Методическая разработка занятия: «Искусство эпохи Возрождения в Италии». Музейная педагогика
методическая разработка (5 класс)
Учащиеся познакомятся с искусством эпохи Возрождения в Италии на примерах произведений Эрмитажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod1.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по итальянскому языку
1 год обучения
Технология- Музейная педагогика
Тема: «Искусство эпохи Возрождения в Италии»
Цели: познакомить учащихся с искусством эпохи Возрождения в Италии на примерах произведений Эрмитажа, развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать культуру восприятия произведений искусства.
План урока:
- Орг. момент. Инструктаж по правилам поведения в общественных местах.
- Новая тема:
- Вступительное слово учителя:
Мы закончили изучение культуры эпохи Средневековья. А что же пришло на смену эпохи Средневековья? Что происходит с культурой? Что это было за время, о котором так образно и точно сказал Иван Бунин в стихотворении «Возрождение»:
Настали сроки: струны вновь запели,
И краски вновь зардели с полотна.
Из дряхлой Византии в жизнь – весна
Вошла, напомнив о любви, о теле;
В своих созданиях Винчи, Рафаэли
Блеск бытия исчерпали до дна.
Стремились все – открыть, изобрести,
Найти, создать… Царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы.
Учитель: Кто был внимателен и скажет, какая эпоха сменяет Средневековье?
Ученик: Эпоха Возрождения.
Учитель: Итак, на смену Средневековью пришла блистательная эпоха Возрождения, или Ренессанса. Почему такое название? Что возрождалось в Европе, и в первую очередь, еще с 14 века, в Италии? Цель нашего урока - познакомиться с искусством Возрождения в Италии, периодами эпохи, выдающимися мастерами итальянского Возрождения. Откройте тетради, запишите тему: «Искусство эпохи Возрождения в Италии».
Учитель: Действительно, как было сказано в стихотворении человеку эпохи Возрождения в ослепительном блеске и многообразии открывался новый мир…Возрождался интерес к человеку – умному, ловкому, сильному, красивому. А в какой предшествующей культуре мы уже говорили об этом: о стремлении художников к изображению физической и духовной красоты человека?
Ученик: В античной культуре. В культуре Древней Греции и Древнего Рима.
Учитель: Правильно, деятели эпохи Возрождения сначала искали лучшие образы в античной культуре, её возрождении, отсюда произошло и название эпохи. Запишите в тетрадь: Возрождение или Ренессанс (фр. «открытие, возрождение»)-эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
Учитель: Новый мир запечатлен в архитектурных сооружениях Флоренции - колыбели эпохи Возрождения, Рима, Венеции, портретах, созданных кистью и резцом Ботичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Он отражается в страстях шекспировских героев. Он, новый мир, находит удивительное созвучие в торжественных церковных мессах и светских мадригалах Палестрины и Орландо Лассо. Обо всем этом нам еще предстоит узнать, а сейчас представьте: вы находитесь в необычном обществе, в окружении многих известнейших людей того времени. Среди них мыслители, государственные и общественные деятели, ученые, писатели и художники. Прислушаемся к тому, о чем они ведут свой заинтересованный разговор. Вот берет слово известный гуманист и философ Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494):
Ученик: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. …Ты сам, свободный и славный мастер… О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет!»
Учитель: в разговор вступает философ Марсилио Фичино (1433-1499)
Ученик: «Человек измеряет землю и небо… А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал… Человек может все».
Учитель: Не слишком ли смелы и дерзки высказывания философов? Вот ещё одна точка зрения художника, архитектора и теоретика искусства Леона Баттисты Альберти (1404-1472).
Ученик: «Природа, то есть Бог, вложила в человека элемент божественный и небесный, несравненно более прекрасный, чем что-либо смертное…Она дала ему талант, способность к обучению, разум, свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить себя…Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом».
Учитель: Так о чем или о ком все эти высказывания?
Ученик: О человеке.
Учитель: Конечно о человеке. Главное завоевание эпохи Возрождения – это огромный интерес к человеку, человеческой личности, ее неограниченным творческим возможностям. В основе культуры Возрождения лежат идеигуманизма (лат. человечный), которые провозгласили высшей ценностью человека и его общественное благо. Главной темой искусства стал возвышенный и прекрасный, гармонично развитый человек. Художники Возрождения раскрыли его мощь и величие, прославили духовную и физическую красоту, утвердили за ним право свободной личности. В возрожденной античной формуле «Красота – это гармония» выражалась сущность и своеобразное представление об окружающем мире.
В художественной культуре Возрождения различают следующие периоды:
- Раннее Возрождение -15 век
- Высокое Возрождение - конец 15 начало 16 века.
- Позднее Возрождение – 2 половина 16 века.
Учитель: Сегодня на уроке я предлагаю вам проявить свои творческие способности, поработать «над великим и грандиозным делом», как сказал Леон Батиста Альберти. После экскурсии мы создадим иллюстрированный журнал под названием «Возрождение в Италии», где будут представлены статьи об итальянском Возрождении по периодам. Первая группа будет работать над статьёй «Раннее Возрождение», вторая – «Высокое Возрождение», третья группа создаст страницы по периоду «Позднее Возрождение». Определите, кто в вашей группе выполнит роль редактора, который будет отвечать за работу и в конце представит её, все остальные – художники, подбирающие материал, готовят презентацию своих страниц. Для выполнения работы, используйте браузер Яндекс, в адресной строке укажите http://artclassic.edu.ru- коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала. Перед вами лежит информационная карта, найдите её на столе. В ней дана инструкция по выполнению работы, внимательно прочитайте её. Так как наша задача - создать иллюстрированный журнал, в ваших слайдах-страницах должен содержаться не только текст, но и изображения. Продумайте дизайн, шрифт и переходы слайдов, выдержите все в одном стиле. Задание понятно? Желаю удачи.
Практическая работа в группах на компьютерах. Представление работ.
Учитель: Итак, журнал создан, благодарю редакторов за представленный материал. А для закрепления материала предлагаю выполнить следующее задание. Посмотрите, на доске представлены черты и особенности эпох Средневековья и Возрождения: выберите те, которые, по-вашему мнению, характеризуют эпоху Возрождения. (у доски учащийся выбирает характерные черты эпохи Возрождения)
Характерные черты эпохи Возрождения
Возрождение античной культуры
Гуманизм
Главная тема искусства – Человек возвышенный и прекрасный, гармонично развитый
Влияние церкви
Главная тема искусства – библейские сюжеты
Светский характер культуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительное искусство эпохи Возрождения
Особенности того времени.Биографии мастеров Возрождения....
Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"
Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"...
Мультимедийный тест по теме МУЗЫКА И ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы
Учащиеся могут проверить свои знания в области музыки и искусства эпохи Возрождения(композиторы, музыкальные инструменты ,стили и жанры музыки, архитекутрные стили ,выдающиеся произведения искусс...
Статья по теме "Декоративно-прикладное искусство эпохи Возрождения"
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних век...
«Искусство эпохи Возрождения» МХК 11 класс Л. Рапацкая
Методическая разработка технологической карты урока по курсу МХК в 11 классе, учебник Л.А. Рапацкая...
Образ Богоматери в искусстве эпохи Возрождения на примере картин Леонардо да Винчи.
Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.Неменского; может быть использован для урока искусства при рассмотрнии темы "Портрет в мировом искусстве". Рассматривается изобра...
Эпоха Возрождения. Мода Италии.
Данная презентация содержит информацию по истории женского и мужского костюмов эпохи Возрождения....