Выполнение аппликации в технике коллаж «Натюрморт»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Слащева Мария Михайловна

Научить понимать роль натюрморта и его появление в истории искусства; познакомить с различными художественными материалами, художественными техниками и их значением в создании художественного образа.

Нетрадиционные для создания художественных произведений материалы (скрепки, пуговицы, цепочки, булавки, ленточки, веревки, монеты, значки и т.п.), а также всевозможные природные материалы (ракушки, перышки, веточки, цветочки, водоросли, камешки, песок и т.п.) могут вдохновить художника для творческой деятельности.

Удивительные композиции можно создавать не только с помощью карандашей, кистей и красок, но и таким необычным способом: соединением нетрадиционных материалов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kollazh.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Новый Уренгой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №17»

План-конспект

Внеклассного мероприятия

в 6 классе

Тема: Выполнение аппликации в технике коллаж «Натюрморт»

Автор разработки: Слащева Мария Михайловна

                                учитель изобразительного искусства

г. Новый Уренгой

Цели деятельности учителя:

Научить понимать роль натюрморта и его появление в истории искусства; познакомить с различными художественными материалами, художественными техниками и их значением в создании художественного образа.

Нетрадиционные для создания художественных произведений материалы (скрепки, пуговицы, цепочки, булавки, ленточки, веревки, монеты, значки и т.п.), а также всевозможные природные материалы (ракушки, перышки, веточки, цветочки, водоросли, камешки, песок и т.п.) могут вдохновить художника для творческой деятельности.

Удивительные композиции можно создавать не только с помощью карандашей, кистей и красок, но и таким необычным способом: соединением нетрадиционных материалов.

Тип урока: комбинированный

Вид художественной деятельности: аппликация-коллаж

Терминологический словарь: голландский, фламандский натюрморт, светотень, композиция.

Наглядно-демонстрационный материал: Репродукции картин: А. Матисс «Красные рыбки»; А. ван Бейерен «Натюрморт с омарами»; М. С. Сарьян «Натюрморт»;

М. Караваджо «Ваза с фруктами»; натюрморт – наглядная композиция; предметы быта; карточки: контуры предметов быта, композиции (черные).

 Модули из цветной бумаги; образцы натюрмортов, выполненные в технике аппликация

Мультимедийный ряд: презентация «Рождение натюрморта».

Основные понятия и термины: жанр, аппликация, блик, коллаж, предметный мир, натюрморт, аппликация, композиция.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, две работы (натюрморт в технике «аппликация» и «коллаж»), цветная бумага, ножницы, клей, вырезанные из лоскутов ткани, можно предложить другие материалы (кружева, фактурную бумагу и т.д).

Тема: Натюрморт - изображение предметного мира. Натюрморт, выполненный в технике аппликации по собственному замыслу.

Цели:

Предметные: расширить знания о художественных техниках, закрепить понятие «аппликация», «жанр натюрморт» и ввести новое понятие «коллаж», формировать умение подбора гармоничных цветовых сочетаний, эстетический и художественный вкус.

Деятельностные: формировать умения планировать последовательность выполнения своей работы и работать в соответствии с намеченным планом, навыки диалогового общения с учителем и одноклассниками, навыки самоконтроля.

Планируемый результат: учащиеся научатся планировать последовательность выполнения своей работы и работать по плану, создавать натюрморт в технике коллаж, правильно подбирать цвета.

Задачи урока:

Метапредметные УУД:

Познавательные: умение сравнивать, анализировать, подводить по понятие, выбирать наиболее эффективные способы решения.

Регулятивные: умение ставить цель, планировать свою работу и работать по плану, организовывать свою работу в строго отведенное время, преодолевать трудности, проводить самопроверку.

Коммуникативные: умение вести диалог с учителем и одноклассниками, высказывать и обосновывать своё мнение.

Личностные: мотивация к учебной деятельности, воспитание ответственности, аккуратности, умение работать индивидуально, развивать способность к самооценке.

Предметные: сформировать у учащихся представление о технике «коллаж», показать возможности цвета при ограниченной палитре (цветная бумага), создать условия для осознанного выполнения работы «Натюрморт в технике коллаж».

метные: сформировать  у  учащихся  представление  о  технике  «коллаж»,  показать  возможности  цвета  при  ограниченной  палитре  (цветная  бумага),

создать условия для осознанного выполнения работы «Натюрморт в технике коллаж».

Ведущие понятия: жанр, аппликация, блик, коллаж.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, две работы (натюрморт в технике «аппликация» и «коллаж»), цветная бумага, ножницы, клей,

цветы, вырезанные из лоскутов ткани.

метные: сформировать  у  учащихся  представление  о  технике  «коллаж»,  показать  возможности  цвета  при  ограниченной  палитре  (цветная  бумага),

создать условия для осознанного выполнения работы «Натюрморт в технике коллаж».

Ведущие понятия: жанр, аппликация, блик, коллаж.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, две работы (натюрморт в технике «аппликация» и «коллаж»), цветная бумага, ножницы, клей,

цветы, вырезанные из лоскутов ткани.

метные: сформировать  у  учащихся  представление  о  технике  «коллаж»,  показать  возможности  цвета  при  ограниченной  палитре  (цветная  бумага),

создать условия для осознанного выполнения работы «Натюрморт в технике коллаж».

Ведущие понятия: жанр, аппликация, блик, коллаж.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, две работы (натюрморт в технике «аппликация» и «коллаж»), цветная бумага, ножницы, клей,

цветы, вырезанные из лоскутов ткани.

Задание: на первом уроке происходит обсуждение и отбор с педагогом эскизов, их исправление, перевод в материал; на втором-продолжается работа в материале (техника коллажа).

Материалы: бумага формат А3 или А4 (по выбору), клей момент (клей ПВА), цветная бумага, журналы, открытки, репродукции натюрмортов, различные материалы, связанные с замыслом работы.

План урока:


I. Организационный момент.
II. Введение в тему. Целеполагание.
III. Актуализация знаний.

IV. Формирование новых знаний.

V. Физкультминутка.

VI. Практическая работа (инструктаж по технике безопасности работы с ножницами и клеем).

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание

IХ. Осуществление контроля

X. Итог урока

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему. Целеполагание.

Познавательные действия: делать выводы, сравнивая разные техники выполнения работы; составлять простой план работы; закрепить полученные ранее знания)

Учитель: Включение в деловой ритм. Перед учащимися две работы (натюрморт в технике бумажная аппликация и коллаж). Где можно использовать работу, которую выполним?

Дети определяют жанр и высказывают предположение о том, что можно подарить маме, бабушке на день рождения, повесить на стене у себя дома, а так же в школе.

III. Актуализация знаний

Учитель: На предыдущих уроках вы узнали многое о жанре натюрморта. Вы узнали о том. Что натюрморт – это… (Ответы детей). 

Правильно! …это изображение группы предметов, объединенных в единую композицию. А еще, ребята, вы узнали самое, на мой взгляд, главное: чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, он должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. 

И мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили некоторые правила постановки натюрморта. (Ответы детей).

Учитель: Обобщим сказанное вами. 

- Чем вторая работа (коллаж) отличается от первой (аппликация)?

- Во второй работе используют разные материалы (ткань, бумага).

- Что такое аппликация? (это способ наклеивания на какую-либо основу кусков разноцветной бумаги, картона, ткани и других материалов)

Давайте подумаем и попробуем сформулировать тему нашего урока.

Дети определяют тему и цель работы.

IV. Формирование новых знаний

Учитель:  Все богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы может испытывать художник для создания своей композиции. Такая техника называется коллаж.

  Коллаж – (от франц. приклеивание, наклейка) –техника и вид изобразительного искусства, заключающиеся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.).

В отличие от аппликации, коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, причем как целых объектов, так и их фрагментов (посуды, спортивного инвентаря, часов, монет, пластинок, обуви, перчаток, вееров, шляп и др.). Причем художник может комбинировать разнообразные художественные техники, сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и др. И все это делается для того, чтобы создать неповторимый художественный образ, найти наиболее подходящие средства для воплощения замысла художника.

Коллаж получил особое распространение в 20 веке, но не является новейшим изобретением.  Аналогичные приемы можно встретить в иконе, где сочетаются разнообразные материалы – живопись, золото нимбов и фона, богатый драгоценный убор, состоящий из тканых риз.

Широкое применение коллажа началось во время стиля «модерн». И обращение к нему произошло не столько сознательно, сколько интуитивно в процессе поиска усиления декоративности звучания произведений.

Поворотным этапом в области применения коллажа является обращение к этой технике художников-кубистов (показ репродукций с картин художников Пабло Пикассо и Жорд Брак).

Учитель: Мы с вами сегодня и будем использовать в качестве образных средств в своих коллажах, как правило, используют печатный материал- газеты, обои, этикетки, иногда соломенную плетенку, куски объявлений, цифры. А значит, мы будем работать в технике коллаж. Как вы видите, ребята, формат листа может быть вертикальным и горизонтальным. (Учитель демонстрирует работы, выполненные в технике аппликация).

Учитель: Но до того как вы приступите к работе, нам необходимо представить будущий натюрморт. Каким он будет?

(Регулятивные действия: совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии; работать по предложенному плану использовать презентацию; учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки)

V. Физкультминутка. (Упражнения для глаз)

Здоровьесберегающая технология.

VI. Практическая работа (инструктаж по технике безопасности работы с ножницами и клеем).

     Задание: Составить тематический натюрморт «Атрибуты искусства» из плоскостных изображений предметов.

Темы:

Мир художника

Классическая музыка

Современная музыка

Мир театра

Поэзия

Декоративно-прикладное искусство

Обсуждение выбора предметов для натюрморта (в таблице показаны примеры композиционного расположения предметов в натюрморте).

   Переходим к практической работе и определим этапы работы над коллажом:

Учитель: В эскизе, сделанном на прошлом уроке, должна прорисовываться общая композиционная схема, расположение и взаимосвязь предметов без детальной прорисовки. Возможно тоновое и цветовое решение эскиза.

Далее выполняется рисунок композиции;

Затем её воплощение в технике коллажа.

Выбор размера изображения на листе и количество необходимых планов построения композиции зависит от замысла художника.

   В таблице показаны примеры композиционного расположения предметов в натюрморте.

   Во время практической работы учитель проводит инструктаж по ТБ (работа с ножницами) и ведется текущий контроль: 

Самостоятельная работа (тихо звучит музыка)

- Организация рабочего места;

- Ученики приступают к работе (на столах лежат инструкционные карты);

- Правильность выполнения приемов работы и соблюдения правил безопасности. 

- Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения (оказание помощи в подборе материала, осуществление самоконтроля, взаимоконтроля).

- Контроль объема и качества выполненной работы.


VII. Рефлексия

Заключительное слово (беседа на основе заданных вопросов).

– Что нового узнали на уроке?

- Чем отличается коллаж от аппликации?

- С каким настроением вы сегодня завершили урок?

Учитель: Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, создали работу своими руками, которая обязательно украсит интерьер вашей комнаты. Посмотрите на свои работы, они веселые, яркие, аккуратные получились у нас!

VIII. Домашнее задание

Подготовить к следующему уроку художественные материалы: простые карандаши разной твердости.

IХ. Осуществление контроля

Выставление оценок.

Уборка рабочих мест.

X. Итог урока

Выставка работ учащихся.

Список литературы: 

  1. Власов В.Г. «Иллюстрированный художественный словарь» М.,1991.
  2. Горяев В.Г., Неменская Л.А. Программа «Изобразительное искусство и    

художественный труд» .-М.: «Просвещение», 2005. 

  1. Журнал «Юный художник» статья «Коллаж» 1992.
  2. Красновская Н.Искусство натюрморта. –М.: ОЛМА-Пресс, 2005
  3. Неклюдова М.Г. «Традиции и новаторство в русском искусстве конца 19-20 веков» М., 1991.
  4. Неменская Л.А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс. М.: «Просвещение», 2006. 
  5. Сокольникова Н.М. «Основы живописи» 5-8кл., 1996
  6. Яшухин А.П. Живопись.- М.: «Просвещение», 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка воспитательного часапо предмету: трудовая и изобразительная деятельность в условиях детского дома..Тема: Выполнение аппликации в технике «Торцевание на бумаге».

Разработка воспитательного часа по предмету: трудовая и изобразительная деятельность в условиях детского дома..   Тема: Выполнение аппликации в технике «Торцевание на бумаге». ...

Методическая разработка урока по Изо 6 класса "Натюрморт в технике коллажа".

В конспекте урока указаны цели и задачи; какие наглядные пособия использованы для урока. Знакомство учащихся с техникой коллажа. Поэтапная разработка практической работы. Выставка детских работ: натюр...

Конспект урока в 8 классе "Интерьер в технике коллажа"

План - конспект урока в 8 классе "Интерьер в технике коллажа"...

Аппликация в технике.Коллаж "Матрёшка"

Цель: научить учащихся работать в технике коллаж, выполнить аппликацию матрёшка.Задачи.Выполнить аппликацию в технике коллаж;Познакомить с понятием коллаж;Расширять кругозор учащихся, познакомить...

Конспект урока «Натюрморт в технике коллажа» 6 класс

Конспект урока "Натюрморт в технике коллажа" 6 класс...

Самоанализ урока по изобразительному искусству "Выразительные возможности натюрморта в технике коллаж"

 17 марта 2021 года был мной проведен урок по предмету изобразительное искусство в 6 классе. Тема урока звучит следующим образом: Выразительные возможности натюрморта в технике коллаж. Дан...