские мастера в своей работе? (Глину.)

- Что такое «керамика»? (Это изделие из глины.)

- Назовите виды гжельской керамики? (Майолика, фаянс, фарфор.)

– Что создают гжельские мастера? (Посуду, мелкую скульптурную пластику.)

– Какие цвета применяют? (Синий, белый.)

– Какие элементы используют народные мастера? (Линии, сеточки, усики, капельки, мазок с тенями)

– Ребята, что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало? (Изучать, сохранять.)

Да, нужно всем стараться что-то делать своими руками, создавать  и украшать.

Итак, учимся выполнять необычный мазок “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному (Приложение 2).

Посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу, основной мотив гжельской росписи. Необходимо положить на палитру синюю краску смочить кисть и поставить её ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски одной стороной и набрать на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого синего цвета к более бледному.Приглядитесь, моя кисть сначала рисует всем ворсом, а затем, постепенно приподнимаясь над бумагой, – концом. (Выполняют упражнение).

В своей росписи вы можете использовать и различные приемы украшения бордюров завитки, дуги, сеточки, травинки, точки. Необходимые таблицы на доске.

IY. Физкультминутка (3 мин) . А теперь, для снятия физической и эмоциональной усталости, для успешного выполнения работы, отвлечёмся и сделаем несколько не сложных физических упражнений.

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким

Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

V. Практическая работа (12 мин). (Слайды 14, 15, 16). Вот и мы на уроке украсим гжельской росписью посуду. Работаем по творческим группам. Каждой творческой группе предложен шаблон предмета, который необходимо украсить элементами гжельской росписи в технике коллаж (вырезание, наклеивание и рисование.)

Результат зависит от вашей совместной работы.

8 — 10 минут каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья, полосы и т.п. для коллажа. Затем вместе составляете композицию из заготовленных элементов.

В процессе самостоятельной работы предоставляю детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

VI. Заключительный этап (5 мин).

Выставка работ учащихся (2 мин.).

(Слайд 17)

Сегодня я узнал… (о гжельской росписи).

Было интересно… (самим находить информацию).

Было трудно… (выполнять “ мазок тенями”).

У меня получилось… (выполнить гжельскую роспись).

Теперь я могу… (создавать прекрасное )

Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Искусство квиллинга"

Разработка с презентацией PowerPoint + фотоотчёт о творческих успехах ;) Квиллинг - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученн...

Курс факультативного занятия "Искусство родного края"

Курс факультативных занятий "Искусство родного края" разработан мной для учащихся 5 класса....

методическая разработка открытого занятия Искусство Древней Греции

План - конспект занятия Тема занятия: “Мифы и легенды Древней Греции Олимпийские игры в эпоху античности Легенды звездного неба «… И музы дарят вдохновенье!» Цель: Cоздание авторской творческой работы...

Конспект открытого занятия "Искусство бисера"

Конспект открытого занятия по бисеру ,о знакомстве детей с бисером и плетение зайчика...

Минутка для себя: снятие эмоционального напряжения на занятие «Искусство бисера»

Примеры снятия эмоционального напряжения на занятиях "Исскуство бисера"...

Сценарий практического занятия "Искусство цвета: анализ цветотипа внешности"

Искусство цвета: анализ цветотипа внешности Составили воспитатели:Павлова И.В., Юхневич Н.Г. ...

Методическая разработка занятия: «Искусство эпохи Возрождения в Италии». Музейная педагогика

Учащиеся познакомятся с искусством эпохи Возрождения в Италии на примерах произведений Эрмитажа....