Статья на тему "Преподавание уроков изобразительного искусства с учетом НРЭО в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)"
статья по изобразительному искусству (изо)

Быкова Вера Владимировна

В статье собран и обобщен опыт работы учителя изобразительного искусства по внедрению  национального регионального и этнокультурного компонента с учетом особенностей Челябинской области

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподавание уроков  изобразительного искусства с учетом национальных, региональных и  этнокультурных особенностей в рамках реализации ФГОС

(из опыта работы)

В.В. Быкова, учитель изобразительного искусства и черчения

МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)»

Национальное искусство – тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства…

Б.М. Неменский

Наша школа сейчас находится в неразрывной связи с культурной средой, которая может помочь обеспечить каждому ребенку полноценное развитие, независимо от семейных традиций и происхождения. Воспитание настоящего гражданина и патриота своей страны, любящего ее, ценящего народные и национальные традиции, осуществляется через непосредственное  приобщение к духовным богатствам своего народа. Неповторимостью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющегося уклада общественной жизни, она остается стабильной.  В связи с этим, этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности; это неотъемлемая часть духовной культуры учащегося.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разработан с учетом этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Его основная идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной в современной школе. Этнокультурное содержание стандарта художественного образования включает знания об исторических и культурных традициях региона; об искусстве, как народном, так и профессиональном. Специфика развития каждого конкретного региона, национальные и культурные традиции населяющих его народов определяют своеобразие содержания регионального компонента художественного образования.

Единое этнокультурное содержание помогает учащемуся увидеть полную картину бытия человека и единое поликультурное пространство, формирующее его мировоззрение. Данная система призвана содействовать решению нескольких групп актуальных задач воспитания, обучения, развития личности, а также ее социализации.

Программа «Изобразительное искусство (предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского) позволяет вводить национальное, региональное и этнокультурное содержание в уроки, так как цели и задачи программы это предусматривают. Но при этом учитель может сам выбирать тематику занятий в зависимости от уровня класса и ожидаемого результата.

Мною за 6 лет работы был накоплен бесценный опыт использования этнокультурного содержания на уроках изобразительного искусства. Учащиеся с 5 класса знакомиться с изобразительным и декоративно-прикладным искусством своей малой Родиной через элементы народного искусства. Здесь очень хорошо подойдут такие темы уроков, как:

  1. Древние образы в народном искусстве. Солярные знаки древних жителей Южного Урала
  2. Древняя Южно-Уральская архитектура. Традиционные жилища народов Южного Урала
  3. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Урало-сибирская роспись
  4. Образ-символ в декоративно-прикладном искусстве народов Южного Урала
  5. Народная вышивка. Народный праздничный костюм. Праздничные костюмы народов Южного Урала
  6. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни Южного Урала

Кроме этого необходимо включать  как часть урока, сравнительный элемент с другими народными художественными промыслами России традиционное ДПТ Южного Урала (Урало-сибирская роспись, Каслинское литье, Златоустовская гравюра, резьба из малахита и т.д.).

Учащиеся 5 класса начинают второй цикл этнокультурного содержания, который уже затрагивают учителя начальных классов на своих первых занятиях по изобразительному искусству. В 6, 7 и 8 классах происходит его дополнение и раскрытие через новые элементы. Например, этнокультурное содержание искусства народов Челябинской области можно представить в любом из уроков:

6 класс:

  1. Рисунок-основа изобразительного творчества. Уральские узоры: Орнаменты Южного Урала
  2. Изображение предметного мира в различных культурах России
  3. Портрет в скульптуре. Образ человека в деревянной скульптуре Урала
  4. Великие портретисты прошлого: Д.Г. Левицкий, Ф.С. Рокотов, К.П. Брюллов – создатели портретной галереи династии Демидовых
  5. Портрет в изобразительном искусстве 20 века. Народный костюм в культуре Южного Урала
  6. Пейзаж – большой мир. Виды природы и городов Южного Урала в картинах художников
  7. Природа и художник. Пейзаж настроения в живописи художников Южного Урала
  8. Городской пейзаж. Челябинск – надежная крепость России

7 класс:

  1. Жизнь в моем городе в прошлые века. Урал в исторической живописи русских художников. Исторические картины из жизни города Челябинска
  2. Библейские темы в изобразительном искусстве. Уральские лики: Строгановская школа иконописи
  3. Монументальная скульптура и образ истории народа. Скульптуры Челябинска и Челябинской области
  4. Искусство иллюстрации. Слово и изображение: художник-график детских книг Южно-Уральского книжного издательства А.В. Гилёв
  5. Художественно-творческие проекты.  Лицо современного города: Архитектурный образ как отражение истории
  6. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Каслинское  и Кусинское литье- гордость Урала
  7. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства Художники Южного Урала

8 класс:

  1. Важнейшие архитектурные элементы здания. На улицах нашего города
  2. Город сквозь времена и страны. Образы культуры прошлого России и Челябинской области
  3. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Современные дизайнеры и архитекторы Южного Урала
  4. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица – это моя малая Родина.
  5. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Современные модельеры России и Челябинской области

В художественной культуре народов Южного Урала народное искусство представляет явление яркое и сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа. Поэтому, работая по программе Б.М. Неменского, включение регионального этнокультурного компонента даст возможность  ученикам научиться:

- характеризовать особенности уникального искусства народов Южного Урала;

- определять специфику образного языка декоративно- прикладного искусства народов Южного Урала, создавать декоративные изображения и эскизы народного праздничного костюма на основе традиционных образов народов, проживающих на территории Челябинской области;

- различать и характеризовать художественные промыслы Южного Урала;

- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов в творчестве художников Южного Урала;

- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм на примере работ художников Южного Урала;

- называть имена выдающихся русских художников-портретистов и определять их произведения, посвященные выдающимся личностям в истории Урала;

- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека на примере уральских писаниц;

- рассуждать об изменчивости образа человека в истории искусства на примере деревянной скульптуры Урала и памятников Челябинска;

– характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника Южного Урала над жизнью;

- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории Урала, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; – рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образов народов Южного Урала;

- рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны на примере монументального искусства Челябинской области;

- описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне и установленные на территории Челябинской области;

- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна на примере памятников архитектуры Челябинской области;

- понимать тенденции и перспективы развития современного искусства  Челябинской области.

В целом приобщение к этнокультуре происходит не только через восприятие образцов народного искусства, традиционных промыслов, творчество современных мастеров ДПИ, дизайна, архитектуры, живописи, но и через практическую художественную деятельность на уроке и во внеурочной деятельности.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу. Поэтому очень важно создавать все условия для полноценного развития личности современного ребенка с применение НРЭО на уроках изобразительного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Материал содержит методы и формы организации деятельности учащихся на различных этапах уроков истории  в соответсвии с требованиями стандартов второго поколения....

Работа с одарёнными детьми в рамках внедрения ФГОС ( из опыта работы школы)

« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».                          ...

Подходы к преподаванию изобразительного искусства в 5 классе в рамках реализации ФГОС

Подходы к преподаванию изобразительного искусства в 5 классе в рамках реализации ФГОС В 5 классе я работаю по учебнику: Горяева Н.А.,Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни ...

Мастер-класс по теме “Регионоведение на уроках немецкого языка с целью духовно-нравственного воспитания учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС ОО" (авторская работа)

С данным материалом я выступала перед учителями немецкого языка на региональном уровне. Вопросом краеведения я занимаюсь уже достаточное время. Это очень интересный и важный вопрос, особенно в наше сл...

Инновационная деятельность учителя географии в рамках реализации ФГОС. (Из опыта работы)

Инновационная деятельность учителя в современной школе становится актуальным как никогда в связи с новыми требования и стандартами. Инновация - это что-то новое, какие- то обновления, это создание нов...

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы

Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...